Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

Texto completo:

Resumen

Введение. В связи с участившимися в последнее время в мире деструктивными проявлениями в молодежной среде, обусловленными в существенной степени глобальным ценностно-мировоззренческим кризисом, состоящим в несоответствии идеалов, ценностей, убеждений, знаний задачам преодоления нестабильности современной цивилизации, назрела необходимость актуализации вопросов воспитания, имеющих социальный фокус, таких как развитие человечного в человеке, преодоление разобщенности (эгоизма, индивидуализма), развитие социальной ответственности и др. В этой связи особую актуальность приобретают как системные исследования характеристик социокультурной идентичности обучающихся, так и изучение факторов социокультурной среды вузов, оказывающих влияние на преодоление негативных последствий индивидуализма и разобщенности в университетской среде. Акцент на социальный фокус воспитания подразумевает формирование ценностной общности в университетской среде, при этом определяющими становятся характеристики социокультурной идентичности субъектов воспитательной деятельности и учет результатов исследования на практике.

Целью исследования является выявление условий вне учебной воспитательной деятельности, способствующих формированию ценностной общности в университетской среде на основе общих духовно-нравственных представлений. Конкретные задачи исследования связаны с выявлением доминирующих в системе современного российского высшего образования концептуальных подходов к реализации воспитательной деятельности с ориентацией на востребованный обществом социальный фокус; определение дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности как одного из факторов, обуславливающих культурную идентификацию обучающихся и развитие общностей в социокультурной среде вуза; установление релевантности диагностического инструментария, позволяющего отслеживать результаты развития у студентов позитивных социальных качеств; раскрытие соотношения общей направленности воспитательной деятельности вузов во вне учебное время с социальным и личностным фокусом.

Методология, методы и методики. В процессе исследования проведен качественный и количественный контентанализ программ воспитательной работы 12 вузов (многопрофильных, гуманитарных и технических) из разных регионов РФ. В основу исследования легла методика средового подхода в педагогике и представления о событийном механизме воспитания. Интерпретации социального фокуса мировоззренческих ориентиров студентов основываются на положениях теории базовых личностных ценностей.

Результаты. Выявлены условия вне учебной воспитательной деятельности, способствующие формированию ценностной общности в университетской среде: целеполагание вне учебной деятельности, имеющее преимущественно социальный фокус; соответствие содержания воспитательной деятельности задачам преодоления индивидуализма и разобщенности; учет дифференцированного состава субъектов воспитательной деятельности. Поставлена научная проблема разработки диагностического аппарата, позволяющего вузам отслеживать процесс и результаты воспитательной работы, направленной на развитие общественных ценностей.

Научная новизна. Внесено предложение о необходимости учета дифференцированной совокупности субъектов воспитательной деятельности при формировании содержания воспитания с фокусом на приоритет общественных интересов.

Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости учета нравственно-мировоззренческих позиций субъектов воспитательной деятельности с целью достижения результатов в развитии качеств социального фокуса университетской среды может представлять интерес для разработчиков и организаторов воспитательной деятельности в университетах.

De los autores

Е. Сахарчук
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Russian Federation


Э. Баграмян
Российская академия образования
Russian Federation


И. Киселева
Московский государственный областной университет
Russian Federation


А. Сахарчук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Russian Federation


Referencias

1. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 24. С. 184.

2. Киселева И. А., Сахарчук Е. С., Сахарчук А. Л. Ценностно-смысловые ориентиры педагогической системы В. В. Зеньковского [Электрон. ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 1 (81). С. 73–77. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-orientiry-pedagogicheskoy-sistemy-v-v-zenkovskogo (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.24158/spp.2021.1.12

3. Слободчиков В. И. Прикладная антропология А. С. Макаренко [Электрон. ресурс] // Социальная педагогика. 2013. № 4. С. 14. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prikladnaya-antropologiya-v-pedagogike-a-s-makarenko (дата обращения: 30.07.2021).

4. Compagnuccia L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020 Vol. 161. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162520311100?via%3Dihub (date of access: 30.07.2021). DOI:10.1016/j.techfore.2020.120284

5. Postlep R.-D., Blume L., Hülz M. Hochschulen und ihr Beitrag für eine nachhaltige Regionalentwicklung. BoD – Books on Demand. 292 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/340050606 (date of access: 30.07.2021).

6. Klemeshev A. P., Kudryashova E. V., Sorokin S. E. Stakeholder approach to the implementation of the “third mission” of universities // Baltiiskii region. 2019. Т. 11. № 4. P. 114–135. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/steykholderskiy-podhod-v-realizatsii-tretiey-missii-universitetov (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.5922/2079-85552019-4-7

7. Reichert S. The Role of Universities in Regional Innovation Ecosystems. EUA Study. Available from: https://eua.eu/downloads/publications/eua%20innovation%20ecosystem%20report%202019-3-12.pdf08 (date of access: 30.07.2021).

8. Knudsen M. P., Frederiksen M. H., Goduscheit R. C. New forms of engagement in third mission activities: a multi-level university-centric approach. P. 209–240. Published online: 07 Oct 2019. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/14479338.2019.1670666 DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666 (date of access: 30.07.2021).

