Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТЮРМОРТА ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148

Полный текст:

Аннотация

Цель – показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки.

Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже.

Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на раз- ных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях.

Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы.

Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.

Об авторе

Е. С. Лыкова
Омский государственный педагогический университет, Омск
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана факультета искусств


Список литературы

1. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 116 с.

2. Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–94.

3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.

4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект; Фонд ≪Мир≫, 2007. 208 с.

5. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с.

6. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: моногр. Москва: Педагогическая академия, 2010. 104 с.

7. Лыкова Е. С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 56–62.

8. Лыкова Е. С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). С. 243–245.

9. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2012. № 2 (106). С. 233–235.

10. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с.

11. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат).

12. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.

13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago: Chicago Review Press, 2006.

14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4–9, 9–12. London: Routledge, 1992.

15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York: Guilford Publications, 1998.


Рецензия

Для цитирования:


Лыкова Е.С. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТЮРМОРТА ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ. Образование и наука. 2014;(8):136-148. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148

For citation:


Lykova Y.S. THE STILL LIFE DRAWING BY JUNIOR PUPILS. The Education and science journal. 2014;(8):136-148. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148

Просмотров: 1252


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)