Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44
Аннотация
Введение. Особенности профессионально-педагогического образования (системы подготовки педагогов профессионального обучения), сложность его познания и управления им, динамичность современных изменений и потребности образовательной практики детерминируют высокую востребованность концептуального осмысления его развития на современном этапе. В статье представлен результат такого осмысления, основанный на идеях гуманизации, непрерывности и демократизации системы подготовки педагогов профессионального обучения. Представлены принципы, развивающие данные идеи, и обозначены условия реализации этих принципов.
Цель исследования заключается в системном представлении концептуальных основ профессионально-педагогического образования на современном этапе, способствующем его объяснению и проектированию в условиях социально-экономических и социально-педагогических изменений.
Методология и методы. Исследование проведено в контексте гуманистической образовательной парадигмы, которая принята как наиболее плодотворная для достижения поставленной цели, с опорой на системный, личностно-деятельностный, интегративный и управленческо-технологический подходы, а также на теоретико-методологический анализ касающихся исследуемой темы научных источников.
Базу исследования составили практически 100-летний опыт подготовки кадров для профессиональных образовательных организаций, результаты педагогических исследований по проблемам данной подготовки, анализ истории развития и современного состояния профессионально-педагогического образования в России и за рубежом, результаты экспериментов по созданию государственных образовательных стандартов и проектированию их содержания.
Результаты и научная новизна. Концептуальные основы профессионально-педагогического образования в единстве трех составляющих представлены, во-первых, общей методологией, раскрывающей его историю (этапы) развития, роль и место в обществе, экономике и в системе образования страны. Во-вторых, перспективами развития профессионально-педагогического образования, раскрываемые следующими аспектами: его целью, состоящей в создании и поддержании условий, необходимых для эффективной и качественной подготовки педагогов для системы профессионального образования и профессионального обучения, а также условий формирования личности способной реализовать себя в сфере профессионального образования; задачами, сводимыми к формированию разносторонней и общественно значимой развивающейся личности, готовой к эффективной профессионально-педагогической деятельности; определяющими направления развития идеями – гуманизации профессионально-педагогического образования, его демократизации и непрерывности, конкретизированными концептуальными принципами – гуманитаризации, фундаментализации, деятельностной направленности, самоорганизации образовательной деятельности, общественно-государственного управления, соответствия содержания этапов непрерывного профессионально-педагогического образования основным стадиям профессионального становления личности, преемственности образовательных программ, разнообразия образовательных структур, развертывания опережающего профессионально-педагогического образования. В-третьих, изложением ожидаемого состояния, обозначаемого необходимыми условиями внедрения концептуальных принципов в практику подготовки педагогов профессионального обучения и касающихся отбора содержания образования, построения структуры системы профессионально-педагогического образования и управления данной системой.
Практическая значимость. Представленные в статье сведения могут способствовать разработке программ развития профессионально-педагогического образования, быть использованы в качестве методологической основы при формировании тематики фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам подготовки педагогов профессионального обучения, а также для организации и координации научных исследований по данной тематике и реализации полученных при этом результатов в образовательной практике. Также их можно учитывать при адаптации различных подходов к данному виду образования и при определении политики в отношении его перспектив. Есть основания считать, что такой взгляд на профессионально-педагогическое образование дополняет исследования других авторов и, в свою очередь, может развиваться в дальнейших исследованиях.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. ФедоровРоссия
Федоров Владимир Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор, директор Научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования РГППУ.
Екатеринбург.
П. Ф. Кубрушко
Россия
Кубрушко Петр Федорович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии профессионального образования РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.
Москва.
В. В. Дубицкий
Россия
Дубицкий Валерий Васильевич – доктор социологических наук, кандидат химических наук, профессор, и. о. ректора РГППУ.
Екатеринбург.
А. В. Феоктистов
Россия
Феоктистов Андрей Владимирович – доктор технических наук, доцент, и. о. первого проректора РГППУ.
Екатеринбург.
Список литературы
1. Blinov V. I., Satdykov A. I., Sergeev I. S., Rodichev N. F. The methods of scenario designing for the development of regional systems of vocational education and training // The Education and science journal. 2021. № 23 (2). P. 11–38. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-11-38
2. Dubitsky V. V., Konovalov A. A., Lyzhin A. I., Feoktistov A. V., Neumyvakin V. S. Master of industrial training 2.0.: Human resources capacity of the project “Professionalitat” // The Education and science journal. 2022. № 24 (1). P. 67–100. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-67-100
3. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. 330 с.
4. Johansson S. Vocational Teacher Education // International Encyclopedia of Education (Third Edition). 2010. P. 744–748. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.00686-2
5. İzciler М., Danelon S., Şen N., Karagöz Z. Comparative analysis of national rules related to vocational education for adults // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2009. Vol. 1. P. 2449–2459. DOI: 10.1016/j.sbspro.2009.01.431
6. Леднев В. П. Профессионально-педагогическое образование на Урале: становление и развитие. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2004. 141 с.
7. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. 2008. № 9. С. 127–135.
8. Гузанов Б. Н., Тарасюк О. В., Башкова С. А. Профильно-специализированные компетенции студентов профессионально-педагогического вуза: монография [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. 213 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0639-6 (дата обращения: 17.01.2022).
9. Романцев Г. М. Проблемы развития профессионально-педагогического образования России и пути их решения [Электрон. ресурс] // Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 1. С. 15–32. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12797287 (дата обращения: 17.01.2022).
10. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2010. № 10. С. 126–139. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/32144 (дата обращения: 17.01.2022).
