ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-132-145
Аннотация
В статье предложена методика диагностики расположенности и готовности студентов технического вуза к научно-исследовательской деятельности. Показано, что структура такой готовности находится в прямой зависимости от структуры исследовательской компетентности. На основе анализа существующей литературы и результатов проведенного анкетирования выявлены десять основных компонентов (компетенций) готовности к научно-исследовательской деятельности (НИД). В ходе предпринятого анкетного опроса вычислены весовые значения каждого компонента, математическое ожидание (среднее значение) и плотность распределения вероятностей по всем необходимым для НИД качествам, т. е. доля оценок всех респондентов. В качестве приоритетных компетенций студентов выделены высокий уровень академической подготовки и мотивация научно-исследовательской деятельности. Описана линейная математическая модель, позволяющая диагностировать готовность студента к НИД. Приводятся минимальное, максимальное и пороговое значения диагностических оценок, а также их индикаторы. Данная модель способна стать основой для создания тестового программного продукта, который в дальнейшем может использоваться на практике как студентами для определения своей склонности к научно-исследовательской деятельности, так и их научными руководителями для коррекции деятельности учащихся.
Об авторах
М. А. ФедороваРоссия
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Омского государственного технического университетаsidorova_ma79@mail.ru
А. М. Завьялов
Россия
Доктор технических наук,профессор, начальник управления организации научной работы и подготовки кадров высшей квалификации Омского государственного технического ниверситета,
Список литературы
1. Бедный Б. И., Миронос А. А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры: монография. Нижний Новгород: ННГУ, 2008. 219 с.
2. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие. М.: Академия, 2005. 208 с.
3. Лукашеко С. Н. Развитие исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневой подготовки специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2012. 27 с.
4. Осипенко С. А. Формирование эвристической компетенции студентов математических специальностей вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 174 с.
5. Федорова М. А., Завьялов А. М. Вовлечение: основы педагогической системы подготовки студентов технического вуза к научной деятельности: монография. Омск: ОмГТУ, 2012. 148 с.
6. Федорова М. А. Развитие иноязычных компетенций студентов технического вуза как способ вхождения в международную научную среду // Компетентностный подход и его роль в формировании вторичной языковой личности: материалы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора С. С. Соловей / отв. за вып. М. Н. Малахова. Омск: Омская академия МВД России, 2012. С. 92–94.
7. Шадчин И. В. Методы оценки уровня готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы международной заочной научной конференции. Пермь, май 2012 г. Пермь: Меркурий, 2012. С. 170–173.
Рецензия
Для цитирования:
Федорова М.А., Завьялов А.М. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образование и наука. 2014;1(1):132-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-132-145
For citation:
Fedorova M.A., Zavyalov A.M. DIAGNOSING THE READINES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR RESEARCH ACTIVITIES. The Education and science journal. 2014;1(1):132-145. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-1-132-145