Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-40-78

Аннотация

Введение. Принятая во всех промышленно развитых странах мира концепция бережливого производства, ориентированная на оптимизацию и совершенствование производственных процессов, находит свое отражение и в организации системы внутрифирменного повышения квалификации, в рамках которой для обучения сотрудников предприятия все чаще привлекаются внутренние преподаватели. Это позволяет в короткие сроки исполнить заказ на образовательную услугу и достичь ее гарантированного высокого качества при минимальной стоимости. Однако такое возможно лишь при достаточно высоком уровне сформированности профессионально-педагогической компетенции преподавателя, структура и содержание которой для сферы внутрифирменного обучения в настоящее время дидактически не обоснованы и не определены существующими нормативными документами. Учитывая, что педагогическая деятельность для внутрифирменных преподавателей не является основной, а также то, что многие из них не имеют профильного психолого-педагогического образования, следует обратить внимание на актуальность проблемы выявления наиболее значимых компонентов профессионально-педагогической компетенции таких специалистов для решения задач их оперативной и эффективной подготовки.

Цель данной работы – представить структуру и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателя, работающего в сфере внутрифирменного обучения на современном промышленном предприятии.

Методология и методы. В качестве методологических оснований исследования определены компетентностный, деятельностный и квалиметрический подходы, позволяющие реализовать принципы профессиональной направленности, оптимальности и опережающего характера подготовки преподавателей сферы внутрифирменного обучения. В качестве ведущего использовался квалиметрический подход, предусматривающий применение метода групповых экспертных оценок для организации процедур педагогической экспертизы структуры и содержания профессионально-педагогической компетенции преподавателя, работающего в системе внутрифирменного обучения. В исследовании использовались процедуры педагогической экспертизы с привлечением в качестве экспертов заказчиков внутрифирменного обучения: руководителей предприятия, обучающихся и организаторов обучения. Отбор квалифицированных экспертов в сфере внутрифирменного обучения проводился методами самооценки и оценки аргументированности.

Результаты. Определена структура профессионально-педагогической компетенции, включающая наиболее значимые для преподавателя, работающего в сфере внутрифирменного обучения, компоненты (гностический, коммуникативный, оценочный и проектировочный), которые конкретизируют виды и задачи его преподавательской деятельности на предприятии и могут служить ориентиром для проектирования индивидуальной образовательной траектории. Предложены виды индивидуальных образовательных траекторий подготовки преподавателей внутрифирменного обучения (базовая, технологическая, коммуникативная, экспертная), выбор которых может быть обусловлен уровнем их образования, профессиональным опытом и степенью мотивации к преподавательской деятельности.

Научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании экспертным методом структуры и содержания профессионально-педагогической компетенции преподавателей внутрифирменного обучения, которые учитывают запросы заказчиков-работодателей на подготовку таких специалистов для промышленных предприятий, специфику контингента обучающихся и принципы бережливого производства.

Практическая значимость. Содержание компонентов профессионально-педагогической компетенции, определяющее конкретные дидактические цели по ее формированию, может учитываться при разработке программ подготовки и повышения квалификации преподавателей внутрифирменного обучения, а также при планировании мероприятий по их организационно-методическому сопровождению по индивидуальным образовательным траекториям.

Об авторах

А. Г. Колзина
Институт развития образования
Россия

Колзина Анастасия Геннадьевна – аспирант

г. Ижевск



О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
Россия

Шихова Ольга Федоровна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»

г. Ижевск



А. А. Гареев
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
Россия

Гареев Андрей Александрович – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Английский язык»

г. Ижевск



Ю. А. Шихов
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
Россия

Шихов Юрий Александрович – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Физика и оптотехника»

г. Ижевск



M. Г. Родригез Булнес
Автономный университет штата Нуэво Леон
Мексика

Родригес Булнес Мария Гваделупе – кандидат педагогических наук, профессор

г. Монтеррей



Список литературы

1. Герасимов Б. Н., Чумак В. Г., Яковлева Н. Г. Менеджмент персонала: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Ростов на Дону: Феникс, 2003. 446 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23582878 (дата обращения: 07.07.2021).

2. Lipińska D. In-company foreign language training: A teacher’s perspective // Indonesian Journal of English Language Teaching and Applied Linguistics. 2018. № 3 (1). P. 91–103. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/b695/29f6569e83733fe664356ee-513b047a48c5f.pdf (date of access: 13.08.2021).

3. Зеер Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2004. № 3 (27) С. 42–52. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/34122 (дата обращения: 21.01.2022).

4. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы [Электрон. ресурс]. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19993919 (дата обращения: 07.07.2021).

5. Ибрагимов Г. И., Андрианова Т. М. Теория обучения: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Москва: Центр ВЛАДОС, 2011. 383 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21556355 (дата обращения: 21.01.2022).

6. Мухина М. Г. Моделирование внутрифирменного обучения персонала сервисных организаций [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12870 (дата обращения: 21.05.2021).

7. Zhang A., Guo S. Comparison of Chinese and Foreign Studies on Skilled Talents Training for Industrial Internet // International Conference on Human-Computer Interaction. Springer, Cham. 2021. P. 547–560. DOI:10.1007/978-3-030-77074-7_41

8. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Национальный проект по производительности труда: ключ «экономического рывка» для России // Актуальные вопросы экономики. 2019. С. 28–44. DOI: 10.24411/2071-6435-2019-10078

9. Bramley P. Effective Training // Journal of European Industrial Training. 1989. Vol. 13, No. 7. P. 2–34. Available from: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/EUM0000000000203/full/html (date of access: 13.08.2021).

10. Sekerin V. D., Gaisina L. M., Shutov N. V., Abdrakhmanov N. Kh., Valitova N. E. Improving the quality of competence-oriented training of personnel at industrial enterprises //Quality – Access to Success. 2018. Vol. 19, No. 165. P. 68–73. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=35738608 (date of access: 13.01.2022).

11. Соловьев Д. П., Илюхина Л. А. Обучение и развитие персонала: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Самара: СГЭУ, 2019. 204 с. Режим доступа: https://lms2.sseu.ru/pluginfile.php/319304/mod_resource/content/1/Соловьев_Илюхина_гот.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

12. Силкин Р. С., Сидоров О. И., Суздальцева Т. И. Подготовка персонала в условиях непрерывного профессионального образования: корпоративный аспект [Электрон. ресурс]. Томск: В-Спектр, 2007. 152 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19997839 (дата обращения: 21.01.2022).

13. Самсоненко Е. В. Педагогическая организация внутрифирменного обучения специалистов в ресурсных центрах [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2008. № 3 (16). С. 40–44. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskayaorganizatsiya-vnutrifirmennogo-obucheniya-spetsialistov-v-resursnyh-tsentrah (дата обращения: 21.01.2022).

14. Плеханова Л. А. Внутриорганизационное обучение как средство совершенствования методической культуры преподавателей учреждений ДПО [Электрон. ресурс] // European Social Science Journal. 2011. № 4 (20). С. 167–172. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17860638 (дата обращения: 21.01.2022).

15. Комлева С. В. Профессиональное обучение в условиях микропредприятия [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 130 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28748/1/978-5-8050-0646-4.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

16. Масалимова А. Р. Корпоративная подготовка наставников [Электрон. ресурс]. Казань: Печать-Сервис XXI век, 2013. 183 с. Режим доступа: https://kpfu.ru/staff_files/F1930969127/MASALIMOVA_MONOGRAFIYa_2013.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

17. Блинов В. И., Есенина Е. Ю. Наставники на производстве: инженеры опыта [Электрон. ресурс] // Образовательная политика. 2015. № 1 (67). С. 54–57 Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavniki-na-proizvodstve-inzhenery-opyta (дата обращения: 21.01.2022).

18. Falyakhov İ. Corporate Qualification of the Mentor in the Dual Education System // Journal of Social Studies Education Research. 2018. № 9 (2). P. 89–103. Available from: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/496758 (date of access: 13.08.2021).

19. Dunphy D., Turner D.,Crawford M. Organizational learning as the creation of corporate competencies // Journal of Management Development. 1997. № 16 (4). P. 232–244. DOI: 10.1108/02621719710164526

20. Белыш К. В. Комплексный подход к внедрению и оценке эффективности проектов по бережливому производству на промышленном предприятии [Электрон. ресурс] // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 8 (3). С. 513–515. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-podhod-k-vnedreniyu-i-otsenke-effektivnosti-proektov-po-berezhlivomu-proizvodstvu-na-promyshlennom-predpriyatii (дата обращения: 21.01.2022).

