Цифровой университет: подходы к концептуализации понятия
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-10-32
Resumen
Введение. Современный период развития высшей школы непосредственно связан с происходящей цифровой трансформацией общественных отношений. Изменения, происходящие внутри университетов, в их внешних взаимодействиях и функциях, базовых принципах и ценностно-нормативных основаниях, требуют методологического анализа и исследования.
Цель статьи – провести анализ современных теоретических подходов к раскрытию понятия и сущности цифровых университетов.
Методология и методы исследования. В качестве дизайна исследования применялся mix-метод: качественный анализ (изучения содержания теоретических источников и контекста, анализ содержания концепта) и количественный анализ (наукометрический анализ публикаций и ключевых слов в базах данных).
Результаты. Исследование показало, что в методологическом плане существует проблема определения концепта «цифровой университет»: сложилось несколько теоретических подходов, основанных на различном понимании феномена и его роли в цифровом развитии университета. Методологическая проблема осложняется необходимостью систематизации практической деятельности современных университетов, относящих себя так или иначе к формату «цифровых», а без согласованного подхода относительно самого концепта это сделать намного сложнее.
Научная новизна заключается в попытке систематизации теоретических подходов для концептуализации понятия «цифровой университет», в ходе которой обозначилась проблема отсутствия целостного подхода.
Практическая значимость исследования связана с необходимостью разработки на основе целостного концепта нормативной модели цифрового университета для последующего анализа деятельности вузов. Результаты анализа могут быть использованы в научной дискуссии для дальнейшей концептуализации понятия «цифровой университет» и выработки общей модели цифрового университета.
De los autores
Г. БанныхRussian Federation
С. Костина
Russian Federation
Referencias
1. Williamson B., Macgilchrist F., Potter J. Covid-19 controversies and critical research in digital education // Learning, Media and Technology. 2021. № 46 (2). P. 117–127. DOI: 10.1080/17439884.2021.1922437
2. Bannykh G., Kostina S. The emergency transition of higher education institutions to new educational technologies in the context of the COVID-19 pandemic: a case from Russia // INTED2021 Proceedings. 2021. P. 9870–9876 DOI: 10.21125/inted.2021.2053
3. Ibáñez J. S., Juarros V. М. Las diferentes concepciones de la universidad digital en Iberoamérica // RIED. 2018. № 21 (2). P. 97–119 DOI: 10.5944/ried.21.2.20653
4. Jones Ch., Goodfellow R. The “Digital University”: Discourse, Theory, and Evidence // International Journal of Learning and Media. 2014. № 4 (3-4). P. 59–63. DOI: 10.1162/IJLM_a_00103
5. Sitnicki M. Development of a model of digital research universities // Baltic journal of economic studies. 2018. Т. 81 (1). P. 635–638. DOI: 10.30525/2256-0742/2018-4-1-311-318
6. Jones C. The digital university: a concept in need of definition // R. Goodfellow y M. R. Lea (Eds.) “Literacy in the Digital University. Critical perspectives on learning, scholarship, and technology”. Routledge, London, 2013. P. 162–172. DOI: 10.4324/9780203074510
7. Итинсон К. С. Современные цифровые университеты: особенности создания и развития [Электрон. ресурс] // Региональный вестник. 2019. № 17 (32). С. 36–38. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41086741 (дата обращения: 10.02.2022).
8. Siemens G., Gašević D., & Dawson S. Preparing for the Digital University: A Review of the History and Current State of Distance, Blended and Online Learning // Athabasca University Press. 2015. 217 p. DOI: 10.13140/RG.2.1.3515.8483
9. Sheail Ph. The digital university and the shifting time–space of the campus // Learning, Media and Technology. 2018. № 43 (1). P. 56–69. DOI: 10.1080/17439884.2017.1387139
10. Garg A. K. Digital university. Next generation approach towards education // INTED2011 Proceedings. 2011. P. 6243–6247.
