ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СРЕДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-106-119
Аннотация
Цель публикации – продемонстрировать возможности и новые формы дополнительного образования школьников и студентов в специальных структурах при педагогических вузах.
Методы. Анализируется опыт участия студентов в организации и проведении соревновательных мероприятий для школьников и учителей на базе Центра дополнительного образования при Томском педагогическом университете.
Результаты. Показана специфика деятельности студентов физико-математического факультета при организации системы соревнований и конкурсов школьников. Такая форма педагогической практики позволяет будущим учителям приобретать необходимые профессиональные компетенции, соответствующие ФГОС ВПО.
Научная новизна. Выделены виды деятельности студентов при взаимодействии со школьниками и преподавателями, способствующие формированию необходимых компетенций будущих педагогов. Описаны основные этапы работы студентов во время подготовки и проведения соревновательных мероприятий, а также непосредственно сами компетенции, образующиеся в ходе подобной практической деятельности.
Практическая значимость. Материалы статьи могут найти применение в дальнейших исследованиях, посвященных разработке новых форм педагогической практики.
Об авторах
М. А. ЧервонныйРоссия
кандидат педагогических наук, первый проректор
Т. В. Швалева
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития физического образования
А. А. Власова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой развития физического образования
Список литературы
1. Войтеховская М. П., Таюрский А. И. Взаимодействие системы высшего профессионального и общего образования как важнейший ресурс развития учительского потенциала // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 3. С. 238–241.
2. Зеличенко В. М., Ларионов В. В., Пак В. В. Cовместная деятельность студентов на практических занятиях по физике: формирование физических идей на уровне проекта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 2. С. 147–151.
3. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) [Электрон. ресурс] // Сайт ≪Вестник Образования≫. URL: http://vestnikedu.ru/uploads/2014/03/proekt_-Kontseptsii.pdf. (дата обращения: 29.09.2014).
4. Профессиональный стандарт ≪Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)≫ [Электрон. ресурс] // Сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 29.09.2014).
5. Румбешта Е. А. Новые подходы к организации профессиональной подготовки будущих учителей физики // Физическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы ХII Международной научно-методической конференции, 4–6 марта 2013 г. Москва: МПГУ, 2013. Ч. 2. С. 83–87.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) ≪бакалавр≫).
7. Центр дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования ТГПУ [Электрон. ресурс]. URL: http://fmcenter.tspu.edu.ru/.
8. Червонный М. А., Власова А. А., Швалева Т. В. Использование потенциала педагогического университета в организации дополнительного образования одаренных детей в области физики и математики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5. С. 188–193.
9. Червонный М. А., Власова А. А., Швалева Т. В., Цвенгер Е. И. Разработка модели современного педагогического образования: создание комплекса непрерывного физико-математического образования на базе педагогического университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 4 (132). С. 14–18.
10. Швалева Т. В., Власова А. А. Соревновательные мероприятия по физике и математике как средство повышения престижа физико-математического образования // Преподавание естественных наук, математики и информатики в вузе и школе: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 28–29 октября 2013 г. Томск: ТГПУ, 2013. С. 160–163.
11. Швалева Т. В., Власова А. А., Червонный М. А. Формы участия студентов в деятельности центра дополнительного физико-математического и естественнонаучного образования на базе педагогического университета // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5. С. 36–40.
12. Швалева Т. В., Власова А. А., Червонный М. А., Цвенгер Е. И. Система дополнительного физико-математического образования в контексте развития Томского региона // Совершенствование системы дополнительного образования детей в контексте развития региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 21–23 октября 2013 г. Томск: ТГПУ, 2014. С. 191–193.
13. Bhargava A. Teaching practice for student teachers of b.ed programme. Turkish Online Journal of Distance Education – TOJDE. URL: http: // tojde. anadolu.edu.tr/tojde34/articles/article_3.htm. (accessed: 30.09.2014).
14. Introduction to teaching practice. URL: http://www.ugr.es/~dmadrid/Practicas/Introduccion al Practicum.htm. (accessed: 30.09.2014).
15. Loughran J. Professionally Developing as a Teacher Educator // Journal of Teacher Education. September/October 2014. № 65. Р. 271–283. URL: http://jte.sagepub.com/content/current. (accessed: 30.09.2014).
16. Petersen J. E., Treagust D. F. School and University Partnerships: The Role of Teacher Education Institutions and Primary Schools in the Development of Preservice Teachers' Science Teaching Efficacy // Australian Journal of Teacher Education, № 39 (9). URL: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2014v39n9.2. (accessed: 30.09.2014).
Рецензия
Для цитирования:
Червонный М.А., Швалева Т.В., Власова А.А. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СРЕДЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Образование и наука. 2014;(8):106-119. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-106-119
For citation:
Chervonny M.А., Shvaleva T.V., Vlasova A.A. FUTURE TEACHERS TRAINING IN THE ADDITIONAL EDUCATION ENVIRONMENT OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The Education and science journal. 2014;(8):106-119. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-106-119