Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Культурно-экономические и образовательные предикторы результатов школьных выпускных экзаменов в Азербайджане

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-103-123

Аннотация

Введение. Министерство образования Азербайджанской Республики требует, чтобы учащиеся сдавали выпускные экзамены по окончании средней школы. Выпускникам 11-х классов (т. е. в средней школе) нужно сдать выпускные экзамены по трем основным предметам: 1) математика, 2) язык обучения и 3) иностранный язык. Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ) контролирует школьные выпускные экзамены в течение более чем пяти лет и недавно изменил формат, повлияв на прием в университеты. В 2019 году поступление в вуз шло в два этапа: 1) выпускной экзамен, 2) экзамен на поступление в вуз. В текущем исследовании использовались общедоступные данные ГЭЦ (N = 73) за 2019/2020 учебный год в Азербайджане по регионам.

Цель. Это исследование направлено на изучение культурных, экономических и образовательных предикторов школьных выпускных экзаменов в городах/регионах Азербайджана по данным 2020 года. Статья призвана продемонстрировать взаимосвязь между экономическими, образовательными и культурными предикторами успешных и неудачных результатов школьных выпускных экзаменов.

Методология и методы исследования. В этом корреляционном исследовании использовались многомерные (MANOVA) и одномерные (ANOVA) анализы дисперсии (RQ1) и множественных регрессий (RQ2 и RQ3).

Результаты. Для культурных предикторов школьных выпускных экзаменов в Северном регионе среди выпускников были значительно выше переменные «Язык обучения» (p = .010), «Английский язык» (p = .020) и «Общие баллы» (p = .010) по сравнению с другими регионами. Экономические предикторы включали вновь открытые рабочие места в 2019 году и среднемесячную зарплату. Среднемесячная зарплата родителей была существенно прогностической для иностранного языка (p = .035). Для образовательных переменных процент выпускников был предиктивным для всех результатов (p < 5000).

Научная новизна и практическая значимость. Проведенные исследования подтверждают, что процент выдающихся студентов и годовой доход являются сильными положительными предикторами баллов школьных выпускных экзаменов для всех четырех зависимых переменных. Таким образом, регионы с успеваемостью выше среднего уровня и высоким доходом семьи, как правило, дают более высокие баллы школьных выпускных экзаменов. Этот существенный вывод подчеркивает надежность совместного оценивания успеваемости, проводимого Министерством образования и ГЭЦ.

Об авторе

Г. А. Алескерова
Университет штата Пенсильвания
Соединённые Штаты Америки

Алескерова Гюнель Акиф – аспирант (менеджмент в образовании), магистр наук (исследования, измерения и статистика), кандидат наук (менеджмент в образовании)

Стейт-Колледж



Список литературы

1. UNESCO. World data on education: Azerbaijan [Internet]. 2011 Aug [cited 2022 Apr 25]. 7th edition. Available from: http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Publications/WDE/2010/pdf-versions/Azerbaijan.pdf

2. MOE. Execution term for educational programs (curriculums) [Internet]. 2010 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://edu.gov.az/en/page/303/2182

3. PIRLS Encyclopedia. Azerbaijan [Internet]. 2016 [cited 2022 Apr 25]. Available from: file:///C:/Users/ralas/Desktop/65515%20Quant/7%20articles/azer/Azerbaijan.pdf

4. Kazimzade E., Silova I. External examination system in Azerbaijan. Secondary school external examination systems: Reliability, robustness, and resilience. Amherst, NY: Cambria Press; 2009. p. 253–264.

5. SEC. Scientific-statistical analysis of the final exam results on students’ admission to higher and secondary outstanding educational institutions of the Republic of Azerbaijan and public education institutions for the 2019–2020 academic year. Annual Report [Internet]. 2020 [cited 2022 Apr 25]. Available from: http://dim.gov.az/activities/research/statistika/

6. SEC. A new model of school graduation and university entrance exams to be applied in 2019 [Internet]. 2019 [cited 2022 Apr 25]. Available from: http://dim.gov.az/en/news/2576/?sphrase_id=782065

7. Reyting. Ali məktəblərə qəbul imtahanlarının yeni qaydaları narazılıq yaradıb [Internet]. 2018 Oct 14 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://reyting.az/arasdirma/10337-alimekteblere-qebul-imtahanlarinin-yeni-qaydalari-naraziliq-yaradib.html (In Azerbaijani)

