Особенности кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-200-244
Аннотация
Введение. Актуальность исследования особенностей кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста обусловлена необходимостью разработки методов психологического сопровождения их профессионального развития в условиях нарастающих требований к образовательному процессу.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. В рамках исследования были поставлены следующие гипотезы. К особенностям кризиса утраты профессии относятся два сценария его протекания, которые отражаются на психологическом состоянии педагогов и их отношении к собственной профессии. Позитивный сценарий характеризуется физическим и психологическим здоровьем, жизнестойкостью и психологическим благополучием, негативный – ухудшением физического и психического здоровья, снижением жизнестойкости и психологического благополучия.
Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования выступила концепция профессионального развития Э. Ф. Зеера и Э. Э. Сыманюк, а также подходы к рассмотрению психологических характеристик кризиса позднего возраста, психовозрастных изменений в позднем возрасте, стадий профессионального развития, особенностей переживания кризисов. В исследовании участвовало 956 педагогов, работающих в организациях системы образования Свердловской области (58 мужчин и 898 женщин). Средний возраст респондентов составил 57,9 года. Особенности протекания кризиса утраты профессии определялись при помощи биографического метода, который позволяет рассмотреть динамический процесс профессионального развития и выделить на основе контент-анализа психологические особенности кризиса. Биографическая анкета содержала вопросы, направленные на выявление общей социально-профессиональной информации, определение особенностей оптации, профессиональной деятельности, ухода на пенсию и планов дальнейшей жизни, а также на установление успешности профессиональной биографии. Также использовались стандартизированные психологические методики: тест жизнестойкости в адаптации Е. Н. Осина, Е. И. Рассказовой; методика качества жизни SF-36; новый опросник толерантности к неопределенности Т. В. Корниловой; шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко; опросник К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А. А. Реана. Обработка данных осуществлялась в программе RStudio. Для выявления особенностей кризиса утраты профессии был использован кластерный анализ. Для сравнения групп между собой был использован t-критерий Уэлча. Для сравнения групп с нормативными показателями был использован одновыборочный t-критерий Стьюдента.
Результаты. Выявлено, что кризис утраты профессии может протекать по двум сценариям, каждый из которых обладает своими особенностями. При позитивном сценарии (около 3/4 случаев) показатели физического и психологического здоровья, жизнестойкости и психологического благополучия не отличаются от нормативных значений. При этом педагоги в целом хорошо относятся к своей профессии и имеют в планах продолжение работы по ней и обучение чему-то новому. При негативном сценарии протекания кризиса показатели жизнестойкости и психологического благополучия находятся на нижней границе нормы, а показатели физического и психического здоровья значимо ниже нормативных. Педагоги намного чаще отмечают разочарование в профессии и в целом относятся к ней более негативно, чем представители позитивной группы. Среди них значимо больше тех, кто планирует уход из профессии, и меньше тех, кто планирует остаться в профессии и учиться чему-то новому.
Научная новизна состоит в обогащении психологической науки знаниями об особенностях кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста в контексте профессионального развития личности.
Практическая значимость. Представленные результаты могут быть использованы в образовательных организациях для разработки программ профилактики кризиса утраты профессии у педагогов и рекомендаций для педагогов позднего возраста по сохранению своего активного профессионального долголетия.
