Характеристики школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-165-199
Resumen
Изучение проблемы школьного благополучия и тревожности подростков с ограниченными возможностями здоровья имеет принципиальное значение для психологического сопровождения процесса академической адаптации.
Цель исследования – провести сравнительный анализ характеристик школьного благополучия и школьной тревожности как основных показателей академической адаптации школьников младшего подросткового возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методология и методы исследования. В исследовании использованы анкета на выявление главных демографических показателей; тест Филлипса, направленный на оценку основных показателей школьной тревожности: общей тревожности, социального стресса, фрустрации успеха, страха самовыражения, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям, низкой сопротивляемости стрессу, проблем в отношениях с учителями; оригинальные шкалы на оценку показателей школьного благополучия, включая сферы взаимоотношений с одноклассниками и учителями, самооценки учебной деятельности, учебной мотивации, саморегуляции эмоциональных состояний. Применение субъектного подхода в исследовании позволило выявить субъектные (эмоционально-регулятивные) факторы школьного благополучия и определить пути психологического сопровождения академической адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья. В исследовании приняли участие 120 школьников младшего подросткового возраста обоего пола (46,7 % девочек, 53,3 % мальчиков), обучающихся в общеобразовательных школах и в школах с применением адаптированных образовательных программ.
Результаты. Установлено, что показатели благополучия, характеризующие межличностные отношения, удовлетворенность учебой, и мотивация достижений, неприятные физические ощущения выше у подростков с ограниченными возможностями здоровья, а способность настоять на своем и дифференцированное отношение к урокам, внешняя отрицательная мотивация учения – у условно здоровых подростков. Более высокие показатели школьной тревожности здоровых обучающихся отражают повышенную психологическую напряженность в общеобразовательной школе и необходимость специальных организационных и содержательных изменений в них для создания реальной инклюзивной среды. Конфирматорная модель показателей школьного благополучия отражает три важные его стороны: «Самоорганизация на основе рефлексии», «Способность к эмоциональной саморегуляции» и «Позитивная школьная мотивация».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для оптимизации процесса академической адаптации подростков и конкретизации принципов инклюзивного образования в соответствии со спецификой их школьного благополучия и тревожности.
Palabras clave
De los autores
Р. ШамионовRussian Federation
М. Григорьева
Russian Federation
Е. Гринина
Russian Federation
А. Созонник
Russian Federation
Referencias
1. Stiles A. A., Gudiño O. G. Examining Bidirectional Associations Between School Engagement and Mental Health for Youth in Child Welfare // School Mental Health. 2018. № 10. Р. 372–385. DOI: 10.1007/s12310-018-9248-5
2. Anaby D. R., Campbell W. N., Missiuna C., Shaw S. R., Bennett S., Khan S., Tremblay S., Kalubi-Lukusa J.-C. Recommended practices to organize and deliver school-based services for children with disabilities: A scoping review // Child: Care, Health and Development. 2018. № 45 (1). Р. 15–27. DOI: 10.1111/cch.12621
3. Грозная Н. С. Инклюзивное образование за рубежом: поиски новых решений // Синдром Дауна XXI век. 2014. № 1 С. 28–32. Режим доступа: https://psyjournals.ru/ sdXXI/2014/n1 (дата обращения: 13.02.2022).
4. Shamionov R. M., Grigoryeva M. V., Grinina E. S., Sozonnik A. V. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2020. № 10. P. 816–831. DOI: 10.3390/ejihpe10030059
5. Shamionov R. M., Grigoryeva M. V., Grinina E. S., Sozonnik A. V. Correlation of academic adaptation and commitment to social activity in university students with chronic diseases // Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020): E3S Web of Conferences, 4 Dec. 2020. EDP Sciences. 2020. № 210. Available from: https://www.e3s-conferences.org/ articles/e3sconf/abs/2020/70/e3sconf_itse2020_19019/e3sconf_itse2020_19019.html DOI: 10.1051/e3sconf/202021019019/ (date of reference: 18.03.2021).
6. Masson J., Fenouillet F. Study on the motivational determinants of school well-being // Revue des sciences de l’education. 2019. № 45 (3). Р. 26–46. DOI: 10.7202/1069639ar
7. Loft L., Waldfogel J. Socioeconomic Status Gradients in Young Children’s Well-Being at School // Child development. 2021. № 92 (1). Р. E91–E105. DOI: 10.1111/cdev.13453
8. Raccanello D., Vicentini G., Trifiletti E., Burro R. A Rasch Analysis of the School-Related Well-Being (SRW) Scale: Measuring Well-Being in the Transition from Primary to Secondary School // International journal of environmental research and public health. 2021. № 18 (1). Article number 23. DOI: 10.3390/ijerph18010023
9. Elksne G., Rubene Z. Emotional Well-Being in Schools // International Scientific Conference on Society, Integration, Education. Society, Integration, Education. 2018. № 2. Р. 116–125. Available from: http://journals.ru.lv/index.php/SIE/article/view/3258/3005 (date of reference: 18.03.2021).
