Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-200-230

Аннотация

Введение. Актуальность исследования сопряжена с необходимостью научного осмысления молодежного волонтерства, углубления представлений о его воспитательном потенциале, который реализуется в системе образования. В контексте международных и национальных исследований важной видится оценка волонтерского участия молодого поколения, его социальных эффектов для общества. Социальная результативность волонтерской деятельности является необходимым условием, результатом организованной в образовательной среде воспитательной деятельности. Представленное авторами исследование отвечает практическому запросу на определение условий изменения качественных характеристик волонтерской деятельности учащейся молодежи при активном государственном содействии просоциальной активности молодого поколения в РФ. Понимание мотивации, намерений и реальных возможностей волонтерского участия старшеклассников и студентов важно для повышения эффективности решения определенной в рамках государственной молодежной политики задачи увеличения социальной активности молодых россиян.

Цель статьи – конкретизировать социальную значимость волонтерского участия старшеклассников и студентов и определить условия преодоления мотивированного отказа молодежи от добровольческой деятельности с целью повышения эффективности ее организации.

Методология и методики исследования. Методологической основой статьи является комплекс теоретических идей о формировании общественной солидарности и стимулировании просоциального поведения молодежи. Определенное развитие в статье получила теория социального участия. Статья основана на материалах исследовательских проектов авторов, реализованных в 2017–2020 годах в Свердловской области. Анализируются данные массового опроса молодежи Свердловской области от 14 до 24 лет из 81 населенных пунктов региона, осуществленного методом анкетирования. Опрошено 1105 человек, выборка репрезентативная, ошибка не более 3,5 %. В ее основе четыре квоты: пол, возраст; основной вид занятости (школа, ссуз, вуз); тип города по численности населения.

Результаты и научная новизна. Исследование показало, что при сохранении большой численности учащейся молодежи, имеющей опыт волонтерской деятельности, увеличивается число тех, кто осознанно отказывается от нее или сомневается в том, что будет заниматься добровольчеством в будущем. В последние годы существенно увеличилось число тех, кто приобрел опыт волонтерства благодаря инициативам в образовательных учреждениях. Сокращается вовлеченность молодых уральцев в социальные проекты. Исследование доказывает, что добровольческая активность молодежи является необходимым условием для накопления социального капитала территориальных сообществ. Вовлеченность школьников и студентов в молодежные организации, в социокультурную городскую жизнь является важным и необходимым условием эффективного волонтерского участия молодежи. Выявлено, что волонтерский опыт напрямую связан с интересом учащихся к общественной жизни. Доказано, что старшеклассники и студенты с опытом волонтерской деятельности и намерениями ее продолжать, скорее будут вовлечены в общественную и политическую жизнь своего города или поселка нежели те, кто такого опыта не имеет.

Практическая значимость. В школах, ссузах и вузах стоит важная задача организации не только образовательного процесса, но и воспитательной деятельности. При запросе на массовость молодежного участия и типичности общественно значимых мероприятий важно понимать условия, при которых развитие получают качественные характеристики волонтерства молодых граждан как членов местного сообщества.

Об авторах

М. В. Певная
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий

Екатеринбург



А. Н. Тарасова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Тарасова Анна Николаевна кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий

Екатеринбург



Д. Ф. Телепаева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Телепаева Дарья Фёдоровна кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий

Екатеринбург



М. Черникова-Бука
Политехнический университет Тимишоары
Румыния

Черникова-Бука Mariana – PhD, доцент факультета коммуникационных наук Политехнического университета Тимишоары

Тимишоара



Список литературы

1. Hu M. Making the state’s volunteers in contemporary China // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2021. № 32. P. 1375–1388. DOI: 10.1007/s11266-019-00190-9

2. Петрова Т. Э. Повышение квалификации в сфере добровольчества (волонтерства) [Электрон. ресурс] // XV Ковалевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 658–660. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47943745&pff=1 (дата обращения: 11.04.2022).

