ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Цель статьи – представить основные составляющие логической канвы педагогического исследования: выбор и обоснование актуальности темы, определение проблемы, предмета, ведущих ориентиров, понятийной системы, целей и задач предстоящей работы, ее творческого ядра,
включающего идею (мысль о преобразовании, замысел и гипотезу).
Методы: используется панорамный подход, направленный на выявление последовательности работы, ее предполагаемое содержание и характер результатов.
Результаты. Намечены и раскрыты этапы и элементы составления ≪дорожной карты≫ (маршрута) планируемых изысканий. Показаны наиболее рас- пространенные ошибки в этом процессе и способы их предупреждения. Приводятся варианты конструирования моделей исходного (не отвечающего современным требованиям) и желаемого (потребного) состояния объекта (чаще всего процесса), а также способы перехода от первой модели ко второй.
Научная новизна. В качестве ориентира разработки концепции педагогического исследования, обоснования его теоретической новизны и практической значимости утверждается идея опережающего образования на основе конструктивного предвосхищения запросов общества и предвидения сценариев развития самого образования, а также использования позитивных традиций и возможностей инновационных информационно-коммуникативных технологий.
Практическая значимость. Тщательная, продуманная реализация постановочного этапа исследования во многом обеспечивает его успешность и эффективность.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 
Цель статьи – разработка основ создания и функционирования открытой образовательной системы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью интеграции знаний в единое информационное образовательное пространство, что является одной из важнейших стратегических задач современного университета.
Научная новизна и результаты исследования. Так как современная образовательная среда формируется на основе новых ≪потребительских стратегий≫, автором на основе социологического опроса студентов вузов Нижнего Новгорода и преподавателей различных вузов страны выявлены основные потребности пользователей открытых образовательных ресурсов. Раскрыты преимущества и возможности организации институциональных репозиториев; разработаны основные принципы создания единой образовательной инфокоммуникационной среды; представлена возможная структура образовательного портала.
Практическая значимость. Положения, изложенные в статье, могут быть использованы высшими учебными заведениями при формировании, например, систем дистанционного обучения или при внедрении в учебный процесс открытых образовательных ресурсов.
КОНСУЛЬТАЦИИ 
Цель – показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки.
Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже.
Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на раз- ных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях.
Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы.
Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Статья посвящена проблеме развития социально-профессиональной мобильности учащейся молодежи. Поскольку профессиональное будущее человека в постиндустриальном обществе характеризуется неопределенностью и динамичностью, индивидуальные траектории карьеры отличаются большой вариативностью и многомерностью. В связи с этим изучение психологических особенностей этих процессов становится весьма актуальным.
Цель представленного в статье исследования – определение феномена социально-профессиональной мобильности, факторов, обусловливающих профессиональное будущее молодежи и функциональных структурных характеристик развития мобильности.
Научная новизна. Анализируется понятие социально-профессиональной мобильности и дается его авторская интерпретация, обосновывается ее значение для реализации профессионального будущего. Рассматриваются объективные и субъективные факторы, влияющие на неопределенность профессионального будущего молодежи. К объективным факторам относятся социально-экономические условия постиндустриального общества, системы профессионального образования и профориентации; к субъективным – внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, рассогласование социально-профессиональной направленности и недостаточный уровень аутокомпетентности учащейся молодежи.
Результаты исследования. На основе выделенных особенностей социально-профессиональной мобильности установлена ее структура: психофизиологические свойства, познавательные способности, социально-профессиональный опыт и социально-профессиональная направленность. Приводятся также качества, деструктивно отражающиеся на мобильности человека. Выделенные структурные характеристики стали основой определения ключевых качеств мобильности. Контент-анализ и экспертная оценка этих качеств позволили выявить семь наиболее значимых качеств, влияющих на успешность профессионального будущего: адаптивность, инициативность, инновационность, обучаемость, поведенческую гибкость, рефлексивность и сверхнормативную активность.
В заключительной части статьи представлена краткая характеристика развития социально-профессиональной мобильности в контексте профессионального будущего учащейся молодежи.
Практическая значимость. Автор полагает, что изложенные в статье положения будут способствовать проектированию профессионального будущего учащейся молодежи в профессиональной школе, центрах профориентации и трудоустройства.
