Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121

Полный текст:

Аннотация

Введение. Аддиктивное поведение обучающихся на сегодняшний день является одной из острейших проблем системы образования. Зависимости не только химического характера, но и от социальных сетей, смартфонов, игровые аддикции приводят к значительному снижению уровня физического и психического здоровья подростков и юношей, социально-психологической дезадаптации в обществе, нарушению их психологического благополучия, а в критических случаях – развитию суицидальных рисков. Тем не менее, комплексное изучение опыта психолого-педагогических исследований в области аддиктивного поведения с обобщением методологических подходов и эмпирических результатов ранее не проводилось (хотя подобные обзорные исследования присутствуют в отношении общих и специфических вопросов аддиктивного поведения, его распространения в отдельных странах или географических регионах, роли семьи и пр.). В то же время, подобные исследования необходимы для обеспечения полноты понимания проблемы с позиции образовательной организации и возможностей образовательной среды в профилактике и предотвращении распространения аддиктивного поведения среди обучающихся.

Целью исследования стал обзор и систематизация международных исследований в области психолого-педагогического изучения аддиктивного поведения обучающихся.

Методология, методы и методики исследования. Был осуществлен отбор научных публикаций в международной наукометрической базе данных Scopus для включения в обзор с глубиной поиска с 2011 года по настоящее время. Для поиска были использованы комплексы ключевых слов: «addiction&school», «addictive behaviour&school», «drug&school», «alcohol&school», «tobacco&school», «internet addiction&school», «gambling&school». Указанные комплексы слов были внесены в раздел поиска «название статьи, краткое описание, ключевые слова», дополнительными ограничениями поиска были тип статей (обзорные – Review, исследовательские – Article), выбранная область науки («Psychology») и дополнительное ключевое слово («adolescent»). Итоговый список отобранных после анализа содержания публикаций составил 246 работ.

Результаты исследования позволили систематизировать научные публикации и выявить тенденции в рассмотрении аддиктивного поведения в психолого-педагогических исследованиях в системе образования. Так, было выявлено, что дефиниция аддиктивного поведения имеет специфическую интерпретацию в соотношении с понятием зависимого поведения. Поведенческие проявления аддиктивного поведения при химических и поведенческих зависимостях обладают схожими признаками, тогда как личностные предикторы, обуславливающие склонность обучающихся к выбору данной девиации могут обладать амбивалентными характеристиками в зависимости от выбранной формы аддиктивного поведения. При этом, формы аддиктивного поведения обучающихся в образовательной среде многообразны и включают как химические зависимости (табакокурение, алкогольную и наркотическую зависимости), так и поведенческие варианты аддиктивного поведения (интернет-зависимость и зависимость от видео и компьютерных игр). При этом любая из перечисленных зависимостей в отдельности или с учетом их сочетательного характера приводит к снижению успешности обучения и неудовлетворительной академической успеваемости обучающихся. При этом трудности в обучении и взаимодействии с другими субъектами образовательной среды могут (среди прочих иных) быть фактором, стимулирующим возникновение зависимого поведения как формы ухода или компенсации. Профилактика аддиктивного поведения, как правило, строится на основе информирования о негативных последствиях зависимостей, но может учитывать как особенности социального поведения и научения подростков и юношей, так и их личностные особенности, выступающие зонами уязвимости для развития аддикции.

Научная новизна заключается в том, что систематизированы научные исследования в области психолого-педагогического изучения аддиктивного поведения обучающихся с учетом современных тенденций распространения как химических, так и нехимических зависимостей, а также их сочетательного характера распространения среди подростков и юношей.

Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для организации эффективной профилактической работы по предупреждению развития аддиктивного поведения обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации с учетом международного опыта и психолого-педагогической основы. 