3. Lee J. Bonding and bridging social capital and their associations with self-evaluated community resilience: A comparative study of East Asia // Journal of Community and Applied Social Psychology. 2020. № 30 (1). P. 31–44. DOI: 10.1002/casp.2420

4. Feinberg A., Ghorbani A., Herder P. Commoning toward urban resilience: The role of trust, social cohesion, and involvement in a simulated urban common setting // Journal of Urban Affairs. 2020. P. 1–26. DOI: 10.1080/07352166.2020.1851139

5. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии / Пер. с англ. А. Захарова. Москва: Ad Marginem, 1996. 288 с.

6. Suebvises P. Social capital, citizen participation in public administration, and public sector performance in Thailand // World Development. 2018. № 109. Р. 236–248. DOI: 10.1016/j.worlddev.2018.05.007

7. Давыдов Д. А. Теория социального капитала и ее нормативные противоречия // Полития. 2014. № 3 (74). С. 45–57.

8. Kleiner T. M. The isolating side effect of civic participation // Journal of Sociology. 2020. № 57 (4). Р. 877–897. DOI: 10.1177/1440783320969906

9. Haski-Leventhal D., Bargal D. The volunteer stages and transitions model: Organizational socialization of volunteers // Human Relations. 2008. № 61. Р. 67–102. DOI: 10.1177/0018726707085946

10. Nursey-Bray M., Masud-All-Kamal M., Giacomo M. Building community resilience through youth volunteering: towards a new model // Regional Studies. 2022. № 9. P. 242–263. DOI: 10.1080/21681376.2022.2067004

11. Haski-Leventhal D., Paull M., Young S. The multidimensional benefits of University Student Volunteering: Psychological contract, expectations, and outcomes // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. № 49 (1). P. 113–133. DOI: 10.1177/0899764019863108

12. Martikke S., Cumbers H., Cox N., Webb L. Building Bridges into the Community: Social Capital in a Volunteering Project for Care Leavers // Children & Society. 2018. № 33 (2). P. 111–125. DOI: 10.1111/chso.12300

13. Hoskins B., Leonard P., Wilde R. How Effective Is Youth Volunteering as an Employment Strategy? A Mixed Methods Study of England // British Sociological Association. 2020. № 54 (4). P. 763–781. DOI: 10.1177/0038038520914840

14. Shantz A., Banerjee R., Lamb D. The Relationship Between Male and Female Youth Volunteering and Extrinsic Career Success: A Growth Curve Modeling Approach // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2019. № 48 (2). Р. 201–225. DOI: 10.1177/0899764018807093

15. Cicognani E., Mazzoni D., Albanesi C., Zani B. Sense of Community and Empowerment Among Young People: Understanding Pathways from Civic Participation to Social Well-Being // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2015. № 26. P. 24–44. DOI: 10.1007/s11266-014-9481-y

16. Alfes K., Shantz A., Truss C. Enhancing volunteer engagement to achieve desirable outcomes: What can non-profit employers do? // VOLUNTAS: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2016. № 27. P. 595–617. DOI: 10.1007/s11266-015-9601-3

17. Hietanen H., Aartsen M., Kiuru N. Social engagement from childhood to middle age and the effect of childhood socio-economic status on middle age social engagement: results from the National Child Development study // Ageing and Society. 2016. № 36 (3). P. 482–507. DOI: 10.1017/S0144686X1400124X

18. Gil-Lacruz A., Marcuello-Servos C., Saz-Gil M. Youth volunteering in countries in the European Union: Approximation to differences // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2016. № 45 (5). Р. 971–991. DOI: 10.1177/0899764015609731

19. Stolle D., Hooghe M. The roots of social capital: Attitudinal and network mechanisms in the relation between youth and adult indicators of social capital // Acta Politica. 2004. № 39. Р. 422–441. DOI: 10.1057/palgrave.ap.5500081

20. Pearce S., Kristjansson E. Physical and Social Perceptions of the Neighborhood and Youth Volunteerism: Canada’s Capital Region // Stability Amidst Change. 2019. № 10 (1). Р. 41–60. DOI: 10.22230/cjnser.2019v10n1a291

21. White E. S. Parent values, civic participation, and children’s volunteering // Children and Youth Services Review. 2021. № 127. P. 106–115. DOI: 10.1016/j.childyouth.2021.106115