Ключевые слова
Об авторах
Э. Э. СыманюкРоссия
Сыманюк Эльвира Эвальдовна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии
г. Екатеринбург
Г. И. Борисов
Россия
Борисов Георгий Игоревич – старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии
г. Екатеринбург
А. А. Печеркина
Россия
Печеркина Анна Александровна – кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии образования
г. Екатеринбург
В. В. Савельев
Россия
Савельев Владимир Вадимович – старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии
г. Екатеринбург
Список литературы
1. Virtanen A., De Bloom J., Kinnunen U. Relationships between recovery experiences and well-being among younger and older teachers // International Archives of Occupational and Environmental Health. 2020. Vol. 93, № 2. P. 213–227. DOI: 10.1007/s00420-019-01475-8
2. Chin-Shan H. Effects of Aging Education Training on Elementary and Secondary Teachers Toward Aging // Jiaoyu Kexue Yanjiu Qikan. 2018. Vol. 63, № 2. P. 73–98. DOI: 10.6209/JORIES.201806_63(2).0004
3. Freude G. et al. Assessment of work ability and vitality – a study of teachers of different age groups // International Congress Series. Elsevier, 2005. Vol. 1280. P. 270-274. DOI: 10.1016/j.ics.2005.02.099
4. Hansez I. et al. Career end for teachers: Towards a better understanding of stress and early retirement // Travail Humain. 2005. Vol. 68, № 3. P. 193–223. DOI: 10.3917/ th.683.0193
5. Gutiérrez Moret M., Mayordomo Rodríguez T. Ageism in the School: Do Stereotypes about Ageing Exist among Future Teachers? // Revista Educación. 2019. Vol. 43, № 2. P. 363–374. DOI: 10.15517/revedu.v43i2.32951
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессионального развития: учебное пособие. Москва: Издательство «Юрайт», 2021. 234 с.
7. Лубовский Д. В. К проблеме внутренней позиции личности в период кризиса пожилого возраста и роли самоотношения и самодетерминации в ее формировании // Мир психологии. 2015, № 3. C. 79–85.
8. Miller D. B., Hokenstad M. T., Berg K. The present retirement crisis and how social workers can respond // Journal of Gerontological Social Work. 2017. Vol. 60, № 5. P. 395-407. DOI: 10.1080/01634372.2017.1343756
9. Droogenbroeck F. V., Spruyt B. To stop or not to stop: an empirical assessment of the determinants of early retirement among active and retired senior teachers // Research on Aging. 2014. Vol. 36, № 6. P. 753–777. DOI: 10.1177/0164027513519449
10. Carvelho S., Andrade C. Attitudes and planning towards retirement: A study with teachers of basic and secondary education //International Journal on Working Conditions. 2020. № 20. P. 19–33. DOI: 10.25762/hgzy-6g79
11. Koedel C., Podgursky M. Teacher pensions // Handbook of the Economics of Education. Amsterdam: Elsevier, 2016. Vol. 5. P. 281–303. DOI: 10.1016/B978-0-444-63459-7.00006-3
12. Morrill M. S., Westall J. Social security and retirement timing: evidence from a national sample of teachers // Journal of Pension Economics & Finance. 2019. Vol. 18. № 4. P. 549–564. DOI: 10.1017/S1474747218000422
13. Faustino J. A. C., Serrano J. O., de Guzman A. B. What’s on your bucket list? Utility and importance of the retirement preferences of 40–70-year-old Filipino teachers using discrete choice estimation // Educational Gerontology. 2020. Vol. 46, № 11. P. 668–677. DOI: 10.1080/03601277.2020.1807086
14. Yinon H., Orland-Barak L. Career stories of Israeli teachers who left teaching: A salutogenic view of teacher attrition // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23, № 8. P. 914–927. DOI: 10.1080/13540602.2017.1361398
15. Skaalvik E. M., Skaalvik S. Teacher stress and teacher self-efficacy: Relations and consequences // Educator Stress. Aligning Perspectives on Health, Safety and Well-Being. Educator stress. Springer, Cham, 2017. P. 101–125. DOI: 10.1007/978-3-319-53053-6_5
16. Unterbrink T. et al. Burnout and effort–reward-imbalance in a sample of 949 German teachers // International archives of occupational and environmental health. 2007. Vol. 80, № 5. P. 433–441. DOI: 10.1007/s00420-007-0169-0
17. Campos Amaral L. B., Torres T. L. Social representations of retirement for teachers at public universities // Psicologia E Saber Social. 2017. Vol. 6, № 2. P. 130–145. DOI: 10.12957/psi.saber.soc.2017.23594
18. Thieme P. et al. Work context influences on older workers’ motivation for continuing education // Zeitschrift Fur Erziehungswissenschaft. 2015. Vol. 18, № 1. P. 71–87. DOI: 10.1007/s11618-014-0600-8
19. Gomez Torres M. J. The role of digital literacy in the employability of older workers // Pixel-Bit-Revista De Medios Y Educacion. 2016. № 49. P. 25–38. DOI: 10.12795/pixelbit.2016.i49.02
20. Oliveira I. C. et al. Retirement of university teachers: documentary research of brazilian scientific production trends // Aposentadoria de docentes universitários: pesquisa documental acerca das tendências da produção científica brasileira // Revista de Pesquisa Cuidado é Fundamental Online. 2021. Vol. 13. P. 646–652. DOI: 10.9789/2175-5361.rpcfo.v13.9391. Available from: http://seer.unirio.br/cuidadofundamental/article/view/9391 (date of access: 07.08.2021).