Об авторах

С. А. Минюрова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Минюрова Светлана Алигарьевна – доктор психологических наук, профессор, ректор

Екатеринбург



О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Кружкова Ольга Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований 

ReseacherID Q-4655-2016

Екатеринбург



И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Воробьева Ирина Владимировна – кандидат психологических наук, доцент, начальник управления научных исследований

Екатеринбург



А. И. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Матвеева Алена Игоревна – аспирант

Екатеринбург



Список литературы

1. Менделевич В. Д., Садыкова Р. Г. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов [Электрон. ресурс]. Казань: РЦПНН при КМРТ; И. Марево, 2002. 240 с. Режим доступа: https://repository.kpfu.ru/?p_id=70389 (дата обращения: 20.10.2021).

2. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Электрон. ресурс]. М., Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т МОДЭК, 2000. 303 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/pri/PRI-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 20.10.2021).

3. Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения [Электрон. ресурс] // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. № 5 (133). С. 189–195. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/files/vestnik/PDF/articles/zmanovskaya_e._v._189_195_5_133_2013.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

4. Tang Y. Y., Posner M. I., Rothbart M. K., Volkow N. D. Circuitry of self-control and its role in reducing addiction // Trends in Cognitive Sciences. 2015; № 19(8): 439–444. DOI: 10.1016/j.tics.2015.06.007

5. Potter J. S., Dreifuss J. A., Marino E. N., Provost S. E., Dodd D. R., Rice L. S., Fitzmaurice G. M., Griffin M. L., Weiss R. D. The multi-site prescription opioid addiction treatment study: 18-month outcomes // Journal of Substance Abuse Treatment. 2015. № 48 (1). P. 62–69. DOI: 10.1016/j.jsat.2014.07.009

6. Sussman S., Sussman A. N. Considering the Definition of Addiction // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2011. № 8 (10). P. 4025–4038. DOI: 10.3390/ijerph8104025

7. Wise R., Koob G. The Development and Maintenance of Drug Addiction // Neuropsychopharmacol. 2014. № 39. P. 254–262. DOI: 10.1038/npp.2013.261

8. Klimenko T., Kozlov A., Bukhanovsky A. Clinical and social aspects of the illegal activities of people with psychoactive substance dependence in Russia // Heroin Addiction and Related Clinical Problems. 2012. № 14 (2). P. 59–62. Available from: https://www.heroinaddictionrelatedclinicalproblems.org/harcp-archives.php?year=2012 (date of access: 20.10.2021).

9. Chepurnova N. V., Grebennikov Y. V. Sukhostavska, Zulfugarzade T.E., Buslaev S.I. Philosophical aspect of understanding addictive behavior determinants // XLinguae. 2018. № 1. P. 61–69. DOI: 10.18355/XL.2018.11.01.06

10. Короленко Ц. П., Овчинников А. А., Султанова А. Н., Неустроева А. Ю. Социально-психологические характеристики при формировании аддиктивного поведения // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119, № 1. С. 69–71. DOI: 10.17116/jnevro201911901169

11. McMullin S. D., Shields G. S., Slavich G. M., Buchanan T. W. Cumulative lifetime stress exposure predicts greater impulsivity and addictive behaviors // Journal of Health Psychology. 2021. № 26 (14). P. 2921–2936. DOI: 10.1177/1359105320937055

12. Свенцицкий А. Л., Куликов Л. В., Почебут Л. Г. Международная научная конференция Ананьевские чтения – 2011 социальная психология и жизнь [Электрон. ресурс] // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 111–116. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18036681_93994271.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

13. Светличная Т. Г., Воронов В. А., Смирнова Е. А. Паттерны табачной и алкогольной зависимости у госпитализированной больной шизофрении: медико-социологическое исследование [Электрон. ресурс] // Психиатрия. 2020. Т. 18. № 4. С. 51–62. Режим доступа: https://www.journalpsychiatry.com/jour/article/view/548 (дата обращения: 20.10.2021).

