Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 24, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

11-40 235
Аннотация

Введение. В связи с участившимися в последнее время в мире деструктивными проявлениями в молодежной среде, обусловленными в существенной степени глобальным ценностно-мировоззренческим кризисом, состоящим в несоответствии идеалов, ценностей, убеждений, знаний задачам преодоления нестабильности современной цивилизации, назрела необходимость актуализации вопросов воспитания, имеющих социальный фокус, таких как развитие человечного в человеке, преодоление разобщенности (эгоизма, индивидуализма), развитие социальной ответственности и др. В этой связи особую актуальность приобретают как системные исследования характеристик социокультурной идентичности обучающихся, так и изучение факторов социокультурной среды вузов, оказывающих влияние на преодоление негативных последствий индивидуализма и разобщенности в университетской среде. Акцент на социальный фокус воспитания подразумевает формирование ценностной общности в университетской среде, при этом определяющими становятся характеристики социокультурной идентичности субъектов воспитательной деятельности и учет результатов исследования на практике.

Целью исследования является выявление условий вне учебной воспитательной деятельности, способствующих формированию ценностной общности в университетской среде на основе общих духовно-нравственных представлений. Конкретные задачи исследования связаны с выявлением доминирующих в системе современного российского высшего образования концептуальных подходов к реализации воспитательной деятельности с ориентацией на востребованный обществом социальный фокус; определение дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности как одного из факторов, обуславливающих культурную идентификацию обучающихся и развитие общностей в социокультурной среде вуза; установление релевантности диагностического инструментария, позволяющего отслеживать результаты развития у студентов позитивных социальных качеств; раскрытие соотношения общей направленности воспитательной деятельности вузов во вне учебное время с социальным и личностным фокусом.

Методология, методы и методики. В процессе исследования проведен качественный и количественный контентанализ программ воспитательной работы 12 вузов (многопрофильных, гуманитарных и технических) из разных регионов РФ. В основу исследования легла методика средового подхода в педагогике и представления о событийном механизме воспитания. Интерпретации социального фокуса мировоззренческих ориентиров студентов основываются на положениях теории базовых личностных ценностей.

Результаты. Выявлены условия вне учебной воспитательной деятельности, способствующие формированию ценностной общности в университетской среде: целеполагание вне учебной деятельности, имеющее преимущественно социальный фокус; соответствие содержания воспитательной деятельности задачам преодоления индивидуализма и разобщенности; учет дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности. Поставлена научная проблема разработки диагностического аппарата, позволяющего вузам отслеживать процесс и результаты воспитательной работы, направленной на развитие общественных ценностей.

Научная новизна. Внесено предложение о необходимости учета дифференцированной совокупности субъектов воспитательной деятельности при формировании содержания воспитания с фокусом на приоритет общественных интересов.

Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости учета нравственно-мировоззренческих позиций субъектов воспитательной деятельности с целью достижения результатов в развитии качеств социального фокуса университетской среды может представлять интерес для разработчиков и организаторов воспитательной деятельности в университетах.

41-77 531
Аннотация

Введение. Физическое воспитание (PE) является одной из специальностей, которую часть людей или даже обществ могут считать менее важными, чем другие научные и социальные специальности, что снижает важность специализации в данной области. Исследование спортивной идентичности и ее связи с моральными ценностями среди студентов, обучающихся физическому воспитанию, является попыткой увидеть, в какой степени спортивная идентичность может влиять на обладание моральными ценностями у людей, работающих в этой сфере. Это оценочное исследование с точки зрения восприятия студентов является новым, ранее не проводившимся. Большинство ведущих исследователей в Иордании и арабском мире в целом оценивают спортивную идентичность или обладание моральными ценностями, но они не изучали взаимосвязь между ними.

Цель. Настоящее исследование направлено на оценку спортивной идентичности по отношению к моральным ценностям на основе представлений студентов, обучающихся физическому воспитанию.

Методология и методы исследования. Для анализа данных применялся описательный подход. Для сбора данных использовалась анкета, состоящая из двух шкал. Первая – шкала спортивной идентичности, состоящая из 14 пунктов, распределенных по трем областям: социализация идентичности (5 пунктов), эксклюзивность (5 пунктов) и негативные эмоции (4 пункта). Вторая – шкала нравственных ценностей, включающая 27 пунктов, распределенных по пяти доменам: ответственность (7 баллов), честность (5 баллов), социализация (10 баллов), красота (5 баллов) и конкуренция (5 баллов). Выборка состояла из 280 студентов факультета физического воспитания Ярмукского университета.

