Доверие к дистанционному обучению в условиях пандемии: оценки качества образования студентов и преподавателей российских вузов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-177-200
Аннотация
Введение. Повсеместный переход высших учебных заведений на дистанционное обучение в период пандемии способствовал снижению оценок качества образования. Данные тенденции на фоне прогнозов увеличения доли «дистанта» в образовательном процессе могут инициировать рост социальной напряженности, а также снижение уровня доверия к деятельности органов власти, которые не в полной мере обеспечивают поддержание качества образования в новых условиях.
Цель статьи заключалась в оценке качества образования в условиях дистанционного обучения, анализе последствий трансформации практик взаимодействия педагога и студента.
Методология и методы. Проведено всероссийское комплексное социологическое исследование с применением следующих методов: анкетирование и фокус-группы. Первая волна исследования представляла собой опрос студентов высших учебных заведений экономической направленности из 14 регионов Российской Федерации (выборочная совокупность составила 6 500 обучающихся). В период второй волны были реализованы: 1) опрос студентов вузов экономической направленности из 17 регионов Российской Федерации (выборочная совокупность = 7 600); 2) опрос преподавателей Финансового университета (выборочная совокупность = 520); 3) фокус-группы со студентами.
Результаты и научная новизна. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: дистанционный формат проведения занятий в период карантинных ограничений не вызвал резкого падения оценок качества образования. Но при этом студенты демонстрируют приверженность к традиционной форме обучения. Выявлены факторы, формирующие удовлетворенность студентов дистанционным обучением (курс обучения, бюджетная/контрактная форма, направление подготовки). Основная проблема связана с недостатком очного общения, что интерпретируется авторами не столько как объективное ограничение дистанционного формата работы, сколько как субъективная неготовность, низкая адаптация педагогических и коммуникативных практик к удаленному онлайн взаимодействию. Исследование показало усиление роли неформальных сетевых взаимодействий, обеспечивающих заполнение информационного вакуума в условиях неопределенности, формирование доверия
Практическая значимость. Полученные результаты и сделанные на их основе выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических и практических разработок в данной сфере, а также могут стать основой для подготовки методических рекомендаций по снижению негативных последствий внедрения дистанционного обучения и повышению качества образования в новых условиях.
Об авторах
А. Г. ТюриковРоссия
Тюриков Александр Георгиевич – доктор социологических наук, профессор Департамента социологии
ResearcherID С-8429-2016
Москва
Д. А. Кунижева
Россия
Кунижева Диана Анзоровна – аспирант Департамента социологии
Москва
Е. В. Фролова
Россия
Фролова Елена Викторовна – доктор социологических наук, профессор Департамента социологии
ResearcherID С-8429-2016
Москва
О. В. Рогач
Россия
Рогач Ольга Владимировна – кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии
ResearcherID W-4432-2017
Москва
Список литературы
1. Garcia-Penalvo F. J., Corell A., Abella-Garcia V., Grande M. Online Assessment in Higher Education in the Time of COVID-19 // Education in the knowledge society. 2020. № 21 (12). DOI: 10.14201/eks.23013
2. Расторгуев С. В., Тян Ю. С. Цифровизация экономики России: тенденции, кадры, платформы, вызовы государству // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 136–161. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.08
3. Romero-Escalante V. F. Disruption of remote education in the university program for adults in times of covid-19 // Apuntes Universitarios. 2021. № 11 (1). P. 401–413. DOI: 10.17162/au.v11i1.593
4. Groton D. B., Spadola C. E. Variability, visuals, and interaction: online learning recommendations from social work students // Social Work Education. 2020. DOI: 10.1080/02615479.2020.1806997
5. Aleshkovski I. A., Gasparishvili A. T., Krukhmaleva O. V., Onosov A. A. Students’ Perceptions of Quality in Higher Education and Career Choices: A Case Study of the Russian Industrial Region // European Journal of Contemporary Education. 2020. № 9 (4). P. 710–725. DOI: 10.13187/ejced.2020.4.710
6. Gupta N., Irwin J. In-class distractions: The role of Facebook and the primary learning task // Computers in Human Behavior. 2016. № 55. P. 1165–1178 DOI: 10.1016/j.chb.2014.10.022
7. Junco R. Student class standing, Facebook use, and academic performance // Journal of Applied Developmental Psychology. 2015. № 36. P. 18–29. DOI: 10.1016/j.appdev.2014.11.001
8. Савинов Л. И., Рябова Е. Н. Безопасность информационного пространства для детей: освоение новых компетенций // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19. № 3 (136). С. 137–145. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-3-137-145
9. Frolova E. V., Ryabova T. M., Rogach O. V. Digital Technologies in Education: Problems and Prospects for “Moscow Electronic School” Project Implementation // European Journal of Contemporary Education. 2019. № 8 (4). P. 779–789. DOI: 10.13187/ejced.2019.4.779
10. Ibrahim Y., Hidayat-ur-Rehman I. COVID-19 crisis and the continuous use of virtual classes // International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2021. № 8 (4). P. 117–129. DOI: 10.21833/ijaas.2021.04.014
11. Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 20 (3). С. 611–621. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-3-611-621
