Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
Аннотация
Введение. В научной литературе эмпирические исследования личностных особенностей современного учителя с опорой на надежные и валидные методики немногочисленны. Единичные обзоры эмпирических исследований личности учителя выполнены только в рамках одной теоретической модели и не учитывают достижения других научных направлений, что существенно снижает потенциал управленческой, педагоги ческой и психологической деятельности в современном образовании. Разрешению этого противоречия может способствовать обзор эмпирических исследований, представляющий собой анализ и обобщение международного опыта изучения личностных особенностей со временного учителя.
Цель. На основе анализа научных публикаций обобщить результаты эмпирических исследований личностных особенностей учителя начала XXI века, выявить основные ограничения в организации научных исследований личностных особенностей учителя и определить актуальные направления исследований для оптимизации педагогической деятельности в современных условиях.
Методология и методы. В обзоре использовалась методология подготовки аналитических обзоров на основе поиска публикаций с опорой на ключевые слова, в соответствии с выбранными критериями поиска с использованием дополнительных дескрипторов и дальнейшего качественного анализа релевантных эмпирических исследований. В обзоре использовались материалы, опубликованные за последние 20 лет.
Результаты. Результаты эмпирических исследований, которые имеют репрезентативные объемы исследовательских выборок, выполненные с применением измерительных инструментов с известными психометрическими свойствами и отвечающие исследовательским критериям отбора, позволяют выделить несколько основных кластеров изучения личностных особенностей учителя. Наибольшее распространение получили исследования личностных черт педагога в рамках пятифакторной модели личности, эмоционального интеллекта учителя и мотивации учителя (трудовой мотивации, внутренней мотивации, эмоционально-смысловых предпочтений). Внутри этих кластеров были выявлены тенденции, которые характеризуют личностные особенности учителя XXI века, отвечающие возможности воплощения субъектной парадигмы современного образования, задаче успешного выполнения учителем своей деятельности и эффективности управления образовательными процессами.
Научная новизна. Обобщение результатов определило содержание базовых личностных характеристик современного учителя и позволило выявить особенности, отличающие учителя XXI века. Представленные результаты раскрывают закономерности развития личности, поведения и деятельности современного учителя и могут выступить основой для дальнейших исследований в сфере наук об образовании, психологии личности, психологии труда и педагогической психологии.
Практическая значимость. Конкретно-историческое знание личностных особенностей учителя XXI века представляет собой доказательную базу для выработки стратегических и тактических решений в сфере управления образованием; определяет тактику управления современными педагогическими коллективами; позволяет проектировать на правления работы психологической службы системы образования с учителем, а также служит материалом для разработки образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.
Об авторе
Е. Н. ВолковаРоссия
Волкова Елена Николаевна – доктор психологический наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института психологии
ResearcherID G-8595-2015
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Göncz L. Teacher personality: a review of psychological research and guidelines for a more comprehensive theory in educational psychology // Open Review of Educational Research. 2017. № 1 (4). P. 75–95. DOI: 10.1080/23265507.2017.1339572
2. Kell H. J. Do Teachers’ Personality Traits Predict Their Performance? A Comprehensive Review of the Empirical Literature From 1990 to 2018 // ETS Research Report Series. 2019. № 1. P. 1–27. DOI: 10.1002/ets2.12241
3. Kim L. E., Jörg V., Klassen R. M. A Meta-Analysis of the Effects of Teacher Personality on Teacher Effectiveness and Burnout // Educational Psychology Review. 2019. № 1 (31). P. 163–195. DOI: 10.1007/s10648-018-9458-2
4. Рубцов В. В., Гуружапов В. А. Проектирование магистерской программы исследовательского типа с учетом результатов апробации и внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. № 2 (21). С. 12–21. DOI: 10.17759/pse.2016210203
5. Bourn D. Teachers as agents of social change // International Journal of Development Education and Global Learning. 2015. № 3 (7). P. 63–77. DOI: 10.18546/IJDEGL.07.3.05
6. Mooij T. Secondary school teachers’ personal and school characteristics, experience of violence, and perceived violence motives // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2011. № 2 (17). P. 227–253. DOI: 10.1080/13540602.2011.539803
7. Costa P. T. Jr., McCrae R. R. Four ways five factor are basic // Personality and Individual Differences. 1992. № 13. P. 653–665. DOI: 10.1016/0191-8869(92)90236-I
8. Мишкевич А. М. Об использовании русскоязычной версии «Вопросника большой пятерки» (BIG FIVE INVENTORY) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 1 (25). С. 92–101. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-92-101
9. John O. P., Naumann L. P., Soto C. J. Paradigm shift to the integrative big five trait taxonomy // Handbook of personality: Theory and research. New York, NY: Guilford Press, 2008. Vol. 3. P. 114–158. Available from: https://www.colby.edu/psych/wp-content/uploads/sites/50/2019/06/John_et_al_2008.pdf (date of access: 10.05.2021).