14. Perrotta G. Affective Dependence: From Pathological Affectivity to Personality Disorders: Definitions, Clinical Contexts, Neurobiological Profiles and Clinical Treatments // Нealth Sciences. 2020. DOI: 10.15342/hs.2020.333

15. Зальмунин К. Ю., Менделевич В. Д. Профили аддикций как инструмент для сравнительной оценки химических и нехимических зависимостей // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2018. Т. 118. № 1–2. С. 3–9. DOI: 10.17116/jnevro2018118123-9

16. Miller N. V., Currie S. R., Hodgins D. C., Casey D. Validation of the problem gambling severity index using confirmatory factor analysis and Rasch modelling // International Journal of Methods in Psychiatric Research. 2013. № 22 (3). P. 245–255. DOI: 10.1002/mpr.1392

17. Галяутдинова С. И., Ахмадеева Е. В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Электрон. ресурс] // Вестник Башкирского университета. 2013. № 18 (1). С. 232–235. Режим доступа: http://bulletinbsu.com/arch/files/2013/1/50_Galyautdinova.pdf (дата обращения: 20.10.2021).

18. Cadet J. L., Bisagno V., Milroy C. M. Neuropathology of substance use disorders // Acta Neuropathol. 2014. № 127 (1). P. 91–107. DOI: 10.1007/s00401-013-1221-7

19. Zal’munin K. Iu., Mendelevich V. D. S. S. Chemical and nonchemical addictions in the aspect of comparative addictology // Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2014. № 114 (5-2). P. 3–8. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/%5BChemicaland-nonchemical-addictions-in-the-aspect-Zal’munin-Mendelevich/523ae038148be03f49e198bbdcb0c544a7cb7837 (date of access: 20.10.2021).

20. Donovan D. M., Bigelow G. E., Brigham G. S., Carroll K. M., Cohen A. J., Gardin J. G., Hamilton J. A., Huestis M. A., Hughes J. R., Lindblad R., Marlatt G. A., Preston K. L., Selzer J. A., Somoza E. C., Wakim P. G., Wells E. A. Primary outcome indices in illicit drug dependence treatment research: systematic approach to selection and measurement of drug use endpoints in clinical trials // Addiction. 2012. № 107 (4). P. 694–708. DOI: 10.1111/j.1360-0443.2011.03473.x

21. Gladwin T. E., Figner B., Crone E. A., Wiers R. W. Addiction, adolescence, and the integration of control and motivation // Developmental Cognitive Neuroscience. 2011. № 1 (4). P. 364–376. DOI: 10.1016/j.dcn.2011.06.008

22. Егоров А. Ю. Терапия нехимической зависимости // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2018. Т. 118, № 6. С. 115–123. DOI: 10.17116/jnevro201811861115

23. Leino T., Torsheim T., Griffiths M. D., Pallesen S. The relationship between substance use disorder and gambling disorder: A nationwide longitudinal health registry study // Scandinavian Journal of Public Health. 2021. № 1-7. DOI: 10.1177/14034948211042249

24. Berdibayeva S., Zhiyenbayeva S., Sakhiyeva F., Garber A., Kabakova M., Ivanov D. Group psychological counselling as a form of prevention of adolescent addictive behavior // Psychiatria i Psychologia Kliniczna. 2021. № 21 (2). P. 95–103. DOI: 10.15557/PiPK.2021.0010

25. Дрепа М. И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Электрон. ресурс] // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 2. С. 189–193. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-zavisimost-kak-obekt-nauchnoyrefleksii-v-sovremennoy-psihologii/viewer (дата обращения: 20.10.2021).

26. Lelonek-Kuleta B. B., Bartczuk R. P. Online Gambling Activity, Pay-to-Win Payments, Motivation to Gamble and Coping Strategies as Predictors of Gambling Disorder Among e-sports Bettors // Journal of Gambling Studies. 2021. № 37 (4). P. 1079–1098. DOI: 10.1007/s10899-021-10015-4

27. De Moura A., Castro N., Pedrosa e Sousa H. F., Dinis M. A. P., Ferros L., Ferreira M. J., Caridade S., Negreiros J. Psychosocial profiles of college students: chemical and Behavioural addictions // Current Psychology. 2021. DOI: 10.1007/s12144-021-01988-x

