ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Введение. Современный период развития высшей школы непосредственно связан с происходящей цифровой трансформацией общественных отношений. Изменения, происходящие внутри университетов, в их внешних взаимодействиях и функциях, базовых принципах и ценностно-нормативных основаниях, требуют методологического анализа и исследования.
Цель статьи – провести анализ современных теоретических подходов к раскрытию понятия и сущности цифровых университетов.
Методология и методы исследования. В качестве дизайна исследования применялся mix-метод: качественный анализ (изучения содержания теоретических источников и контекста, анализ содержания концепта) и количественный анализ (наукометрический анализ публикаций и ключевых слов в базах данных).
Результаты. Исследование показало, что в методологическом плане существует проблема определения концепта «цифровой университет»: сложилось несколько теоретических подходов, основанных на различном понимании феномена и его роли в цифровом развитии университета. Методологическая проблема осложняется необходимостью систематизации практической деятельности современных университетов, относящих себя так или иначе к формату «цифровых», а без согласованного подхода относительно самого концепта это сделать намного сложнее.
Научная новизна заключается в попытке систематизации теоретических подходов для концептуализации понятия «цифровой университет», в ходе которой обозначилась проблема отсутствия целостного подхода.
Практическая значимость исследования связана с необходимостью разработки на основе целостного концепта нормативной модели цифрового университета для последующего анализа деятельности вузов. Результаты анализа могут быть использованы в научной дискуссии для дальнейшей концептуализации понятия «цифровой университет» и выработки общей модели цифрового университета.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Введение. Актуализирована необходимость трансформационных процессов в отечественной системе медицинского образования, что связано с преодолением вызовов современного мира и нацеленностью России на ключевой государственный приоритет – повышение качества жизни людей. Обоснована связь пациентоориентированного подхода с ценностями «антропологического поворота» в сфере медицинского образования. Приведены результаты анализа зарубежного опыта реализации пациентоориентированных педагогических фокусировок в практиках медицинского образования. Представлен анализ кейсов, связанных с особенностями функционирования пациентских сообществ в контексте возможностей их влияния на развитие практик медицинского образования.
Цель – выявление способов и условий использования возможностей пациентских сообществ для развития практик российского медицинского образования.
Методология, методы и методики исследования. Методологической основой исследования выступали системный, деятельностный и феноменологический подходы. Методы исследования: теоретический анализ, феноменологический анализ, структурный анализ, опрос, метод экспертных оценок, фокус-группа.
Результаты:
- Обозначены основные направления развития практик медицинского образования в контексте парадигмы пациентоориентированности: становление новых, полисубъектно заданных (обучающиеся, педагоги, практикующие врачи, представители пациентских сообществ), способов организации образовательных коммуникаций; преобразование дидактических характеристик программ медицинского образования; обновление форм и средств формирования мировоззрения будущих врачей в контексте гуманистических ценностей.
- Выявлены особенности образовательной субъектности пациентских сообществ, значимые для развития практик медицинского образования – совокупность ролей пациентского сообщества (диагност, разработчик контента, проектировщик, модератор, меди атор, исследователь, аналитик, технолог, преподаватель (тренер), эксперт), позволяющих его идентифицировать как актора развития практик медицинского образования в современной России.
- Выявлены организационно-педагогические способы влияния пациентских сообществ на развитие медицинского образования: интерактивное полисубъектное взаимодействие педагогического, медицинского и пациентского сообществ при проектировании и реализации образовательных программ; организация открытых проектно-рефлексивных коммуникационных площадок для обсуждения актуальных проблем пациентских сообществ с участием субъектов медицинского образования; волонтерские проекты, интегрирующие активности пациентских сообществ и обучающихся по программам медицинского образования.
