Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 24, № 6 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

11-40 198
Аннотация

Введение. Методология этического образования – вечно актуальная тема исследований. Это обусловлено тем, что моральное сознание личности – чрезвычайно тонкая материя, пути его формирования сложны и нелинейны. Вопрос, каким образом должен быть организован процесс этического образования, остро волнует как теоретиков, конструирующих различные модели этического образования, так и практиков, внедряющих эти модели в жизнь.

Серьезным источником знаний относительно методологии этического образования являются концепции формирования морального сознания личности, созданные известными в нашей стране этиками Ф. А. Селивановым, В. И. Бакштановским, Ю. М. Федоровым, которых авторы статьи осмелились назвать представителями тюменской этико-философской традиции. Методологические идеи и принципы, предложенные тюменскими этиками, можно рассматривать как значимый вклад в развитие современной этико-педагогической мысли, нацеленной на преодоление как тотального релятивизма, так и тотального фундаментализма посредством культивирования принципа коммуникативности как пути формирования морального сознания личности и как метода этического образования.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы репрезентировать концепции этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, а также осмыслить их аксиологический и праксеологический потенциал применительно к современному этическому образованию.

Методологический аппарат исследования представляет собой синтез таких подходов, как качественный контент-анализ, герменевтика, компаративистика, а также теорий когнитивного конструктивизма Ж. Пиаже, Л. Кольберга и коммуникативной рациональности Ю. Хабермаса. Таким образом, настоящее исследование является междисциплинарным, созданным на стыке этики, социологии морали, педагогики.

Результаты исследования можно представить следующим образом: реконструированы модели этического образования, созданные в рамках тюменской этико-философской традиции, которые можно обозначить как модель развития способности истинных моральных суждений (Ф. А. Селиванов), модель формования способности свободного выбора и морального творчества (В. И. Бакштановский), модель погружения в универсум морали (В. М. Федоров); выявлены основные методологические принципы: сопряженность процессов формирования морального сознания и развития культуры мышления (Ф. А. Селиванов), формирование морального сознания через актуализацию возможности быть со-творцом общественной морали (В. И. Бакштановский); со-бытия человека и Космоса (Ю. М. Федоров), представлены методологические технологии: этико-логические упражнения (Ф. А. Селиванов), этико-прикладные (деловые) игры, гуманитарная экспертиза (В. И. Бакштановский), воспитание в диалоге, реализация творческого/креативного начала, практика свободы (Ю. М. Федоров) и т. д.

Новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что методологические концепции этического образования, предложенные тюменскими этиками, практически не изучены и существует вполне реальная опасность утраты ценного для формирования современных стратегий этического образования опыта.

41-59 193
Аннотация

Введение. Музыка является одной из областей навыков и квалификации, существующих в профессионально-технических училищах Индонезии, где студенты должны осваивать музыку в теории и практике. Из-за пандемии COVID-19 преподавателям музыки рекомендуется разрабатывать альтернативные методы обучения, чтобы облегчить студентам прохождение программы. Поэтому они вынуждены выбирать интересные материалы и качественно их готовить при онлайн-обучении, так как преподаватели в сфере профессионального образования должны быстро адаптироваться к сегодняшним вызовам и учить студентов быть к готовыми к ним. Кроме того, использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и исполнении музыки быстро растет, поэтому преподаватели музыки должны осваивать компьютерные технологии для решения сложных задач современной музыкальной индустрии и поддерживать процесс обучения музыке в теории и на практике. Эвтагогический подход считается инновационным и трендовым, он должен применяться в процессе обучения музыке, поскольку может адаптироваться к текущим изменениям. Этот подход может также помогать учителям направлять теорию и практику музыки в нужное русло, разрабатывать и осуществлять руководство и обсуждение посредством технической помощи с учебными материалами, согласованными в классе.

Цель. Цель статьи – проанализировать применение эвтагогического подхода, направленного на улучшение обучения, общие возможности обучения и развитие независимых навыков с технической помощью по музыкальным предметам в профессиональных школах в Бандунге (Западная Ява, Индонезия).