12. Добринская Д. Е., Мартыненко Т. С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019. Т. 19. № 1. С. 108–120. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120
13. Roig-Vila R., Urrea-Solano M., Merma-Molina G. Communication at university classrooms in the context of COVID-19 by means of videoconferencing with Google Meet // RIED-Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia. 2021. № 24 (1). P. 197–220. DOI: 10.5944/ried.24.1.27510
14. Parmigiani D., Benigno V., Giusto M., Silvaggio C., Sperandio S. E-inclusion: online special education in Italy during the Covid-19 pandemic // Technology Pedagogy and Education. 2020. DOI: 10.1080/1475939X.2020.1856714
15. Bahaj S. O. A. The use of internet in management sciences: Evidence from higher educational institutions // International Journal of Advanced and Applied Sciences. 2021. № 8 (2). P. 60–63. DOI: 10.21833/ijaas.2021.02.008
16. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4 (85). С. 456–467. DOI: 10.15507/1991-9468.085.020.201604.456-467
17. Cowley S., Humphrey W., Munoz C. Industry Certifications in Digital Marketing and Media Education: Examination of Perceptions and Use among Educators // Journal of Marketing Education. 2021. № 43 (2). P. 189–203. DOI: 10.1177/0273475320948570
18. Vinichenko M. V., Melnichuk A. V., Makushkin S. A. The development of soft skills among students during a business game // 6th International Conference on Higher Education Advances (HEAd’20). Universitat Politecnica de Val`encia, Val`encia. 2020. P. 309–316. DOI: 10.4995/HEAd20.2020.11047
19. Demchenko T. S., Vinichenko M. V., Demchenko M. V., Ilina I. Y., Buley N. V., Duplij E. V. Students’ Satisfaction with Interactive Forms of Training with Elements of Gamification // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (4.38). P. 109–111. DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24333
20. Jiang Z. H., Wu H. B., Cheng H. Q., Wang W. M., Xie A. N., Fitzgerald S. R. Twelve tips for teaching medical students online under COVID-19 // Medical Education Online. 2021. Vol. 26, № 1. (1854066). DOI: 10.1080/10872981.2020.1854066
21. Frolova E. V., Rogach O. V., Ryabova T. M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risks analysis // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, № 2. P. 313–336. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.313
22. Меликов И. М., Скородумова О. Б. Противоречивый характер внедрения информационных технологий в российском образовании // Социальная политика и социология. 2020. Т. 19, № 2 (135). С. 141–148. DOI: 10.17922/2071-3665-2020-19-2-141-148
23. Vinichenko M. V., Vinogradova M. V., Nikiporets-Takigawa G. Yu., Rybakova M. V. The impact of the pandemic on the quality of education and the image of a university // XLinguae. 2021. Vol. 14, № 1. P. 17–37. DOI: 10.18355/XL.2021.14.01.02
24. Komljenovic J. The future of value in digitalised higher education: why data privacy should not be our biggest concern // Higher Education. 2020. DOI: 10.1007/s10734-020-00639 25. Sharma S., Bumb A. The Challenges Faced in Technology-Driven Classes During COVID-19 // International Journal of Distance Education Technologies. 2021. № 19 (1). P. 17–39. DOI: 10.4018/IJDET.20210101.oa2
25. Prata-Linhares M. M., Cardoso T. D. G., Lopes D. S., Zukowsky-Tavares C. Social distancing effects on the teaching systems and teacher education programmes in Brazil: reinventing without distorting teaching // Journal of Education for Teaching. 2020. DOI:
26. 1080/02607476.2020.1800406
27. Стрекалова Н. Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование. Вестник Самарского университета // История, педагогика, филология. 2019. № 25 (2). С. 84– 88. DOI: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88
28. Perez-Lopez E., Atochero A. V., Rivero S. C. Distance Education in COVID-19’s period: An Analysis from the perspective of university students // RIED-Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia. 2021. №. 24 (1). P. 331–350. DOI: 10.5944/ried.24.1.27855
29. Aretio L. G. COVID-19 and digital distance education: pre-confinement, confinement and post-confinement // RIED-Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia. 2021. №. 24 (1). P. 9–32. DOI: 10.5944/ried.24.1.28080
30. Marek M. W., Chew C. S., Wu W.-C. V. Teacher Experiences in Converting Classes to Distance Learning in the COVID-19 Pandemic // International Journal of Distance Education Technologies. 2021. № 19 (1). P. 40–60. DOI: 10.4018/IJDET.20210101.oa3
31. Bataineh K. B., Atoum M. S., Alsmadi L. A., Shikhali M. A Silver Lining of Coronavirus: Jordanian Universities Turn to Distance Education // International Journal of Information and Communication Technology Education. 2021. № 17 (2). Р. 1–11. DOI: 10.4018/IJICTE.20210401.oa1
32. Bryson J. R., Andres L. Covid-19 and rapid adoption and improvisation of online teaching: curating resources for extensive versus intensive online learning experiences // Journal of Geography in Higher Education.2020. DOI: 10.1080/03098265.2020.1807478
33. Фролова Е. В., Рогач О. В., Рябова Т. М. Преимущества и риски перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 78–88. DOI: 10.32744/pse.2020.6.7
Рецензия
Для цитирования:
Тюриков А.Г., Кунижева Д.А., Фролова Е.В., Рогач О.В. Доверие к дистанционному обучению в условиях пандемии: оценки качества образования студентов и преподавателей российских вузов. Образование и наука. 2022;24(6):177-200. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-6-177-200