10. Goldberg L. R. An alternative «description of personality»: the big-five factor structure // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. № 6 (59). P. 1216–1229. DOI: 10.1037/0022-3514.59.6.1216
11. McCrae R. R., John O. P. An introduction to the five-factor model and its applications // Journal of Personality. 1992. № 2 (60). P. 175–215. DOI: 10.1111/j.1467-6494.1992.tb00970.x
12. Wiggins J. S., Trapnell P. D. Personality structure: The return of the Big Five // Handbook of personality psychology. Cambridge, Massachusetts: Academic Press, 1997. P. 737–765. DOI: 10.1016/B978-012134645-4/50029-9
13. Pishghadam R., Sahebjam S. Personality and emotional intelligence in teacher burnout // Spanish Journal of Psychology. 2012. № 1 (15). P. 227–236. DOI: 10.5209/rev_SJOP.2012.v15.n1.37314
14. Perera H. N., Granziera H., McIlveen P. Profiles of teacher personality and relations with teacher self-efficacy, work engagement, and job satisfaction // Personality and Individual Differences. 2018; № 120. P. 171–178. DOI: 10.1016/j.paid.2017.08.034
15. Темняткина О. В., Токменинова Д. В. Современные подходы к оценке эффективности работы учителей. Обзор зарубежных публикаций // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 180–195. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-3-180-195
16. Yilmaz K. The relationship between the teachers’ personality characteristics and burnout levels // Anthropologist. 2014. № 3 (18). P. 783–792. DOI: 10.1080/09720073.2014.11891610
17. Sharafi Z., Mokarar M. H. Study the relationship between teachers, personality traits, job stress and self-efficiency in Zabol at 2015–2016 // Social Sciences (Pakistan). 2016. № 11 (13). P. 3201–3208. DOI: 10.3923/sscience.2016.3201.3208
18. Khusainova R. M. The influence of the professional stress on the communicative qualities of teacher’s personality // Review of European Studies. 2015. № 4 (7). P. 124–127. DOI: 10.5539/res.v7n4p124
19. Ngidi D. P., Sibaya P. T. Black teachers’ personality dimensions and work-related stress factors // South African Journal of Psychology. 2002. № 3 (32). P. 7–15. DOI: 10.1177/008124630203200302
20. Дегтярев А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии [Электрон. ресурс] // Психолого-педагогические исследования (ранее Психологическая наука и образование). 2012. № 2. С. 170–180. Режим доступа https://psyjournals.ru/files/53525/psyedu_ru_2012_2_Degtarev.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
21. Sergienko E., Khlevnaya E., Osipenko E. Development of an objective methodology for measurement of emotional intelligence. Emotional intelligence and socio-demographics of employees in Russian organizations [Электрон. ресурс] // Организационная психология. 2020. № 1 (10). P. 45–61. Режим доступа: https://orgpsyjournal.hse.ru/en/2020-101/352984892.html (дата обращения: 10.05.2021).
