Пациентское сообщество как актор развития практик медицинского образования в современной России
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
Аннотация
Введение. Актуализирована необходимость трансформационных процессов в отечественной системе медицинского образования, что связано с преодолением вызовов современного мира и нацеленностью России на ключевой государственный приоритет – повышение качества жизни людей. Обоснована связь пациентоориентированного подхода с ценностями «антропологического поворота» в сфере медицинского образования. Приведены результаты анализа зарубежного опыта реализации пациентоориентированных педагогических фокусировок в практиках медицинского образования. Представлен анализ кейсов, связанных с особенностями функционирования пациентских сообществ в контексте возможностей их влияния на развитие практик медицинского образования.
Цель – выявление способов и условий использования возможностей пациентских сообществ для развития практик российского медицинского образования.
Методология, методы и методики исследования. Методологической основой исследования выступали системный, деятельностный и феноменологический подходы. Методы исследования: теоретический анализ, феноменологический анализ, структурный анализ, опрос, метод экспертных оценок, фокус-группа.
Результаты:
- Обозначены основные направления развития практик медицинского образования в контексте парадигмы пациентоориентированности: становление новых, полисубъектно заданных (обучающиеся, педагоги, практикующие врачи, представители пациентских сообществ), способов организации образовательных коммуникаций; преобразование дидактических характеристик программ медицинского образования; обновление форм и средств формирования мировоззрения будущих врачей в контексте гуманистических ценностей.
- Выявлены особенности образовательной субъектности пациентских сообществ, значимые для развития практик медицинского образования – совокупность ролей пациентского сообщества (диагност, разработчик контента, проектировщик, модератор, меди атор, исследователь, аналитик, технолог, преподаватель (тренер), эксперт), позволяющих его идентифицировать как актора развития практик медицинского образования в современной России.
- Выявлены организационно-педагогические способы влияния пациентских сообществ на развитие медицинского образования: интерактивное полисубъектное взаимодействие педагогического, медицинского и пациентского сообществ при проектировании и реализации образовательных программ; организация открытых проектно-рефлексивных коммуникационных площадок для обсуждения актуальных проблем пациентских сообществ с участием субъектов медицинского образования; волонтерские проекты, интегрирующие активности пациентских сообществ и обучающихся по программам медицинского образования.
- Определены условия использования возможностей пациентских сообществ для развития практик подготовки и профессионального развития современного врача, включающие отлаженные организационно-методические механизмы реализации ролевого репертуара пациентского сообщества при организации всех дидактических компонент образовательного процесса (различные его вариации) в системе непрерывной профессионализации врачей (цели, содержание, технологии обучения, контроль образовательных результатов); наличие системно функционирующих механизмов приобщения обучающихся программ медицинского образования к практикам медицинских сообществ.
Научная новизна. Обоснована целесообразность использования практики взаимодействия профессионального и образовательного врачебных сообществ с пациентскими как фактора развития системы медицинского образования России в логике парадигмы пациентоориентированнности, отражающей ценности «антропологического поворота».
Выявлены виды активности пациентских сообществ, отражающих их идентичность как нового актора развития практик российского медицинского образования, а именно коммуникативно-информационная, проектная, экспертно-диагностическая; доказательная мотивация к изменениям.
Доказано наличие потенциала пациентского сообщества как актора развития практик медицинского образования России, реализация которого обеспечивается посредством создания совокупности организационно-педагогических условий, актуализирующих проявление образовательной субъектности этих сообществ через многоплановый, функционально заданный ролевой репертуар.
Обозначены способы и условия использования потенциала полисубъектного взаимодействия (пациентские, профессиональные и образовательные медицинские сообщества) для преобразования базовых дидактических характеристик образовательного процесса (различные его вариации) в системе медицинского образования.
Практическая значимость. Полученные научные результаты могут быть использованы для развития контента и технологических форматов образовательных программ высшего медицинского образования, для обогащения практик непрерывного медицинского образования, для расширения продуктивного опыта взаимодействия пациентских, медицинских и образовательных сообществ.