Методология и методы исследования. Исследование использует метод обоснованной теории, предоставляя четкие аналитические стратегии с конечной целью получения теории об определенных процессах, действиях или взаимодействиях, которые происходят с точки зрения учителя при преподавании музыки в профессиональных училищах.

Результаты и научная новизна. Было установлено, что преподавание с использованием эвтагогического подхода, как правило, ориентировано на учащихся, что позволяет им учиться независимо через самоопределение, поскольку именно реальное осуществление ориентированной на учащихся теории образования может помочь студентам оттачивать навыки и метасознание и быстрее анализировать свой учебный опыт.

Практическая значимость. Это исследование направлено на то, чтобы помочь студентам, изучающим музыку в профессионально-технических училищах, применять самоопределяемое обучение, поэтому они могут установить, что им учить, как и когда учиться и где получать информацию для достижения целей обучения. Таким образом, студенты могут решить, когда лучше всего изучать музыку, исследовать свои музыкальные знания и практиковать свои музыкальные навыки. Кроме того, они могут обучаться планированию музыкальных уроков, создавать пространственные модели и возможности для обучения, а также развиваться индивидуально, что позволяет им отслеживать поставленные ими цели обучения. Что касается преподавателей, то они могут играть роль руководителей и координаторов, которые направляют учащихся в достижении их учебных целей.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

60-83 148
Аннотация

Введение. Развитие российской системы образования и поставленные задачи обеспечения постоянного профессионального развития учителей обусловливают постоянный поиск новых инструментов и методов исследования и прогнозирования их компетенций, профессиональных дефицитов и затруднений. В настоящей статье представлено исследовательское решение прогнозирования профессиональных затруднений учителей в региональной системе образования с помощью форсайт-методов.

Целью настоящей работы является прогнозирование затруднений профессиональной деятельности учителей с учетом неопределенности сформированности их форсайт-компетенций.

Методология, методы и методики исследования. В качестве методологической основы прогнозирования профессиональных затруднений учителей избрана методология форсайта и исследований будущего. Первый опыт технологического форсайта, представленный B. R. Martin, развиваемый в разных странах, сферах и отраслевых системах (M. Hilbert, Y. Kishita, I. Miles, J. Othmer, C. Reimers-Hild, А. Магрук и др.), нашел свое применение в образовании (A. Havas, V. Munigala, J. Rong, Sánchez-Torres J. M., C. Sjodin, A. Yaver и др.) и современных исследованиях профессиональных компетенций (M. Rieckmann, Л. М. Андрюхина, Э. Ф. Зеер, А. Кононюк, Л. Е. Курнешова, В. П. Сморчкова и др.). В системе образования Красноярского края для участников данное исследование стало первой встречей с форсайтом. Прообразом для разработки инструментов стал опыт и материалы форсайт-исследования в Финляндии. В ходе исследования проведено 241 индивидуальное интервью с представителями разных заинтересованных сторон в развитии образования – студенты педагогического университета, учителя и родители. Наибольшую долю составили учителя (77 %), 15 % в выборке составили студенты – будущие педагоги, 8 % респондентов составила группа родителей.

Результаты. В результате исследования было установлено, что основным затруднением в будущем станет отсутствие компетенций и умений педагогов применять необходимые методики и технологии. С точки зрения учителей, главным затруднением в будущем станет нехватка времени на необходимые изменения. С точки зрения студентов – будущих педагогов, главные затруднения учителей будут заключаться в отсутствии желания и мотивации со стороны обучающихся и преподавателей, нехватке материальных средств, оборудования, ресурсов. С точки зрения родителей, основным затруднением в будущем останется излишняя бюрократизация процесса обучения. Кроме этого они выделяют отсутствие желания и мотивации со стороны обучающихся и преподавателей и отсутствие компетенций у педагогов для применения необходимых методик, технологий.