28. Mpousiou D. P., Sakkas N., Soteriades E. S., Toumbis M., Patrinos S., Karakatsani A., Karathanassi A., Raftopoulos V., Gratziou C. G., Katsaounou P. A. Evaluation of a schoolbased, experiential-learning smoking prevention program in promoting attitude change in adolescents // Tobacco Induced Diseases. 2021. № 19. 134605. DOI: 10.18332/tid/134605

29. Schreuders M., Nuyts P. A. W., den Putte B., Kunst A. E. Understanding the impact of school tobacco policies on adolescent smoking behaviour: A realist review // Social Science & Medicine. 2017. № 183. P. 19–27. DOI: 10.1016/j.socscimed.2017.04.031

30. Mantey D. S., Chido-Amajuoyi O. G., Omega-Njemnobi O., Montgomery L. T. Cigarette smoking frequency, quantity, dependence, and quit intentions during adolescence: Comparison of menthol and non-menthol smokers (National Youth Tobacco Survey 2017–2020) // Addictive Behaviors. 2021. № 121. 106986. DOI: 10.1016/j.addbeh.2021.106986

31. Keller-Hamilton B., Lu B., Roberts M. E., Bermand M. L., Root E. D., Ferketichg A. K. Electronic cigarette use and risk of cigarette and smokeless tobacco initiation among adolescent boys: A propensity score matched analysis // Addictive Behaviors. 2021. № 114. 106770. DOI: 10.1016/j.addbeh.2020.106770

32. Iakunchykova O. P., Andreeva T. I., Nordstrom D. L., Shkiryak-Nizhnyk Z. A., Antipkin Yu. G., Hryhorczuk D. O., Zvinchuk A. V., Chislovska N. V. The impact of early life stress on risk of tobacco smoking initiation by adolescents // Addictive Behaviors. 2015. № 50. P. 222–228. DOI: 10.1016/j.addbeh.2015.06.014

33. Maia-Silva K. M., Zamel N., Selby P., Fontes C. J. F., Santos U. P. Tobacco smoking associated with adverse childhood experiences in a Brazilian community university sample: A case-control study // Children and Youth Services Review. 2021. № 120. 105438. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105438

34. Cole A. G., Leatherdale S. T., Burkhalter R. An examination of different smoking patterns among Canadian youth: New insight for tobacco control programming // Addictive Behaviors. 2013. № 38. P. 1610–1615. DOI: 10.1016/j.addbeh.2012.10.004

35. Williams G. C., Battista K., Leatherdale S. T. An examination of how age of onset for alcohol, cannabis, and tobacco are associated with school outcomes in grade 12 // Addictive Behaviors. 2020. № 102. 106215. DOI: 10.1016/j.addbeh.2019.106215

36. Gohari M. R., Cook R. J., Dubin J. A., Leatherdale S. T. Identifying patterns of alcohol use among secondary school students in Canada: A multilevel latent class analysis // Addictive Behaviors. 2020. № 100. 106120. DOI: 10.1016/j.addbeh.2019.106120

37. White A., Hingson R. The burden of alcohol use: Excessive alcohol consumption and related consequences among college students // Alcohol Research: Current Reviews. 2013. № 35 (2). P. 201–218.

38. Chomsri P., Likhitsathian S., Aramrattana A., Siviroj P. Self-efficacy, sensation seeking, right attitude, and readiness to change among alcohol drinkers in a Thai vocational school // Addictive Behaviors Reports. 2018. № 8. P. 107–112. DOI: 10.1016/j.abrep.2018.08.006

39. Foster D. W., Yeung N., Neighbors C. I think I can’t: Drink refusal self-efficacy as a mediator of the relationship between self-reported drinking identity and alcohol use // Addictive Behaviors. 2014. № 39. P. 461–468. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.10.009

40. Van Ryzin M. J., Roseth C. J. Cooperative learning effects on peer relations and alcohol use in middle school // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. № 64. 101059. DOI: 10.1016/j.appdev.2019.101059