Результаты и научная новизна. В результате исследования выявлено, что уровень спортивной идентичности у студентов высокий со статистически значимыми различиями в пользу юношей. На первое место вышла сфера негативных эмоций, за которой следуют замкнутость и социализация идентичности соответственно. Сферы моральных ценностей оценивались высоко, на первом месте стояла сфера конкуренции, за ней следовали красота, честность, ответственность и социализация соответственно. Результаты также по казали, что существует положительная статистически значимая связь между спортивной идентичностью и моральными ценностями.

Практическая значенимость. Данное исследование рекомендует укреплять спортивную идентичность среди учащихся за счет расширения участия в спортивных мероприятиях, совершенствования академических курсов, посвященных спортивной культуре и спортивным ценностям, привлечения студенток к спортивным мероприятиям для повышения уровня их спортивной идентичности, преодоления разрыва в уровне спортивной идентичности между студентами женского мужского пола.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

78-103 221
Аннотация

Введение. Рассматривалась проблема изменения роли и места философии в системе массового образования, связанного с современными прагматизацией и технологизацией, которые порождают сомнения в полезности изучения философии, а следовательно, и стремление к трансформации подхода к преподаванию.

Цель. На основании современных научных разработок осмыслить авторский опыт преподавания в рамках системы индивидуальных образовательных траекторий ТюмГУ, где была предпринята попытка решить эту проблему.

Методология, методы и методики. Теоретическая часть исследования подразумевала формирование оснований теории преподавания философии как миметической практики, базирующейся на методологии, сформированной совокупностью концептов: дихо томии дискурсивного и практического сознания Э. Гидденса, а также понятий «неявное знание» (М. Полани), «экономия мышления» (Э. Мах), «мимесис» (К. Вульф). Построенная на этих основаниях практика преподавания философии была опробована на студенческом потоке, примерно четверть которого согласилась анонимно оценить процесс и результаты совместной работы.

Результаты и научная новизна. Был сформулирован эскиз концепции массового преподавания философии в современных условиях, стержнем которого является организация процесса миметической передачи неявного знания, обеспечивающего умение философствовать, в системе из четырех основных элементов: преподавателя, студента, текста и студенческой группы. Лекция является демонстрацией личного философского стиля, а сократовский семинар – совместной практикой с непредсказуемым финалом, где преподаватель выступает вопрошающим модератором, инициирующим личные поиски студентов, в системе, где текст связывает их с философской традицией, а группа – с обыденной жизнью. Опрос показал, что подход работает: студентам нравится процесс, они понимают связь философских идей с реальной жизнью, отслеживают собственное освоение философских текстов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут способствовать распространению опыта построения массового курса философии в новых условиях, а также дальнейшему развитию теории, в первую очередь в плане разработки используемого философского контента.  

104-125 222
Аннотация

Введение. Учителя XXI века должны быть в состоянии воспитать творческих учеников, которые мыслят критически, за счет развития навыков мышления высокого порядка (HOTS) в процессе обучения.

Цель. Настоящее исследование направлено на изучение того, могут ли профессиональные знания учителей улучшить критическое мышление и могут ли грамотность в применении HOTS и профессиональное развитие учителей опосредовать их взаимосвязь.

Методология и методы исследования. Данное исследование носит пояснительный характер при общей выборке 724 учителей. Анализ проводился с использованием WarpPLS, а данные собирались с помощью анкет.

Результаты и научная новизна. Результаты исследования показали, что профессиональные знания учителей влияют на критическое мышление прямо и косвенно. Грамот ность в применении HOTS и профессиональное развитие учителей являются промежуточными звеньями между профессиональными знаниями учителей и критическим мышлением.