21. Sousa I. C., Ramos S., Carvalho H. ‘What could make me stay at work’: Retirement transition profiles // Current Psychology. 2021. DOI: 10.1007/s12144-021-01967-2. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-021-01967-2 (date of access: 20.07.2021).
22. Sargent L. D. et al. Metaphors for retirement: Unshackled from schedules // Journal of Vocational Behavior. 2011. Vol. 79. № 2. P. 315–324. DOI: 10.1016/j.jvb.2011.03.002
23. Záhorcová L. et al. Qualitative analysis of transition from work to retirement among Slovak retirees // Current Psychology. 2019. Vol. 40. № 4. DOI: 10.1007/s12144-019- 00384-w. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s12144-019-00384-w. (date of access: 26.07.2021).
24. Robinson O. C., Stell A. J. Later-life crisis: Towards a holistic model // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22, № 1. P. 38–49. DOI: 10.1007/s10804-014-9199-5
25. Halloran D. F. The retirement identity crisis – and how to beat it // Personnel Journal. 1985. Vol. 6, № 5. P. 38–40.
26. Cho J., Lee A., Woo K. A comparative study on retirement process in Korea, Germany, and the United States: Identifying determinants of retirement process // The International Journal of Aging and Human Development. 2016. Vol. 83, № 4. P. 441–467. DOI: 10.1177/0091415016657556
27. Краснова О. В. Выход на пенсию и идентичность женщин [Электрон. ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7, № 35. С. DOI: 10.54359/ps.v7i35.621. Режим доступа: https://psystudy.ru/index.php/num/article/view/621/716 (дата обращения: 07.08.2021).
28. Hansson I. et al. Disentangling the Mechanisms of Retirement Adjustment: Determinants and Consequences of Subjective Well-Being // Work, Aging and Retirement. 2020. Vol. 6, № 2. P. 71–87. DOI: 10.1093/workar/waz021
29. Choi N. G. Relationship between life satisfaction and postretirement employment among older women // The International Journal of Aging and Human Development. 2001. Vol. 52, № 1. P. 45–70. DOI: 10.2190/2W25-DH9H-2F4D-7HWX
30. Burr A., Santo J. B., Pushkar D. Affective well-being in retirement: The influence of values, money, and health across three years // Journal of Happiness Studies. 2011. Vol. 12, № 1. P. 17–40. DOI: 10.1007/s10902-009-9173-2
31. Красношлыкова О. Г. [и др.] Престиж профессии педагога как ресурс повышения удовлетворенности профессиональной деятельностью // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (40). C. 89–109.
