Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СУЩНОСТЬ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-92-105

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. Цель статьи – рассмотреть динамику развития понятия ≪гуманитарная культура≫, выделить пути обновления содержания данного понятия и исследовать источники содержания современной гуманитарной культуры личности.

Методы: теоретические: анализ существующих точек зрения на проблему; формализация характеристик гуманитарной культуры; рефлексия мотивирующего способа отношения к действительности. Исследование ведется с опорой на идеи социодинамики культуры А. Моля.

Результаты исследования: обосновано принципиальное расхождение гуманитарного и технократического, культурного и цивилизационного типов отношения к действительности, что позволяет рассматривать гуманитарную культуру как особое социально-культурное качество личности, а не только как культурный текст.

Научная новизна: определена динамика развития понятия ≪гуманитарная культура≫. Особое внимание уделено путям обновления его содержания и влияния этого обновления на развитие образования.

Практическая значимость: использование теоретических результатов исследования способствует разработке инструментария эмпирических исследований процесса формирования гуманитарной культуры личности, а также позволяет активизировать теоретическую составляющую образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в системе аспирантуры и при самообразовании.

Об авторе

Е. Д. Жукова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологии и социально-экономи-
ческих дисциплин


Список литературы

1. Арнольдов А. И. Открытие мира культуры: беседы с молодыми. Москва: МГУКИ, 2003. 170 с.

2. Баязитов С. Б., Василина Д. С., Жукова Е. Д. Формирование социально-гуманитарной компетенции в современной системе подготовки педагогических кадров. Уфа: БГПУ, 2013. 249 с.

3. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций. Уфа: БГПУ, 2004. 515 с.

4. Бердяев И. А. Философия свободы. Смысл творчества. Москва: Правда, 1989. 607 с.

5. Василенко В. А. Мораль и общественная практика. Москва: Московский университет, 1983. 176 с.

6. Гусейнов А. А. Мораль // Общественное сознание и его формы / под ред. В. И. Толстых. Москва: 1986. С. 144–202.

7. Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. Москва: Наука, 1977. С. 35.

8. Дробницкий О. Г. Философия и моральное воззрение на мир // Философия и ценностные формы сознания. Москва: Наука, 1978. С. 86–156.

9. Запесоцкий А. С. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: автореф. дис. … д-ра культурологии. С.-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 1996. 46 с.

10. Зубра А. С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов. Минск: Университетское, 2001. 182 с.

11. Каган М. С. Искусствознание и художественная критика. С.-Петербург: Петрополис, 2001. 527 с.

12. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности советского человека: философские и социологические проблемы. Свердловск: УрГУ, 1979. 127 с.

13. Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. Москва: Политиздат, 1984. 335 с.

14. Мамардашвили М. К. Философские чтения: введение в философию. Эстетика мышления. Картезианские размышления. С.-Петербург: Азбукаклассика, 2002. 823 с.

15. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс. Сочинения. 2-е изд. Москва, 1955–1981. Т. 42. С. 41–174.

16. Моль А. Социодинамика культуры. Москва: Прогресс, 1973. 406 с.

17. Назарова О. Н. О смысле жизни, его утрате и творении. Москва,1989.

18. Орешников И. М. Что такое гуманитарная культура? Саранск: МГУ, 1992. 147 с.

19. Попов В. В., Крутиков В. И., Грушко И. М. и др. Основы научных исследований: учебник для технических вузов. Москва: Высшая школа, 1989. 312 с.

20. Ремизов В. А. Культура личности. Москва: Сфера, 2002. 371 с.

21. Семенов В. Д. Вопреки, но благодаря: этюды о педагогической антропологии конца XX века. Екатеринбург, 1999.

22. Сноу Ч. П. Две культуры: сборник публицистических работ. Москва: Знание, 1973. С. 18–31.

23. Тейяр де Шарден. Феномен человека. Москва, 1987.

24. Франк С. Л. Духовные основы общества. Москва, 1992.

25. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Москва, 1993.

26. Фромм Э. Душа человека. Москва, 1992.

27. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. Москва: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 528 с.

28. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. Москва, 1993. 448с.

29. Черкасов В. А. Оптимизация управления образованием на основе становления социального комплекса развития личности. Челябинск: ЧелГУ, 1993. 35 с.

30. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Перспективы / под общ. ред. В. С. Библера. Кемерово: Алеф, 1993. 102 с.

31. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Москва, 1988.

32. Шулева Е. И. Теория гуманитарной культуры в концепции социодинамики культуры А. Моля // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1. С. 65–72.

33. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Москва: Прогресс, 1994. 329 с.


Для цитирования:


Жукова Е.Д. СУЩНОСТЬ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ. Образование и наука. 2014;(8):92-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-92-105

For citation:


Zhukova Y.D. THE ESSENCE OF PERSONAL HUMANITARIAN CULTURE. The Education and science journal. 2014;(8):92-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-92-105

Просмотров: 651


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)