Научная новизна. Исследование направлено на решение вопросов выбора и адаптации методов форсайта в условиях неопределенности форсайт-компетенций его участников, учета возможностей расширения круга заинтересованных сторон и ограничений распространения форсайт-технологий в России. Обнаружены возможности оценки профессиональных затруднений учителей и их взаимосвязь с профессиональными дефицитами, что вносит вклад в форсайт-исследования компетенций.

Практическая значимость. Полученный прогноз о профессиональных затруднениях учителей позволит скорректировать существующую систему повышения квалификации педагогических работников и заложить основу регионального мониторинга.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

84-121 128
Аннотация

Введение. Аддиктивное поведение обучающихся на сегодняшний день является одной из острейших проблем системы образования. Зависимости не только химического характера, но и от социальных сетей, смартфонов, игровые аддикции приводят к значительному снижению уровня физического и психического здоровья подростков и юношей, социально-психологической дезадаптации в обществе, нарушению их психологического благополучия, а в критических случаях – развитию суицидальных рисков. Тем не менее, комплексное изучение опыта психолого-педагогических исследований в области аддиктивного поведения с обобщением методологических подходов и эмпирических результатов ранее не проводилось (хотя подобные обзорные исследования присутствуют в отношении общих и специфических вопросов аддиктивного поведения, его распространения в отдельных странах или географических регионах, роли семьи и пр.). В то же время, подобные исследования необходимы для обеспечения полноты понимания проблемы с позиции образовательной организации и возможностей образовательной среды в профилактике и предотвращении распространения аддиктивного поведения среди обучающихся.

Целью исследования стал обзор и систематизация международных исследований в области психолого-педагогического изучения аддиктивного поведения обучающихся.

Методология, методы и методики исследования. Был осуществлен отбор научных публикаций в международной наукометрической базе данных Scopus для включения в обзор с глубиной поиска с 2011 года по настоящее время. Для поиска были использованы комплексы ключевых слов: «addiction&school», «addictive behaviour&school», «drug&school», «alcohol&school», «tobacco&school», «internet addiction&school», «gambling&school». Указанные комплексы слов были внесены в раздел поиска «название статьи, краткое описание, ключевые слова», дополнительными ограничениями поиска были тип статей (обзорные – Review, исследовательские – Article), выбранная область науки («Psychology») и дополнительное ключевое слово («adolescent»). Итоговый список отобранных после анализа содержания публикаций составил 246 работ.

Результаты исследования позволили систематизировать научные публикации и выявить тенденции в рассмотрении аддиктивного поведения в психолого-педагогических исследованиях в системе образования. Так, было выявлено, что дефиниция аддиктивного поведения имеет специфическую интерпретацию в соотношении с понятием зависимого поведения. Поведенческие проявления аддиктивного поведения при химических и поведенческих зависимостях обладают схожими признаками, тогда как личностные предикторы, обуславливающие склонность обучающихся к выбору данной девиации могут обладать амбивалентными характеристиками в зависимости от выбранной формы аддиктивного поведения. При этом, формы аддиктивного поведения обучающихся в образовательной среде многообразны и включают как химические зависимости (табакокурение, алкогольную и наркотическую зависимости), так и поведенческие варианты аддиктивного поведения (интернет-зависимость и зависимость от видео и компьютерных игр). При этом любая из перечисленных зависимостей в отдельности или с учетом их сочетательного характера приводит к снижению успешности обучения и неудовлетворительной академической успеваемости обучающихся. При этом трудности в обучении и взаимодействии с другими субъектами образовательной среды могут (среди прочих иных) быть фактором, стимулирующим возникновение зависимого поведения как формы ухода или компенсации. Профилактика аддиктивного поведения, как правило, строится на основе информирования о негативных последствиях зависимостей, но может учитывать как особенности социального поведения и научения подростков и юношей, так и их личностные особенности, выступающие зонами уязвимости для развития аддикции.

Научная новизна заключается в том, что систематизированы научные исследования в области психолого-педагогического изучения аддиктивного поведения обучающихся с учетом современных тенденций распространения как химических, так и нехимических зависимостей, а также их сочетательного характера распространения среди подростков и юношей.