41. Van Ryzin M. J., Fosco G. M., Dishion T. J. Family and peer predictors of substance use from early adolescence to early adulthood: An 11-year prospective analysis // Addictive Behaviors. 2012. № 37 (12). P. 1314–1324. DOI: 10.1016/j.addbeh.2012.06.020

42. Trucco E. M., Colder C. R., Wieczorek W. F. Vulnerability to peer influence: A moderated mediation study of early adolescent alcohol use initiation // Addictive Behaviors. 2011. № 36 (7). P. 729–736. DOI: 10.1016/j.addbeh.2011.02.008

43. Marschall-Lévesque S., Castellanos-Ryan N., Vitaro F., Séguin J. R. Moderators of the association between peer and target adolescent substance use // Addictive Behaviors. 2014. № 39 (1). P. 48–70. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.09.025

44. D’Amico E. J., Miles J. N. V., Tucker J. S. Gateway to curiosity: Medical marijuana ads and intention and use during middle school // Psychology of Addictive Behaviors. 2015. № 39 (3). P. 613–619. DOI: 10.1037/adb0000094

45. Calafat A., García F., Juan M., Becoña E., Fernández-Hermida J. R. Which parenting style is more protective against adolescent substance use? Evidence within the European context // Drug and Alcohol Dependence. 2014. № 138 (1). P. 185–192. DOI: 10.1016/j. drugalcdep.2014.02.705

46. Miovský M., Vonkova H., Čablová L., Gabrhelík R. Cannabis use in children with individualized risk profiles: Predicting the effect of universal prevention intervention // Addictive Behaviors. 2015. № 50. P. 110–116. DOI: 10.1016/j.addbeh.2015.06.013

47. White A., Chan G. C. K., Quek L.-H., Connor J. P., Saunders J. B., Baker P., Brackenridge C., Kelly A. B. The topography of multiple drug use among adolescent Australians: Findings from the National Drug Strategy Household Survey // Addictive Behaviors. 2013. № 38 (4). P. 2068–2073. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.01.001

48. Kwan M., Bobko S., Faulkner G., Donnelly P., Cairney J. Sport participation and alcohol and illicit drug use in adolescents and young adults: A systematic review of longitudinal studies // Addictive Behaviors. 2014. №. 39 (3). P. 497–506. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.11.006

49. Arria A. M., Wilcox H. C., Caldeira K. M., Vincent K. B., Garnier-Dykstra L. M., O’Grady K. E. Dispelling the myth of “smart drugs”: Cannabis and alcohol use problems predict nonmedical use of prescription stimulants for studying // Addictive Behaviors. 2013. № 38 (3). P. 1643–1650. DOI: 10.1016/j.addbeh.2012.10.002

50. Нахимова Я. Н., Ромашкина Г. Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 6. С. 138–160. DOI: 10.17853/1994-5639- 2017-6-138-160

51. Xin M., Xing J., Pengfei W., Houru L., Mengcheng W., Hong Z. Online activities, prevalence of Internet addiction and risk factors related to family and school among adolescents in China // Addictive Behaviors Reports. 2018. № 7. P. 14–18. DOI: 10.1016/j. abrep.2017.10.003

52. Mihara S., Osaki Y., Nakayama H., Sakuma H., Ikeda M., Itani O., Kaneita Y., Kanda H., Ohida T., Higuchi S. Internet use and problematic Internet use among adolescents in Japan: A nationwide representative survey // Addictive Behaviors Reports. 2016. № 4. P. 58–64. DOI: 10.1016/j.abrep.2016.10.001

53. Peng W., Li D., Li D., Jia J., Wang Y., Sun W. School disconnectedness and Adolescent Internet Addiction: Mediation by self-esteem and moderation by emotional intelligence // Computers in Human Behavior. 2019. № 98. P. 111–121. DOI: 10.1016/j.chb.2019.04.011

54. Khodami M. A., Sheibani L. An investigation on Negative Activity, Alexithymia, Emotion Regulation, and Internet addiction in a sample of high school students: A randomized controlled // Annales Médico-psychologiques, revue psychiatrique. 2020. № 178 (6). P. 624–631. DOI: 10.1016/j.amp.2019.10.007