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Аннотация. Цель статьи – рассмотреть динамику развития понятия ≪гуманитарная культура≫, выделить пути обновления содержания данного понятия и исследовать источники содержания современной гуманитарной культуры личности.
Методы: теоретические: анализ существующих точек зрения на проблему; формализация характеристик гуманитарной культуры; рефлексия мотивирующего способа отношения к действительности. Исследование ведется с опорой на идеи социодинамики культуры А. Моля.
Результаты исследования: обосновано принципиальное расхождение гуманитарного и технократического, культурного и цивилизационного типов отношения к действительности, что позволяет рассматривать гуманитарную культуру как особое социально-культурное качество личности, а не только как культурный текст.
Научная новизна: определена динамика развития понятия ≪гуманитарная культура≫. Особое внимание уделено путям обновления его содержания и влияния этого обновления на развитие образования.
Практическая значимость: использование теоретических результатов исследования способствует разработке инструментария эмпирических исследований процесса формирования гуманитарной культуры личности, а также позволяет активизировать теоретическую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в системе аспирантуры и при самообразовании.
ВОПРОСЫ ДИДАКТИКИ 
Аннотация. Цель публикации – познакомить читателей с некоторыми результатами реализации образовательного проекта ≪Математика. Психология. Интеллект≫ (МПИ), в соответствии с которым отбирается и разрабатывается содержание учебников и учебных материалов нового типа, способствующих развитию интеллекта у учащихся средних общеобразовательных школ и формированию у них универсальных учебных действий.
Методы. С позиций психодидактического подхода анализируется опыт конструирования учебных текстов – традиционных справочно-повествовательных и организованных как диалог с учеником-читателем, ориентированных на понимание фактов и обретение умений рассуждать (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы). Аргументированно, в контексте ≪теории читателя≫ (reader-oriented theory), согласно которой ученик активно конструирует значения (понятия) в процессе чтения, доказываются преимущества специальных развивающих учебных материалов, составляющихся на базе ≪обогащающей≫ модели.
Результаты. Описан процесс конструирования учебников и учебных материалов (учебных книг, практикумов, тетрадей для самостоятельной работы, компьютерных программ) нового поколения по математике для учащихся основной школы (5–9-х классов). Разработана психодидактическая типология развивающих учебных текстов и сформулированы требования к ним.
Научная новизна. Особенность предлагаемых развивающих учебных текстов заключается в том, что они, будучи проекцией структуры научного математического знания, в то же время, во-первых, обеспечивают формирование основных компонентов ментального (когнитивного, понятийного, метакогнитивного, интенционального) опыта ученика и, во-вторых, создают условия для проявления индивидуальных познавательных стилей учащихся.
Практическая значимость. Содержание учебников математики нового поколения, которое отвечает психодидактическим требованиям, способствует активизации индивидуальных интеллектуальных ресурсов выпускников школы, закладывает основы умения учиться, готовит детей к будущей инновационной жизнедеятельности, причем как профессиональной, так и личной и бытовой.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Цель публикации – продемонстрировать возможности и новые формы дополнительного образования школьников и студентов в специальных структурах при педагогических вузах.
Методы. Анализируется опыт участия студентов в организации и проведении соревновательных мероприятий для школьников и учителей на базе Центра дополнительного образования при Томском педагогическом университете.
Результаты. Показана специфика деятельности студентов физико-математического факультета при организации системы соревнований и конкурсов школьников. Такая форма педагогической практики позволяет будущим учителям приобретать необходимые профессиональные компетенции, соответствующие ФГОС ВПО.
Научная новизна. Выделены виды деятельности студентов при взаимодействии со школьниками и преподавателями, способствующие формированию необходимых компетенций будущих педагогов. Описаны основные этапы работы студентов во время подготовки и проведения соревновательных мероприятий, а также непосредственно сами компетенции, образующиеся в ходе подобной практической деятельности.
Практическая значимость. Материалы статьи могут найти применение в дальнейших исследованиях, посвященных разработке новых форм педагогической практики.
ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ 
Цель статьи – обоснование целесообразности устранения чрезмерной пространственной поляризации социально-экономического развития территорий как необходимого условия обеспечения опережающего развития их кадрового потенциала.