32. Beier M. E., Torres W. J., Gilberto J. M. Activities matter: Personality and resource determinants of activities and their effect on mental and physical well-being and retirement expectations // Work, Aging and Retirement. 2018. Vol. 4, № 1. P. 67–78. DOI: 10.1093/workar/waw034
33. Stawski R. S., Hershey D. A., Jacobs-Lawson J. M. Goal clarity and financial planning activities as determinants of retirement savings contributions // The International Journal of Aging and Human Development. 2007. Vol. 64, № 1. P. 13–32. DOI: 10.2190/13GK-5H72-H324-16P2
34. Griffin B., Hesketh B. Post-retirement work: The individual determinants of paid and volunteer work // Journal of Occupational and Organizational Psychology. 2008. Vol. 81, № 1. P. 101–121. DOI: 10.1348/096317907X202518
35. Bal P. M. et al. The role of future time perspective in psychological contracts: A study among older workers // Journal of vocational behavior. 2010. Vol. 76, № 3. P. 474–486. DOI: 10.1016/j.jvb.2010.01.002
36. Fasbender U. et al. Is the future still open? The mediating role of occupational future time perspective in the effects of career adaptability and aging experience on late career planning // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 111. P. 24–38. DOI: 10.1016/j.jvb.2018.10.00
37. Gana K. et al. Study of several anxiety determinants in retirement // Canadian Journal Of Behavioural Science-Revue Canadienne Des Sciences Du Comportement. 2009. Vol. 41, № 4. P. 260–271. DOI: 10.1037/a0015293
38. Moustafa A. A. et al. Depression following major life transitions in women: A review and theory // Psychological reports. 2020. Vol. 123, № 5. P. 1501–1517. DOI: 10.1177/0033294119872209
39. Choi N. G. Determinants of self-perceived changes in health status among pre-and early-retirement populations // The International Journal of Aging and Human Development. 2003. Vol. 56, № 3. P. 197–222. DOI: 10.2190/T8JD-1P30-6MFT-8WH
40. Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию // Научные ведомости белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 16, № 24 (143). C. 218–225.
41. Bordia P., Read S., Bordia S. Retiring: Role identity processes in retirement transition // Journal of Organizational Behavior. 2020. Vol. 41, № 5. P. 445–460. DOI: 10.1002/job.2438
42. Куштанина В. А. Выход на пенсию как момент пересмотра идентичности // Мир России. Социология. Этнология. 2008. Т. 17, № 4. C. 152–163.
43. Рапацкая Л. А., Ивахненко А. А. Профессиональная деквалификация учителя детской музыкальной школы: причины и следствия // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. C. 220–224.
44. Kowalski S. D., Dalley K., Weigand T. When will faculty retire?: Factors influencing retirement decisions of nurse educators // Journal of Nursing Education. 2006. Vol. 45, № 9. P. 349–355. DOI: 10.3928/01484834-20060901-04
45. Hancock C. B. Is the grass greener? Current and former music teachers’ perceptions a year after moving to a different school or leaving the classroom // Journal of Research in Music Education. 2016. Vol. 63, № 4. P. 421–438. DOI: 10.1177/0022429415612191
46. Рыбинская А. В. Психологические характеристики кризиса пожилого возраста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 7 (123). С. 128–132.
47. Robinson O. C., Stell A. J. Later-life crisis: Towards a holistic model // Journal of Adult Development. 2015. Vol. 22, № 1. P. 38–49. DOI: 10.1007/s10804-014-9199-5
48. MacBride A. Retirement as a life crisis: Myth or reality? A review // Canadian Psychiatric Association Journal. 1976. Vol. 21, № 8. P. 547–556. DOI: 10.1177/070674377602100809
49. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. Воронеж: МОДЭК, 1996. 384 с. 50. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека (вопросы и ответы): учебное пособие. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. 200 с.
50. Heckhausen J., Wrosch C., Schulz R. Agency and motivation in adulthood and old age // Annual Review of Psychology. 2019. Vol. 70. P. 191–217. DOI: 10.1146/annurev-psych-010418-103043
51. Sanders M. J. Older manufacturing workers and adaptation to age-related changes // American Journal of Occupational Therapy. 2018. Vol. 72, № 3. P. 7203205060p1-7203205060p11. DOI: 10.5014/ajot.2018.021238. Available from: https://research.aota.org/ajot/article-abstract/72/3/7203205060p1/6434/Older-Manufacturing-Workers-and-Adaptation-to-Age?redirectedFrom=fulltext (date of access: 23.08.2021).
52. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 5–14.
53. Маркова А. К. Психология профессионализма: монография. Москва: Знание, 1996. 312 с.
54. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления кризисных ситуаций. Москва: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
55. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3–18.
56. Ingram S. et al. Coping with crisis across the lifespan: The role of a telephone hotline // Journal of Child and Family Studies. 2008. Vol. 17. № 5. P. 663–674. DOI: 10.1007/s10826-007-9180-z
57. Сыманюк Э. Э. Профессиональные кризисы педагогов: практико-ориентированная монография. Екатеринбург: издательство УрГПУ, 2006. 254 с.
58. Водопьянова Н. Е., Густелева А. Н. Позитивное самоотношение как фактор устойчивости к профессиональному выгоранию учителей // Вестник Санкт-Петербург- ского университета. Серия: Социология. 2010. № 4. C. 166–172.
59. Alshaer H., Kaviani H. A study on metaphors used by female teachers to describe their work-related stresses and psychological exhaustion: reflecting on potential interventions // Archives of Psychiatry and Psychotherapy. 2019. Vol. 4, P. 72–81. DOI: 10.12740/APP/109135
60. Keogh M., Roan A. Exploring teachers’ early-retirement decisions: A qualitative study // Work, Aging and Retirement. 2016. Vol. 2, № 4. P. 436–446. DOI: 10.1093/workar/waw016
61. Farges G., Tremblay D. G. Working longer? Professional and non-professional challenges of teachers’ retirement // Revue des Sciences de l’Éducation. 2016. Vol. 42,. № 2. P. 175–205. DOI: 10.7202/1038466ar
62. Villardon-Gallego L., Moro A., Atxurra C. Perceptions about retirement in the university. The case of the University of Deusto // Revista Electronica Interuniversitaria de Formacion del Profesorado. 2017. Vol. 20, № 1. P. 87–99. DOI: 10.6018/reifop.20.1.255161
63. Fedosyuk D. Specificity of social adaptation among university teachers of pre-retirement age // Laplage em Revista. 2020. Vol. 6. № Extra-A. P. 209–213. DOI: 10.24115/S2446-622020206Extra-A582p.209-213
64. Kadefors R. et al. Attitudes among male and female university professors, and other categories of university employees, to working up to and beyond normal retirement age // Nordic Journal of Working Life Studies. 2016. Vol. 6, № 1. P. 133–146. DOI: 10.19154/njwls.v6i1.4913
65. Rapoport M. Q., Finlay S. J., Hillan E. Retirement in the Post-Revocation Context at One Canadian University: Experiences of Phasing and Delaying // Canadian Journal of Higher Education. 2015. Vol. 45, № 1. Available from: https://journals.sfu.ca/cjhe/index.php/cjhe/article/view/182490/0 (date of access: 04.08.2021).
66. Hutchings K., Wilkinson A., Brewster C. Ageing academics do not retire-they just give up their administration and fly away: a study of continuing employment of older academic international business travellers // The International Journal of Human Resource Management. 2020. P. 1–30. DOI: 10.1080/09585192.2020.1754882. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/09585192.2020.1754882. (date of access: 29.07.2021).
67. Leppel K., Brucker E., Cochran J. The importance of job training to job satisfaction of older workers // Journal of Aging & Social Policy. 2012. Vol. 24, № 1. P. 62–76. DOI: 10.1080/08959420.2012.629136
Рецензия
Для цитирования:
Сыманюк Э.Э., Борисов Г.И., Печеркина А.А., Савельев В.В. Особенности кризиса утраты профессии у педагогов позднего возраста. Образование и наука. 2022;24(4):200-244. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-200-244
For citation:
Symanyuk E.E., Borisov G.I., Pecherkina A.A., Saveliev V.V. Features of the profession loss crisis in older teachers. The Education and science journal. 2022;24(4):200-244. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-4-200-244