Ключевые слова
Об авторах
А. Г. МирошниченкоРоссия
Мирошниченко Александр Геннадьевич – доктор медицинских наук, доцент, проректор по учебной работе
Томск
ResearcherID N-2178-2016
Л. Г. Смышляева
Россия
Смышляева Лариса Германовна – доктор педагогических наук, доцент, руководитель научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
Томск
ResearcherID A-8439-2017
Т. Д. Подкладова
Россия
Подкладова Татьяна Дмитриевна – младший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
Томск
ResearcherID CAF-3852-2022
И. И. Сошенко
Россия
Сошенко Инесса Игоревна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
Томск
ResearcherID AEA-6779-2022
А. О. Окороков
Россия
Окороков Александр Олегович – кандидат медицинских наук, доцент, начальник учебного управления
Томск
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Антропологический поворот: практическая психология образования как драйвер персонализации человека [Электрон. ресурс] // Вести образования. 2021. Т. 12, № 6. Режим доступа: https://vogazeta.ru/articles/2021/12/6/psychology/18719antropologicheskiy_povorot_prakticheskaya_psihologiya_obrazovaniya_kak_drayver_personalizatsii_cheloveka (дата обращения: 04.09.2022).
2. Гусельцева М. С. Психология личности и антропологический дискурс: в поисках новых подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. № 12 (2). С. 132–149. DOI: 10.21638/spbu16.2022.203
3. Смирнова Т. В. Антропологический поворот в медицине: концептуальная парадигма биоэтики // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8 (88). С. 44–47. DOI: 10.24158/fik.2021.8.6
4. Kruk M. E., Gage A. D., Arsenault C., Jordan K., Leslie H. H., Roder-DeWan S., Adeyi O., Barker P., Daelmans B., Doubova S. V., English M., García-Elorrio E., Guanais F., Gureje O., Hirschhorn L. R., Jiang L., Kelley E., Lemango E. T., Liljestrand J., Malata A., Marchant T., Matsoso M. P., Meara J. G., Mohanan M., Ndiaye Y., Norheim O. F., Reddy K. S., Rowe A. K., Salomon J. A., Thapa G., Twum-Danso N.A.Y., Pate M. High-Quality Health Systems in the Sustainable Development Goals Era: Time for a Revolution // The Lancet Global Health. 2018. № 6 (11). Article number e1196-e1252. DOI: 10.1016/S2214-109X(18)30386-3
5. Cascio J. Facing the Age of Chaos // Medium. 2020. Apr. 30. Available from: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (date of access: 04.09.2022).
6. Кастельс М. Власть коммуникации: учебное пособие. 3-е изд. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2020. 591 с.
7. Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В., Заславский И. М., Карлов И. А., Мерцалова Т. А., Сергоманов П. А., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования: монография [Электрон. ресурс]. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2019. 344 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 04.09.2022). DOI: 10.17323/978-5-7598-1990-5
8. Сорокин П. С., Фрумин И. Д., Терентьев Е. А., Корешникова Ю. Н. Новые требования к человеческому потенциалу: развитие самостоятельности: доклад [Электрон. ресурс] // XXIII Ясинская (Апрельская) международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, 5–22 апреля 2022 г. Москва: ИД Высшей школы экономики, 2022. 51 с. Режим доступа: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/619203408.pdf (дата обращения: 04.09.2022).
9. Леонтьев А. А. Методологические основы психологии. Москва: Смысл, 2021. 566 с.
10. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. Москва: Академический проспект, 2018. 528 с.
