Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190

Полный текст:

Аннотация

Введение.  Развитие профессиональной рефлексии обусловлено характером той деятельности, по отношению к которой она осуществляется. Вместе с тем профессиональная рефлексия педагога является эффективным ресурсом развития образовательной деятельности. На современном этапе существует большое разнообразие моделей образования, для каждой из которых характерны свои ценности, и в каждой из этих моделей рефлексия имеет свой особый смысл, цель, результат.

Целью статьи является представление разработанной авторами модели исследования особенностей профессиональной рефлексии педагога, а также обсуждение результатов, полученных в процессе апробации данной исследовательской модели, позволивших сделать ряд выводов о наличии и характере связи между уровнем развития профессиональной рефлексии педагогов и их личностно-профессиональными ценностями.

Методология, методы и методики. Исследование базировалось на методологии деятельностного подхода, с опорой на теоретические положения о структуре и функциях рефлексии деятельности, о смысле рефлексии в различных моделях образования, о типах профессиональной педагогической рефлексии. Модель исследования профессиональной рефлексии педагогов разработана на основе применения опросного метода и метода кейсов. В исследовании приняли участие учителя из трех образовательных комплексов г. Москвы (N = 63).

Результаты. Установлено, что ценности жизненного и профессионального плана у испытуемых согласованы между собой, а профессиональные действия в основном не связаны с декларируемыми профессиональными ценностями. Гипотеза о наличии значимой положительной связи между степенью конгруэнтности декларируемых в опросе и проявляемых при решении проблемных профессиональных ситуаций ценностей и уровнем развития рефлексии названных типов получила подтверждение для рефлексии позиционного типа.

Научная  новизна  заключается в разработке модели исследования особенностей профессиональной рефлексии, связанных с личностными и профессиональными ценностями педагога. Результаты, полученные в ходе ее апробации, могут служить основой для понимания механизмов развития профессиональной рефлексии педагогов в различных моделях образования.

Практическая  значимость заключается в использовании разработанной методики исследования особенностей профессиональной рефлексии педагогов для дальнейшего создания комплекса инструментов самооценки и развития профессиональной педагогической компетентности, ядром которой является педагогическая рефлексия.

Об авторах

А. К. Белолуцкая
Московский городской педагогический университет
Россия

Белолуцкая Анастасия Кирилловна – кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ.

Москва.



И. С. Криштофик
Московский городской педагогический университет
Россия

Криштофик Ирина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ.

Москва.



В. А. Мкртчян
Московский городской педагогический университет
Россия

Мкртчян Вардигул Аргамовна – младший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ.

Москва.



Список литературы

1. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive developmental inquiry // American Psychologist. 1979. № 34. P. 906–911. Available from: http://jwilson.coe.uga.edu/EMAT7050/Students/Wilson/Flavell%20(1979).pdf (date of access: 10.12.2021).

2. Otani H., Widner R. L. Metacognition: new issues and approaches (Guest editor’s introduction) // The Journal of General Psychology. 2005. № 132 (4). P. 329–334. DOI: 10.3200/GENP.132.4.329-334

3. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Электрон. ресурс] // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85–103. Режим доступа: http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (дата обращения: 10.12.2021).

4. Щедровицкий Г. П. Рефлексия в деятельности // Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. Москва: Наследие ММК, 2015. С. 64–346.

5. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Исследование рефлексии деятельности и ее диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности [Электрон. ресурс] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 106–126. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/75588/exp_2015_n1_Shadrikov.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

6. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования [Электрон. ресурс] // Научный диалог. 2017. № 1. С. 266–279. Режим доступа: file:///Users/macbook/Downloads/289-284-1-PB.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

7. Mortari L. Reflectivity in Research Practice: An Overview of Different Perspectives // International Journal of Qualitative Methods. 2015. № 14 (5) P. 1–9. DOI: 10.1177/1609406915618045

8. Закирова А. Ф. Ошибки гипотезирования как предмет методологической рефлексии педагога-исследователя // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 6. С. 11–42. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-11-42

9. Daradoumis T., Arguedas M. Cultivating Students’ Reflective Learning in Metacognitive Activities through an Affective Pedagogical Agent // Educational Technology & Society. 2020. № 23 (2). P. 19–31. Available from: https://www.j-ets.net/collection/published-issues/23_2 (date of access: 13.12.2021).