Рассмотрены основные проблемы и противоречия, складывающиеся на современных региональных и локальных рынках труда России. Исходя из обобщения и систематизации результатов научных исследований зарубежных и отечественных ученых, специализирующихся в области пространственной экономики, сделан вывод о том, что необходимым условием устранения возможных угроз территориальной поляризации экономики является формирование новой институциональной среды, активизирующей взаимодействие участников в зоне территориальных интересов по подготовке кадров и созданию новых рабочих мест.
На примере исследования усиливающихся диспропорций между рынками рабочих мест и рабочей силы в муниципальных образованиях Свердловской области обосновывается целесообразность формирования территориальных производственно-образовательных кластеров с максимальным использованием сетевого взаимодействия их субъектов.
Научная новизна исследования заключается в адаптации теоретических положений ≪новой экономической географии≫ применительно к условиям трансформационных процессов, происходящих в российской экономике, а также в разработке кластерной модели опережающего развития кадрового потенциала территории, главным институциональным элементом которой является территориальный центр развития кадрового потенциала, обеспечивающий согласование интересов органов власти, бизнес-сообщества и домохозяйств.
Результаты исследования имеют большую практическую значимость, поскольку позволяют повысить эффективность деятельности администраций управленческих округов и муниципальных образований, центров занятости территорий, работодателей и усилить их влияние на процессы опережающей подготовки и переподготовки кадров.
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
Цель работы – исследовать пути преодоления деформаций антропологических оснований образования, возникающих вследствие его тотальной информатизации.
Методы. С опорой на методы теоретического и эмпирического анализа показано, что информатизация образования фактически приводит к вытеснению и замещению в учебном процессе самого образа человека. Явления антропологической деформации автор статьи связывает с первым этапом информатизации, платформой которого стали ≪человеко-компьютерные технологии≫ и модели, формируемые в рамках картезианской парадигмы, или ≪культуры значения≫.
Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости перехода на новый этап информатизации образования – к технологиям телеприсутствия и формированию ≪культуры присутствия≫. Такие технологии ≪возвращают≫ реального человека в процесс учебной коммуникации, хотя и репрезентированный медиасредствами. В перспективе это позволит расширить не только возможности обучения, но и возможности творческого сотрудничества, совместного творческого поиска и проектирования. Формирование новой антропологической платформы развития образования имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
Цель статьи – рассмотреть генезис и тенденции развития идеи ≪общего блага≫ в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв. и показать ее патриотическую сущность и общественную ценность.
Методы. При помощи методов логико-исторического и системно-структурного анализа определены основные исторические детерминанты и ключевые факторы развития идеи ≪общего блага≫ в педагогическом наследии Беларуси XVI–XVII вв. Показана содержательная эволюция данной идеи под влиянием социокультурных условий исследуемого периода; отмечен ее исторический приоритет и значимость для сохранения мира, целостности общественного порядка в период формирования полиэтнического и поликонфессионального государства. На основе сравнительно-сопоставительного метода и анализа различных интерпретационных подходов к определению общего блага у представителей общественно-педагогической, философской и религиозной мысли Беларуси XVI–XVII вв. продемонстрирована патриотическая сущность данной идеи, обусловленная ее консолидирующей ориентированностью, гуманистическим содержанием и важностью для национального становления народа и государства.
Результаты. Установлена значимость исследуемой идеи в активизации общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв., подчеркнуто ее воздействие на дальнейшее развитие просвещения и национально-ценностного воспитания в педагогических традициях белорусских земель. Кроме того, отмечено влияние идеи ≪общего блага≫ на формирование гуманистических и толерантных начал национального самосознания белорусов, что нашло отражение в особенностях менталитета и национального характера.
Научная новизна работы состоит в теоретическом обосновании с позиций системного подхода патриотической сущности идеи ≪общего блага≫ как ценностно-содержательного концепта формирования современной системыгражданско-патриотического воспитания. Сегодня организация системы воспитания гражданина и патриота своей страны на принципах преемственности национальных традиций является залогом успешного национального развития народа и государства.
Практическая значимость. Материалы исследования можно использовать при изучении историко-педагогического опыта. Автор статьи надеется, что они будут способствовать решению приоритетных задач воспитания: обогащению целевого и содержательного аспектов образовательного процесса, активизации разнообразных приемов и методов формирования гражданственности и патриотизма, усилению гуманистической направленности, толерантности и культуры межличностных отношений в молодежной среде.
ISSN 2310-5828 (Online)