Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 24, № 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

11-40 148
Аннотация

Введение. Незапланированный переход к онлайн обучению весной 2020 года привел к тому, что учебные заведения с разным уровнем технической, методической и кадровой готовности мгновенно оказались в совершенно новых условиях работы. Можно предположить, что в это время система образования во всех странах, затронутых пандемией, прошла некую точку невозврата – таким как раньше процесс обучения не будет. Каким он будет, во многом зависит от того, какие уроки педагогическое сообщество извлечет из этого опыта.

Цель исследования – определение степени успешности опыта вынужденного перехода в онлайн и выявление методических ресурсов, необходимых для сохранения качества языковой подготовки в разных форматах обучения.

Методология, методы и методики. Исследование проводилось с опорой на личностно-деятельностный подход в обучении, принципы дистанционного обучения и включало анализ практического опыта обучения онлайн в разных странах до и во время пандемии COVID-19. Для сбора эмпирического материала использовался метод анкетирования. Участие в опросе приняли преподаватели кафедр иностранных языков МГИМО (общее число полученных анкет 1 329), заведующие кафедрами (15 анкет) и выборочно студенты (201 анкета). Опрос проводился в три этапа – в апреле, июне и сентябре 2020 года. Для статистической обработки данных в программе IBM SPSS Statistics применялись корреляционный анализ, кросстабуляционный анализ, линейный регрессионный анализ и однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA).

Результаты. В ходе исследования, во-первых, установлены корреляционные связи между видами аудиторной и самостоятельной работы студентов, формами контроля и активностью, сознательностью и самостоятельностью студентов; доказано, что на эти показатели положительно влияет индивидуализация обучения. Во-вторых, выявлены проблемные зоны в условиях обучения онлайн: недостаточно высокая степень коммуникативности и индивидуализации обучения, а также снижение качества контроля результатов обучения.

Научная новизна. Предпринята попытка оценить опыт форс-мажорного перехода к удаленному обучению иностранным языкам и определить его потенциал для сохранения (и, в перспективе, повышения) качества языковой подготовки в вузе.

Практическая значимость. Выявлены наиболее эффективные виды заданий для аудиторной и самостоятельной работы студентов и формы проверки качества усвоения в формате онлайн, что может помочь преподавателям при работе в этом формате. Обоснована необходимость предусматривать индивидуальные траектории овладения иноязычной коммуникативной компетенцией, что важно для разработчиков курсов, программ и учебных материалов.

41-63 120
Аннотация

Введение. С точки зрения учащихся, социальная леность стала серьезным препятствием и проблемой при выполнении групповых заданий в классе. Она может повлиять на энтузиазм учащихся и их отношение к обмену знаниями.

Цель. Настоящее исследование направлено на изучение опосредующего влияния установок обмена знаниями на взаимосвязь между намерениями меняться знаниями, воспринимаемой социальной леностью и ориентацией на цели обучения.

Методология и методы исследования. В этом исследовании использовалась игровая ситуация командного обучения для изучения отношения студентов к обмену знаниями и их намерений. Анкеты были также разосланы 336 студентам бизнес-колледжей в Хошимине (Вьетнам). Авторы использовали моделирование структурными уравнениями (SEM) с начальной оценкой для проверки всех гипотез.

Результаты и научная новизна. Результаты показывают, что: (1) воспринимаемая социальная леность оказывает негативное влияние на установки и намерения меняться знаниями; (2) ориентация на цели обучения оказывает положительное влияние на установки и намерения меняться знаниями; (3) установки обмена знаниями оказывают опосредующее воздействие на отношения воспринимаемой социальной лености, ориентации на цели обучения и намерений меняться знаниями.

Научная новизна. В этом исследовании бизнес-симуляционные игры используются в качестве командной учебной деятельности для проверки влияния отношения учащихся к обмену знаниями и их намерений в контексте воспринимаемой социальной лености.

Практическая значимость. Основываясь на полученных данных, авторы предлагают учителям не только повышать целеустремленность учащихся, уменьшать воспринимаемую социальную леность, чтобы стимулировать намерение делиться знаниями в группах, но и формировать у студентов положительное отношение к обмену знаниями.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 

64-89 125
Аннотация

Введение. Большое количество безработных выпускников профессионально-технических учебных заведений в настоящее время являются предметом рассмотрения высших учебных заведений, чтобы хорошо управлять образовательной программой. Это важно, потому что средние профессиональные учебные заведения нуждаются в привлечении других учреждений к сотрудничеству для повышения квалификации учащихся.