- Определены условия использования возможностей пациентских сообществ для развития практик подготовки и профессионального развития современного врача, включающие отлаженные организационно-методические механизмы реализации ролевого репертуара пациентского сообщества при организации всех дидактических компонент образовательного процесса (различные его вариации) в системе непрерывной профессионализации врачей (цели, содержание, технологии обучения, контроль образовательных результатов); наличие системно функционирующих механизмов приобщения обучающихся программ медицинского образования к практикам медицинских сообществ.
Научная новизна. Обоснована целесообразность использования практики взаимодействия профессионального и образовательного врачебных сообществ с пациентскими как фактора развития системы медицинского образования России в логике парадигмы пациентоориентированнности, отражающей ценности «антропологического поворота».
Выявлены виды активности пациентских сообществ, отражающих их идентичность как нового актора развития практик российского медицинского образования, а именно коммуникативно-информационная, проектная, экспертно-диагностическая; доказательная мотивация к изменениям.
Доказано наличие потенциала пациентского сообщества как актора развития практик медицинского образования России, реализация которого обеспечивается посредством создания совокупности организационно-педагогических условий, актуализирующих проявление образовательной субъектности этих сообществ через многоплановый, функционально заданный ролевой репертуар.
Обозначены способы и условия использования потенциала полисубъектного взаимодействия (пациентские, профессиональные и образовательные медицинские сообщества) для преобразования базовых дидактических характеристик образовательного процесса (различные его вариации) в системе медицинского образования.
Практическая значимость. Полученные научные результаты могут быть использованы для развития контента и технологических форматов образовательных программ высшего медицинского образования, для обогащения практик непрерывного медицинского образования, для расширения продуктивного опыта взаимодействия пациентских, медицинских и образовательных сообществ.
Введение. Структурная перестройка российской экономики потребует пересмотра подходов к подготовке специалистов в области информационных технологий в контексте разворачивающейся в мире «войны за таланты». Кадровое обеспечение цифровой революции (цифровой трансформации) является одним из условий прорыва нашей страны в шестой технологический уклад и обеспечения цифрового суверенитета России.
Цель статьи – на основе выявления значимых проблем кадрового обеспечения экономики системой высшего образования в России сформулировать подходы к стратегии формирования контрольных цифр приема (КЦП) для обучения по программам подготовки, связанными с цифровой трансформацией.
В литературе освещены две серьезные проблемы относительно политики распределения КЦП для обучения по программам высшего образования: 1) выделяемые КЦП в большинстве своем не соответствуют структуре региональной экономики; 2) нарушение норматива количества студентов на 10 тыс. населения в возрасте от 17 до 30 лет, как следствие, в части регионов численность выпускников школ существенно превышает количество бюджетных мест в вузах. Гипотеза исследования состоит в предположении, что политика распределения КЦП для обучения по программам высшего образования является гибкой, предусматривая увеличение приема для обучения по направлениям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями при увеличении спроса на обучение по этим направлениям.
Методология и методы. Работа выполнялась с опорой на системный подход. Использовались теоретические методы исследования (методы-операции): анализ (литературы по проблеме исследования, нормативных документов), сравнение и обобщение, индукция, синтез. Основным теоретическим методом-действием являлся индуктивно-дедуктивный. На первом этапе исследования проведен анализ численности студентов, поступивших для обучения по очной форме (информатика и вычислительная техника) за счет ассигнований федерального бюджета (период 2016–2021 гг.). В результате обобщения данных по отдельным направлениям подготовки и сравнительного анализа численности поступивших с выделенным объемом КЦП установлено несовпадение (разрыв) сравниваемых значений. На втором этапе исследований аналогичные методы были использованы в отношении направлений, связанных с компьютерными и информационными науками и информационной безопасностью, для подтверждения системного характера выявленного феномена.