21. Kulinich T., Berezina L., Bahan N., Vashchenko I., Huriievska Y. Application of project management: lean technologies and saving manufacturing (aspects of management and public administration) // International Journal of Computer Science and Network Security. 2021. Vol. 21, № 5. P. 57–68. DOI: 10.22937/IJCSNS.2021.21.5.11

22. Auewarakul C., Downing S. M., Jaturatamrong U., Praditsuwan R. Sources of validity evidence for an internal medicine student evaluation system: an evaluative study of assessment methods // Medical Education. 2005. № 39 (3). P. 276–283. DOI: 10.1111/j.1365-2929.2005.02090.x

23. Kulshrestha A. K., Pandey K. Teachers training and professional competencies // Voice of Research. 2013. № 1 (4). P. 29–33. Available from: http://www.voiceofresearch.org/doc/Mar-2013/Mar-2013_6.pdf (date of access: 13.08.2021).

24. Foulger T. S., Graziano K. J., Schmidt-Crawford D., Slykhuis D. A. Teacher Educator Technology Competencies // Journal of Technology and Teacher Education. 2017. № 25 (4). P. 413–448. Available from: https://www.learntechlib.org/p/181966 (date of access: 13.08.2021).

25. Gareyev A., Shikhova O., Shikhov Y. Profession-Oriented Blogging as the Optimal Teaching Tool for the Development of Students’ Professional Language Competence // ARPHA Proceedings. 2019. № 1. P. 937–943. DOI: 10.3897/ap.1.e0891

26. Hinostroza J. E., Ibieta A., Labbé C. Using information problem-solving activities to teach: an exploratory study designed to improve teacher competencies related to internet use in the classroom // Technology, Pedagogy and Education. 2021. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1475939X.2021.1883105 (date of access: 13.08.2021). DOI: 10.1080/1475939X.2021.188310

27. Chryssolouris G., Mavrikios D., Mourtzis D. Manufacturing Systems: Skills & Competencies // Forty Sixth CIRP Conference on Manufacturing Systems 2013 for the Future. Procedia CIRP. 2013. № 7. P. 17–24. DOI: 10.1016/j.procir.2013.05.004

28. Udartseva S., Ikonnikova T., Udartseva T., Chausova T., Samashova G. Technical Training of Teachers of Vocational Education in Higher Educational Institutions // Vocational Teacher Education in Central Asia. 2018. Vol. 28. P. 119–127. Available from: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/27694/1002312.pdf?sequence=1#page=128 (date of access: 13.08.2021).

29. Lueddeke G. Reconciling research, teaching and scholarship in higher education: an examination of disciplinary variation, the curriculum and learning // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2008. № 2 (1). Available from: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1086&context=ij-sotl (date of access: 13.08.2021).

30. Valica M., Rohn T. Development of professional competence in the ethics teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 106. P. 865–872. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.12.099

31. Jilcha K., Kitaw D. Lean philosophy for global competitiveness in Ethiopia chemical industries: review // Journal of Computer Science and Systems Biology. 2015. № 8 (6). Р. 304–321. DOI: 10.4172/jcsb.1000205

32. Muldner A. K., Garza-Reyes J. A., Kumar V. Exploring lean manufacturing practices’ influence on process innovation performance // Journal of Business Research. 2020. № 106. Р. 233–249. DOI: 10.1016/j.socscimed.2013.01.017

33. Vlachos I. Applying Lean thinking in the food supply chains: a case study // Production Planning & Control. 2015. № 26 (16). Р. 1351–1367. DOI: 10.1080/09537287.2015.1049238

34. Zepeda Quintana D. S., Esquer J., Anaya C. Teaching and mindsets regarding sustainable development – a Mexican case study // Central European review of economics and management. 2019. № 3 (4). P. 91–102. DOI: 10.29015/cerem.860

35. Cárdenas D. L. A., Macías J. C. R., Niebla J. C. Aspects that Employers Value when Hiring a Graduate of Higher Education // REXE – Revista de Estudios y Experiencias en Educación. 2019. № 18 (37). Р. 15–25. DOI: 10.21703/rexe.20191837acosta5

36. Velasco Martínez L. C., Estrada Vidal L. I., Pabón Figueras M., Tójar Hurtado J. C. Evaluar y promover las competencias para el emprendimiento social en las asignaturas universitarias // REVESCO. Revista de Estudios Cooperativos. 2019. № 131. Р. 199–223. Available from: https://eprints.ucm.es/id/eprint/57444/1/2019-131%28199-223%29.pdf (date of access: 23.01.2022).

37. Ajjawi R, Boud D. Examining the nature and effects of feedback dialogue// Assessment & Evaluation in Higher Education 2018. № 43. P. 1106–1119. DOI: 10.1080/02602938.2018.1434128

38. Engestrom Y., Sannino A. Studies of expansive learning: Foundations, findings and future challenges // Educational Research Review. 2010. № 5 (1). Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1747938X10000035 (date of access: 21.05.2021).