Практическая значимость. Настоящее исследование предоставляет важную информацию соответствующим заинтересованным сторонам, таким как Министерство образования, университеты и школы, относительно того, какие факторы могут улучшить способности учителей при подготовке вопросов, направленных на критическое мышление (мышление высокого порядка). Эти факторы должны быть немедленно обнаружены и из учены заинтересованными сторонами, чтобы поддержать регулирование развития потенциала учителей, а также текущий процесс разработки учебных программ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

126-157 233
Аннотация

Введение. В научной литературе эмпирические исследования личностных особенностей современного учителя с опорой на надежные и валидные методики немногочисленны. Единичные обзоры эмпирических исследований личности учителя выполнены только в рамках одной теоретической модели и не учитывают достижения других научных направлений, что существенно снижает потенциал управленческой, педагоги ческой и психологической деятельности в современном образовании. Разрешению этого противоречия может способствовать обзор эмпирических исследований, представляющий собой анализ и обобщение международного опыта изучения личностных особенностей со временного учителя.

Цель. На основе анализа научных публикаций обобщить результаты эмпирических исследований личностных особенностей учителя начала XXI века, выявить основные ограничения в организации научных исследований личностных особенностей учителя и определить актуальные направления исследований для оптимизации педагогической деятельности в современных условиях.

Методология и методы. В обзоре использовалась методология подготовки аналитических обзоров на основе поиска публикаций с опорой на ключевые слова, в соответствии с выбранными критериями поиска с использованием дополнительных дескрипторов и дальнейшего качественного анализа релевантных эмпирических исследований. В обзоре использовались материалы, опубликованные за последние 20 лет.

Результаты. Результаты эмпирических исследований, которые имеют репрезентативные объемы исследовательских выборок, выполненные с применением измерительных инструментов с известными психометрическими свойствами и отвечающие исследовательским критериям отбора, позволяют выделить несколько основных кластеров изучения личностных особенностей учителя. Наибольшее распространение получили исследования личностных черт педагога в рамках пятифакторной модели личности, эмоционального интеллекта учителя и мотивации учителя (трудовой мотивации, внутренней мотивации, эмоционально-смысловых предпочтений). Внутри этих кластеров были выявлены тенденции, которые характеризуют личностные особенности учителя XXI века, отвечающие возможности воплощения субъектной парадигмы современного образования, задаче успешного выполнения учителем своей деятельности и эффективности управления образовательными процессами.

Научная новизна. Обобщение результатов определило содержание базовых личностных характеристик современного учителя и позволило выявить особенности, отличающие учителя XXI века. Представленные результаты раскрывают закономерности развития личности, поведения и деятельности современного учителя и могут выступить основой для дальнейших исследований в сфере наук об образовании, психологии личности, психологии труда и педагогической психологии.

Практическая значимость. Конкретно-историческое знание личностных особенностей учителя XXI века представляет собой доказательную базу для выработки стратегических и тактических решений в сфере управления образованием; определяет тактику управления современными педагогическими коллективами; позволяет проектировать на правления работы психологической службы системы образования с учителем, а также служит материалом для разработки образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.  

158-183 149
Аннотация

Введение. Иррациональные убеждения как искажения в восприятии реальности характерны для представителей многих профессий, в том числе и для медицинских работников. Они оказывают дестабилизирующее влияние на становление личности. Эффективная деятельность по их преодолению, которая должна начинаться уже на этапе профессиональной подготовки, может быть осуществлена только при условии выявления характера взаимосвязи иррациональных убеждений с различными факторами, где немаловажную роль играют потребности, в том числе и потребности в безопасности.

Цель. Выявление взаимосвязи потребностей в безопасности с иррациональными убеждениями у студентов медицинского вуза.

Методология исследования. Проверялась гипотеза о взаимосвязи потребности в опасности с убеждениями антисоциального и агрессивного типов, потребности в безопасности с убеждениями зависимого и избегающего типов, потребности в обеспечении безопасности с убеждениями обсессивно-компульсивного типа с учетом пола и возраста студентов. В исследовании приняли участие 277 студентов (70 юношей и 197 девушек) младших и старших курсов Ивановской государственной медицинской академии, средний возраст – 19,25 ± 2,41 года. В качестве диагностического инструментария использовался авторский опросник на выявление потребностей в опасности и в безопасности, а также перечень иррациональных убеждений А. Бека и А. Фримена.

