Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Цифровой университет: подходы к концептуализации понятия

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-10-32

Texto completo:

Resumen

Введение. Современный период развития высшей школы непосредственно связан с происходящей цифровой трансформацией общественных отношений. Изменения, происходящие внутри университетов, в их внешних взаимодействиях и функциях, базовых принципах и ценностно-нормативных основаниях, требуют методологического анализа и исследования.

Цель статьи – провести анализ современных теоретических подходов к раскрытию понятия и сущности цифровых университетов.

Методология и методы исследования. В качестве дизайна исследования применялся mix-метод: качественный анализ (изучения содержания теоретических источников и контекста, анализ содержания концепта) и количественный анализ (наукометрический анализ публикаций и ключевых слов в базах данных).

Результаты. Исследование показало, что в методологическом плане существует проблема определения концепта «цифровой университет»: сложилось несколько теоретических подходов, основанных на различном понимании феномена и его роли в цифровом развитии университета. Методологическая проблема осложняется необходимостью систематизации практической деятельности современных университетов, относящих себя так или иначе к формату «цифровых», а без согласованного подхода относительно самого концепта это сделать намного сложнее.

Научная новизна заключается в попытке систематизации теоретических подходов для концептуализации понятия «цифровой университет», в ходе которой обозначилась проблема отсутствия целостного подхода.

Практическая значимость исследования связана с необходимостью разработки на основе целостного концепта нормативной модели цифрового университета для последующего анализа деятельности вузов. Результаты анализа могут быть использованы в научной дискуссии для дальнейшей концептуализации понятия «цифровой университет» и выработки общей модели цифрового университета.

De los autores

Г. Банных
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


С. Костина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


Referencias

1. Williamson B., Macgilchrist F., Potter J. Covid-19 controversies and critical research in digital education // Learning, Media and Technology. 2021. № 46 (2). P. 117–127. DOI: 10.1080/17439884.2021.1922437

2. Bannykh G., Kostina S. The emergency transition of higher education institutions to new educational technologies in the context of the COVID-19 pandemic: a case from Russia // INTED2021 Proceedings. 2021. P. 9870–9876 DOI: 10.21125/inted.2021.2053

3. Ibáñez J. S., Juarros V. М. Las diferentes concepciones de la universidad digital en Iberoamérica // RIED. 2018. № 21 (2). P. 97–119 DOI: 10.5944/ried.21.2.20653

4. Jones Ch., Goodfellow R. The “Digital University”: Discourse, Theory, and Evidence // International Journal of Learning and Media. 2014. № 4 (3-4). P. 59–63. DOI: 10.1162/IJLM_a_00103

5. Sitnicki M. Development of a model of digital research universities // Baltic journal of economic studies. 2018. Т. 81 (1). P. 635–638. DOI: 10.30525/2256-0742/2018-4-1-311-318

6. Jones C. The digital university: a concept in need of definition // R. Goodfellow y M. R. Lea (Eds.) “Literacy in the Digital University. Critical perspectives on learning, scholarship, and technology”. Routledge, London, 2013. P. 162–172. DOI: 10.4324/9780203074510

7. Итинсон К. С. Современные цифровые университеты: особенности создания и развития [Электрон. ресурс] // Региональный вестник. 2019. № 17 (32). С. 36–38. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41086741 (дата обращения: 10.02.2022).

8. Siemens G., Gašević D., & Dawson S. Preparing for the Digital University: A Review of the History and Current State of Distance, Blended and Online Learning // Athabasca University Press. 2015. 217 p. DOI: 10.13140/RG.2.1.3515.8483

9. Sheail Ph. The digital university and the shifting time–space of the campus // Learning, Media and Technology. 2018. № 43 (1). P. 56–69. DOI: 10.1080/17439884.2017.1387139

10. Garg A. K. Digital university. Next generation approach towards education // INTED2011 Proceedings. 2011. P. 6243–6247.

11. Верхова Г. В., Акимов С. В. Непрерывная информационная поддержка жизненного цикла основных образовательных программ в рамках цифрового университета [Электрон. ресурс] // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 17–20. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41574886_74643227.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

12. Кирилова Д. А. Оценка параметров сети распределенного реестра в цифровом университете [Электрон. ресурс] // Сквозные технологии цифровой экономики Сборник статей. Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2019 С.45–50. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42476241 (дата обращения: 10.02.2022).

13. Позднеев Б. М., Сутягин М. В., Тихомирова В. Д., Адамова Ю. С. Обоснование концептуальной модели и профиля стандартов для создания архитектуры цифрового технологического университета [Электрон. ресурс] // Вестник МГТУ Станкин. 2019. № 3 (50). С. 97–102. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41485795 (дата обращения: 10.02.2022).

14. Конкин А. А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С. 136–140. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140

15. Gourlay L., Oliver M. Student engagement in the digital university: Sociomaterial assemblages. UK, Taylor and Francis, 2018. DOI: 10.4324/9781315647524

16. Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» // E-Management. 2020. № 2. С. 89–96 DOI: 10.26425/2658-3445-2020-2-89-96

17. Grigoriev S. G., Mishota I. Y. Digital University: an actual paradigm of the education informatization // Proceedings of the 1st international scientific conference modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE 2019) 2019. T. 81. P. 635–638. DOI: 10.2991/mtde-19.2019.128

18. Nadin M. Anticipating the Digital University // Proceedings of the third international conference on digital society: ICDS 2009. 2009. P. 190–195. DOI: 10.1109/ICDS.2009.49

19. Шаль А. В. «Цифровой университет» – новая модель образования [Электрон. ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Наука о данных». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2020. С. 321–322. Режим доступа: https://issras.ru/docs/sbornik05-02-2020.pdf (дата обращения: 10.02.2022).

20. Курбацкий В. Н Цифровой след. в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета [Электрон. ресурс] // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2019. № 5 (133). С. 40–45. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42299696 (дата обращения: 10.02.2022).

21. Peters M. A., Jandrić P. The digital university: A dialogue and manifesto. Peter Lang Publishing, Inc., New York, 2018. DOI: 10.3726/b11314

22. Johnston B., MacNeill S., Smyth K. Conceptualising the Digital University // The Intersection of Policy, Pedagogy and Practice Palgrave Macmillan, Cham, 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-99160-3

23. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2018. №. 15 (1). С. 7–17. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17

24. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. № 4. С. 815–824. DOI: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824

25. Mbombo A. B., Cavus N. Smart University: A University In the Technological Age // TEM Journal. 2021. № 10 (1). P. 13–17. DOI: 10.18421/TEM101-02

26. Mitrofanova Y. S., Sherstobitova A. A., Filippova O. A. Modeling the Assessment of Definition of a Smart University Infrastructure Development Level // Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds.) Smart Education and e-Learning 2019. Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 144. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-13-8260-4_50

27. Костина С. Н. ИТ-инфраструктура региональных вузов как основа цифровой трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 26, № 3. С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024

28. Банных Г. А., Костина С. Н. Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования // Вестник майкопского государственного технологического университета. 2022. № 1 (14). С. 110– 120. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120


Recensión

Para cita:


Bannykh G.A., Kostina S.N. Digital university: Approaches to the concept definition. The Education and science journal. 2022;24(10):10-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-10-32

Número de consultas: 1161


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)