22. Bhuvaneswari G., Baskaran D. A Study on Emotional Intelligence of Higher Secondary School Teachers in Chengalpattu District // Shanlax International Journal of Education. 2020. № 1 (9). P. 146–151. DOI: 10.34293/education.v9i1.3388
23. Go M. B., Golbin R. A., Velos S. P., Bate G. P. Filipino Teachers’ Compartmentalization Ability, Emotional Intelligence, and Teaching Performance // Asian Journal of University Education. 2020. № 3 (16). P. 27–42. DOI: 10.24191/ajue.v16i3.7912
24. Monteagudo M. C., Inglés C. J., Granados L., Aparisi D., García-Fernández J. M. Trait emotional intelligence profiles, burnout, anxiety, depression, and stress in secondary education teachers // Personality and Individual Differences. 2019. № 142. P. 53–61. DOI: 10.1016/j.paid.2019.01.036
25. Alavinia P., Ahmadzadeh T. Toward a Reappraisal of the Bonds between Emotional Intelligence and Burnout // English Language Teaching. 2012. № 4 (5). P. 37–50 DOI: 10.5539/elt.v5n4p37
26. Lopes P. N., Salovey P., Cote S., Beers M. Emotion regulation ability and the quality of social interaction // Emotion. 2005. № 1 (5). P. 113–118. DOI: 10.1037/1528-3542.5.1.113
27. Schlaerth A., Ensari N., Christian J. A meta-analytical review of the relationship between emotional intelligence and leaders’ constructive conflict management // Group Processes & Intergroup Relations. 2013. № 1 (16). P. 126–136. DOI: 10.1177/1368430212439907
28. Abiodullah M., Dur-e-Sameen M. A. Emotional Intelligence as a Predictor of Teacher Engagement in Classroom // Bulletin of Education and Research. 2020. № 1 (42). P. 127–140. Available from: http://pu.edu.pk/images/journal/ier/PDF-FILES/9_42_1_20.pdf (date of access: 10.05.2021).
29. Naqvi I. H., Iqbal M., Akhtar S. N. The Relationship between Emotional Intelligence and Performance of Secondary School Teachers // Bulletin of Education and Research. 2016.№ 1 (38). P. 209–224. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1210379.pdf (date of access: 10.05.2021).
30. Pervaiz S., Ali A., Asif M. Emotional Intelligence, Emotional Labor Strategies and Satisfaction of Secondary Teachers in Pakistan // International Journal of Educational Management. 2019. Vol. 33. № 4. P. 721–733. DOI: 10.1108/ijem-12-2017-0350
31. Kant R. Interrelationship between Personality Traits and Emotional Intelligence of Secondary Teachers in India // International Journal of Evaluation and Research in Education. 2014. № 3 (3). P. 158–168. DOI: 10.11591/ijere.v3i3.6145
32. Chan D. W. Perceived emotional intelligence and self-efficacy among Chinese secondary school teachers in Hong Kong // Personality and Individual Differences. 2004. № 8 (36). P. 1781–1795. DOI: 10.1016/j.paid.2003.07.007
33. Проничева М. М. Особенности социальной перцепции у педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Психология и право. 2019. № 3 (9). С. 232–244. DOI: 10.17759/psylaw.2019090317
34. Серафимович И. В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2 (8). С. 33. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (дата обращения:10.05.2021).
35. Austin E. J., Dore T. C. P., O’Donovan K. M. Associations of personality and emotional intelligence with display rule perceptions and emotional labour // Personality and Individual Differences. 2008. № 3 (44). P. 679–688. DOI: 10.1016/j.paid.2007.10.001
36. Nagalingam U. D., Kadir N. B. Y. A., Hoesni S. M. The Mediating Role of Work Engagement in the Relationship between Emotional Intelligence and Organisational Commitment among Higher Education Institution Lecturers // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2019. № 8 (18). P. 31–53. DOI: 10.26803/ijlter.18.8.3
37. Mosca C. K. The Relationship between Emotional Intelligence and Clinical Teaching Effectiveness // Teaching and Learning in Nursing. 2019. № 2 (14). P. 97–102. DOI: 10.1016/j.profnurs.2011.11.018
38. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 37–45. DOI: 10.11621/npj.2018.0304
39. Фельдштейн Д. И. Современное детство как социокультурный и психологический феномен [Электрон. ресурс] // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 20–29. Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2009/n2/28199.shtml (дата обращения 10.05.2021).
40. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб; М.: Смысл, 2003. 860 c.
41. Филинкова Е. Б. Мотивация ухода учителей из педагогической сферы [Электрон. ресурс] // Психолого-педагогические исследования (ранее Психологическая наука и образование). 2012. № 2. С. 21–37. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/51854/psyedu_2012_n2_Filinkova.pdf (дата обращения:10.05.2021).
42. Филинкова Е. Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой [Электрон. ресурс] // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 89–100. Режим доступа: http://journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=993&article_id=19352 (дата обращения: 10.05.2021).
