Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-45-75

Texto completo:

Resumen

Ведение. В процессе развития дистанционного обучения и изменения форм применяемых учебных материалов в разных странах возникают такие проблемы, как отсутствие непосредственного общения, недостаточный контроль учебного процесса и низкая мотивация. Уменьшается эффективность направляющих и ориентирующих воздействий педагога, его профессионально-творческих приемов обучения. Вследствие этого затрудняется выполнение познавательной учебной деятельности обучающимися, повышается зависимость ее результатов от самоорганизации и самоконтроля. Данные проблемы присущи дистанционной форме обучения многих стран, в том числе и Российской Федерации, где создается сеть федеральных инновационных площадок для совершенствования дистанционного обучения и продвижения образовательных инноваций. Гипотеза предполагает целесообразность исследований и прикладных разработок универсальных методов и средств, снижающих негативные явления в дистанционном обучении.

Цели настоящей работы – исследование методов и средств дополнительного представления плана учебной деятельности и результатов его выполнения в форме визуальных  дидактических  регулятивов;  создание  программно-методических  средств для внедрения регулятивов в дистанционном обучении; экспериментальная апробация прикладных разработок.

Методология и методики исследования. Исследование базируется на дидактическом принципе наглядности, необходимом для обеспечения обучающегося информацией о плане выполняемой учебной деятельности и представления результатов его выполнения в форме визуальных регулятивов. Логико-смысловое моделирование знаний применялось для проектирования регулятивов; комплексный подход использован при разработке программно-методических средств для освоения и применения регулятивов. При экспериментальной апробации (учителя сельских школ, преподаватели и студенты университета) выполнялись анкетирование, опрос и наблюдение.

Результаты и научная новизна. Анализ работ педагогов показал актуальность применения средств наглядности с иллюстративными и опорными свойствами в условиях дистанционного обучения. Предложено дополнять учебное задание в текстовой форме планом  в  форме  визуального  дидактического  регулятива,  а  результаты  выполнения плана в принятой  форме  также дополнять дидактическим  регулятивом.  Применение регулятивов способствует самоорганизации и самоконтролю обучающегося, освоению универсальных учебных действий при построении регулятивов и в учебной деятельности, улучшению системности мышления и формированию моделей осуществления учебной деятельности. Предложены программно-методические средства для поддержки внедрения в дистанционное обучение дидактических регулятивов.

Практическая значимость. Разработанные дидактические решения и программно-методические средства дополняют средства и методы технологии дистанционного обучения, позволяют повысить эффективность коммуникации педагога и обучающегося, а также направляющих, ориентирующих воздействий педагога; позволяют повысить зависимость результатов учения от самоорганизации и самоконтроля обучающегося.

De los autores

В. Штейнберг
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Russian Federation


Р. Асадуллин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Russian Federation


Д. Фатхулова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Russian Federation


И. Тагариева
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Russian Federation


Referencias

1. Miranti M. G., Wilujeng B. Y. Creative Thinking Skills Enhancement Using Mind Mapping // Advances in Social Science, Education and Humanities Research (ASSEHR). 2021. № 112. P. 39–42. Available from: https://www.atlantis-press.com/proceedings/iconhomecs-17/25892744 (date of access: 10.03.2022).

2. Shatri К. The Use of Visualization in Teaching and Learning Process for Developing Critical Thinking of Students // European Journal of Social Sciences Education and Research. 2017. № 4 (1). P. 71–74. Available from: https://journals.euser.org/index.php/ejser/article/view/1576 (date of access: 10.03.2022).

3. Veřmiřovský J. The Importance of Visualisation in Education. Sociology // CeON Repository. 2013. P. 453–463. Available from: https://depot.ceon.pl/handle/123456789/14480?locale-attribute=en (date of access: 10.03.2022).