11. Schröder. A., Krüger D. Social Innovation as a Driver for New Educational Practices: Modernising, Repairing and Transforming the Education System // Sustainability. 2019. № 11 (4). Article number 1070. DOI: 10.3390/su11041070
12. Hargreaves A., Fullan M. Professional capital after the pandemic: revisiting and revising classic understandings of teachers’ work // Journal of Professional Capital and Community. № 5 (3/4). Р. 327–336. DOI: 10.1108/JPCC-06-2020-0039
13. Rincon-Gallardo S. Educational change as social movement: An emerging paradigm from the global south // Journal of Educational Change. 2020. № 21. Р. 467–477. DOI: 10.1007/s10833-020-09374-3
14. Поздеева С. И. Преподаватель высшей школы: методист, исследователь, новатор // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 52–58.
15. Hearn J., Dewji M., Stocker C., Simons G. Patient-centered medical education: A proposed definition // Medical Teacher. 2019. № 41 (8). P. 934–938. DOI: 10.1080/0142159X.2019.1597258
16. Bleakley A. Patient-Centred Medicine in Transition. The Heart of the Matter. Springer Cham. 2014. Р. 267. Available from: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-02487-5 (date of access: 04.09.2022) DOI: 10.1007/978-3-319-02487-5
17. Самойленко Н. В., Дьяченко Е. В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе [Электрон. ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1 С. 122–138. DOI: 10.17759/psyedu.2020120109
18. Koopman W. J., LaDonna K. A. Is person-centred medical education an aim or an empty promise? // Medical Education. 2022. № 56 (5). P. 472–474. DOI: 10.1111/medu.14785
19. Бразовская Н. Г., Деев И. А., Кобякова О. С., Богайчук П. М., Яровой Н. Д., Шнайдер Г. В., Бойков В. А., Барановская С. В. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий её оказания [Электрон. ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. №5 (65). Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1097/30/lang,ru/ (дата обращения: 04.09.2022). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-1
20. Boso V. V. H., Rodrigues S. V., Bogea M. L. et al. Promoting Patient-Centered Medical Education for Medical Students: A two-decade experience in Brazil // Archivos en Medicina Familiar. 2019. № 21 (3). P. 103–110. DOI: 10.1093/intqhc/mzr024
21. Song P., Jin C., Tang W. New medical education reform in China: Towards healthy China 2030 // BioScience Trends. 2017. № 11 (4). P. 366–369. DOI: 10.5582/бст.2017.01198
22. Зорин К. В., Топорков В. А., Гуревич К. Г. Организация здоровьецентрической и пациентоориентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127–132. DOI: 10.24411/2305-34962018-13018
23. Кудрявая Н. В., Зорин К. В. Педагогическая компетентность как основа профессионализма врача // Cathedra – Кафедра. Стоматологическое образование. 2020. № 71. С. 70–73.
24. Moniz T., Golafshani M., Gaspar C. M., Adams N. E., Haidet P., Sukhera J.; Volpe R. L., de Boer C., Lingard L. How Are the Arts and Humanities Used in Medical Education? Results of a Scoping Review // Academic Medicine. 2021. № 96 (8). P. 1213–1222. DOI: 10.1097/ACM.0000000000004118
25. Prince G., Osipov R., Mazzella A. J., Chelminski P. R. Linking the Humanities With Clinical Reasoning: Proposing an Integrative Conceptual Model for a Graduate Medical Education Humanities Curriculum // Academic Medicine. 2022. № 97 (8). P. 1151–1157. DOI: 10.1097/ACM.0000000000004683
26. Chisolm M. S., Kelly-Hedrick M., Wright S. M. How Visual Arts-Based Education Can Promote Clinical Excellence // Academic Medicine. 2021. № 96 (8). P. 1100–1104. DOI: 10.1097/ACM.0000000000003862
27. Joseph-Williams N., Abhyankar P., Boland L., Bravo P., Brenner A.T., Brodney S., Coulter A., Giguère A., Hoffman A., Körner M., Langford A., Légaré F, Matlock D, Moumjid N, Munro S., Dahl Steffensen K., Stirling C., van der Weijden T. What Works in Implementing Patient Decision Aids in Routine Clinical Settings? A Rapid Realist Review and Update from the International Patient Decision Aid Standards Collaboration // Medical Decision Making. 2021 № 41 (7). P. 907–937. DOI: 10.1177/0272989X20978208