43. Дунаевская Э. Б. Мотивация повышения уровня образования учителей коррекционных классов, не имеющих специального образования [Электрон. Ресурс] // Психоло-гия образования в поликультурном пространстве. 2009. № 2 (3–4). С. 77–83. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12842629 (дата обращения: 10.05.2021).
44. Дунаевская Э. Б. Факторы риска профессионального развития учителей коррекционных классов (на примере учителей провинциальных общеобразовательных школ) [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 7–2 (19). С. 254–256. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=13520483 (дата обращения: 10.05.2021).
45. Ян Ин, Правдина Л. Р., Обухова Ю. В., Овчинникова Л. А. Психологические особенности трудовой мотивации китайских учителей школы «Xing Ren» // Российский психологический журнал. 2016. № 4 (13). С. 169–180. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.10
46. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 c.
47. Скитневская Л. В., Жарова Д. В. Сравнительный анализ типов личностной центрации педагога (1994 и 2014 гг.) [Электрон. ресурс] // Педагогика и психология образования. 2016. № 1. С. 85–92. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26426989 (дата обращения: 10.05.2021).
48. Япарова О. Г., Аболевич А. А. Взаимосвязь педагогической направленности и взаимодействия педагогов с учениками [Электрон. ресурс]// Психология образования в поликультурном пространстве. 2019. № 1 (45). С. 54–62. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37114406 (дата обращения: 10.05.2021).
49. Митина Л. М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376 c.
50. Курильченко Н. Н. Психическая напряженность в контексте личностной готовности к трудностям педагогической деятельности на севере [Электрон. ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 2. С. 118–124. Режим доступа: https://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/6884 (дата обращения: 10.05.2021).
51. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 116–132. Режим доступа: http:// www.voppsy.ru/issues/1996/963/963116.htm (дата обращения: 10.05.2021).
52. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. New York: Guilford Publishing, 2017. 756 p. DOI: 10.1521/978.14625/28806
53. Klaeijsen A., Vermeulen M., Martens R. Teachers’ Innovative Behaviour: The Importance of Basic Psychological Need Satisfaction, Intrinsic Motivation, and Occupational Self-Efficacy // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. № 5 (62). P. 769–782. DOI: 10.1080/00313831.2017.1306803
54. Töre E. Effects of Intrinsic Motivation on Teacher Emotional Labor: Mediating Role of Affective Commitment // International Journal of Progressive Education. 2020. № 5 (16). P. 390–403. DOI: 10.29329/ijpe.2020.277.24
55. Lam S., Cheng R. W., Ma W. Y. K. Teacher and student intrinsic motivation in project-based learning // Instructional Science. 2009. № 37. P. 565–578. DOI: 10.1007/s11251008-9070-9
56. Akhtar S. N., Iqbal M., Tatlah I. A. Relationship between Intrinsic Motivation and Students’ Academic Achievement: A Secondary Level Evidence // Bulletin of Education and Research. 2017. № 2 (39). P. 19–29 Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1210159.pdf (date of access: 10.05.2021)
57. Benita M., Butler R., Shibaz L. Outcomes and antecedents of teacher depersonalization: The role of intrinsic orientation for teaching // Journal of Educational Psychology. 2019. № 6 (111). P. 1103–1118. DOI: 10.1037/edu0000328
58. Reaves S. J., Cozzens J. A. Teacher Perceptions of Climate, Motivation, and Self-Efficacy: Is There Really a Connection // Journal of Education and Training Studies. 2018. № 6 (12). P. 48–67. DOI: 10.11114/jets.v6i12.3566
59. Fuller B., Waite A., Torres I. D. Explaining Teacher Turnover: School Cohesion and Intrinsic Motivation in Los Angeles // American Journal of Education. 2016. № 4 (122). P. 537–567. DOI: 10.1086/687272
Рецензия
Для цитирования:
Волкова Е.Н. Личностные особенности учителя XXI века: анализ эмпирических исследований проблемы. Образование и наука. 2022;24(3):126-157. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157
For citation:
Volkova E.N. Personal characteristics of a 21st-century teacher: An analysis of empirical studies of the problem. The Education and science journal. 2022;24(3):126-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-126-157