4. Alper B., Riche N. H., Chevalier F., Boy J., Sezgin M. Visualization Literacy at Elementary School // Association for Computing Machinery: Proceedings of the CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2017. May. P. 5485–5497. Available from: https://dl.acm.org/doi/10.1145/3025453.3025877 (date of access: 10.03.2022). DOI:10.1145/3025453.3025877

5. Chang Rundgren S. N., Yao B.-J. Visualization in research and science teachers’ professional development // Asia-Pacific Forum on Science Learning and Teaching. 2014. № 15 (2). Available from: https://www.eduhk.hk/apfslt/download/v15_issue2_files/changsn.pdf (date of access: 10.03.2022).

6. Shabiralyani G., Hasan K. Sh., Hamad N., Iqbal N. Impact of Visual Aids in Enhancing the Learning Process Case // Journal of Education and Practice. 2015. № 6 (19). P. 226–233. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1079541.pdf (date of access: 10.03.2022).

7. Dixon R., Lammi M. Cognitive Mapping Techniques: Implications for Research in Engineering and Technology Education // Journal of Technology Education. 2014. № 25 (2). P. 2–17. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/Cognitive-Mapping-Techniques%3A-Implications-for-in-Dixon-Lammi/60ea26c98a6acf1dd4afc5e5d54b-212d7b40a313 (date of access: 10.03.2022).

8. Shabiralyani G., Shahzad Hasan K., Hamad N., Iqbal N. Impact of Visual Aids in Enhancing the Learning Process Case Research: District Dera Ghazi Khan // Journal of Education and Practice. 2015. № 6 (19). P. 226–233. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1079541.pdf (date of access: 10.03.2022).

9. Dunlap J. C., Lowenthal P. R. Getting graphic about infographics: design lessons learned from popular infographics // Journal of Visual Literacy. 2016. № 35. P. 42–59. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/1051144X.2016.1205832 (date of access: 10.03.2022).

10. Rickey S. A. Definition of Teaching Aids // Classroom. 2018. Available from: https://classroom.synonym.com/definition-teaching-aids-6317487.html (date of access: 10.03.2022).

11. Bowman J. D. Making the Most of Visual Aids. Three strategies for using visual aids to encourage students to engage more deeply with course content // Edutopia. 2018. Available from: https://www.edutopia.org/article/making-most-visual-aids (date of access: 10.03.2022).

12. Fish K., Mun J., A’Jontue R. A. Do Visual Aids Really Matter. A Comparison of Student Evaluations Before and After Embedding Visuals Into Video Lectures // Journal of Educators Online. 2016. № 13 (1). Available from: https://www.thejeo.com/archive/2016_13_1/fish_mun_ajontue (date of access: 10.03.2022).

13. Артемьева Е. А., Артемьева В. В. Роль визуализации учебной информации в образовательном процессе [Электрон. ресурс] // Педагогика и психология в современном мире: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, 28 октября 2020 г. Грозный: ЧГПУ, 2020. С. 105–109. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44619014&pff=1 (дата обращения: 10.03.2022).

14. Басырова А. Е. Визуализация, наглядность, инфографика: проблема соотношения понятий [Электрон. ресурс] // Визуальная коммуникация в социокультурной динамике: сборник статей II Международной научной конференции, 24–25 ноября 2016 г. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2016. С. 416–418. Режим доступа: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/viewer?file=110249;viscom2016_416_418.pdf&sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 10.03.2022).

15. Голубева Ю. В. Визуализация в современном образовании: теоретические подходы и современные практики // Всероссийский педагогический форум: сборник статей II Всероссийской научно-методической конференции, 15 ноября 2020 г. Петрозаводск: Новая наука, 2020. С. 203–207. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44275433 (дата обращения: 10.03.2022).

16. Маслов В. М. Визуализация (перспективное постнеклассическое направление развития научно-технической деятельности): учебное пособие [Электрон. ресурс]. Нижний Новгород: Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, 2016. 92 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28814450 (дата обращения: 10.03.2022).

