Особенности субъективного благополучия российских и китайских студентов: сравнительный анализ проблемы
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-126-159
Аннотация
Введение. Актуальность данного исследования заключается в том, что субъективное благополучие студентов является важным фактором, влияющим на академическую успеваемость и профессиональное становление. Число китайских студентов, которые учатся в России, уже сейчас достаточно велико, и есть потенциал для усиления сотрудничества наших стран в этой сфере. Поэтому исследование субъективного благополучия китайских студентов в их сравнении с российскими актуально не только с академической точки зрения (как кросс-культурное исследование глобализующегося мира), но и с практической.
Цель исследования заключается в теоретическом и эмпирическом изучении субъективного благополучия в целом и отдельных его составляющих у китайских студентов, получающих высшее образование в России, в сравнении с российскими студентами, обучающимися у себя на родине.
Методология и методы. Методологическими принципами работы выступили деятельностный и субъектно-деятельностный подходы, а также принцип системности и системного анализа. Теоретическое исследование было проведено с использованием библиографического метода. В эмпирическом исследовании использовался метод тестирования и методы статистической обработки данных.
Эмпирическое исследование было проведено на 392 студентах РУДН. В исследовании были задействованы следующие психодиагностические методики: «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду (адаптация М. В. Соколовой), «Опросник cамоотношения» (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев), «Оксфордский опросник счастья», «Субъективная оценка внешнего облика» (В. А. Лабунская, Е. В. Белугина), «Шкала базисных убеждений» Р. Янов-Бульман (адаптация О. Кравцовой). Для вычислений был задействован статистический критерий U Манна-Уитни. Вычисления производились с помощью программы IBM SPSS Statistics 23.
Научная новизна и наиболее существенные результаты исследования состоят в выявлении особенностей субъективного благополучия и связанных с ним личностных особенностей у китайских студентов, обучающихся в вузах России, в сравнении с российскими студентами. Было выявлено, что большая часть показателей субъективного благополучия у китайских студентов выражена на более низком уровне, чем у российских. Исключение составляют параметры «психоэмоциональное состояние» и «напряженность и чувствительность», по которым китайские студенты демонстрируют лучшие показатели.
Практическая значимость исследования состоит в том, что на основании полученных результатов были разработаны рекомендации, направленные на улучшение показателей субъективного благополучия российских и китайских студентов, обучающихся в вузах России.
Об авторах
Т. С. ПилишвилиРоссия
Пилишвили Татьяна Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН.
Москва.
ResearcherID P-4365-2017
А. Л. Данилова
Россия
Данилова Анна Леонидовна – аспирант кафедры психологии и педагогики РУДН.
Москва.
А. И. Савушкина
Россия
Савушкина Анастасия Игоревна – бакалавр кафедры психологии и педагогики РУДН.
Москва.
Список литературы
1. Костырева Е. В. Новый мир-новые образовательные технологии [Электрон. ресурс] // Педагогическая наука и практика. 2017. №. 4 (18). С. 87–91. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-mir-novye-obrazovatelnye-tehnologii/viewer (дата обращения: 20.11.2021).
2. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90–108. DOI: 10.17759/cpp.2020280205
3. Li J., Wang Y., Xiao F. East Asian international students and psychological well-being: A systematic review // Journal of International Students. 2019. Т. 4. С. 301–313. DOI: 10.32674/jis.v4i4.450
4. Донецкая С. С., Ли М. Chinese студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-6-153-168
5. Cappellen P., TothGauthier M., Saroglou V., Fredrickson B. L. Religion and Well-Being: The Mediating Role of Positive Emotions // Journal of Happiness Studies. 2016. № 17 (2). P. 485–505. DOI: 10.1007/s10902-014-9605-5
6. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект [Электрон. ресурс] // Проблемы cоциальной психологии личности. Сборник тезисов по проблемам психологии личности. Изд.: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2008. Режим доступа: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30315_full.shtml (дата обращения: 20.11.2021).