55. Li W., Garland E. L., Howard M. O. Family factors in Internet addiction among Chinese youth: A review of English- and Chinese-language studies // Computers in Human Behavior. 2014. № 31. P. 393–411. DOI: 10.1016/j.chb.2013.11.004

56. Jie T., Yizhen Y., Yukai D., Ying M., Dongying Z., Jiaji W. Prevalence of internet addiction and its association with stressful life events and psychological symptoms among adolescent internet users // Addictive Behaviors. 2014. № 39 (3). P. 744–747. DOI: 10.1016/j.addbeh.2013.12.010

57. Волкова И. П., Королева Н. Н., Богдановская И. М., Иконникова Г. Ю., Машкова А. В. Проблемное использование Интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 9. С. 98–121. DOI: 10.17853/19945639-2019-9-98-121

58. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Социально-психологические аспекты восприимчивости молодежи к воздействиям среды Интернет // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 9. С. 86–102. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-86-102

59. Паньшина С. Е., Сунгурова Н. Л., Карабущенко Н. Б. Личностные характеристики студентов в регуляции сетевой активности // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 3. С. 101–130. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-3-101-130

60. Pshuk N., Koriava N. Personality Characteristics of Internet-dependent Students // European Psychiatry. 2015. № 30 (S1). P. 4–19. DOI: 10.1016/S0924-9338(15)30342-4

61. Pshuk N., Koriava N. Personality Characteristics of Internet-dependent Students // European Psychiatry. 2015. № 30 (S1). P. 1. DOI: 10.1016/S0924-9338(15)30342-4.19

62. Frangos C., Fragkos K. Psychologic predictors and epidemiology of internet addiction among university students in greece // European Psychiatry. 2011. № 26 (S2). P. 40–40. DOI: 10.1016/S0924-9338(11)71751-5

63. Chеn Q., Quan X., Lu H., Fei P., Li M. Comparison of the personality and other psychological factors of students with internet addiction who do and do not have associated social dysfunction // Shanghai Archives of Psychiatry. 2015. № 27 (1). P. 36–41. DOI: 10.11919/j.issn.1002-0829.214129

64. Seabra L., Loureiro M., Pereira H., Monteiro S., Afonso R. M., Esgalhado G. Relationship Between Internet Addiction and Self-Esteem: Cross-Cultural Study in Portugal and Brazil // Interacting with Computers. 2017. № 29 (5). P. 767–778. Available from: https:// doi.org/10.1093/iwc/iwx011 (date of access: 01.12.2021).

65. Mo P. K. H., Chan V. W. Y., Wang X., Lau J. T. F. Gender difference in the association between internet addiction, self-esteem and academic aspirations among adolescents: A structural equation modeling // Computers & Education. 2020. № 155. 103921. DOI: 10.1016/j.compedu.2020.103921

66. Busalim A. H., Masrom M., Zakaria W. N. B. W. The impact of Facebook Addiction and self-esteem on students’ academic performance: A multi-group analysis // Computers & Education. 2019. № 142. 103651. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103651

67. Pekpazar A., Aydın G. K., Aydın U., Beyhan H., Arı E. Role of Instagram Addiction on Academic Performance among Turkish University Students: Mediating Effect of Procrastination // Computers and Education Open. 2021. № 2. 100049. DOI: 10.1016/j.caeo.2021.100049

68. Walburg V., Mialhes A., Moncla D. Does school-related burnout influence problematic Facebook use? // Children and Youth Services Review. 2016. № 61. P. 327–331. DOI: 10.1016/j.childyouth.2016.01.009

69. Yu Y., Peng L., Mo P. K. H., Yang X., Cai Y., Ma L., She R., Lau J. T. F. Association between relationship adaptation and Internet gaming disorder among first-year secondary school students in China: Mediation effects via social support and loneliness // Addictive Behaviors. 2022. № 125. 107166. DOI: 10.1016/j.addbeh.2021.107166