17. Ельцов А. В., Ельцова Л. Ф. О реализации некоторых дидактических принципов обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза [Электрон. ресурс] // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие 2021. Т. 9, № 3 (34). С. 249–257. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-realizatsii-nekotoryh-didakticheskih-printsipov-obucheniya-v-elektronnoy-informatsionno-obrazovatelnoy-srede-vuza/viewer (дата обращения: 10.03.2022).

18. Нагибина М. И. Принцип наглядности в обучении, его сущность и функции [Электрон. ресурс] // Вестник современных исследований. 2020. № 4–5 (34). С. 7–10. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43814321_53381936.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

19. Перевалов Г. Н. Способы визуализации учебной информации [Электрон. ресурс] // World science: problems and innovations: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г. Пенза: Наука и Просвещение, 2018. С. 199–201. Режим доступа: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2018/12/МК-442-Часть-1.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

20. Шульга Л. И., Лукиенко О. В., Ролик-Аттиа С. Н., Плис С. В., Домар Н. А. Использование принципа наглядности при формировании профессиональной компетентности [Электрон. ресурс] // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: материалы IV Международной научно-методической конференции, 18 октября 2018 г. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2018. С. 199–200. Режим доступа: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/207950/1/Шульга%20и%20др_обр_взр_18-199-200.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

21. Усольцев А. П., Шамало Т. Н. Наглядность и ее функции в обучении [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102–109. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/4275/1/povr-2016-06-17.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

22. Кларин М. В., Осмоловская И. М. Перспективные направления дидактических исследований: постановка проблемы [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 10. С. 61–89. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-61-89. Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1897/960 (дата обращения: 10.03.2022).

23. Özer S. A convergent parallel mixed-method research into the use of the cheat sheet in teacher education: State test anxiety, exam scores and opinions of prospective teachers // Turkish Online Journal of Educational Technology. 2021. № 20 (3). P. 101–113. Available from: https://www.researchgate.net/publication/353957768_A_convergent_parallel_mixed-method_research_into_the_use_of_the_cheat_sheet_in_teacher_education_State_test_anxiety_exam_scores_and_opinions_of_prospective_teachers (date of access: 10.03.2022).

24. Wang Z., Sundin L., Murray-Rust D., Bach B. Cheat Sheets for Data Visualization Techniques // ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. 2020. Available from: https://www.researchgate.net/publication/338657160_Cheat_Sheets_for_Data_Visualization_Techniques (date of access: 10.03.2022). DOI: 10.1145/3313831.3376271

25. Hamouda S., Shaffer C.A. Crib sheets and exam performance in a data structures course // Computer Science Education. 2016. № 26. Available from: https://www.tand-fonline.com/doi/full/10.1080/08993408.2016.1140427 (date of access: 10.03.2022). DOI: 10.1080/08993408.2016.1140427

26. Регуш А., Орлова А. В. Педагогическая психология: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Питер, 2021. 416 с. Режим доступа: https://libraryiksu.kg/public/assets/upload/books/Педагогическая%20психология_п.р.%20Регуш%20Л.А,%20Орловой%20А.В._2011%20-416с.pdf5ef2d6e05f72b.pdf (дата обращения: 10.03.2022).

27. Minsky M. A Framework for Representing Knowledge // The Psychology of Computer Vision / Patrick Henry Winston (ed.). McGraw-Hill, New York (USA), 1975 [Internet]. Available from: https://courses.media.mit.edu/2004spring/mas966/Minsky%201974%20Framework%20for%20knowledge.pdf (date of access: 10.03.2022).

28. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления [Электрон. ресурс]. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. Режим доступа: https://umity.in.ua/wp-content/uploads/2019/07/Byuzen_Intellekt-karty.pdf (дата обращения: 10.03.2022).


Recensión

Para cita:


Steinberg V.E., Asadullin R.M., Fatkhulova D.R., Tagariyeva I.R. Application of visual didactic regulators in distance learning. The Education and science journal. 2022;24(7):45-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-45-75

Número de consultas: 505


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)