Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-45-75

Полный текст:

Аннотация

Ведение. В процессе развития дистанционного обучения и изменения форм применяемых учебных материалов в разных странах возникают такие проблемы, как отсутствие непосредственного общения, недостаточный контроль учебного процесса и низкая мотивация. Уменьшается эффективность направляющих и ориентирующих воздействий педагога, его профессионально-творческих приемов обучения. Вследствие этого затрудняется выполнение познавательной учебной деятельности обучающимися, повышается зависимость ее результатов от самоорганизации и самоконтроля. Данные проблемы присущи дистанционной форме обучения многих стран, в том числе и Российской Федерации, где создается сеть федеральных инновационных площадок для совершенствования дистанционного обучения и продвижения образовательных инноваций. Гипотеза предполагает целесообразность исследований и прикладных разработок универсальных методов и средств, снижающих негативные явления в дистанционном обучении.

Цели настоящей работы – исследование методов и средств дополнительного представления плана учебной деятельности и результатов его выполнения в форме визуальных  дидактических  регулятивов;  создание  программно-методических  средств для внедрения регулятивов в дистанционном обучении; экспериментальная апробация прикладных разработок.

Методология и методики исследования. Исследование базируется на дидактическом принципе наглядности, необходимом для обеспечения обучающегося информацией о плане выполняемой учебной деятельности и представления результатов его выполнения в форме визуальных регулятивов. Логико-смысловое моделирование знаний применялось для проектирования регулятивов; комплексный подход использован при разработке программно-методических средств для освоения и применения регулятивов. При экспериментальной апробации (учителя сельских школ, преподаватели и студенты университета) выполнялись анкетирование, опрос и наблюдение.

Результаты и научная новизна. Анализ работ педагогов показал актуальность применения средств наглядности с иллюстративными и опорными свойствами в условиях дистанционного обучения. Предложено дополнять учебное задание в текстовой форме планом  в  форме  визуального  дидактического  регулятива,  а  результаты  выполнения плана в принятой  форме  также дополнять дидактическим  регулятивом.  Применение регулятивов способствует самоорганизации и самоконтролю обучающегося, освоению универсальных учебных действий при построении регулятивов и в учебной деятельности, улучшению системности мышления и формированию моделей осуществления учебной деятельности. Предложены программно-методические средства для поддержки внедрения в дистанционное обучение дидактических регулятивов.

Практическая значимость. Разработанные дидактические решения и программно-методические средства дополняют средства и методы технологии дистанционного обучения, позволяют повысить эффективность коммуникации педагога и обучающегося, а также направляющих, ориентирующих воздействий педагога; позволяют повысить зависимость результатов учения от самоорганизации и самоконтроля обучающегося.

Об авторах

В. Э. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Штейнберг Валерий Эмануилович – кандидат технических наук, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий Научно-исследовательской лабораторией моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Уфа.

AuthorID 178975, SPIN-код 2417-9884



Р. М. Асадуллин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Асадуллин Раиль Мирваевич – доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Уфа.

AuthorID 689214, SPIN-код 5161-2750



Д. Р. Фатхулова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Фатхулова Дина Раульевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германского языкознания и зарубежной литературы; старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории моделирования визуальных регулятивов логико-смыслового типа Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Уфа.

AuthorID 787071, SPIN-код 6879-1160



И. Р. Тагариева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия

Тагариева Ирма Рашитовна – доктор педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы.

Уфа.

AuthorID 366205, SPIN-код 5534-1628



Список литературы

1. Miranti M. G., Wilujeng B. Y. Creative Thinking Skills Enhancement Using Mind Mapping // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). 2021. № 112. P. 39–42. Available from: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iconhomecs-17/25892744 (date of access: 10.03.2022).

2. Shatri К. The Use of Visualization in Teaching and Learning Process for Developing Critical Thinking of Students // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. № 4 (1). P. 71–74. Available from: https://journals.euser.org/index.php/ejser/article/view/1576 (date of access: 10.03.2022).

3. Veřmiřovský J. The Importance of Visualisation in Education. Sociology // CeON Repository. 2013. P. 453–463. Available from: https://depot.ceon.pl/handle/123456789/14480?locale-attribute=en (date of access: 10.03.2022).

4. Alper B., Riche N. H., Chevalier F., Boy J., Sezgin M. Visualization Literacy at Elementary School // Association for Computing Machinery: Proceedings of the CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2017. May. P. 5485–5497. Available from: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3025453.3025877 (date of access: 10.03.2022). DOI:10.1145/3025453.3025877

5. Chang Rundgren S. N., Yao B.-J. Visualization in research and science teachers’ professional development // Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching. 2014. № 15 (2). Available from: https://www.eduhk.hk/apfslt/download/v15_issue2_files/changsn.pdf (date of access: 10.03.2022).

6. Shabiralyani G., Hasan K. Sh., Hamad N., Iqbal N. Impact of Visual Aids in Enhancing the Learning Process Case // Journal of Education and Practice. 2015. № 6 (19). P. 226–233. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1079541.pdf (date of access: 10.03.2022).

7. Dixon R., Lammi M. Cognitive Mapping Techniques: Implications for Research in Engineering and Technology Education // Journal of Technology Education. 2014. № 25 (2). P. 2–17. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/Cognitive-Mapping-Techniques%3A-Implications-for-in-Dixon-Lammi/60ea26c98a6acf1dd4afc5e5d54b-212d7b40a313 (date of access: 10.03.2022).

8. Shabiralyani G., Shahzad Hasan K., Hamad N., Iqbal N. Impact of Visual Aids in Enhancing the Learning Process Case Research: District Dera Ghazi Khan // Journal of Education and Practice. 2015. № 6 (19). P. 226–233. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1079541.pdf (date of access: 10.03.2022).

