Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

Аннотация

Введение. В связи с участившимися в последнее время в мире деструктивными проявлениями в молодежной среде, обусловленными в существенной степени глобальным ценностно-мировоззренческим кризисом, состоящим в несоответствии идеалов, ценностей, убеждений, знаний задачам преодоления нестабильности современной цивилизации, назрела необходимость актуализации вопросов воспитания, имеющих социальный фокус, таких как развитие человечного в человеке, преодоление разобщенности (эгоизма, индивидуализма), развитие социальной ответственности и др. В этой связи особую актуальность приобретают как системные исследования характеристик социокультурной идентичности обучающихся, так и изучение факторов социокультурной среды вузов, оказывающих влияние на преодоление негативных последствий индивидуализма и разобщенности в университетской среде. Акцент на социальный фокус воспитания подразумевает формирование ценностной общности в университетской среде, при этом определяющими становятся характеристики социокультурной идентичности субъектов воспитательной деятельности и учет результатов исследования на практике.

Целью исследования является выявление условий вне учебной воспитательной деятельности, способствующих формированию ценностной общности в университетской среде на основе общих духовно-нравственных представлений. Конкретные задачи исследования связаны с выявлением доминирующих в системе современного российского высшего образования концептуальных подходов к реализации воспитательной деятельности с ориентацией на востребованный обществом социальный фокус; определение дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности как одного из факторов, обуславливающих культурную идентификацию обучающихся и развитие общностей в социокультурной среде вуза; установление релевантности диагностического инструментария, позволяющего отслеживать результаты развития у студентов позитивных социальных качеств; раскрытие соотношения общей направленности воспитательной деятельности вузов во вне учебное время с социальным и личностным фокусом.

Методология, методы и методики. В процессе исследования проведен качественный и количественный контентанализ программ воспитательной работы 12 вузов (многопрофильных, гуманитарных и технических) из разных регионов РФ. В основу исследования легла методика средового подхода в педагогике и представления о событийном механизме воспитания. Интерпретации социального фокуса мировоззренческих ориентиров студентов основываются на положениях теории базовых личностных ценностей.

Результаты. Выявлены условия вне учебной воспитательной деятельности, способствующие формированию ценностной общности в университетской среде: целеполагание вне учебной деятельности, имеющее преимущественно социальный фокус; соответствие содержания воспитательной деятельности задачам преодоления индивидуализма и разобщенности; учет дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности. Поставлена научная проблема разработки диагностического аппарата, позволяющего вузам отслеживать процесс и результаты воспитательной работы, направленной на развитие общественных ценностей.

Научная новизна. Внесено предложение о необходимости учета дифференцированной совокупности субъектов воспитательной деятельности при формировании содержания воспитания с фокусом на приоритет общественных интересов.

Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости учета нравственно-мировоззренческих позиций субъектов воспитательной деятельности с целью достижения результатов в развитии качеств социального фокуса университетской среды может представлять интерес для разработчиков и организаторов воспитательной деятельности в университетах.

Об авторах

Е. С. Сахарчук
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Россия

Сахарчук Елена Сергеевна – доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебно-воспитательной работе

ResearcherID B-6256-2018

Москва



Э. Р. Баграмян
Российская академия образования
Россия

Баграмян Эммануил Робертович – кандидат педагогических наук, заместитель руководителя центра развития образования

Москва



И. А. Киселева
Московский государственный областной университет
Россия

Киселева Ирина Александровна – доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской классической литературы

ResearcherID V-4311-2019

Москва



А. Л. Сахарчук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Сахарчук Анна Леонидовна – студентка филологического факультета

Москва



Список литературы

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 24. С. 184.

2. Киселева И. А., Сахарчук Е. С., Сахарчук А. Л. Ценностно-смысловые ориентиры педагогической системы В. В. Зеньковского [Электрон. ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 73–77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientiry-pedagogicheskoy-sistemy-v-v-zenkovskogo (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.24158/spp.2021.1.12

3. Слободчиков В. И. Прикладная антропология А. С. Макаренко [Электрон. ресурс] // Социальная педагогика. 2013. № 4. С. 14. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnaya-antropologiya-v-pedagogike-a-s-makarenko (дата обращения: 30.07.2021).

4. Compagnuccia L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020 Vol. 161. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162520311100?via%3Dihub (date of access: 30.07.2021). DOI:10.1016/j.techfore.2020.120284

5. Postlep R.-D., Blume L., Hülz M. Hochschulen und ihr Beitrag für eine nachhaltige Regionalentwicklung. BoD – Books on Demand. 292 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/340050606 (date of access: 30.07.2021).

6. Klemeshev A. P., Kudryashova E. V., Sorokin S. E. Stakeholder approach to the implementation of the “third mission” of universities // Baltiiskii region. 2019. Т. 11. № 4. P. 114–135. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/steykholderskiy-podhod-v-realizatsii-tretiey-missii-universitetov (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.5922/2079-85552019-4-7

7. Reichert S. The Role of Universities in Regional Innovation Ecosystems. EUA Study. Available from: https://eua.eu/downloads/publications/eua%20innovation%20ecosystem%20report%202019-3-12.pdf08 (date of access: 30.07.2021).