Цель. Данное исследование было направлено на выявление форм партнерства и структуры управления партнерством, которые могут использоваться между профессиональным образованием и промышленностью.

Методология и методы исследования. В настоящей работе используется качественный метод с подходом, основанным на множественном тематическом исследовании. Работа проводилась в профессионально-технических учебных заведениях и на промышленных предприятиях. Для определения участников использовалась целенаправленная выборка. Исследование состояло из шести этапов, применялась модель тематического исследования К. Р. Инь (план, дизайн, подготовка, сбор данных, анализ, обмен результатами исследования). Триангуляция данных использовалась для установления достоверности результатов исследования. Анализ данных проводился с помощью программного обеспечения ATLAS. ti версии 8.3.

Результаты и научная новизна. Результаты исследования показали, что формы партнерства, которые могут использоваться между профессиональным образованием и промышленностью, включают стажировку, производственное обучение, обучение на рабочем месте и обучение на основе опыта. Необходимая структура партнерства включает планирование, организацию, приведение в действие и мониторинг, координацию и оценку. Новшеством данного исследования является модель сотрудничества профессионально-технического учебного заведения с целью повышения компетентности учащихся в соответствии с потребностями отрасли. Модель также является частью актуальных задач, стоящих перед профессионально-техническими учебными заведениями для промышленности.

Практическая значимость. Это исследование полезно для Министерства образования Индонезии, средних профессиональных учебных заведений и промышленности, в том числе для политиков, принимающих решения, директоров и специалистов по кадрам в промышленной отрасли. Существенное преимущество связано с важностью партнерских отношений, которые необходимо развивать посредством совместных программ. Это партнерство требуется для укрепления отношений между различными ролями, чтобы подготовить выпускников средних профессиональных учебных заведений при переходе от учебы к работе на производстве.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

90-121 116
Аннотация

Введение. В статье анализируется жизнеспособность студентов вузов. Высокая степень неопределенности настоящего и будущего, сопряженная с особенностями жизненного этапа студентов-выпускников, осложняется тем, что этот возрастной период связан с кризисами выбора профессии. Показывается, что мало изучены взаимосвязи между жизнеспособностью молодежи и развитием их жизненной траектории. Актуальность таких исследований высока и имеет теоретическое и практическое значение.

Гипотеза исследования: уровень жизнеспособности студентов связан с оптимистичным/ пессимистичным видением своего профессионального будущего в России, самоидентификацией, отражающей принадлежность к стране, региону, городу, миграционными/эмиграционными намерениями.

Цель – изучение взаимосвязей жизнеспособности молодых людей с их отношением к перспективам будущей профессии, миграционными/эмиграционными намерениями, социальной идентичностью.

Методология, методы и методики. Методологическая база – системный подход, предлагающий общесистемные представления о структурно-функциональном строении пространства объектов исследования; теория экологических систем Ю. Бронфенбреннера, позволяющая выявлять взаимосвязи жизнеспособности молодежи во взаимодействии с окружающим миром. Жизнеспособность студентов определялась Опросником жизнеспособности детей и молодежи – 28 (Child and Youth Resilience Measure – 28), позволяющим оценивать три показателя жизнеспособности: «Индивидуальные ресурсы»; «Семейная поддержка»; «Контекст». Предусмотрен расчет интегрального показателя жизнеспособности. Для изучения социальной идентичности молодежи, их отношения к перспективам будущей профессии и миграционным/эмиграционным намерениям применялась авторская анкета. В исследовании принимали участие студенты-старшекурсники, магистранты вузов (N = 993, средний возраст равен 21,49 ± 2,274).

Результаты. 1. В жизнеспособности студентов индивидуальные ресурсы являются ведущими; семейные ресурсы и общая жизнеспособность имеют среднюю выраженность; контекстуальные студентами субъективно оцениваются низко. 2. Студенты с высокой жизнеспособностью оптимистичнее оценивают возможности профессионального роста и достойной жизни в России в отличие от студентов с низкой жизнеспособностью. 3. Социальная идентичность различается в группах с высокой и низкой жизнеспособностью. Более высокие показатели идентификации себя как россиянина демонстрируют студенты с высокой жизнеспособностью, у них также меньше выражены космополитизм и эмиграционные планы. 4. Низкая оценка физической и психологической поддержки семьи, друзей, неудовлетворенность домом/семьей/друзьями отмечается у респондентов с низкой жизнеспособностью, также демонстрирующей пессимистическое видение будущего в России, более высокие эмиграционные намерения, более низкие показатели идентификации себя как россиянина. 5. Данные исследования общей выборки показывают региональные различия в миграционных/эмиграционных планах молодежи.