Практическая значимость обусловлена потенциальными возможностями использования полученных данных для организации эффективной профилактической работы по предупреждению развития аддиктивного поведения обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса в образовательной организации с учетом международного опыта и психолого-педагогической основы. 

122-152 123
Аннотация

Введение. Явления семейно-демографического кризиса в современном обществе обуславливают необходимость изучения социально-психологических факторов, детерминирующих актуализацию и развитие семейного самоопределения молодежи в условиях цифровой социализации, в рамках которой открытое и противоречивое информационное пространство определяет характер брачно-семейных представлений, являющихся ориентировочной основой при реализации семейного поведения юношами и девушками.

Цель исследования выявить особенности семейного самоопределения студентов РФ, различающихся по характеру нравственной ориентации личности в юношеском возрасте и ранней зрелости.

Методология и методики. Теоретико-методологическую основу работы составляют культурно-историческая теория развития психики и учение о психологическом возрасте Л. С. Выготского; возрастно-психологический подход к анализу психического развития в онтогенезе; теории семейного самоопределения личности; концепция направленности личности Б. С. Братуся, концепции нравственного самоопределения А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьевой, Q. Guo, P. Sun, M. Cai, X. Zhang, K. Song; теории просоциального поведения K. R. Bell, C. J. Showers; L. Kamas, A. Preston. В исследовании приняли участие 490 студентов, в основном обучающихся по образовательным программам гуманитарного профиля. Для достижения поставленной цели использовались теоретико-методологический анализ научной литературы; методы сравнения, обобщения, конкретизации; психодиагностический метод и математико-статистические методы обработки данных.

Результаты. Проведенное исследование показало, что доминирующей нравственной ориентацией личности в юношеском возрасте и ранней зрелости является миросозидательная направленность. В результате сравнительного анализа структурно-содержательных характеристик семейного самоопределения студентов РФ в зависимости от нравственной ориентации личности на разных этапах возрастного развития выявлены общие и специфические особенности. Инвариантная характеристика проявляется в том, что при гуманистической ориентации наблюдается высокая значимость ценности счастливой семейной жизни, при миросозидательной ориентации – выраженность ролевых притязаний в сфере социальной активности для стабильности брачно-семейных отношений, важность таких брачных мотивов, как самоактуализация и безопасность, при эгоцентрической ориентации возрастает вероятность заключения брака из непродуктивного чувства мести. Юношеский возраст является сенситивным периодом для формирования когнитивного компонента семейного самоопределения студенческой молодежи посредством развития духовно-нравственной сферы. Период ранней зрелости оказывается наиболее чувствительным для развития ценностно-эмоционального и регулятивно-поведенческого компонентов семейного самоопределения в результате целенаправленного воспитания у студентов гуманистической и миросозидательной ориентации личности.

Научная новизна исследования заключается в установлении связи нравственной ориентации личности и содержательных характеристик семейного самоопределения студентов в юношеском возрасте (от 17 до 19 лет) и ранней зрелости (от 20 до 22 лет).

Практическая значимость. Материалы проведенного исследования и сделанные выводы могут быть использованы при разработке рабочей программы воспитания в образовательной организации высшего образования и планировании мер по сохранению и развитию традиционных семейных ценностей в молодежной среде.

153-176 293
Аннотация

Введение. Иорданская система образования поощряет студентов вкладывать свой потенциал в удовлетворение потребностей, реализацию амбиций и достижение успеха в жизни. Тем не менее многие студенты по-прежнему сталкиваются с проблемами в определении своих амбиций и профессиональных тенденций для достижения целей.

Цель. Это исследование направлено на выявление среди студентов вузов уровня амбиций и профессиональных тенденций, связанных с общей культурой. Исследование сфокусировано на двух основных доменах, а именно на уровне амбиций и его связи с профессиональными тенденциями.

Методология и методы исследования. Для анализа данных был использован количественный метод. Выборка исследования включала 500 студентов мужского и женского пола, обучающихся в Прикладном университете Аль-Балка, выбранных случайным образом. Авторы разработали инструмент исследования, который был разделен на 10 пунктов – уровней амбиций. Инвентарь интересов Стронга – Кэмпбелла был использован для анализа тенденций профессионального развития. Эта шкала состояла из 42 пунктов, разделенных на шесть доменов.