8. Knudsen M. P., Frederiksen M. H., Goduscheit R. C. New forms of engagement in third mission activities: a multi-level university-centric approach. P. 209–240. Published online: 07 Oct 2019. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14479338.2019.1670666 DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666 (date of access: 30.07.2021).

9. Hossainab S., Anjuma A., Uddinc E., Rahmana A., Hossaind F. Impacts of socio-cultural environment and lifestyle factors on the psychological health of university students in Bangladesh: A longitudinal study // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 256. P. 393– 403. Available from: https://www.researchgate.net/publication/333607485_Impacts_of_socio-cultural_environment_and_lifestyle_factors_on_the_psychological_health_of_university_students_in_Bangladesh_A_longitudinal_study (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1016/j.jad.2019.06.001

10. Bylkova S. Role of the university socio-cultural environment in formation of students’ emotional intelligence. May 2021. Available from: https://www.europeanproceedings. com/article/10.15405/epsbs.2021.05.02.173 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.15405/epsbs.2021.05.02.173

11. Lolokote S., Habtemariam Hidru T., Licorresponding X. Do socio-cultural factors influence college students’ self-rated health status and health-promoting lifestyles? A cross-sectional multicenter study in Dalian, China // BMC Public Health. 2017. № 17. P. 478. DOI: 10.1186/s12889-017-4411-8

12. Mitrofanova A. V., Mutavchi E. P., Stepanova T. N., Dragileva I.I. The factors of adaptation of foreign students in the Kaliningrad socio-cultural environment // IV International Scientific and Practical Conference “Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform” (SDGG 2021). 2021. Vol. 291. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/67/e3sconf_sdgg2021_05024/e3sconf_sdgg2021_05024.html (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1051/e3sconf/202129105024

13. Wu H-P., Garza E., Guzman N. International Student’s Challenge and Adjustment to College // Education Research International. 2015. Article ID 202753. Available from: https://www.hindawi.com/journals/edri/2015/202753 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1155/2015/202753

14. Сидорова Н. В. Роль социокультурной среды вуза в определении критериев социализированности подрастающего поколения: опыт эмпирического исследования [Электрон. ресурс] // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2 (20). С. 241–249. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46213634 (дата обращения: 30.07.2021).

15. Buehrer E. Teaching and promoting tolerance. January 31, 2018. Available from: https://gogateways.org/articles/2018/1/31/teaching-and-promoting-tolerance (date of access: 30.07.2021).

16. Wita J., Salim A., Winarno W. Students’ Tolerance Behavior in Religious-Based Primary School: Gender Perspective // International Journal of Educational Research Review. 01.07.2018. Available from: https://www.researchgate.net/publication (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.24331/ijere.426255

17. Sugihartati R., Suyanto B., Hidayat M.A., Sirry M., Srimulyo K. Habitus of Institutional Education and Development in Intolerance Attitude among Students // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, No. 1. Available from: https://www.iratde.com/index.php/jtde/article/view/811 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.21125/inted.2020

18. Давыдова Е. М., Николаева А. Д. Значение социокультурной среды вуза в межкультурном воспитании обучающихся // KANT. 2019. № 4 (33). С. 242–247. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sotsiokulturnoy-sredy-vuza-v-mezhkulturnomvospitanii-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.07.2021). DOI: 10.24923/2222-243X

19. Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 60–69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentovopyt-realizatsii (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.31992/0869-3617

20. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 156. DOI: 10.17853/19945639-2020-2-141-168

21. Петренко А. А., Воробьев В. И. Социокультурная среда вуза как фактор развития рефлексивно-аксиологического компонента профессиональной компетентности курсанта // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4 (52). С. 175–183. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42315152 (дата обращения: 30.07.2021).

22. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 315–319. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765663 (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.34216/2073-1426

23. Сериков В. В. О качестве диссертационных исследований по проблемам образования [Электрон. ресурс] // Развитие военной педагогики в ХХI веке. Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2019. С. 42–50. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41173983 (дата обращения: 30.07.2021).

24. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности [Электрон. ресурс] // Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО ИТИП. 2010. С. 46–56. Режим доступа: https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Articles/Селиванова_Н.Л._Воспитательноепространство_как_педагогическое_понятие_и_феномен.pdf (дата обращения: 30.07.2021).

25. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России [Электрон. ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnennaya-teoriya-bazovyh-individualnyh-tsennosteyprimenenie-v-rossii (дата обращения: 30.07.2021).

26. Киселева Е. В. Экспертный анализ процесса воспитания в образовательной организации: объекты и критерии экспертизы [Электрон. ресурс] // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. С. 244–251. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnyy-analiz-protsessa-vospitaniya-v-obrazovatelnoy-organizatsii-obekty-ikriterii-ekspertizy (дата обращения: 30.07.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Сахарчук Е.С., Баграмян Э.Р., Киселева И.А., Сахарчук А.Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика. Образование и наука. 2022;24(3):11-40. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

For citation:


Sakharchuk E.S., Bagramyan E.R., Kiseleva I.A., Sakharchuk A.L. Social focus of the educational activity of the university: Declaration of goals and practice. The Education and science journal. 2022;24(3):11-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

Просмотров: 882


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)