11. Дорожкин Е. М., Лыжин А. И., Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование на современном этапе: состояние, перспективы // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 1. С.14–29. DOI: 10.24411/2307-4264-2020-10102
12. Zyryanova N. I., Fedorov V. A., Zaitseva E. V., Tolkacheva I. S., Glushchenko P. S. Modern requirements to preparation of professional and pedagogical personnel // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, № 16. P. 8800–8810. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27583600 (date of access: 18.01.2022).
13. Guggemos J., Seufert S. Teaching with and teaching about technology – Evidence for professional development of in-service teachers // Computers in Human Behavior. 2021. Vol. 115. 106613. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106613
14. Cataneo A. A. P., Antonietti C., Rause M. How digitalised are vocational teachers? Assessing digital competence in vocational education and looking at its underlying factors // Computers & Education. January 2022. Vol. 176. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104358
15. Кубрушко П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. Москва: Гардарики, 2006. 207 с.
16. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 545 с.
17. Жуков Г. Н., Дорожкин Е. М., Кубрушко П. Ф. Формирование готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности мастера производственного обучения (теоретико-методологический аспект): монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 227 с.
18. Akhter Z., Malik G., Plummer V. Nurse educator knowledge, attitude and skills towards using high-fidelity simulation: A study in the vocational education sector // Nurse Education in Practice. May 2021. Vol. 53. 103048. DOI: 10.1016/j.nepr.2021.103048
19. Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога [Электрон. ресурс]. Свердловск: Изд-во Урал. гос. Ун-та, 1988. 120 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001401370 (дата обращения: 17.01.2022).
20. Глуханюк Н. С. Психология профессионализации педагога: монография. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2005. 260 с.
21. Tanrısevera S., Eriúen Y. The evaluation of modular education programmes developed for the “modernization of vocational and technical education project” // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2009. Vol. 1. P. 1384–1388. DOI: 10.1016/j.sbspro.2009.01.244
22. Hursen C. Technological proficiency perception assessment of teachers in vocational high schools // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 28. P. 977– 981. DOI:10.1016/j.sbspro.2011.11.180
23. Hensen K. A., Hippach-Schneider U. Supporting teachers and trainers for successful reforms and quality of vocational education and training: mapping their professional development in the EU – Germany. Cedefop ReferNet thematic perspectives series. 2016. Available from: http://libserver.cedefop.europa.eu/vetelib/2016/ReferNet_DE_TT.pdf (date of access: 18.01.2022).
24. Косырев В. П. Непрерывная методическая подготовка педагогов профессионального обучения. Монография. Москва: Изд-во АНО «СПО», 2006. 348 с.
25. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 227 с.
26. Gapontsev V. L., Fedorov V. A., Dorozhkin E. M. A look at the global educational crisis through the lens of experience of the history of science. Part II. The structure of general education content // The Education and Science Journal. 2021. № 23 (1). P. 11–43. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-11-43
27. Davydova N. N., Dorozhkin E. M., Fedorov V. A. Organizational and pedagogical basis for the development of science and education networks // SHS Web of Conferences 69. 00030. 2019 CILDIAH-2019. DOI: 10.1051/shsconf/20196900030
28. Davydova N. N., Dorozhkin E. M., Fedorov V. A. Managerial potential of educational organizations under conditions of network interaction // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). 2020. № 15 (01). P. 16. DOI: 10.3991/ijet.v15i01.11333
29. Lyzhin A. I., Feoktistov A. V. Professional and pedagogical personnel: new technologies of training // Innovative scientific modern academic research trajectory (INSIGHT). 2021. № 2 (5). P. 19–29. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-2-19-29
30. Fedorov V. A., Komleva S. V. Professional training in the terms of microenterprises: process modelling of educational and professional interaction // The Education and Science Journal. 2017. № 2. P. 124–144. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-124-144
31. Fedorov V. A., Dorozhkin E. M., Vasiliev S. V., Scheinker A. D. Training the Blue-Collar Workers in Industrial Environments: Organizational and Pedagogical Conditions // International Journal of Advanced Biotechnology and Research. 2017. Vol. 8, № 4. P. 1262–1274. Available from: https://drive.google.com/file/d/1ejh9kkonycrP4s9PhdLewiYo_BM8ALwL/view (date of access: 18.01.2022).
32. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе [Электрон. ресурс] // Парадоксы наследия, векторы развития. Москва: Эгвес, 2000. С. 257–272. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18074705 (дата обращения: 17.01.2022).
33. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. The Development of Vocational Pedagogical Education in Russia (Organizational and Pedagogical Aspect) // International Journal of Environmental and Science Education, 2016. № 11 (17). P. 9803–9818. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27591053 (date of access: 18.01.2022).
34. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Vocational-pedagogical education in Russia: historical and logical periods // The Education and Science Journal. 2017. № 3. P. 93–119. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-3-93-119
35. Романцев Г. М., Федоров В. А., Чапаев Н. К. Интернатура как необходимая составляющая уровневой подготовки специалистов по профессиональному обучению рабочих кадров для инновационных производств [Электрон. ресурс] // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 10 (67). С. 3–12. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12999410 (дата обращения: 17.01.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Федоров В.А., Кубрушко П.Ф., Дубицкий В.В., Феоктистов А.В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект. Образование и наука. 2022;24(7):11-44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44
For citation:
Fedorov В.A., Kubrushko P.F., Dubitskiy V.V., Feoktistov A.V. Vocational teacher training in Russia at the present stage: Conceptual aspect. The Education and science journal. 2022;24(7):11-44. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44