10. Шустова И. Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. Т. 28, № 1. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631298& (дата обращения: 23.12.2021).

11. Chinnery S. A., Appleton C., Marlowe J. M. Cultivating students’ reflective capacity through group-based mindfulness instruction // Social Work with Groups. 2019. № 42 (4). P. 291–307. DOI: 10.1080/01609513.2019.1571760

12. Сергеева М. Г., Трубакова Д. И. Сформированность рефлексии педагога как фактор эффективности формирования социального интеллекта учащихся [Электрон. ресурс] // Современный ученый. 2017. № 7. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30774210 (дата обращения: 03.12.2021).

13. Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию [Электрон. ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 56–61. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksiya-refleksivnost-i-vysshie-refleksivnye-sposobnosti-podhody-k-issledovaniyu (дата обращения: 28.02.2022).

14. Le N. T., Wartschinski L. A Cognitive assistant for improving human reasoning skills // International Journal of Human-Computer Studies. 2018. № 117. P. 45–54. DOI: 10.1016/j.ijhcs.2018.02.005

15. Шиян О. А., Якшина А. Н., Зададаев С. А., Леван Т. Н. Средства развития профессиональной рефлексии педагогов дошкольного образования // Современное дошкольное образование. 2019. № 4 (94). С. 14–35. DOI: 10.24411/1997-9657-2019-10049

16. Койкова Э. И. Педагогическая интуиция и педагогическая рефлексия как факторы успешной профессиональной деятельности педагога [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1 С. 120–123. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32748713 (дата обращения: 03.12.2021).

17. Палёхина С. В. Рефлексия как компонент профессиональной мобильности педагога [Электрон. ресурс] // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2018. Т. 1. С. 69–72. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34995715 (дата обращения: 03.12.2021).

18. Anspal T., Eisenschmidt E., Löfström E. Finding myself as a teacher: Exploring the shaping of teacher identities through student teachers’ narratives // Teachers and Teaching. 2012. № 18 (2). 197–216. DOI: 10.1080/13540602.2012.632268

19. McKay L.M. Supporting intentional reflection through collage to explore self-care in identity work during initial teacher education // Teaching and Teacher Education 2019. № 86, 102920. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102920

20. Свободина Ю. В., Христофорова Е. В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 123–130. DOI: 10.17759/bppe.2019160309

21. Белякова Е. Г. Проблема моделирования процесса формирования профессиональной идентичности студентов – будущих педагогов с позиций ценностно-смыслового подхода [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 68–73. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9511/1/povr-2018-05-10.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

22. Дудина М. Н. Профессионально-педагогическая рефлексия студентов: результаты эмпирического исследования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 10. С. 47–68. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-10-47-68

23. Izadinia M. A review of research on student teachers’ professional identity // British Educational Research Journal. 2013. Vol. 39, № 4. P. 694–713. DOI: 10.1080/01411926.2012.679614

24. Salli A., Osam Ü. V. Preservice teachers’ identity construction: emergence of expected and feared teacher-selves // Quality & Quantity. 2018. Vol. 52, № 1. P. 483–500. DOI: 10.1007/s11135–017–0629-x

25. Hanna F., Oostdam R., Severiens S. E., Zijlstra B. J. H. Domains of teacher identity: A review of quantitative measurement instruments // Educational Research Review. 2019. Vol. 27, № 1. P. 15–27. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.01.003

26. Amott P. Identification – a process of self-knowing realised within narrative practices for teacher educators during times of transition // Professional Development in Education. 2018. Vol. 44, № 4. P. 476–491. DOI: 10.1080/19415257.2017.1381638

27. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Электрон. ресурс] // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45–57. Режим доступа: https://textarchive.ru/c-1683704.html (дата обращения 12.12.2021).