8. BBC News Azerbaijan. Ali məktəblərə yeni qəbul qaydaları: Gələn il abituriyentləri hansı yeniliklər gözləyir? [Internet]. 2018 Dec 24 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://www.bbc.com/azeri/azerbaijan-46646454 (In Azerbaijani)

9. President of the Republic of Azerbaijan Ilham Aliyev. Decree of the Republic of Azerbaijan’s President on establishing the State Examination Center of the Republic of Azerbaijan as a public legal entity [Internet]. 2016 Apr 11 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://president.az/articles/19240

10. Modern. Məleykə Abbaszadədən buraxılış və qəbul imtahanlarının yeni modeli ilə bağlı müraciət [Internet]. 2018 Oct 13 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://modern.az/az/news/180228/meleyke-abbaszadedenburaxilis-ve-qebul-imtahanlarinin-yeni-modeli-ilebagli-muraciet- (In Azerbaijani)

11. Ahmadov H. The strategy of education development in Azerbaijan. Saarbrucken, Baku: Lambert Academic Publishing; 2014. 256 p.

12. Huseynov V. Azerbaijan. In: C. L. Glenn, J. De Groof (Eds.). Balancing freedom, autonomy, and accountability in education. Vol. 4 (7–21). Tilburg, NL: Wolf Legal Publishers; 2012. 312 p.

13. Mammadov R., Abasli K. Teachers’ views on the problems of Azerbaijan education system after independence. Doğu Anadolu Sosyal Bilimlerde Eğilimler Dergisi. 2019; 3 (2): 43–59.

14. Mahmouds K. F. Peculiarities of the development of education in Azerbaijan in the 50– 60s of the XX century. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific Notes of Orel State University. 2013; 55 (5): 20–24. (In Russ.)

15. Mardanov M. Azerbaijani education looks at the recent past, present, and future. 525 Newspaper. 2010 May 28. p. 10–11.

16. Mikayilova U. Inclusive education reform/s in Azerbaijan: An attempt at critical policy analysis. Azerbaijan Journal of Educational Studies. 2019; 3: 37–48.

17. Karimova Y., Kazimzade E., Silova I. Azerbaijan: The role of teachers in curriculum reform. In: N. Ivanenko (Ed.). Education in Eastern Europe and Eurasia (Education around the World). London: Bloomsbury Academic; 2014. p. 259–276. DOI: 10.5040/9781472593474.ch-013

18. World Bank Group Azerbaijan Partnership Program Snapshot [Internet]. 2016 Apr [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/Azerbaijan-Snapshot.pdf

19. SSC. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Regions [Internet]. 2020 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://stat.gov.az/source/regions/?lang=en

20. Eafford R. F. The impact of high school exit exams and other predictors on college readiness: A national study [dissertation]. The University of Toledo; 2015 Dec. 207 p.

21. Azerbaijans. Bölgələr haqqında [Internet]. 2021 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://www.azerbaijans.com/content_434_az.html (In Azerbaijani)

22. Travel Agency. Şimal Bölgəsi [Internet]. 2021 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://ritm.tourismboard.az/idea-banki/simal-bolgesi (In Azerbaijani)

23. Hess A. J. Rich students get better SAT scores—here’s why [Internet]. 2019 [cited 2022 Apr 25]. Available from: https://www.cnbc.com/2019/10/03/rich-students-get-bettersat-scores-heres-why.html

24. Khavenson T., Solovyova A. Relationship between the Unified State Exam and higher Education performance. Educational Studies. 2014; 1: 176–199.

25. Saprykina T. A. The transition “school – university”: Predictors of academic performance of first-year students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017; 213 (6): 76–87. (In Russ.)

26. American Institute for Research. Predictors of Postsecondary Success [Internet]. The College and Career Readiness and Success Center; 2013 [cited 2022 Apr 25]. Available from: file:///C:/Users/ralas/Desktop/Research%20in%20Evaluation/CCRS%20Center_Predictors%20of%20Postsecondary%20Success_final_0.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Алескерова Г.А. Культурно-экономические и образовательные предикторы результатов школьных выпускных экзаменов в Азербайджане. Образование и наука. 2022;24(10):103-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-103-123

For citation:


Alasgarova G.A. . Cultural, economic, and educational predictors of school exit exam scores in Azerbaijan. The Education and science journal. 2022;24(10):103-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-103-123

Просмотров: 928


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)