Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220

Аннотация

Введение. Современные концепции развития рынка труда и образования, определяемые в контексте парадигмы цифровой экономики, артикулируют дисбаланс между быстро меняющимися требованиями новой экономики и системой профессиональной подготовки. На первый план выходит нелинейность профессионально-образовательных траекторий и особую значимость приобретают практики постоянного профессионального развития и переподготовки. В этом контексте особое внимание привлекает идея транспрофессионального образования, отражающая новое направление в формировании будущих кадров рынка труда. Перспективы и возможности реализации концепции транспрофессионализма в современной системе высшего образования требуют осмысления ряда концептуальных и практических вопросов, поэтому представляется насущным и своевременным анализ потребности самих обучающихся в получении такого вида образования.

Цель статьи – выявить и проанализировать в студенческом дискурсе востребованность транспрофессионального образования, а также артикулировать актуализируемые в субъективных оценках студентов ожидания и риски, связанные с распространением нового типа специалистов – транспрофессионалов.

Методология, методы и методики. В исследовании авторы опирались на концепции педагогики, социологии и экономики образования, позволяющие изучить образовательный спрос обучающихся на транспрофессиональное образование. Исследование выстраивалась в рамках множественной стратегии с опорой на подход «восполнение пробелов», предложенный Э. Беллом и А. Брайменом. Источником эмпирических данных выступили результаты социологического исследования, осуществленного в феврале–мае 2021 года. На первом этапе исследования на основе целевой выборки было опрошено 1357 студентов, осваивающих различные образовательные программы социально-гуманитарного профиля бакалавриата и магистратуры. Репрезентация результатов количественного исследования основана на статистическом анализе данных анкетирования с применением непараметрических методов для проверки связи между переменными. Качественный анализ текстов эссе осуществлялся в рамках исторического дискурс-анализа, что потребовало применения трехмерного аналитического аппарата, позволяющего раскрыть лингвистические и конструктивные особенности построения текстов, выявить стратегии аргументации и зафиксировать личностные смыслы в содержании эссе.

Результаты и научная новизна. Осуществленный в работе теоретический анализ позволил раскрыть социологическую составляющую концептуализации феномена транспрофессионализма, которая состоит в аспектации субъективной интерпретации его содержательных характеристик и аргументации востребованности новых компетенций. На эмпирическом уровне были проанализированы особенности восприятия участниками исследования транспрофессионального образования и транспрофессионалов на рынке труда. Данные анкетирования показали, что, по мнению большинства респондентов, умение выходить за рамки одной профессии становится одной из ключевых характеристик востребованного в современных условиях специалиста. С опорой на тексты эссе были выявлены различные способы артикуляции личностных позиций в отношении идеи транспрофессионализма, представлены метафоры, тематизирующие в том или ином контексте понимания транспрофессиональное образование, изучены эксплицируемые в рамках субъективного прогнозирования ожидания и риски. Как показал анализ эмпирических материалов, в техниках аргументации большинства участников исследования отражаются ориентиры на многомерность профессиональных компетенций в быстро меняющейся профессионально-трудовой сфере. При этом в дискурсе студентов больше всего выражены ориентации на изучение смежных отраслей специализации, в то время как стремление освоить далекие профессиональные отрасли проявлялось гораздо реже. Важно то, что опыт выхода за границы своей специальности большинством участников исследования воспринимается как необходимый компонент подвижного набора компетенций в современном мире.

Практическая значимость. Полученные результаты можно применять в педагогической практике при планировании образовательных траекторий обучающихся, а также использовать в качестве информативного материала в дальнейших исследованиях, связанных с изучением развития системы высшего образования и изменением мира профессий в цифровом обществе.

Об авторах

А. Н. Пинчук
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Пинчук Антонина Николаевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии; старший научный сотрудник

ResearcherID J-8648-2018

Москва



С. Г. Карепова
Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Карепова Светлана Геннадьевна – кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник

ResearcherID J-8658-2018

Москва



Д. А. Тихомиров
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Тихомиров Дмитрий Андреевич – кандидат социологических наук, доцент кафедры политологии и социологии

ResearcherID AAS-4884-2021

Москва



Список литературы

1. Kergroach S. Industry 4.0: New Challenges and Opportunities for the Labour Market // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, № 4. P. 6–8. DOI: 10.17323/25002597.2017.4.6.8

2. Seidl da Fonseca R. The Future of Employment: Evaluating the Impact of STI Foresight Exercises // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, № 4. P. 9–22. DOI: 10.17323/1995459X.2016.4.9.22.

3. Krause I. Coworking Space: A Window to the Future of Work? // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13, № 2. P. 52–60. DOI: 10.17323/25002597.2019.2.52.60

4. Зеер Э. Ф. Транспрофессионализм как предиктор адаптации к профессиональному будущему личности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Международной научно-практической конференции, 24–25 апреля 2018, г. Екатеринбург. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. С. 375–378.

5. Кудрин А.Л.Свободные искусства и науки в системе российского университетского образования // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 62–71

6. Мусабиров И. Л., Сироткин А. В. Специализация «Анализ данных». Виртуальное образовательное окружение с поддержкой средств образовательной аналитики // Компьютерные инструменты в образовании. 2016. № 4. С. 32–42.

