Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

Texto completo:

Resumen

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью роста научной активности и продуктивности научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве флагмана научного развития университетов разных стран. В статье рассматривается социальная общность НПР российских вузов как один из драйверов развития отечественного высшего образования в условиях осуществления программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Цель статьи – выявление направлений и противоречий трансформации научно-педагогического сообщества в изменяющихся условиях академического развития российских вузов.

Методология и методы. В исследовании использован метод анализа статистических данных по высшему образованию России и Уральского федерального округа за 2000– 2021 гг. и Мониторинга эффективности вузов за 2013–2021 гг.

Результаты. Основными результатами исследования, представленными в статье, стали количественные, структурные и содержательные характеристики социальной общности НПР. Они были показаны сквозь призму показателей их научной активности и требований, предъявляемых к ним университетским управлением. Важным результатом исследования стал анализ достижений и проблем научной деятельности НПР в пяти вузах УрФО, представляющих пять субъектов Российской Федерации на его территории – Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский автономный округ. Среди вузов, попавших в фокус внимания, оказались три университета, получившие поддержку в рамках Проекта «5-100». В статье определены перспективы и риски реализации проектов развития НПР университетов зоны «ядра», получивших поддержку по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также возможности академического развития НПР вузов «полупериферии» и «периферии», не имеющих такой масштабной государственной помощи.

Предложены организационные подходы к созданию благоприятных условий для трансформации НПР, в которых возможны преодоление имитационности и устойчивый рост их научной активности и продуктивности. Авторы обращают внимание на необходимость дифференциации условий профессиональной деятельности продуктивных и малопродуктивных НПР, группы молодых НПР. Аргументируется важность использования стратегии «выращивания» собственных НПР как основы реального выполнения стратегических задач программы «Приоритет-2030» и проявления заботы о человеческом капитале университетов. Делается также вывод о том, что современный социальный контекст российского высшего образования ограничивает возможности решения этой проблемы и нуждается в изменениях.

Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе тенденций и противоречий трансформации НПР российских вузов, их научного потенциала, направлений деятельности и социальных функций в меняющихся условиях академического развития университетов.

Практическая значимость статьи состоит в показе возможностей и результатов трансформации НПР на пути их превращения в драйвер научного развития университетов.

De los autores

Г. Зборовский
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


П. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Denisova-Schmidt E. Responses to the Challenges of Training and Retaining Scholars in Russian Academia // Мир России. 2021. Т. 30, № 3. С. 174–187. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-3-174-187

2. Ylijoki O.-H., Henriksson L. Tribal, proletarian and entrepreneurial career stories: junior academics as a case in point // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42, № 7. Р. 1292–1308. DOI: 10.1080/03045079.2015.1092129

3. Denisova-Schmidt E. The End of the Academic Profession in Russia? // Мир России. 2020. Т. 29, № 3. С. 86–95. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-3-86-95

4. Heffernan T. A., Heffernan A. The academic exodus: the role of institutional support in academics leaving universities and the academy // Professional development in education. 2019. № 45 (1). P. 102–113. DOI: 10.1080/19415257.2018.1474491

5. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Университеты, которые могут изменить себя и макрорегион // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 16. Москва: Новый Хронограф, 2018. С. 373–392. DOI: 10.19181/ezheg.2018.16

6. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы [Электрон. ресурс]. Москва: Наука, 1972. 240 с. Режим доступа: https://www.isras.ru/publ.html?id=1373 (дата обращения: 24.12.2021).

7. Зборовский Г. Е. Теоретические основания изучения социальной общности [Электрон. ресурс] // Социологические исследования. 2010. № 4. C. 3–12. Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/2010/10/28/1214792045/Zborovski.pdf (дата обращения: 22.12.2021).