39. Kolb A. Y., Kolb D. A. Experiential Learning Theory as a Guide for Experiential Educators in Higher Education // ELTHE: A Journal for Engaged Educators. 2017. № 1 (1). P. 7–44. Available from: http://www.learningfromexperience.com/images/uploads/process-of-experiential-learning.pdf (date of access: 21.05.2021).

40. Morselli D. The entrepreneurial laboratory for teacher training in enterprise education // Formazione & Insegnamento. 2016. № 14 (3). P. 75–88. Available from: http://ojs.pensamultimedia.it/index.php/siref/article/view/2043 (date of access: 13.08.2021).

41. Torres J. Educación en tiempos de neoliberalismo. Madrid: Ediciones Morata; 2009. 255 р. Available from: https://ru.scribd.com/read/436275027/Educacion-en-tiempos-de-neoliberalismo# (date of access: 13.01.2022).

42. Bailey J., Rodriguez M. G., Flores M., Gonzalez P. E. Contradictions and proposals for education in the knowledge society // Sophia. 2017. № 13 (2). Р. 30–39. DOI: 10.18634/sophiaj.13v.2i.571

43. Adnan H. Contribution of Competence Teacher (Pedagogical, Personality, Professional Competence and Social) On the Performance of Learning // The International Journal of Engineering and Science (IJES). 2015. № 4 (2). Available from: https://www.theijes.com/papers/v4-i2/Version-3/A42301012.pdf (date of access: 21.05.2021).

44. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74–82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-obrazovatelnyetraektorii-v-sisteme-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.01.2022).

45. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–26. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21594618 (дата обращения: 21.01.2022).

46. Маркова А. К. Психология профессионализма [Электрон. ресурс]. Москва: Педагогика, 1996. 326 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32500684 (дата обращения: 21.01.2022).

47. McClelland D. C. Identifying competencies with behavioral-event interviews // Psychological Science. 1998. № 9 (5). P. 331–339. DOI: 10.1111/1467-9280.0006

48. Boyatzis R. E. Competencies in the 21st century // Journal of Management Development. 2008. № 27 1). P. 5–11. Available from: https://www.oostvoorncoaching.nl/wp-content/uploads/boyatzis-the+21st+century+competencies.pdf (date of access: 13.08.2021).

49. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе [Электрон. ресурс]. Москва: Гиппо, 2010. 384 с. Режим доступа: https://kitcentr.ucoz.com/_fr/0/8535052.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

50. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Электрон. ресурс]. Москва: Педагогика, 2009. 671 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20106007 (дата обращения: 21.01.2022).

51. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Электрон. ресурс] // Исследования мышления в советской психологии. Москва: Наука, 1966. С. 259-–276. Режим доступа: http://miprp.ru/site/uploads/2019/04//П.Я.Гальперин-ПСИХ-МЫШЛЕНИЯ-И-УЧЕНИЕ-О-ПФУД.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

52. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электрон. ресурс]. Москва: Политиздат, 1975. 352 с. Режим доступа: http://www.psychmsu.ru/library_files/Deyatelnost_soznanie_lichnost_Leontev.pdf (дата обращения: 21.01.2022).

53. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1973. 424 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32860163 (дата обращения: 21.01.2022).

54. Touraine A. Sociologie de l’actionParis: Les Éditions du Seuil. 1965. 507 p. Available from: https://www.psychaanalyse.com/pdf/sociologie_de_l_action_alain_touraine_1965_566pages.pdf (date of access: 13.08.2021).

55. Шихова О. Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта [Электрон. ресурс]. Москва, Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 243 с. Режим до- ступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/24328 (дата обращения: 21.01.2022).

56. Шихов Ю. А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе [Электрон. ресурс]. Москва; Санкт-Петербург; Ижевск, 2007. 208 с. Режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/25489 (дата обращения: 21.01.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Колзина А.Г., Шихова О.Ф., Гареев А.А., Шихов Ю.А., Родригез Булнес M.Г. Структура и содержание профессионально-педагогической компетенции преподавателей сферы внутрифирменного обучения. Образование и наука. 2022;24(4):40-78. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-40-78

For citation:


Kolzina А.G., Shikhova О.F., Gareyev А.А., Shikhov Yu.А., Rodríguez Bulnes M.G. Structure and content of professional teaching competence of in-company teachers at industrial enterprises. The Education and science journal. 2022;24(4):40-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-40-78

Просмотров: 481


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)