22. Dean J. Class diversity and youth volunteering in the United Kingdom: Applying Bourdieu’s Habitus and cultural capital // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2015. № 45 (1). Р. 95–113. DOI: 10.1177/0899764015597781

23. Davies J. We’d get slagged and bullied”: understanding barriers to volunteering among young people in deprived urban areas // Voluntary Sector Review. 2018. № 9 (3). P. 255–272. DOI: 10.1332/204080518X15428929349286

24. Cho H., Wong Z. E., Chiu W. The Effect of Volunteer Management on Intention to Continue Volunteering: A Mediating Role of Job Satisfaction of Volunteers // SAGE Open. 2020. № 10 (2). DOI: 10.1177/2158244020920588

25. Рябцев А. А., Юдина Т. А., Черемшанов С. В., Папазян Г. С. Сочинский государственный университет – драйвер событийного волонтёрства в регионе // Высшее образование в России. 2018. № 27 (11). С. 108–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-11-108-116

26. Киселева Т. Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтерской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. С. 33–37.

27. Шаповалова И. С. Проблемы реализации государственной молодежной политики в рефлексии региональной молодежи // Регионология. 2021. № 29 (4). С. 902–932. DOI: 10.15507/2413-1407.117.029.202104.902-932

28. Silvan K. Youth policy practice in post-Soviet Russia and Belarus: past and present // Мир России. 2019. № 28 (1). С. 161–171. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-161-171

29. Тарасова А. Н., Певная М. В., Телепаева Д. Ф. Саморегуляция волонтерской деятельности молодежи или факторы неучастия молодых волонтеров в социальных проектах // Научный результат. Социология и управление. 2022. № 3. С. 155–171. DOI: 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-11

30. Старшинова А. В. Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях // Образование и наука. 2019. № 10. С. 143–166. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-143-166

31. Jardim C., Silva S. Young People Engaging in Volunteering: Questioning a Generational Trend in an Individualized Society // Societies. 2018. № 8 (1). P. 8–24. DOI: 10.3390/soc8010008

32. Беляева Л. А., Зеленев И. А., Прохода В. А. Добровольчество в России: история развития и современные установки молодежи // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. № 21 (4). C. 825–838. DOI: 10.22363/23132272-2021-21-4-825-838

33. Dean J. How structural factors promote instrumental motivations within youth volunteering: А qualitative analysis of volunteer brokerage // Voluntary Sector Review. 2014. № 5 (2). Р. 231–247.

34. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И., Миндарова И. С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49–71.

35. Барсукова С. Ю., Звягинцев А. В., Лаптиева Л. С. Опыт участия молодежи в избирательных кампаниях и его влияние на их гражданскую позицию // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 90–100. DOI: 10.31857/S013216250015537-3

36. Кисиленко А. В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 1. С. 63–71. DOI: 10.18413/2408-9338-2018-4-1-63-71

37. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Говин О. Современное волонтерство в воспитании просоциального поведения личности // Образование и наука. 2019. № 21 (6). С. 122–145. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-6-122-145

38. Кузнецова А. А., Соловьева Н. А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально ориентированной волонтерской деятельности // Образование и наука. 2018. № 20 (7). С. 128–146. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-128-146

39. Kim J., Morgul K. Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service // Social Science Research. 2017. № 67. P. 160–175. DOI: 10.1016/j.ssresearch.2017.05.002

40. Магничено М. А., Папазян Г. С. Педагогические условия личностного и профессионального роста студентов в контексте волонтёрской деятельности // Высшее образование в России. 2018. № 2 (220). С. 103–113.


Рецензия

Для цитирования:


Певная М.В., Тарасова А.Н., Телепаева Д.Ф., Черникова-Бука М. Волонтерская деятельность учащейся молодежи: социальная значимость и основания мотивированного отказа. Образование и наука. 2022;24(10):200-230. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-200-230

For citation:


Pevnaya M.V., Tarasova A.N., Telepaeva D.F., Cernicova-Bucă M. Volunteering of students: Social meaning and basis of motivated refusal. The Education and science journal. 2022;24(10):200-230. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-10-200-230

Просмотров: 932


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)