Результаты и научная новизна. На основе анализа набора для обучения по программам высшего образования (период 2016–2021 гг.) по направлениям, связанным с информационными технологиями (информатика и вычислительная техника, компьютерные и информационные науки, информационная безопасность), выявлен разрыв «прием – КЦП». Сущность разрыва состоит в том, что по анализируемым направлениям подготовки численность принятых для обучения по очной форме за счет ассигнований федерального бюджета существенно ниже объема выделенных КЦП. Таким образом, по укрупненной группе направлений (УГН) «Информатика и вычислительная техника» численность принятых на программы бакалавриата и магистратуры была меньше выделенных КЦП на 37 519 мест (17 075 + 20 444); в группе «Компьютерные и информационные науки» (бакалавриат + магистратура): разрыв составил 3584 (1722 + 1862); «Информационная безопасность» (бакалавриат + специалитет) – 4082 (1393 + 2689). Проанализированы возможные причины возникновения разрыва и сформулированы предложения по совершенствованию институционального обеспечения подготовки кадров для цифровой трансформации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при корректировке стратегии развития научно-образовательной сферы.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Введение. Министерство образования Азербайджанской Республики требует, чтобы учащиеся сдавали выпускные экзамены по окончании средней школы. Выпускникам 11-х классов (т. е. в средней школе) нужно сдать выпускные экзамены по трем основным предметам: 1) математика, 2) язык обучения и 3) иностранный язык. Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ) контролирует школьные выпускные экзамены в течение более чем пяти лет и недавно изменил формат, повлияв на прием в университеты. В 2019 году поступление в вуз шло в два этапа: 1) выпускной экзамен, 2) экзамен на поступление в вуз. В текущем исследовании использовались общедоступные данные ГЭЦ (N = 73) за 2019/2020 учебный год в Азербайджане по регионам.
Цель. Это исследование направлено на изучение культурных, экономических и образовательных предикторов школьных выпускных экзаменов в городах/регионах Азербайджана по данным 2020 года. Статья призвана продемонстрировать взаимосвязь между экономическими, образовательными и культурными предикторами успешных и неудачных результатов школьных выпускных экзаменов.
Методология и методы исследования. В этом корреляционном исследовании использовались многомерные (MANOVA) и одномерные (ANOVA) анализы дисперсии (RQ1) и множественных регрессий (RQ2 и RQ3).
Результаты. Для культурных предикторов школьных выпускных экзаменов в Северном регионе среди выпускников были значительно выше переменные «Язык обучения» (p = .010), «Английский язык» (p = .020) и «Общие баллы» (p = .010) по сравнению с другими регионами. Экономические предикторы включали вновь открытые рабочие места в 2019 году и среднемесячную зарплату. Среднемесячная зарплата родителей была существенно прогностической для иностранного языка (p = .035). Для образовательных переменных процент выпускников был предиктивным для всех результатов (p < 5000).
Научная новизна и практическая значимость. Проведенные исследования подтверждают, что процент выдающихся студентов и годовой доход являются сильными положительными предикторами баллов школьных выпускных экзаменов для всех четырех зависимых переменных. Таким образом, регионы с успеваемостью выше среднего уровня и высоким доходом семьи, как правило, дают более высокие баллы школьных выпускных экзаменов. Этот существенный вывод подчеркивает надежность совместного оценивания успеваемости, проводимого Министерством образования и ГЭЦ.
Введение. Инновационная деятельность как творческая продуктивная деятельность всегда была и остается основой обеспечения прогресса общества, а инновационная подготовка – одной из приоритетных задач учебных заведений. Эти аспекты становятся особенно актуальными применительно к профессиональной подготовке будущих учителей технологии, которым предстоит готовить подрастающее поколение к инновационной деятельности на начальной стадии их обучения и формировать у них устойчивое мнение о необходимости владения ею. Большинство исследователей для решения этих задач создают образовательную среду соответствующей модели: развивающей, инновационной, экологической и др. Однако в них не рассматриваются вопросы подготовки к инновационной деятельности учителей технологии и недостаточно полно задействованы все имеющиеся образовательные ресурсы, включая цифровые. В связи с этим возникает проблема создания новой инновационной педагогико-технологической образовательной среды.
