Вовлечение стейкхолдеров в модернизацию образовательных программ посредством виртуальной форсайт-лаборатории
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-191-214
Resumen
Введение. Вовлечение стейкхолдеров в модернизацию образовательных программ в современных образовательных учреждениях является значимым процессом ввиду существующего дисбаланса между требованиями общества и устаревающими обучающими материалами.
Цель. Цель исследования – проанализировать три механизма вовлечения стейкхолдеров в модернизацию образовательных программ на базе Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова (г. Костанай, Казахстан): максимальное вовлечение, частичное вовлечение и формальное участие.
Методология и методики. Исследование основано на 10 сессиях (длительностью 1,5 часа каждая), организованных на платформе виртуальной форсайт-лаборатории (ВФЛ), специально разработанной для реализации максимального вовлечения участников в процесс модернизации. Были организованы и проанализированы два глубинных интервью с участниками фокус-групп (ФГ) (1 констатирующее интервью и 1 постсессионное интервью).
Результаты. Результаты сессий с 6 стейкхолдерами (фокус-группа 1) представлены в форме создания новых карт будущей образовательной программы, модернизации текста существующей образовательной программы с точки зрения целей, содержания и требований к компетенциям. Основные моменты включают следующие результаты исследования: участники ФГ 1 продемонстрировали синергию в предвидении будущего посредством картирования, разработки тенденций и обсуждений в ВФЛ; стейкхолдеры внесли изменения в структуру образовательной программы, виды компетенций, использовали форсайт-исследования, показали личностный рост и увеличение доли вовлеченности в модернизацию образовательных программ, так как накопленный ими опыт отразился на дальнейшей модернизации образовательных программ всех специальностей.
Научная новизна. В исследовании представлены ключевая теоретическая роль виртуальной форсайт-лаборатории в модернизации образовательных программ, основные теоретические вопросы проектирования карт будущего и форсайт-планированиях.
Практическая значимость. Практические результаты модернизации образовательных программ могут быть адаптированы к любым образовательным учреждениям, ориентированным на перспективное планирование и использование форсайта.
Palabras clave
De los autores
Э. НаурызбаеваKazakhstan
В. Бежина
Kazakhstan
T. Пчелкина
Kazakhstan
K. Бримжановa
Kazakhstan
С. Бримжановa
Kazakhstan
Referencias
1. Fitzgerald H., Bruns K., Sonka S., Furco A., Swanson L. The centrality of engagement in higher education // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2012. № 16 (3). P. 7–28. Available from: https://www.researchgate.net/publication/277212141_The_Centrality_of_Engagement_in_Higher_Education (date of access: 29.07.2022).
2. Gašević D., Tsai Y.-S., Drachsler H. Learning analytics in higher education // Stake-holders, strategy and scale. The Internet and Higher Education. 2021. № 5. Р. 1008–1033. DOI: 10.1016/j.iheduc.2021.100833
3. Longoria L. C., López-Forniés I., Cortés Sáenz D., Sierra-Pérez J. Promoting sustainable consumption in higher education institutions through integrative co-creative processes involving relevant stakeholders // Sustainable Production and Consumption. 2021. № 28. Р. 445–458. DOI: 10.1016/j.spc.2021.06.009
4. Fissi S., Romolini A., Gori E., Contri M. The path toward a sustainable green university: The case of the University of Florence // Journal of Cleaner Production. 2021. № 279. Р. 123655. Available from: https://www.researchgate.net/publication/343681582_The_path_to-ward_a_sustainable_green_university_The_case_of_the_University_of_Florence (date of access: 29.07.2022). DOI: 10.1016/j.jclepro.2020.123655
5. Левина Е. Ю. К проблеме управления развитием образования: стейкхолдерский подход [Электрон. ресурс] // КПЖ. 2015. № 6. Р. 1–3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-upravleniya-razvitiem-obrazovaniya-steykholderskiy-podhod (дата обращения: 19.07.2022).
6. Патрахин А. И. Стейкхолдер-менеджмент современной образовательной организации [Электрон. ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 22 (126). С. 184–186. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34951 (дата обращения: 21.07.2022).