7. Шамионов Р. М. Этнокультурные факторы субъективного благополучия личности [Электрон. ресурс] //Психологический журнал. 2014. Т. 35. №. 4. С. 68–81. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21836180_62519814.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
8. Grevenstein D., Bluemke M., Schweitzer J., Aguilar-Raab C. Better family relationships – higher well-being: The connection between relationship quality and health related resources. // Mental Health & Prevention. 2019. 14. Article 200160. DOI: 10.1016/j.mph.2019.200160
9. Berrios R., Totterdell P., Kellett S. When feeling mixed can be meaningful: The relation between mixed emotions and eudaimonic well-being // Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being. 2018. № 19 (3). P. 841–861. DOI: 10.1007/s10902-017-9849-y
10. Shu F., Ahmed S. F., Pickett M. L., Ayman R., McAbee S. T. Social support perceptions, network characteristics, and international student adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 2020. № 7. P. 136–148. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2019.11.002
11. JinL.,YangE.,ZamudioG.Self-determinedmotivation,acculturation,academicburn-out, and psychosocial well-being of Chinese international students in South Korea // Counselling Psychology Quarterly. 2022. Vol. 35. № 1. P. 1–18. DOI: 10.1080/09515070.2021.1887084
12. Bowman N. A., Jarratt L., Jang N., Bono T. J. The unfolding of student adjustment during the first semester of college // Research in Higher Education. 2018. № 60 (3). P. 273–292. DOI: 10.1007/s11162-018-9535-x
13. Веселова Е. К., Коржова Е. Ю., Рудыхина О. В., Анисимова Т. В. Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодежи // Социальная психология и общество. 2021. Том 12, № 1. C. 44–58. DOI: 10.17759/sps.2021120104
14. Каменева Г. Н. Особенности социально-психологической адаптации студентов [Электрон. ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 67–71. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_23133831_63693978.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
15. Каменева Г. Н. Социально-психологическая адаптация как условие самореализации личности иностранных и российских студентов [Электрон. ресурс] // Личность в межкультурном пространстве: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Москва: РУДН. 14–15 ноября 2013 г.; Москва, 2013. С. 99–103. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=22732034&pff=1 (дата обращения: 20.11.2021).
16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Электрон. ресурс]. Москва: Изд-во Института Психотерапии. 2002. Режим доступа: http://my-enu-site.narod.ru/files/N.P._Fetiskin_V.V._Kozlov_G.M._Manuilov_Soccialno-psihologicheskaya_diagnostika.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
17. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика: Учебное пособие [Электрон. ресурс]. Москва: Изд-во УРАО, 1997. 304 с. Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/6/0425/6_0425-170.shtml#book_page_top (дата обращения: 20.11.2021).
18. Голубев А. М., Дорошева Е. А. Апробация «Оксфордского опросника счастья» на российской выборке [Электрон. ресурс] // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №. 3. С. 108–118. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29384290_52936990.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
19. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 342 с.
20. Солдатова Г. У. и др. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003 (Тип. изд-ва МГУ). 112 с.
21. Гурулева Т. Л. Система образования Китайской Народной Республики и российско-китайское образовательное сотрудничество: монография. Москва: ВКН, 2018. 461 с.
22. Троцук И. В., Скрынникова М. П., Цзиньфэн Ц. Приоритеты китайской молодежи в профессиональной сфере и положение молодых специалистов на рынке труда КНР [Электрон. ресурс] // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 41–46. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22020277_69880654.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
23. Чжао Ю., Левкова Т. В. Сравнительный анализ системы жизненных смыслов китайских и российских студентов [Электрон. ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 (61). С. 497–502. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67655 (дата обращения: 20.11.2021).