7. Almås S. H., Vasset F. Health and social care students pursuing different studies, and their written assignments from workshop and online interprofessional education // Nordic Journal of Nursing Research. 2015. DOI: 10.1177/0107408315606348

8. Dahlgren L., Gibbs D., Greenwalt S., Hahn L. and Dietrich M. S. Getting it Right from the Start: An Interprofessional Orientation Experience for Graduate Health Sciences Students, Evaluating Attitudes toward Role // Open Access Library Journal. 2018. № 5. Article number e4460. DOI: 10.4236/oalib.1104460

9. Vasset F., Brynhildsen S., Kvilhaugsvik B. Interprofessional Learning through a Digital Platform // Journal of Research in Interprofessional Practice and Education. 2019. Vol. 9, № 1. DOI: 10.22230/jripe.2019v9n1a282

10. Haruta J., Kitamura K., Nishigori H. How do healthcare professionals and lay people learn interactively? A case of transprofessional education // TAPS. 2017. Vol. 2, № 3. DOI: 10.29060/TAPS.2017-2-3/OA1033

11. Goto R., Haruta J. The process of transprofessional collaboration: how caregivers integrated the perspectives of rehabilitation through working with a physical therapist // Family Medicine and Community Health. 2020. № 8 (4). Article number e000378. DOI: 10.1136/fmch-2020-000378

12. Hervey T., Walsh S., Davis J., Garcia L. T., Valachovic R. W. ADEA-ADEE shaping the future of dental education III: From interprofessional education to transprofessional learning: Reflections from dentistry, applied linguistics, and law // Journal of Dental Education. 2020. № 84 (1). P. 105–110. DOI: 10.1002/jdd.12023

13. Кислов А. Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 1. С. 54–74. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-1-54-74

14. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 8. С. 9–28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28

15. Силласте Г. Г. Транспрофессиональный тип специалиста: формирование в обществе риска и модернизации высшего образования // Наука. Культура. Общество. 2016. № 2. С. 162–186.

16. Гузанов Б. Н., Баранова А. А., Ловцевич Т. Л. Проектное обучение при транспрофессиональной подготовке в техническом вузе // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 44–52.

17. Пржиленская И. Б. Роль социально-гуманитарных знаний в подготовке транспрофессионалов в сфере культуры и образования [Электрон. ресурс] // Современное образование: векторы развития: Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога: материалы V международной конференции, 27 апреля – 25 мая 2020, г. Москва. Москва: МПГУ, 2020. C. 400–406. DOI: 10.37492/ETNO.2020.94.83.049

18. Малиновский П. В. Транспрофессионализм как критерий эффективности управления человеческим потенциалом [Электрон. ресурс] // ШКП. 2004. Режим доступа: http://shkp.ru/lib/actions/ss/malinovsky/publications/1 (дата обращения: 14.01.2021)

19. Зеер Э. Ф. Методология развития транспрофессионализма субъектов социономических профессий // Образовательные технологии. 2018. № 3. С. 46–60.

20. Максимова Е. А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1. С. 28–33.

21. Берман Д., Клетцер Л., МакФирсон М., Шапиро М. О. Выбор вуза, карьера, формирование заработной платы: микроэкономический подход // Вопросы образования. 2008. № 2. С. 108–121.

22. Семенова Л. А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи // Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 87–105.

23. Винстон Г. Субсидии, рыночная власть и образовательная среда: особенности экономики высшего образования // Вопросы образования. 2005. № 1. C. 81–117.

24. Филоненко В.И., Мосиенко О.С., Магранов А.С.Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе. По материалам межрегиональных социологических исследований 2006–2016 гг. // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 283–301. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-283-301

25. Рощин С.Ю., Рудаков В.Н.Измеряют ли стартовые заработные платы выпускников качество образования? Обзор российских и зарубежных исследований // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 137–181.

26. Солнцев С.А.Востребованность второго высшего образования: эмпирические оценки для руководителей компаний в России // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 208–229.

27. Spence M. Job Market Signaling // The Quarterly Journal of Economics. 1973. Vol. 87. № 3. P. 355–374.

28. Розенбаум Д., Сеттерстен Р., Такехико К. Переход от обучения к работе в рамках теорий рынка и теории сетей: их применение к индустриализованным обществам (пер. с англ. Д. Эршлера) // Вопросы образования. 2010. № 3. 153–195.

29. Браймен А., Белл Э. Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2012. 776 с.

30. Луков Вал. А. Тезаурусная социология : в 4 т. Т. 1. Москва: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018. 608 с.

31. Луков Вал. А., Луков С. В. Российские студенты как эксперты образовательной политики: результаты эмпирического исследования [Электрон. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение. 2012. № 5. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/5/Lukovs_Students-Experts-Education/ (дата обращения: 14.01.2021).

32. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2017. 356 с.

33. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 143–170. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

34. Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шаврин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 116–142. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-116-142


Рецензия

Для цитирования:


Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски. Образование и наука. 2022;24(3):184-220. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220

For citation:


Pinchuk A.N., Karepova S.G., Tikhomirov D.A. Transprofessional education in the student discourse: Demand, expectations, risks. The Education and science journal. 2022;24(3):184-220. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-3-184-220

Просмотров: 492


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)