7. Екшикеев Т. К. Стейкхолдеры рынка образовательных услуг [Электрон. ресурс] // СТЭЖ. 2009. № 9. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/steykholdery-rynka-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 22.07.2022).
8. Taut S., Rakoczy K. Observing instructional quality in the context of school evaluation // Learning and Instruction. 2016. № 46. Р. 45–60. DOI: 10.1016/j.learninstruc.2016.08.003
9. Тажитдинов И. А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территории // Экономика региона. 2013. № 2 (34). С. 17–27.
10. Hage M., Leroy P., Petersen A. C. Stakeholder participation in environmental knowledge production // Futures. 2010. № 42. Р. 254–264. DOI: 10.1016/j.futures.2009.11.011
11. Ивашковская И. В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход. Москва: ИНФРА-М, 2008. 257 с.
12. Тихонова А. Д. Взаимодействие со стейкхолдерами как фактор повышения эффективности деятельности вузов [Электрон. ресурс] // Креативная экономика. 2017. № 11. С. 13–15. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/322501987_Vzaimodejstvie_so_stejkholderami_kak_faktor_povysenia_effektivnosti_deatelnosti_vuzov (дата обращения: 22.07.2022).
13. Guidance on Social Responsibility. ISO office on authorship. 2020. Available from: http://17.www.iso.org (date of access: 29.07.2022).
14. Саввинов В. М. Стрекаловский В. Н. Учет интересов стейкхолдеров в управлении развитием образования [Электрон. ресурс] // Вестник международных организаций. 2013, №1 (40). Режим доступа: https://iorj.hse.ru/data/2013/04/10/1297551100/6.pdf (дата обращения: 22.07.2022).
15. Mazur-Wierzbicka E. E-communication and CSR – a new look at organizations’ relations with stakeholders in the time of digitalization // Procedia Computer Science. 2021. № 192. Р. 4619–4628. DOI: 10.1016/j.procs.2021.09.240
16. El Akremi A., Gond J.-P., Swaen V., De Roeck K., Igalens J. How do employees perceive corporate responsibility? Development and validation of a multidimensional corporate stakeholder responsibility scale // Journal of Management. 2018. № 44 (2). Р. 619–657
17. Rohrbeck R., Thom N., Arnold H. IT tools for foresight: The integrated insight and response system of Deutsche Telekom Innovation Laboratories // Technological Forecasting and Social Change. 2015. № 97. Р. 115–126. DOI: 10.1016/j.techfore.2013.09.015
18. Selin C. Merging art and design in foresight: Making sense of emerge // Futures. 2015. № 70. Р. 24–35. DOI: 10.1016/j.futures.2014.12.006
19. Яцина А. [и др.] Конструктор форматов NTI 20.35 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://leaderid.s3.amazonaws.com/upload/1922136/60cb379973c24830932719.pdf (дата обращения: 22.07.2022).
20. Gibson E., Daim T., Garces E., Dabic M. Technology foresight: A bibliometric analysis to identify leading and emerging methods // Foresight and STI Governance. 2018. № 12 (1). Р. 6–24. DOI: 10.17323/2500-2597.2018.1.6.24
21. Grabher G., Stark D. Organizing diversity: Evolutionary theory, network analysis and postsocialism // Regional Studies: The Journal of the Regional Studies Association. 1997. № 31 (4). Р. 411–423.
22. VFL of BKRU. 2021. Available from: http://foresite.kspi.kz/forecast/future-map (date of access: 29.07.2022).
23. Atlas of Emerging Jobs. Russia. 2020. Available from: https://atlas100.ru/en (date of access: 29.07.2022).
24. Atlas of new professions and competencies in the Republic of Kazakhstan. 2020. Available from: https://www.enbek.kz/atlas/en (date of access: 29.07.2022).
Recensión
Para cita:
Nauryzbayeva E.K., Bezhina V.V., Pchelkina T.R., Brimzhanova K.S., Brimzhanova S.S. Stakeholder involvement in the curricula modernisation through a virtual foresight laboratory. The Education and science journal. 2022;24(7):191-214. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-191-214