28. Клементьева М. В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки [Электрон. ресурс] // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 80–93. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/73451/kip_4_2014_klementeva.pdf (дата обращения 12.12.2021).

29. Sadovnikova N. O., Sergeeva T. B., Suraeva M. O., Kuzmina O. Y. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). P. 6898–6912. Available from: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/15204/1/IJESE_967_article_57d981e3f0d25.pdf (date of access 12.12.2021).

30. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Электрон. ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 110–135. Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2015/02/03/1104117187/ОсинЛеонтьев2014.pdf (дата обращения 12.12.2021).

31. Минюрова С. А., Калашников А. И. Опросник профессиональной приверженности [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 2017. № 1. С. 158–167. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29769790 (дата обращения 12.12.2021).

32. Медведев А. М., Жуланова И. В., Мысина Т. Ю. Педагогическая рефлексия – два контекста: опыт, интроспекция и самосознание или персонализация и деятельность. Часть 2 [Электрон. ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/02PSMN420.pdf (дата обращения: 03.10.2021).

33. Васильев В. Г., Юдина Ю. Г. Структура рефлексивного развития человека в возрастной динамике как основа психолого-педагогического проектирования [Электрон. ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Vasilyev_Udina.phtml (дата обращения: 05.11.2021).

34. Салов А. И. О соотношении этического мировоззрения и этического мышления учителя [Электрон. ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Том 6. № 4(21). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-eticheskogo-mirovozzreniya-i-eticheskogo-myshleniya-uchitelya (дата обращения: 03.01.2022).

35. Korkko M., Kyro-Ammala O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher education. 2016. № 55. P. 198–206. DOI: 10.1016/j.tate.2016.01.014

36. Gröschner A., Schindler A-K., Holzberger D., Alles M., Seidel T. How systematic video reflection in teacher professional development regarding classroom discourse contributes to teacher and student self-efficacy // International Journal of Educational Research. 2018. № 90. Р. 223–233. DOI: 10.1016/j.ijer.2018.02.003

37. Pehmer A-K., Gröschner A., Seidel T. Fostering and scaffolding student engagement in productive classroom discourse: Teachers’ practice changes and reflections in light of teacher professional development // Learning, Culture and Social Interaction. 2015. № 7. P. 12–27. DOI: 10.1016/j.lcsi.2015.05.001

38. Шаров А. С. Рефлексивно-регулятивный подход к компетентностному обучению студентов // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10235

39. Menekse M. The Reflection-informed learning and instruction to improve students’ academic success in undergraduate classrooms // The Journal of Experimental Education. 2020. № 88 (2). P. 183–199. DOI: 10.1080/00220973.2019.1620159

40. Гусейнов А. Ш., Шиповская В. В. Рефлексивность как субъектный ресурс преодоления сложных ситуаций в спортивной деятельности [Электрон. ресурс] // Физическая культура, спорт – наука и практика. 2019. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/refleksivnost-kak-subektnyy-resurs-preodoleniya-slozhnyh-situatsiy-v-sportivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.01.2022).

41. Karaoglan Yilmaz F. G., Olpak Y. Z., Yilmaz R. The Effect of the metacognitive support via pedagogical agent on self-regulation skills // Journal of Educational Computing Research. 2018. № 56 (2). P. 159–180. DOI: 10.1177/0735633117707696


Рецензия

Для цитирования:


Белолуцкая А.К., Криштофик И.С., Мкртчян В.А. Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями. Образование и наука. 2022;24(7):160-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190

For citation:


Belolutskaya A.К., Krishtofik I.S., Mkrtchyan V.A. Features of teacher’s reflection: Connection with personal and professional value orientations. The Education and science journal. 2022;24(7):160-190. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-160-190

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)