ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТЮРМОРТА ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148
Аннотация
Цель – показать последовательность развития у младших школьников умений и навыков изображения пространства. Формирование пространственных представлений оказывает существенное влияние на становление личности ребенка, его подготовку к различным видам деятельности и связано с развитием мыслительных способностей. Поэтому знакомство учащихся с основами отображения пространства на уроках изобразительного искусства важно не только с эстетической, но и с психологической и интеллектуальной точек зрения. Овладение реалистической (графической и живописной) формой и умением почувствовать и передать пространство эффективнее всего происходит во время рисования с натуры, для которого в школьных условиях удобнее всего использовать натюрмортные постановки.
Методика и методы. На базе омских общеобразовательных школ автором была проделана опытно-поисковая работа с элементами эксперимента, целью которой было выявление возрастной эволюции детского рисунка натюрморта с натуры. Работе предшествовал анализ теоретических положений искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию младших школьников, а также исследование проблемы обучения школьников изображению пространства в пейзаже.
Результаты. Выделены шесть этапов развития в начальных классах умения передавать пространство натюрмортных постановок: 1) предметы располагаются на одной линии (по принципу фризовости), чаще всего на нижнем крае листа бумаги; 2) предметы находятся на одной линии чуть выше, появляется изображение предметной плоскости в виде узкой полоски, параллельной низу бумаги; 3) предметы на одной линии, плоскость, где они размещены, нередко нарисована с небольшим наклоном и делит лист чуть ниже середины; 4) предметы находятся на разных уровнях, предметная плоскость изображается двумя линиями с передачей перспективы; 5) предметы на раз- ных уровнях, наблюдается их загораживание, предметная плоскость передается в перспективе двумя или тремя линиями; 6) предметы на разных уровнях, обязательны их загораживание и перспектива, возможно изображение предметной плоскости на разных уровнях.
Научная новизна. Систематизированы и проиллюстрированы стадии совершенствования пространственного изображения в детских рисунках на примерах работ с натюрмортом. Обретение учащимися изобразительной грамотности согласно описанным этапам поможет создать у них прочный фундамент для формирования пространственного видения, навыки которого помогут в дальнейшем при изучении основ линейной перспективы.
Практическая значимость. Изложенные теоретические и практические аспекты проблемы изображения натюрморта в младшей школе могут быть использованы учителями изобразительного искусства при разработке заданий базового уровня, характеризующего исполнительскую компетентность обучающихся, а также заданий повышенного уровня, соответствующих зоне ближайшего развития, обеспечивающей выполнение требований стандарта второго поколения.
Об авторе
Е. С. ЛыковаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и методики его преподавания, заместитель декана факультета искусств
Список литературы
1. Ивахнова Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 116 с.
2. Игнатьев С. Е., Кандыбей П. Н. Развитие композиционного мышления младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2013. № 4 (26). С. 77–94.
3. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 190 с.
4. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект; Фонд ≪Мир≫, 2007. 208 с.
5. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский и др.; под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб и доп. Минск: Народная асвета, 1992. 192 с.
6. Ломов С. П. Дидактика художественного образования: моногр. Москва: Педагогическая академия, 2010. 104 с.
7. Лыкова Е. С. Пейзажное изображение пространства и его восприятие детьми // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (28). С. 56–62.
8. Лыкова Е. С. Учебники по изобразительному искусству в системе эстетического воспитания детей // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2014. № 2 (126). С. 243–245.
9. Медведев Л. Г., Чекалева Н. В. Педагогика детского изобразительного творчества // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2012. № 2 (106). С. 233–235.
10. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Москва: Просвещение, 2007. 255 с.
11. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Академия, 2012. 256 с. (Бакалавриат).
12. Юсов Б. П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: МаГУ, 2002. 283 с.
13. Barbe-Gall F. How to Talk to Children About Art. Chicago: Chicago Review Press, 2006.
14. Barnes R. Teaching Art to Young Children 4–9, 9–12. London: Routledge, 1992.
15. Malchiodi C. A. Understanding Children's Drawings. New York: Guilford Publications, 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Лыкова Е.С. ИЗОБРАЖЕНИЕ НАТЮРМОРТА ШКОЛЬНИКАМИ МЛАДШИХ КЛАССОВ. Образование и наука. 2014;(8):136-148. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148
For citation:
Lykova Y.S. THE STILL LIFE DRAWING BY JUNIOR PUPILS. The Education and science journal. 2014;(8):136-148. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-136-148