9. Dunlap J. C., Lowenthal P. R. Getting graphic about infographics: design lessons learned from popular infographics // Journal of Visual Literacy. 2016. № 35. P. 42–59. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1051144X.2016.1205832 (date of access: 10.03.2022).

10. Rickey S. A. Definition of Teaching Aids // Classroom. 2018. Available from: https://classroom.synonym.com/definition-teaching-aids-6317487.html (date of access: 10.03.2022).

11. Bowman J. D. Making the Most of Visual Aids. Three strategies for using visual aids to encourage students to engage more deeply with course content // Edutopia. 2018. Available from: https://www.edutopia.org/article/making-most-visual-aids (date of access: 10.03.2022).

12. Fish K., Mun J., A’Jontue R. A. Do Visual Aids Really Matter. A Comparison of Student Evaluations Before and After Embedding Visuals Into Video Lectures // Journal of Educators Online. 2016. № 13 (1). Available from: https://www.thejeo.com/archive/2016_13_1/fish_mun_ajontue (date of access: 10.03.2022).

13. Артемьева Е. А., Артемьева В. В. Роль визуализации учебной информации в образовательном процессе [Электрон. ресурс] // Педагогика и психология в современном мире: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, 28 октября 2020 г. Грозный: ЧГПУ, 2020. С. 105–109. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44619014&pff=1 (дата обращения: 10.03.2022).

14. Басырова А. Е. Визуализация, наглядность, инфографика: проблема соотношения понятий [Электрон. ресурс] // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции, 24–25 ноября 2016 г. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 416–418. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/viewer?file=110249;viscom2016_416_418.pdf&sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.03.2022).

15. Голубева Ю. В. Визуализация в современном образовании: теоретические подходы и современные практики // Всероссийский педагогический форум: сборник статей II Всероссийской научно-методической конференции, 15 ноября 2020 г. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 203–207. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44275433 (дата обращения: 10.03.2022).

16. Маслов В. М. Визуализация (перспективное постнеклассическое направление развития научно-технической деятельности): учебное пособие [Электрон. ресурс]. Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2016. 92 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28814450 (дата обращения: 10.03.2022).

17. Ельцов А. В., Ельцова Л. Ф. О реализации некоторых дидактических принципов обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза [Электрон. ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие 2021. Т. 9, № 3 (34). С. 249–257. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-nekotoryh-didakticheskih-printsipov-obucheniya-v-elektronnoy-informatsionno-obrazovatelnoy-srede-vuza/viewer (дата обращения: 10.03.2022).

18. Нагибина М. И. Принцип наглядности в обучении, его сущность и функции [Электрон. ресурс] // Вестник современных исследований. 2020. № 4–5 (34). С. 7–10. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43814321_53381936.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

19. Перевалов Г. Н. Способы визуализации учебной информации [Электрон. ресурс] // World science: problems and innovations: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 199–201. Режим доступа: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/12/МК-442-Часть-1.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

20. Шульга Л. И., Лукиенко О. В., Ролик-Аттиа С. Н., Плис С. В., Домар Н. А. Использование принципа наглядности при формировании профессиональной компетентности [Электрон. ресурс] // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы IV Международной научно-методической конференции, 18 октября 2018 г. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2018. С. 199–200. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/207950/1/Шульга%20и%20др_обр_взр_18-199-200.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

21. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102–109. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4275/1/povr-2016-06-17.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

22. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 61–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89. Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1897/960 (дата обращения: 10.03.2022).

23. Özer S. A convergent parallel mixed-method research into the use of the cheat sheet in teacher education: State test anxiety, exam scores and opinions of prospective teachers // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2021. № 20 (3). P. 101–113. Available from: https://www.researchgate.net/publication/353957768_A_convergent_parallel_mixed-method_research_into_the_use_of_the_cheat_sheet_in_teacher_education_State_test_anxiety_exam_scores_and_opinions_of_prospective_teachers (date of access: 10.03.2022).

24. Wang Z., Sundin L., Murray-Rust D., Bach B. Cheat Sheets for Data Visualization Techniques // ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. 2020. Available from: https://www.researchgate.net/publication/338657160_Cheat_Sheets_for_Data_Visualization_Techniques (date of access: 10.03.2022). DOI: 10.1145/3313831.3376271

25. Hamouda S., Shaffer C.A. Crib sheets and exam performance in a data structures course // Computer Science Education. 2016. № 26. Available from: https://www.tand-fonline.com/doi/full/10.1080/08993408.2016.1140427 (date of access: 10.03.2022). DOI: 10.1080/08993408.2016.1140427

26. Регуш А., Орлова А. В. Педагогическая психология: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 416 с. Режим доступа: https://libraryiksu.kg/public/assets/upload/books/Педагогическая%20психология_п.р.%20Регуш%20Л.А,%20Орловой%20А.В._2011%20-416с.pdf5ef2d6e05f72b.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

27. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision / Patrick Henry Winston (ed.). McGraw-Hill, New York (USA), 1975 [Internet]. Available from: https://courses.media.mit.edu/2004spring/mas966/Minsky%201974%20Framework%20for%20knowledge.pdf (date of access: 10.03.2022).

28. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления [Электрон. ресурс]. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. Режим доступа: https://umity.in.ua/wp-content/uploads/2019/07/Byuzen_Intellekt-karty.pdf (дата обращения: 10.03.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Штейнберг В.Э., Асадуллин Р.М., Фатхулова Д.Р., Тагариева И.Р. Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении. Образование и наука. 2022;24(7):45-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-45-75

For citation:


Steinberg V.E., Asadullin R.M., Fatkhulova D.R., Tagariyeva I.R. Application of visual didactic regulators in distance learning. The Education and science journal. 2022;24(7):45-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-45-75

Просмотров: 251


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)