28. Siddharthan T., Rabin T., Canavan M.E., Nassali F., Kirchhoff P., Kalyesubula R., Coca S., Rastegar A., Knauf F. Implementation of Patient-Centered Education for ChronicDisease Management in Uganda: An Effectiveness Study // PLoS One. 2016. № 11 (11). Article number e0166411. Available from: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/ journal.pone.0166411 (date of access: 04.09.2022) DOI: 10.1371/journal.pone.0166411
29. Holavins A., Zvonareva O. The expertise of patient organisations: making patients’ voices heard // The Journal of Social Policy Studies. 2022. № 20 (2). P. 335–346. DOI: 10.17323/727-0634-2022-20-2-335-346
30. Légaré F., Stacey D., Forest P.-G., Archambault P., Boland L., Coutu M. F., Giguère A. M. C. LeBlanc A., Lewis K. B., Witteman H. O. Shared decision making in Canada: Update on integration of evidence in health decisions and patient-centred care government mandates // Zeitschrift für Evidenz, Fortbildung und Qualität im Gesundheitswesen. 2022. № 171. P. 22–29. DOI: 10.1016/j.zefq.2022.04.006
31. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 76–83.
32. Мыльникова И. С. Военная метафора в языковой картине мира медицины: вчера, сегодня, завтра // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2021. Вып. 3 (29). С. 153–175. DOI: 10.23951/2312-7899-2021-3-153-175
33. Мелик-Гайказян И. В. Диагностика моделей биоэтики // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. Вып. 45. С. 75–82. DOI: 10.17223/1998863X/45/8
34. Pereira C. M. A. d. S., Bernardes F. M., Minari A. G., Silva C. H. M. d., Paro H. B. M. d. S. Innovations in Curriculum Designs Do Not Guarantee Students’ Patient-Centered Attitudes Running Title: Curricula and Patient-Centered Attitudes // Revista Brasileira de Educação Médica. 2019. № 43 (4). P. 167–175. DOI: 10.1590/1981-52712015v43n4RB20180198ingles
35. Anderson N. N., Gagliardi A. R. Unclear if future physicians are learning about patient-centred care: content analysis of curriculum at 16 medical schools // Medical Teacher. 2021. Vol. 43. № 9. P. 1085–1091. DOI: 10.1080/0142159X.2021.1918332
36. Gantayet-Mathur A., Chan, K., Kalluri M. Patient-centered care and interprofessional collaboration in medical resident education: Where we stand and where we need to go // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. № 9. Available from: https://www.nature.com/articles/s41599-022-01221-5 (date of access: 04.09.2022) DOI: 10.1057/s41599-022-01221-5
37. Badger K., Morrice R., Buckeldee O., Cotton N., Hunukumbure D., Mitchell O., Mustafa A., Oluwole E.,Pahuja J., Davies D., Morrell M. J., Smith S., Leedham-Green K. “More than just a medical student”: a mixed methods exploration of a structured volunteering programme for undergraduate medical students. // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22, № 1. Available from: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-02103037-4 (date of access: 04.09.2022). DOI: 10.1186/s12909-021-03037-4
38. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 6. С. 122–145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145
39. Шестак Н. В., Шестак В. П. Отраслевая педагогика и современное образование // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 49–55.
Рецензия
Для цитирования:
Мирошниченко А.Г., Смышляева Л.Г., Подкладова Т.Д., Сошенко И.И., Окороков А.О. Пациентское сообщество как актор развития практик медицинского образования в современной России. Образование и наука. 2022;24(10):33-63. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
For citation:
Miroshnichenko A.G., Smyshliaeva L.G., Podkladova T.D., Soshenko I.I., Okorokov A.O. . Patient community as a factor in the development of medical education practices in modern Russia. The Education and science journal. 2022;24(10):33-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-33-63