Научная новизна. Осуществлена проверка эмпирических возможностей системного подхода и теории экологических систем Ю. Бронфенбреннера к изучению жизнеспособности студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между жизнеспособностью молодежи и ее отношением к перспективам профессии, миграционными/эмиграционными намерениями, социальной идентичностью. Определены мишени воздействия на повышение жизнеспособности студентов при их обучении в вузе.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут применяться при индивидуальном сопровождении студентов и при составлении учебных программ вузов.

122-146 78
Аннотация

Введение. В настоящее время, в условиях пандемии Covid-19 образовательная среда вынуждена «мигрировать» в виртуальную среду, что значительно увеличивает длительность нахождения студенческой молодежи в интернет-пространстве. В связи с этим, еще более актуальным становится вопрос о том, какие психологические особенности позволяют личности оставаться в рамках «здорового» использования интернета, а какие прогнозируют возникновение интернет-зависимости.

Целью представленного в статье исследования было выявление психологических свойств личности, способствующих и препятствующих возникновению интернет-зависимости у студентов в системе высшего образования.

Методология, методы и методики. Методологическими основаниями исследования являются теория Г. Олпорта, в которой личность рассматривается как открытая саморазвивающаяся система, психологическая концепция жизнеспособности Е. А. Рыльской, теория рефлексии А. В. Карпова и комплекс обоснованных представлений об интернет-зависимости А. Ю. Егорова, А. Е. Войскунского и др., позволившие представить предикторы интернет-зависимости как факторы, способствующие «закрытию» системы и тормозящие становление личности, а «протекторы» – как те психологические переменные, которые защищают личность от возникновения интернет-аддикции, обеспечивая ее открытость и свободу становления. Выборка исследования – 201 человек: студенты ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» в возрасте от 18 до 24 лет (Х = 21,14; SD = 1,52), из них 94 женщины (46,8 %) и 107 мужчин (53,2 %). В ходе эмпирического исследования был использован комплекс психодиагностических методик: «Шкала интернет-зависимости Чена» в адаптации К. А. Феклисова и В. Л. Малыгина, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С), опросник рефлексивности А. В. Карпова и опросник «Жизнеспособность человека» Е. А. Рыльской. Методы математической обработки: описательные статистики и дискриминантный анализ с использованием программы IBM SPSS Statistics 17.0.

Результаты. Выявлены психологические особенности личности, которые выступают в роли предикторов и «протекторов» интернет-зависимости. К предикторам интернет-зависимости у студентов относятся эмоциональная нестабильность, низкая нормативность поведения, тревожность, напряженность, низкий самоконтроль, свидетельствующие о склонности интернет-зависимой личности к высокой конфликтности и раздражительности, реактивной возбужденности и импульсивности. Такие студенты характеризуются незрелостью эмоций, неустойчивостью интересов, безответственностью; зависимы от настроения, плохо контролируют проявление эмоций и собственное поведение; отличаются слабой волей. Интернет-зависимость препятствует личностному саморазвитию. При этом рефлексивность и жизнеспособность выступают в качестве «протекторов» и выполняют защитную функцию в возникновении интернет-зависимости, позволяя личности оставаться открытой саморазвивающейся системой.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые комплексное исследование предикторов и «протекторов» интернет-зависимости выполнено на выборке студенческой молодежи в контексте представлений о личности как об открытой саморазвивающейся системе, что позволило представить интернет-зависимость как феномен, негативно влияющий на становление личности. Эмпирически верифицирована прогностическая модель, включающая комплекс психологических переменных, «предсказывающих» возникновение интернет-зависимости личности у студентов с большей или меньшей долей вероятности.

Практическая значимость. Модель «прогноза» интернет-зависимости может быть применима в консультативной практике, в тех случаях, когда клиенты не осознают своего пристрастия или пытаются его скрыть. Материалы исследования и сделанные авторами выводы могут служить основой для разработки рекомендаций для профилактики интернет-зависимости, а выявленные «протекторы» (жизнеспособность и рефлексивность) определяют направление разработки коррекционных и тренинговых программ.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

147-180 89
Аннотация

Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью роста научной активности и продуктивности научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве флагмана научного развития университетов разных стран. В статье рассматривается социальная общность НПР российских вузов как один из драйверов развития отечественного высшего образования в условиях осуществления программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».

Цель статьи – выявление направлений и противоречий трансформации научно-педагогического сообщества в изменяющихся условиях академического развития российских вузов.