10. Morosanova V.I., Fomina T.G., Bondarenko I.N. The Dynamics of the Interrelationships between Conscious Self-regulation, Psychological Well-being and School-related Subjective Well-being in Adolescents: A Three-year Cross-lagged Panel Study // Psychology in Russia – state of the art. 2021. 14 (3). Р. 34-49. DOI: 10.11621/pir.2021.0303
11. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B. A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2018. № 74. Р. 83–94. DOI: 10.1016/j.jrp.2018.02.007
12. Danker J., Strnadová I., Cumming T.M. Picture my well-being: Listening to the voices of students with autism spectrum disorder // Research in Developmental Disabilities. 2019. № 89. Р. 130–140. DOI: 10.1016/j.ridd.2019.04.005
13. Arciuli J., Emerson E., Llewellyn G. Adolescents’ self-report of school satisfaction: The interaction between disability and gender // School Psychology. 2019. № 34 (2). Р. 148–158. DOI: 10.1037/spq0000275
14. Michaelson J., Mahony S., Schifferes J. Measuring well-being: a guide for practitioners. London: New Economic Foundation, 2012. 32 p. Available from: https://studylib.net/doc/12455515/measuring-well-being-a-guide-for-practitioners (date of access: 18.03.2021).
15. Канонир Т. Н., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Адаптация и валидизация шкал удовлетворенности школой и друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников [Электрон. ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. № 7 (3). С. 64–74. DOI: 10.17759/jmfp.2018070306. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/96212/jmfp_2018_n_3_Kanonire_Uglanova_Federiakin.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
16. Ослон В. Н., Семья Г. В., Прокопьева Л. М., Колесникова У. В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (6). С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2020250604
17. Арчакова Т. О., Веракса А. Н., Зотова О. Ю., Перелыгина Е. Б. Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование. 2017. № 22 (6). С. 68–76. DOI: 10.17759/pse.2017220606
18. Bynion T.-M., Blumenthal H., Bilsky S. A., Cloutier R. M., Leen-Feldner E. W. Dimensions of parenting among mothers and fathers in relation to social anxiety among female adolescents // Journal of Adolescence. 2017. № 60. Р. 11–15. DOI: 10.1016/j.adolescence.2017.07.004
19. Ермолаева М. В., Смирнова О. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (1). С. 51–62. DOI: 10.17759/pse.2020250105
20. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. № 23 (5). С. 40–50. DOI: 10.17759/pse.2018230505
21. Вартанова И. И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (3). С. 40–48. DOI: 10.17759/pse.2020250304
22. Карабанова О. А. Роль семьи и школы в обеспечении психологического благополучия младших школьников // Психологическая наука и образование. 2019. № 24 (5). С. 16–26. DOI: 10.17759/pse.2019240502
23. Григорьева М. В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психологическая наука и образование. 2009. № 14 (2). С. 41–46. Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyedu/2009/n2/Grigoryeva.shtml (дата обращения: 18.03.2021)
24. Павленко К. В., Бочавер А. А. Субъективное благополучие школьников в ситуации самоопределения // Психологическая наука и образование. 2020. № 25 (6). С. 51–62. DOI: 10.17759/pse.2020250605
25. Bücker S., Nuraydin S., Simonsmeier B. A., Schneider M., Luhmann M. Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2018. № 74. P. 83–94. DOI: 10.1016/j.jrp.2018.02.007
26. Gorman E. L., Burke H. H., Rubino L. G., Vargas I., Haeffel G. Teasing Apart the Effect of Depression Specific and Anxiety Specific Symptoms on Academic Outcomes // Clinical Psychology and Special Education. 2020. № 9 (3). Р. 91–104. DOI: 10.17759/cpse.2020090307. Available from: https://psyjournals.ru/files/116845/cpse_2020_3_Gorman.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
27. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Досумова С. Ш., Рзаева Ф. Р., Бобров В. В. Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием // Психологическая наука и образование. 2018. № 23 (6). С. 55–66. DOI: 10.17759/pse.2018230605
28. Bradshaw J., Keung A., Rees G., Goswami H. Children’s subjective well-being: International comparative perspectives // Children and Youth Services Review. 2011. № 33 (4). P. 548–556. DOI: 10.1016/j. childyouth.2010.05.010
29. Сычев О. А., Гордеева Т. О., Лункина М. В., Осин Е. Н., Сиднева А. Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. № 23 (6). С. 5–15. DOI: 10.17759/pse.2018230601
30. Huebner E. S. Preliminary development and validation of a multidimensional life satisfaction scale for children // Psychological Assessment. 1994. № 6 (2). Р. 149–158. DOI: 10.1037/1040-3590.6.2.149
31. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. № 24 (3). С. 32–42. DOI: 10.17759/pse.2019240303
32. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. № 24 (4). С. 5–21. DOI: 10.17759/pse.2019240401
33. Борисова И. В. Взаимосвязь школьной тревожности и мотивации учебной деятельности на этапе адаптации к обучению в 5-х классах // Психологическая наука и образование. 2018. № 23 (5). С. 22–28. DOI: 10.17759/pse.2018230503
34. Watson S. M. R., Keith K. D. Comparing the Quality of Life of School-Age Children With and Without Disabilities // Mental Retardation. 2002. № 40 (4). Р. 304–312. DOI: 10.1352/0047-6765(2002)040<0304:CTQOLO>2.0.CO;2
35. Севастьянова У. Ю. Особенности личности как фактор дезадаптации у младших школьников с разными вариантами дизонтогенеза // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 608–614. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-58