Цель статьи – выявление и обоснование возможности эффективной подготовки будущих учителей технологии к инновационной деятельности при обучении в инновационной педагогико-технологической образовательной среде.
Методология и методы. В основу методологии исследования положены следующие концептуальные положения: 1) инновационная деятельность возникла вместе с формированием человеческого общества и всегда определяла его развитие; 2) одной из основных задач каждого вуза является инновационная подготовка студентов; 3) под обучением инновационной деятельности понимается формирование у студентов компетентности в инновационной деятельности; 3) обучение инновационной деятельности наиболее эффективно осуществляется в условиях формирования соответствующей образовательной среды. Для реализации указанных положений использовалась актуализированная авторская методологическая система исследования проблемы инновационной подготовки студентов вузов, обеспечивающая реализацию смешанного, проектного, «перевернутого» и других методов обучения инновационной деятельности на основе интегрированного, конвергентного, средового и других подходов к обучению.
Результаты и научная новизна. Основным результатом исследования является обоснование новой дидактической категории «инновационная педагогико-технологическая образовательная среда». Среда включает концептуально-целевой, инфраструктурный, содержательный, психолого-дидактический, методологико-технологический и релаксационно-диагностический компоненты. Ее особенностями являются: 1) направленность на инновационную подготовку учителей технологии как непосредственно связанных с материальными объектами инновационной экономики страны; 2) универсальность в виде возможности использования ее для решения и других образовательных задач; 3) графическая визуализация модели среды с указанием иерархии и взаимосвязи компонентов, ее масштабность, комбинаторность и функциональная достаточность; 4) соответствие среды всем требованиям нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность в университете; 5) возможность полномасштабной реализации современных подходов к обучению (инновационного, персонализированного, средового, проектного и др.); 6) возможность постоянного мониторинга и контроля реализации среды в рамках ее релаксационно-диагностического компонента; 7) использование современных образовательных технологий, включая цифровые; 8) возможность получения специализированных знаний и изучения других дисциплин в рамках использования сетевого обучения; 9) инновационность среды, определяемая новизной подхода к обучению учителей технологии инновационной деятельности и его результативностью.
Для обучения инновационной деятельности в этой среде создана модель методической системы формирования компетентности в инновационной деятельности у будущих учителей технологии, объединяющая концептуально-целевой, содержательный, инструментально-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты. Научная новизна предложенных подходов состоит в том, что, не нарушая структуры и содержания учебного плана, гарантировано обеспечивается инновационная подготовка обучающихся.
Практическая значимость. Конкретизированы методологическая система исследования и понятие инновационной деятельности, разработана ее структура, обоснованы эффективные методы подготовки будущих учителей технологии к инновационной деятельности, разработана методика обучения инновационной деятельности в инновационной педагогико-технологической образовательной среде.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 
Изучение проблемы школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет принципиальное значение для психологического сопровождения процесса академической адаптации.
Цель исследования – провести сравнительный анализ характеристик школьного благополучия и школьной тревожности как основных показателей академической адаптации школьников младшего подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методология и методы исследования. В исследовании использованы анкета на выявление главных демографических показателей; тест Филлипса, направленный на оценку основных показателей школьной тревожности: общей тревожности, социального стресса, фрустрации успеха, страха самовыражения, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям, низкой сопротивляемости стрессу, проблем в отношениях с учителями; оригинальные шкалы на оценку показателей школьного благополучия, включая сферы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, самооценки учебной деятельности, учебной мотивации, саморегуляции эмоциональных состояний. Применение субъектного подхода в исследовании позволило выявить субъектные (эмоционально-регулятивные) факторы школьного благополучия и определить пути психологического сопровождения академической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 120 школьников младшего подросткового возраста обоего пола (46,7 % девочек, 53,3 % мальчиков), обучающихся в общеобразовательных школах и в школах с применением адаптированных образовательных программ.