Результаты. Результаты показали наличие статистически значимой положительной связи между уровнем амбиций и профессиональной тенденцией среди студентов Прикладного университета Аль-Балка. Имелись статистически значимые различия при а = 0,05 в уровне амбиций, связанные с влиянием гендерного фактора в пользу женщин. Кроме того, были статистически значимые различия в профессиональных тенденциях, связанных с гендерным аспектом, во всех областях, кроме области выбора профессии. Эти различия были в пользу мужчин по отношению к домену «учебные материалы», но в пользу женщин по всем остальным доменам в целом. Переменная профессиональных тенденций считалась значимой переменной, повышающей достижение студенческих амбиций.

Научная новизна. Авторы пришли к выводу, что развитие социальных изменений требует высокого уровня амбиций, чтобы справиться с непрерывным развитием в различных областях, особенно в академической сфере. Педагоги могут повысить уровень амбиций и определить профессиональные тенденции учащихся, чтобы преуспеть в достижении собственных целей в области инноваций и творчества в свете общей культуры.

Практическая значимость. В исследовании делаются интересные выводы на основе анализа и обсуждаются практические рекомендации для ключевых заинтересованных сторон. Министерству образования Иордании рекомендуется уделять больше внимания профессиональным тенденциям среди учащихся более ранних ступеней, чтобы направлять эти тенденции надлежащим образом для обеспечения учащимся академической жизни на высоком уровне, ведущей к достойной социальной, профессиональной и практической жизни, которая сочетается с обычной культурой Иордании. Кроме того, университетам следует сосредоточиться на способах развития уровня амбиций среди студентов путем повышения осведомленности родителей, чтобы они подавали хороший пример своим детям, воспитывали их с раннего возраста целеустремленными и повышали их уровень амбиций.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

177-200 155
Аннотация

Введение. Повсеместный переход высших учебных заведений на дистанционное обучение в период пандемии способствовал снижению оценок качества образования. Данные тенденции на фоне прогнозов увеличения доли «дистанта» в образовательном процессе могут инициировать рост социальной напряженности, а также снижение уровня доверия к деятельности органов власти, которые не в полной мере обеспечивают поддержание качества образования в новых условиях.

Цель статьи заключалась в оценке качества образования в условиях дистанционного обучения, анализе последствий трансформации практик взаимодействия педагога и студента.

Методология и методы. Проведено всероссийское комплексное социологическое исследование с применением следующих методов: анкетирование и фокус-группы. Первая волна исследования представляла собой опрос студентов высших учебных заведений экономической направленности из 14 регионов Российской Федерации (выборочная совокупность составила 6 500 обучающихся). В период второй волны были реализованы: 1) опрос студентов вузов экономической направленности из 17 регионов Российской Федерации (выборочная совокупность = 7 600); 2) опрос преподавателей Финансового университета (выборочная совокупность = 520); 3) фокус-группы со студентами.

Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: дистанционный формат проведения занятий в период карантинных ограничений не вызвал резкого падения оценок качества образования. Но при этом  студенты демонстрируют приверженность к традиционной форме обучения. Выявлены факторы, формирующие удовлетворенность студентов дистанционным обучением (курс обучения, бюджетная/контрактная форма, направление подготовки).  Основная проблема связана с недостатком очного общения, что интерпретируется авторами не столько как объективное ограничение дистанционного формата работы, сколько как субъективная неготовность, низкая адаптация педагогических и коммуникативных практик к удаленному онлайн взаимодействию. Исследование показало усиление роли неформальных сетевых взаимодействий, обеспечивающих заполнение информационного вакуума в условиях неопределенности, формирование доверия

Практическая значимость. Полученные результаты и сделанные на их основе выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических и практических разработок в данной сфере, а также могут стать основой для подготовки методических рекомендаций по снижению негативных последствий внедрения дистанционного обучения и повышению качества образования в новых условиях.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)