ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИДЕИ «ОБЩЕГО БЛАГА» В ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ XVI–XVII ВВ.
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-120-135
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть генезис и тенденции развития идеи ≪общего блага≫ в общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв. и показать ее патриотическую сущность и общественную ценность.
Методы. При помощи методов логико-исторического и системно-структурного анализа определены основные исторические детерминанты и ключевые факторы развития идеи ≪общего блага≫ в педагогическом наследии Беларуси XVI–XVII вв. Показана содержательная эволюция данной идеи под влиянием социокультурных условий исследуемого периода; отмечен ее исторический приоритет и значимость для сохранения мира, целостности общественного порядка в период формирования полиэтнического и поликонфессионального государства. На основе сравнительно-сопоставительного метода и анализа различных интерпретационных подходов к определению общего блага у представителей общественно-педагогической, философской и религиозной мысли Беларуси XVI–XVII вв. продемонстрирована патриотическая сущность данной идеи, обусловленная ее консолидирующей ориентированностью, гуманистическим содержанием и важностью для национального становления народа и государства.
Результаты. Установлена значимость исследуемой идеи в активизации общественно-педагогической мысли Беларуси XVI–XVII вв., подчеркнуто ее воздействие на дальнейшее развитие просвещения и национально-ценностного воспитания в педагогических традициях белорусских земель. Кроме того, отмечено влияние идеи ≪общего блага≫ на формирование гуманистических и толерантных начал национального самосознания белорусов, что нашло отражение в особенностях менталитета и национального характера.
Научная новизна работы состоит в теоретическом обосновании с позиций системного подхода патриотической сущности идеи ≪общего блага≫ как ценностно-содержательного концепта формирования современной системыгражданско-патриотического воспитания. Сегодня организация системы воспитания гражданина и патриота своей страны на принципах преемственности национальных традиций является залогом успешного национального развития народа и государства.
Практическая значимость. Материалы исследования можно использовать при изучении историко-педагогического опыта. Автор статьи надеется, что они будут способствовать решению приоритетных задач воспитания: обогащению целевого и содержательного аспектов образовательного процесса, активизации разнообразных приемов и методов формирования гражданственности и патриотизма, усилению гуманистической направленности, толерантности и культуры межличностных отношений в молодежной среде.
Об авторе
М. М. ЩербинБеларусь
аспирантка кафедры педагогики
Список литературы
1. Вішнеўская І. У. Гісторыя палітычнай і прававой думкі Беларусі: дапамож. для студэнтаў вышэйш. навуч. устаноў. Мінск: Тэсей, 2004. 272 с.
2. Гладких В. В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: дис. … доктора педагогических наук. Тамбов, 2011. 435 с.
3. Горелова Е. В. Философское обоснование гражданского и патриотического воспитания // Философия образования. 2011. № 2. С. 112–117.
4. Зубко Д. И. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности // Праблемы выхавання. 2005. № 6. С. 45–51.
5. История общественной и философской мысли Беларуси: Раннее и развитое Возрождение: хрестоматия / авт.-сост. В. В. Старостенко. Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2010. 332 с.
6. Конан В. М., Майхрович А. С., Подокшин С. А. Становление и развитие философской мысли в X–XVIII вв. // Очерки истории науки и культуры Беларуси IX – начала XX в. Минск, 1996. С. 98–116.
7. Кутузова Н. А. Нация, религия, государственность в полемической литературе Беларуси конца XVI – первой половины XVII в. Минск, 1998. 95 с.
8. Лукашанец А. А. Лінгвакультурныя аспекты развіцця культуры асобы сродкамі беларускай мовы // Педагогическая наука и образование. 2013. № 1. С. 49–58.
9. Мешков А. В. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на традиционных ценностях отечественной культуры: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 160 с.
10. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. Москва: Владос, 2000. 256 с.
11. Старостенко В. В. Становление национального самосознания белорусов: этапы и основополагающие идеи (X–XVII вв.). Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. 200 с.
12. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Прогресс, 1990. 365 с.
13. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. С.-Петербург: Питер, 2005. С. 167.
14. Lowmiacski H. Studia nod dzicjami Wielkiego ksciesta Litewskgo. Poznac, 1983. 390 s.
15. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 5. P. 49–54.
Рецензия
Для цитирования:
Щербин М.М. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ИДЕИ «ОБЩЕГО БЛАГА» В ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ XVI–XVII ВВ. Образование и наука. 2014;(8):120-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-120-135
For citation:
Shcherbin M.M. PATRIOTIC ESSENCE OF THE «COMMON BENEFIT» IDEA IN SOCIO-PEDAGOGIC THINKING OF THE 16-17TH CENTURIES BELARUS. The Education and science journal. 2014;(8):120-135. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-120-135