70. Xie X., Guo Q., Wang P. Childhood parental neglect and adolescent internet gaming disorder: From the perspective of a distal-proximal-process-outcome model // Children and Youth Services Review. 2021. 105564. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105564

71. Garakani A., Zhai Z. W., Hoff R. A., Krishnan-Sarin S., Potenza M. N. Gaming to relieve tension or anxiety and associations with health functioning, substance use and physical violence in high school students // Journal of Psychiatric Research. 2021. № 140. P. 461–467. DOI: 10.1016/j.jpsychires.2021.05.055

72. Van Ryzin M. J., Roseth C. J. Peer influence processes as mediators of effects of a middle school substance use prevention program // Addictive Behaviors. 2018. № 85. P. 180–185. DOI: 10.1016/j.addbeh.2018.06.016

73. Kelder S. H., Mantey D. S., Van Dusen D., Vaughn T., Bianco M., Springer A. E. Dissemination of CATCH My Breath, a middle school E-Cigarette prevention program // Addictive Behaviors. 2021. № 113. 106698. DOI: 10.1016/j.addbeh.2020.106698

74. Kelder S. H., Mantey D. S., Van Dusen D., Case K., Haas A., Springer A. E. A middle school program to prevent E-cigarette use: A pilot study of “CATCH My Breath” // Public Health Reports. 2020. № 135(2). P. 220–229. DOI: 10.1177/0033354919900887

75. Baker K. A., Campbell N. J., Noonan D., Thompson J. A., Derouin A. Vaping Prevention in a Middle School Population Using CATCH My Breath // Journal of Pediatric Health Care. 2021. In Press. DOI: 10.1016/j.pedhc.2021.07.013

76. Gabrhelik R., Duncan A., Lee M. H., Stastna L., Furr-Holden C. D. M., Miovsky M. Sex specific trajectories in cigarette smoking behaviors among students participating in the Unplugged school-based randomized control trial for substance use prevention // Addictive Behaviors. 2012. № 37 (10). P. 1145–1150. DOI: 10.1016/j.addbeh.2012.05.023

77. Vigna-Taglianti F. D., Galanti M. R., Burkhart G., Caria M. P., Vadrucci S., Faggiano F., Group E. U.-D. S. “Unplugged,” a European school-based program for substance use prevention among adolescents: overview of results from the EU-Dap trial // New Directions in Youth Development, 2014. № 141.P. 67–82. DOI: 10.1002/yd.20087

78. Khalil G. E., Prokhorov A. V. Friendship influence moderating the effect of a webbased smoking prevention program on intention to smoke and knowledge among adolescents // Addictive Behaviors Reports. 2021. № 13. 100335. DOI: 10.1016/j.abrep.2020.100335

79. Lammers J., Goossens F., Conrod P., Engels R., Wiers R. W., Kleinjan M. Effectiveness of a selective alcohol prevention program targeting personality risk factors: Results of interaction analyses // Addictive Behaviors. 2017. № 71. P. 82–88. DOI: 10.1016/j.addbeh.2017.02.030

80. Mahu I. T., Doucet C., O’Leary-Barrett M., Conrod, P. J. Can cannabis use be prevented by targeting personality risk in schools? 24-month outcome of the adventure trial on cannabis use: a cluster randomized controlled trial // Addiction. 2015. № 110. P. 1625–1633. DOI: 10.1111/add.12991


Рецензия

Для цитирования:


Минюрова С.А., Кружкова О.В., Воробьева И.В., Матвеева А.И. Аддиктивное поведение подростков и юношей в системе образования: обзор психолого-педагогических исследований. Образование и наука. 2022;24(6):84-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121

For citation:


Minyurova S.A., Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Matveeva A.I. For citation: Minyurova S. A., Kruzhkova O. V., Vorobyeva I. V., Matveeva A. I. Addictive behaviour of adolescents and young men in the education system: Review of psychological and pedagogical research. The Education and science journal. 2022;24(6):84-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-84-121

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)