24. Даниленко О. И., Сюй И. Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13, № 4. С. 137–156. DOI: 10.21702/rpj.2016.4.8
25. Арефьев А. Л. Китайские студенты в России [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54–66. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15572862_23261544.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
26. Танатова Д. К., Погосян В. Г., Королев И. В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157. DOI: 10.31857/S013216250004969-8
27. Боревская Н. Е., Агранович М. Л., Ващенко В. П., Гохберг Л. М. и др. Интернационализация российских вузов: китайский вектор [Электрон. ресурс]. Москва: Спецкнига, 2013. 72 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/tnwbpfhpen/109237533.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
28. Кошелева Е. Ю. Учебные и поведенческие стратегии китайских студентов: социокультурный анализ [Электрон. ресурс] // Портрет образовательного мигранта. Основные аспекты академической, языковой и социокультурной адаптации: коллективная монография. Томск: РАУШ МБХ, 2011. С. 140–152. Режим доступа: https://portal.tpu.ru/SHARED/k/KEY/science/Tab1/kosheleva-for-web.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
29. Чибисова М. Ю., Верченова Е. А. Языковая компетентность, развитие группы и социометрический статус иностранных студентов в российском вузе (на примере исследования китайских студентов) [Электрон. ресурс] // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8, № 1. С. 93–107. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/85269/spio_2017_n1_chibisova.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
30. Гурко Д. Д., Тростянская И. Б., Сема Е. Ю., Барсуков А. А., Полехина Н. А. Обучение иностранных граждан в российских учреждениях высшего образования [Электрон. ресурс]. Москва: Социоцентр, 2019. 308 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39237132_80545632.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
31. Cail L., Teng L. Towards cross-cultural adaptation of international students: A case study of Chinese students in Finland // BioTechnology: An Indian Journal. 2014. № 10 (9). P. 4048–4053. Available from: https://www.tsijournals.com/articles/towards-crosscultural-adaptation-of-international-students-a-case-study-of-chinese-students-in-finland.pdf (date of access: 20.11.2021).
32. Мо Ц. Результаты комплексного исследования особенностей адаптации китайских студентов в Казани [Электрон. ресурс] // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: познание. 2018. № 3 (78). С. 69–72. Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/files/bf45d61e-7441-44cb-9fc8-4948cb0fe7d0 (дата обращения: 20.11.2021).
33. Бохан Т. Г., Ульянич А. Л., Терехина О. В., Видякина Т. А., Галажинский Э. В. Особенности субъективного благополучия студентов в условиях образовательной миграции // Социальная психология и общество. 2021. Т. 12, № 1. С. 59–76. DOI: 10.17759/sps.2021120105
34. Пилишвили Т. С., Дюкарева Ю. А. Особенности эмоционального интеллекта и субъективного благополучия российских и китайских студентов [Электрон. ресурс] // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 112–118. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41708692_12784707.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
35. Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия [Электрон. ресурс] // Materia Medica. 1996. № 1 (9). С. 5–25. Режим доступа: http://berezin-fb.su/wordpress/emocionalnyj_stress_i_stressoustojchivost/emocionalnyj_stress/ (дата обращения: 20.11.2021).
36. Чеботарева Е. Ю. Стратегии межкультурного взаимодействия и удовлетворенность жизнью иностранных студентов [Электрон. ресурс] // Предвузовское обучение иностранных студентов: современное состояние, проблематика: сборник статей по материалам межвузовской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 23–24 апреля 2015 г.; Москва: РУДН, 2015. С. 198–203. Режим доступа https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/212199745.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
37. Fengliang L., Yandong Z., Yongpo T. Job search and over-education: Evidence from China’s labour market for postgraduates // Perspectives in Education. 2010. № 28 (2). P. 41–50.
38. Wu Q. Motivations and Decision-Making Processes of Mainland Chinese Students for Undertaking Master’s Programs Abroad // Journal of Studies in International Education. 2014. № 18 (5). P. 426–444. DOI: 10.1177/1028315313519823
39. Zhang Z., Chen B., Chen W. The mediating effect of perceived health on the relationship between physical activity and subjective well-being in Chinese college students // Journal of American College Health. 2021. Т. 69, №. 1. P. 9–16. DOI: 10.1249/01.mss.0000536116.88916.68
Рецензия
Для цитирования:
Пилишвили Т.С., Данилова А.Л., Савушкина А.И. Особенности субъективного благополучия российских и китайских студентов: сравнительный анализ проблемы. Образование и наука. 2022;24(7):126-159. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-126-159
For citation:
Pilishvili T.S., Danilova A.L., Savushkina A.I. Features of subjective well-being of Russian and Chinese students: A comparative analysis of the problem. The Education and science journal. 2022;24(7):126-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-126-159