Результаты и научная новизна. В результате у респондентов обоих полов не обнаружено существенных различий исследуемых параметров. И у юношей, и у девушек выявлена положительная связь иррациональных убеждений обсессивно-компульсивного типа с потребностью в обеспечении безопасности и отрицательная связь с потребностью в опасности, а убеждений зависимого типа – с потребностью в безопасности. Обнаружены различия в зависимости от возраста. Потребность в обеспечении безопасности оказалась отрицательно связана у первокурсников с убеждениями антисоциального типа, а у старшекурсников – пассивно-агрессивного типа. Потребность в безопасности у первокурсников положительно коррелирует с убеждениями зависимого типа, а у старшекурсников – избегающего типа.

Практическая значимость. Полученные результаты существенно дополняют имеющиеся в психологии данные о роли иррациональных убеждений в удовлетворении потребностей в безопасности. Они могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов, а также в работе психологической службы вузов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

184-220 178
Аннотация

Введение. Современные концепции развития рынка труда и образования, определяемые в контексте парадигмы цифровой экономики, артикулируют дисбаланс между быстро меняющимися требованиями новой экономики и системой профессиональной подготовки. На первый план выходит нелинейность профессионально-образовательных траекторий и особую значимость приобретают практики постоянного профессионального развития и переподготовки. В этом контексте особое внимание привлекает идея транспрофессионального образования, отражающая новое направление в формировании будущих кадров рынка труда. Перспективы и возможности реализации концепции транспрофессионализма в современной системе высшего образования требуют осмысления ряда концептуальных и практических вопросов, поэтому представляется насущным и своевременным анализ потребности самих обучающихся в получении такого вида образования.

Цель статьи – выявить и проанализировать в студенческом дискурсе востребованность транспрофессионального образования, а также артикулировать актуализируемые в субъективных оценках студентов ожидания и риски, связанные с распространением нового типа специалистов – транспрофессионалов.

Методология, методы и методики. В исследовании авторы опирались на концепции педагогики, социологии и экономики образования, позволяющие изучить образовательный спрос обучающихся на транспрофессиональное образование. Исследование выстраивалась в рамках множественной стратегии с опорой на подход «восполнение пробелов», предложенный Э. Беллом и А. Брайменом. Источником эмпирических данных выступили результаты социологического исследования, осуществленного в феврале–мае 2021 года. На первом этапе исследования на основе целевой выборки было опрошено 1357 студентов, осваивающих различные образовательные программы социально-гуманитарного профиля бакалавриата и магистратуры. Репрезентация результатов количественного исследования основана на статистическом анализе данных анкетирования с применением непараметрических методов для проверки связи между переменными. Качественный анализ текстов эссе осуществлялся в рамках исторического дискурс-анализа, что потребовало применения трехмерного аналитического аппарата, позволяющего раскрыть лингвистические и конструктивные особенности построения текстов, выявить стратегии аргументации и зафиксировать личностные смыслы в содержании эссе.

Результаты и научная новизна. Осуществленный в работе теоретический анализ позволил раскрыть социологическую составляющую концептуализации феномена транспрофессионализма, которая состоит в аспектации субъективной интерпретации его содержательных характеристик и аргументации востребованности новых компетенций. На эмпирическом уровне были проанализированы особенности восприятия участниками исследования транспрофессионального образования и транспрофессионалов на рынке труда. Данные анкетирования показали, что, по мнению большинства респондентов, умение выходить за рамки одной профессии становится одной из ключевых характеристик востребованного в современных условиях специалиста. С опорой на тексты эссе были выявлены различные способы артикуляции личностных позиций в отношении идеи транспрофессионализма, представлены метафоры, тематизирующие в том или ином контексте понимания транспрофессиональное образование, изучены эксплицируемые в рамках субъективного прогнозирования ожидания и риски. Как показал анализ эмпирических материалов, в техниках аргументации большинства участников исследования отражаются ориентиры на многомерность профессиональных компетенций в быстро меняющейся профессионально-трудовой сфере. При этом в дискурсе студентов больше всего выражены ориентации на изучение смежных отраслей специализации, в то время как стремление освоить далекие профессиональные отрасли проявлялось гораздо реже. Важно то, что опыт выхода за границы своей специальности большинством участников исследования воспринимается как необходимый компонент подвижного набора компетенций в современном мире.

Практическая значимость. Полученные результаты можно применять в педагогической практике при планировании образовательных траекторий обучающихся, а также использовать в качестве информативного материала в дальнейших исследованиях, связанных с изучением развития системы высшего образования и изменением мира профессий в цифровом обществе.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)