36. Деревянкина Н. А. Самооценка третьеклассников с нормальным уровнем развития и задержкой психического развития // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 142–149. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-3-114-142-149
37. Болдырева Т. А. Стиль межличностных отношений как детерминирующий фактор социально-психологической адаптации подростков с легкой степенью умственной отсталости и с нормативным развитием в условиях совместного обучения в общеобразовательной школе [Электрон. ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2019. № 8 (1). С. 33–57. DOI: 10.17759/cpse.2019080103. Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/98455/Boldyreva.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
38. Chiu Y.-L., Kao S., Tou S.-W., Linb F.-G. Effect of personal characteristics, victimization types, and family and school-related factors on psychological distress in adolescents with intellectual disabilities // Psychiatry Research. 2017. № 248. P. 48–55. DOI: 10.1016/j. psychres.2016.12.015
39. Adams D., Simpson K., Keen D. School-related anxiety symptomatology in a community sample of primary-school-aged children on the autism spectrum // Journal of School Psychology. 2018. № 70. P. 64–73. DOI: 10.1016/j.jsp.2018.07.003
40. Беляева О. Г. Мотивация успеха старшеклассников с различными формами интеллектуальной недостаточности // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и Психология. 2020. № 2 (52). С. 114–120. DOI: 10.25688/2076-9121.2020.52.2.11
41. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 240 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_18852980_63353402.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
42. Григорьева М. В. Адаптационная готовность личности в условиях неопределенности // Социальный мир человека: материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире» 14–16 апреля 2016 г. Сер. «Язык социального». Ижевск: ERGO, 2016. С. 275–277. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_18896869_75993173.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
43. Пашкин С. Б., Головачев А. В., Савинская А. С. Психологическое благополучие как условие успешной адаптации курсантов к повседневной деятельности // Военный инженер. 2020. № 1 (15). С. 43–54. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42619298_32609536.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
44. Калинина Н. В., Калинин И. В. Социальная адаптация школьников в инклюзивной школе: ресурсы и возможности // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. С. 34–36. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_26138736_33345620.pdf (дата обращения: 12.02.2022).
45. Bøttcher L., Dammeyer J. Development in Primary School Age for Children with Disabilities // Development and Learning of Young Children with Disabilities: A Vygotskian Perspective (International Perspectives on Early Childhood Education and Development Book 13). Springer, 2016. P. 93–109. DOI: 10.1007/978-3-319-39114-4_5
46. Cooper P., Jacobs B. From Inclusion to Engagement: Helping Students Engage with Schooling through Policy and Practice. 1st Ed. Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. 258 р. DOI: 10.1111/j.1475-3588.2012.00663_7.x. Available from: https://www.researchgate.net/publication/264529453_From_Inclusion_to_Engagement_Helping_Students_Engage_with_Schooling_through_Policy_and_Practice_P_Cooper_B_Jacobs_Chichester_Wiley-Blackwell_2011_pp_258_2699_pb_ISBN_978-0-470-01946-7 (date of access: 13.02.2022)
47. Борзова О. А. Принципы инклюзивного образования в условиях современной школы [Электрон. ресурс] // Вестник Института образования человека. 2020. № 2. Article number. 10. Режим доступа: https://eidos-institute.ru/journal/2020/200/ (дата обращения: 18.03.2021).
48. Будук-оол Л. К., Серен-Чимит О. О. Сравнительный анализ показателей школьной тревожности учащихся 5 и 7 классов, обучающихся в образовательных организациях разного типа // Вестник психофизиологии. 2018. № 4. С. 77–82. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37098281 (дата обращения: 13.02.2022).
49. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в процессе психологической адаптации: механизмы и закономерности // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. 2012. Вып. 3. С. 84–103. Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=86286&razdel=272 (дата обращения: 13.02.2022)
50. Моросанова В. И. Oсознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей [Электрон. ресурс] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 7 (4). С. 62–78. Режим доступа: http://tepjournal.com/ru/ (дата обращения: 13.02.2022).
51. Моросанова В. И., Цыганов И. Ю., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей [Электрон. ресурс]. Москва: Нестор-История, 2017. 380 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009491010 (дата обращения: 13.02.2022).
52. Жулина Г. Н., Васькина В. С. Взаимосвязь учебной мотивации и школьной тревожности в младшем школьном возрасте [Электрон. ресурс] // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 123–127. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25721362 (дата обращения: 13.02.2022).
Recensión
Para cita:
Shamionov R.M., Grigorieva M.V., Grinina E.S., Sozonnik A.V. Characteristics of school well-being and anxiety in adolescents with disabilities. The Education and science journal. 2022;24(10):165-199. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-165-199