11. Верхова Г. В., Акимов С. В. Непрерывная информационная поддержка жизненного цикла основных образовательных программ в рамках цифрового университета [Электрон. ресурс] // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 17–20. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_41574886_74643227.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
12. Кирилова Д. А. Оценка параметров сети распределенного реестра в цифровом университете [Электрон. ресурс] // Сквозные технологии цифровой экономики Сборник статей. Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2019 С.45–50. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42476241 (дата обращения: 10.02.2022).
13. Позднеев Б. М., Сутягин М. В., Тихомирова В. Д., Адамова Ю. С. Обоснование концептуальной модели и профиля стандартов для создания архитектуры цифрового технологического университета [Электрон. ресурс] // Вестник МГТУ Станкин. 2019. № 3 (50). С. 97–102. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41485795 (дата обращения: 10.02.2022).
14. Конкин А. А. Цифровизация образования: преодоление барьеров и рисков на пути к цифровому университету будущего // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С. 136–140. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-27-136-140
15. Gourlay L., Oliver M. Student engagement in the digital university: Sociomaterial assemblages. UK, Taylor and Francis, 2018. DOI: 10.4324/9781315647524
16. Кузина Г. П. Концепция цифровой трансформации классического университета в «цифровой университет» // E-Management. 2020. № 2. С. 89–96 DOI: 10.26425/2658-3445-2020-2-89-96
17. Grigoriev S. G., Mishota I. Y. Digital University: an actual paradigm of the education informatization // Proceedings of the 1st international scientific conference modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE 2019) 2019. T. 81. P. 635–638. DOI: 10.2991/mtde-19.2019.128
18. Nadin M. Anticipating the Digital University // Proceedings of the third international conference on digital society: ICDS 2009. 2009. P. 190–195. DOI: 10.1109/ICDS.2009.49
19. Шаль А. В. «Цифровой университет» – новая модель образования [Электрон. ресурс] // Материалы международной научно-практической конференции «Наука о данных». Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2020. С. 321–322. Режим доступа: https://issras.ru/docs/sbornik05-02-2020.pdf (дата обращения: 10.02.2022).
20. Курбацкий В. Н Цифровой след. в образовательном пространстве как основа трансформации современного университета [Электрон. ресурс] // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. 2019. № 5 (133). С. 40–45. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42299696 (дата обращения: 10.02.2022).
21. Peters M. A., Jandrić P. The digital university: A dialogue and manifesto. Peter Lang Publishing, Inc., New York, 2018. DOI: 10.3726/b11314
22. Johnston B., MacNeill S., Smyth K. Conceptualising the Digital University // The Intersection of Policy, Pedagogy and Practice Palgrave Macmillan, Cham, 2018. DOI: 10.1007/978-3-319-99160-3
23. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования, 2018. №. 15 (1). С. 7–17. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17
24. Климов А. А., Заречкин Е. Ю., Куприяновский В. П. О цифровой экосистеме современного университета // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019. № 4. С. 815–824. DOI: 10.25559/SITITO.15.201904.815-824
25. Mbombo A. B., Cavus N. Smart University: A University In the Technological Age // TEM Journal. 2021. № 10 (1). P. 13–17. DOI: 10.18421/TEM101-02
26. Mitrofanova Y. S., Sherstobitova A. A., Filippova O. A. Modeling the Assessment of Definition of a Smart University Infrastructure Development Level // Uskov V., Howlett R., Jain L. (eds.) Smart Education and e-Learning 2019. Smart Innovation, Systems and Technologies. Vol. 144. Springer, Singapore. DOI: 10.1007/978-981-13-8260-4_50
27. Костина С. Н. ИТ-инфраструктура региональных вузов как основа цифровой трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 26, № 3. С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024
28. Банных Г. А., Костина С. Н. Концептуализация понятия цифровой зрелости университета в контексте цифровой трансформации высшего образования // Вестник майкопского государственного технологического университета. 2022. № 1 (14). С. 110– 120. DOI: 10.47370/2078-1024-2022-14-1-110-120
Recensión
Para cita:
Bannykh G.A., Kostina S.N. Digital university: Approaches to the concept definition. The Education and science journal. 2022;24(10):10-32. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-10-32