9. Hossainab S., Anjuma A., Uddinc E., Rahmana A., Hossaind F. Impacts of socio-cultural environment and lifestyle factors on the psychological health of university students in Bangladesh: A longitudinal study // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 256. P. 393– 403. Available from: https://www.researchgate.net/publication/333607485_Impacts_of_socio-cultural_environment_and_lifestyle_factors_on_the_psychological_health_of_university_students_in_Bangladesh_A_longitudinal_study (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1016/j.jad.2019.06.001

10. Bylkova S. Role of the university socio-cultural environment in formation of students’ emotional intelligence. May 2021. Available from: https://www.europeanproceedings. com/article/10.15405/epsbs.2021.05.02.173 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.15405/epsbs.2021.05.02.173

11. Lolokote S., Habtemariam Hidru T., Licorresponding X. Do socio-cultural factors influence college students’ self-rated health status and health-promoting lifestyles? A cross-sectional multicenter study in Dalian, China // BMC Public Health. 2017. № 17. P. 478. DOI: 10.1186/s12889-017-4411-8

12. Mitrofanova A. V., Mutavchi E. P., Stepanova T. N., Dragileva I.I. The factors of adaptation of foreign students in the Kaliningrad socio-cultural environment // IV International Scientific and Practical Conference “Sustainable Development and Green Growth on the Innovation Management Platform” (SDGG 2021). 2021. Vol. 291. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/67/e3sconf_sdgg2021_05024/e3sconf_sdgg2021_05024.html (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1051/e3sconf/202129105024

13. Wu H-P., Garza E., Guzman N. International Student’s Challenge and Adjustment to College // Education Research International. 2015. Article ID 202753. Available from: https://www.hindawi.com/journals/edri/2015/202753 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.1155/2015/202753

14. Сидорова Н. В. Роль социокультурной среды вуза в определении критериев социализированности подрастающего поколения: опыт эмпирического исследования [Электрон. ресурс] // Социальная компетентность. 2021. Т. 6. № 2 (20). С. 241–249. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46213634 (дата обращения: 30.07.2021).

15. Buehrer E. Teaching and promoting tolerance. January 31, 2018. Available from: https://gogateways.org/articles/2018/1/31/teaching-and-promoting-tolerance (date of access: 30.07.2021).

16. Wita J., Salim A., Winarno W. Students’ Tolerance Behavior in Religious-Based Primary School: Gender Perspective // International Journal of Educational Research Review. 01.07.2018. Available from: https://www.researchgate.net/publication (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.24331/ijere.426255

17. Sugihartati R., Suyanto B., Hidayat M.A., Sirry M., Srimulyo K. Habitus of Institutional Education and Development in Intolerance Attitude among Students // Talent Development and Excellence. 2020. Vol. 12, No. 1. Available from: https://www.iratde.com/index.php/jtde/article/view/811 (date of access: 30.07.2021). DOI: 10.21125/inted.2020

18. Давыдова Е. М., Николаева А. Д. Значение социокультурной среды вуза в межкультурном воспитании обучающихся // KANT. 2019. № 4 (33). С. 242–247. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-sotsiokulturnoy-sredy-vuza-v-mezhkulturnomvospitanii-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.07.2021). DOI: 10.24923/2222-243X

19. Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 60–69. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentovopyt-realizatsii (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.31992/0869-3617

20. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 156. DOI: 10.17853/19945639-2020-2-141-168

21. Петренко А. А., Воробьев В. И. Социокультурная среда вуза как фактор развития рефлексивно-аксиологического компонента профессиональной компетентности курсанта // Психолого-педагогический поиск. 2019. № 4 (52). С. 175–183. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42315152 (дата обращения: 30.07.2021).

22. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в свете педагогических идей Льва Семеновича Выготского // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. Т. 22, № 4. С. 315–319. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28765663 (дата обращения 30.07.2021). DOI: 10.34216/2073-1426

23. Сериков В. В. О качестве диссертационных исследований по проблемам образования [Электрон. ресурс] // Развитие военной педагогики в ХХI веке. Санкт-Петербург: ООО «Издательство ВВМ», 2019. С. 42–50. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=41173983 (дата обращения: 30.07.2021).

24. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности [Электрон. ресурс] // Воспитание в современной школе: от теории к практике. Москва: УРАО ИТИП. 2010. С. 46–56. Режим доступа: https://instrao.ru/images/E_library_Novikovoi/Articles/Селиванова_Н.Л._Воспитательноепространство_как_педагогическое_понятие_и_феномен.pdf (дата обращения: 30.07.2021).

25. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России [Электрон. ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 68. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/utochnennaya-teoriya-bazovyh-individualnyh-tsennosteyprimenenie-v-rossii (дата обращения: 30.07.2021).

26. Киселева Е. В. Экспертный анализ процесса воспитания в образовательной организации: объекты и критерии экспертизы [Электрон. ресурс] // Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. С. 244–251. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnyy-analiz-protsessa-vospitaniya-v-obrazovatelnoy-organizatsii-obekty-ikriterii-ekspertizy (дата обращения: 30.07.2021).


Recensión

Para cita:


Sakharchuk E.S., Bagramyan E.R., Kiseleva I.A., Sakharchuk A.L. Social focus of the educational activity of the university: Declaration of goals and practice. The Education and science journal. 2022;24(3):11-40. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

Número de consultas: 886


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)