8. Zou T. X. P. Community-based professional development for academics: a phenomenographic study // Studies in Higher Education. 2019. 2019. № 44 (11). P. 1975–1989. DOI: 10.1080/03075079.2018.1477129

9. Sennet R. The Uses of Disorder, Personal Identity and City Style. New York, London: W. W. Norton & Company, 1992. 220 p. Available from: https://openlibrary.org/works/OL1870896W/The_uses_of_disorder_personal_identity_city_life?edition=usesofdisorderpe-00sennrich (date of access: 28.12.2021).

10. Kyvik S., Reymert I. Research collaboration in groups and networks: differences across academic felds // Scientometrics. 2017. № 113 (2). P. 951–967. DOI: 10.1007/s11192-017-2497-5

11. Cherrington S., Macaskill A., Flutey J. Developing a pan-university professional learning community // International Journal for Academic Development. 2018. № 23 (4). P. 298–311. DOI: 10.1080/1360144X.2017.1399271

12. Linquist S. Academic Development: A Space, But Is It an Identity? // Professional and Support Staff in Higher Education / Ed. by C. Bossu, N. Brown. Singapore: Springer, 2018. P. 23–37. DOI: 10.1007/978-981-10-1607-3_18-2

13. Wilkins S., Butt M. M., Annabi C. A. The influence of organizational identifcation on employee attitudes and behaviours in multinational higher education institutions // Journal of Higher Education Policy and Management. 2018. № 40 (1). P. 48–66. DOI: 10.1080/1360080X.2017.1411060

14. Bieliauskaite J. Solidarity in Academia and its Relationship to Academic Integrity // Journal of Academic Ethics. 2021. № 19 (3). P. 309–322. DOI: 10.1007/s10805-021-09420-6

15. Tauginiene L. Embedding Academic Integrity in Public Universities // Journal of Academic Ethics. 2016. № 14 (4). P. 327–344. DOI: 10.1007/s10805-016-9268-4

16. Kwiek M. Internationalists and locals: international research collaboration in a resource-poor system // Scientometrics. 2020. № 124 (1). P. 57–105. DOI: 10.1007/s11192-020-03460-2

17. Szromek A. R., Wolniak R. Job Satisfaction and Problems among Academic Staff in Higher Education // Sustainability. 2020. № 12 (12). Paper No. 4865. Available from: https://pdfs.semanticscholar.org/a99c/7172b7a351f98d99a70d43f1c6a5c9058cbd.pdf?_ga=2.186837224.1305973242.1649471133-1709235933.1646200946 (date of access: 28.12.2021). DOI: 10.3390/su12124865

18. Magi E., Beerkens M. Linking research and teaching: Are research-active staff members different teachers? // Higher Education. 2016. № 72 (2). P. 241–258. DOI: 10.1007/s10734-015-9951-1

19. Daumiller M., Dresel M. Teaching and research: Specifcity and congruence of university faculty achievement goals // International Journal of Educational Research. 2020. № 99. Paper No. 101460. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0883035519300722?via%3Dihub (date of access: 27.12.2021). DOI: 10.1016/j.ijer.2019.08.002

20. Колесникова И. А. Академический гострайтинг – рынок имитации научно-образовательной активности [Электрон. ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. 2017. Вып. 2 (18). С. 1–22. Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=3509 (дата обращения: 26.12.2021).

21. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 616 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2373-5

22. Ермолаева С. Г. Фрагментация университетского сообщества в условиях академического менеджериализма // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. Москва: РОС, 2020. С. 5228–5233. DOI: 10.19181/kongress.2020

23. Томилин О. Б., Клюев А. К. «Чёрные лебеди» организационного дизайна российских университетов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-44-55

24. Литвинова Л. И. Факторы научной продуктивности и проблемы ее оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 1. С. 61–75. DOI: 10.15826/umpa.2018.01.006


Recensión

Para cita:


Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Scientific and pedagogical staff as a social community in the changing conditions of academic development. The Education and science journal. 2022;24(5):147-180. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-5-147-180

Número de consultas: 664


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)