Результаты. Установлено, что показатели благополучия, характеризующие межличностные отношения, удовлетворенность учебой, и мотивация достижений, неприятные физические ощущения выше у подростков с ограниченными возможностями здоровья, а способность настоять на своем и дифференцированное отношение к урокам, внешняя отрицательная мотивация учения – у условно здоровых подростков. Более высокие показатели школьной тревожности здоровых обучающихся отражают повышенную психологическую напряженность в общеобразовательной школе и необходимость специальных организационных и содержательных изменений в них для создания реальной инклюзивной среды. Конфирматорная модель показателей школьного благополучия отражает три важные его стороны: «Самоорганизация на основе рефлексии», «Способность к эмоциональной саморегуляции» и «Позитивная школьная мотивация».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оптимизации процесса академической адаптации подростков и конкретизации принципов инклюзивного образования в соответствии со спецификой их школьного благополучия и тревожности.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 
Введение. Актуальность исследования сопряжена с необходимостью научного осмысления молодежного волонтерства, углубления представлений о его воспитательном потенциале, который реализуется в системе образования. В контексте международных и национальных исследований важной видится оценка волонтерского участия молодого поколения, его социальных эффектов для общества. Социальная результативность волонтерской деятельности является необходимым условием, результатом организованной в образовательной среде воспитательной деятельности. Представленное авторами исследование отвечает практическому запросу на определение условий изменения качественных характеристик волонтерской деятельности учащейся молодежи при активном государственном содействии просоциальной активности молодого поколения в РФ. Понимание мотивации, намерений и реальных возможностей волонтерского участия старшеклассников и студентов важно для повышения эффективности решения определенной в рамках государственной молодежной политики задачи увеличения социальной активности молодых россиян.
Цель статьи – конкретизировать социальную значимость волонтерского участия старшеклассников и студентов и определить условия преодоления мотивированного отказа молодежи от добровольческой деятельности с целью повышения эффективности ее организации.
Методология и методики исследования. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о формировании общественной солидарности и стимулировании просоциального поведения молодежи. Определенное развитие в статье получила теория социального участия. Статья основана на материалах исследовательских проектов авторов, реализованных в 2017–2020 годах в Свердловской области. Анализируются данные массового опроса молодежи Свердловской области от 14 до 24 лет из 81 населенных пунктов региона, осуществленного методом анкетирования. Опрошено 1105 человек, выборка репрезентативная, ошибка не более 3,5 %. В ее основе четыре квоты: пол, возраст; основной вид занятости (школа, ссуз, вуз); тип города по численности населения.
Результаты и научная новизна. Исследование показало, что при сохранении большой численности учащейся молодежи, имеющей опыт волонтерской деятельности, увеличивается число тех, кто осознанно отказывается от нее или сомневается в том, что будет заниматься добровольчеством в будущем. В последние годы существенно увеличилось число тех, кто приобрел опыт волонтерства благодаря инициативам в образовательных учреждениях. Сокращается вовлеченность молодых уральцев в социальные проекты. Исследование доказывает, что добровольческая активность молодежи является необходимым условием для накопления социального капитала территориальных сообществ. Вовлеченность школьников и студентов в молодежные организации, в социокультурную городскую жизнь является важным и необходимым условием эффективного волонтерского участия молодежи. Выявлено, что волонтерский опыт напрямую связан с интересом учащихся к общественной жизни. Доказано, что старшеклассники и студенты с опытом волонтерской деятельности и намерениями ее продолжать, скорее будут вовлечены в общественную и политическую жизнь своего города или поселка нежели те, кто такого опыта не имеет.
Практическая значимость. В школах, ссузах и вузах стоит важная задача организации не только образовательного процесса, но и воспитательной деятельности. При запросе на массовость молодежного участия и типичности общественно значимых мероприятий важно понимать условия, при которых развитие получают качественные характеристики волонтерства молодых граждан как членов местного сообщества.
ISSN 2310-5828 (Online)