Методология и методы. В исследовании использован метод анализа статистических данных по высшему образованию России и Уральского федерального округа за 2000– 2021 гг. и Мониторинга эффективности вузов за 2013–2021 гг.

Результаты. Основными результатами исследования, представленными в статье, стали количественные, структурные и содержательные характеристики социальной общности НПР. Они были показаны сквозь призму показателей их научной активности и требований, предъявляемых к ним университетским управлением. Важным результатом исследования стал анализ достижений и проблем научной деятельности НПР в пяти вузах УрФО, представляющих пять субъектов Российской Федерации на его территории – Свердловскую, Челябинскую, Тюменскую, Курганскую области, Ханты-Мансийский автономный округ. Среди вузов, попавших в фокус внимания, оказались три университета, получившие поддержку в рамках Проекта «5-100». В статье определены перспективы и риски реализации проектов развития НПР университетов зоны «ядра», получивших поддержку по программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», а также возможности академического развития НПР вузов «полупериферии» и «периферии», не имеющих такой масштабной государственной помощи.

Предложены организационные подходы к созданию благоприятных условий для трансформации НПР, в которых возможны преодоление имитационности и устойчивый рост их научной активности и продуктивности. Авторы обращают внимание на необходимость дифференциации условий профессиональной деятельности продуктивных и малопродуктивных НПР, группы молодых НПР. Аргументируется важность использования стратегии «выращивания» собственных НПР как основы реального выполнения стратегических задач программы «Приоритет-2030» и проявления заботы о человеческом капитале университетов. Делается также вывод о том, что современный социальный контекст российского высшего образования ограничивает возможности решения этой проблемы и нуждается в изменениях.

Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе тенденций и противоречий трансформации НПР российских вузов, их научного потенциала, направлений деятельности и социальных функций в меняющихся условиях академического развития университетов.

Практическая значимость статьи состоит в показе возможностей и результатов трансформации НПР на пути их превращения в драйвер научного развития университетов.

181-205 118
Аннотация

Введение. Внедрение интернет-технологий в процесс обучения превратилось в один из наиболее характерных трендов развития российской системы образования последних нескольких лет. Распространению этого тренда способствуют как внутренние закономерности развития российских образовательных учреждений, так и необходимость перевода всего процесса обучения в дистанционный формат, которая возникла в условиях карантинных мер из-за пандемии Covid-19. Вместе с тем остается не вполне ясно, какое отношение к усиливающейся интернетизации процесса обучения возникает у одного из ключевых участников этого процесса – студентов.

Цель представленного в статье исследования – идентификация и описание основных настроений, возникающих в среде российского студенчества в связи с активным внедрением интернет-технологий в процесс обучения.

Методология и методы исследования. Представленное исследование базируется на комплексной методологии и опирается на методы как теоретического, так и эмпирического анализа. Концептуальная рамка и исходная гипотеза исследования определены на основе аналитического обзора актуальных трудов в области психологии и социологии образования, выполненного при помощи общенаучных методов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Особенности фактического отношения студенчества к интернетизации обучения были выявлены при помощи массового опроса студенчества г. Екатеринбурга (N = 526) и углубленного психодиагностического анкетирования, проведенного среди студентов Уральского государственного педагогического университета (N = 120).

Результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что усиливающаяся интернетизация процесса обучения не соответствует реальным потребностям и закономерностям поведения большинства студентов и воспринимается ими скорее негативно. Удалось выяснить, что российские исследователи привыкли рассматривать современное российское студенчество в качестве особого поколения людей, взрослевших в условиях повсеместного распространения интернет-технологий, привыкших использовать такие технологии очень активно и нуждающихся в их применении в рамках процесса обучения. Однако анализ настроений самих студентов показал, что такое представление верно лишь отчасти. Хотя многие из них действительно привыкли активно использовать Интернет в своей повседневной жизни, реального запроса на его внедрение в процесс обучения у большинства из них не прослеживается. А фактическое внедрение подобных технологий в процесс обучения может сказываться на эффективности их вовлечения в образовательный процесс скорее негативно.

Научная новизна. В статье обосновывается скепсис по поводу интенсивного внедрения интернет-технологий в процесс обучения студентов. Приводится аргументация в пользу несоответствия интернетизации обучения реальным потребностям и закономерно стям поведения представителей студенчества. Констатируется необходимость осторожного внедрения интернет-технологий в процесс обучения.

Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться для оптимизации внедрения интернет-технологий в процесс обучения и определения оптимальных алгоритмов использования таких технологий при работе со студентами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)