Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ РУССКО-ТАТАРСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117

Аннотация

Совместное существование языков и культур обусловливает необходимость исследования этого явления в лингвистике и разработки специальных методик развития речи у билингвов. Особого внимания требует дошкольный возраст, поскольку в силу параллельного процесса овладения двумя языками у таких детей, согласно исследованиям А. А. Леонтьева, часто оказываются недостаточно сформированными социальные лингвистические стандарты речи окружающих.

В данной работе исследуется феномен сосуществования двух языковых систем, которые функционируют в сознании билингва и с помощью которых кодируются одни и те же предметы и явления социальной действительности. С учетом целого ряда лингвистических факторов описываются особенности языковой ин- терференции в ситуации искусственного русско-татарского двуязычия.

Причины возникновения интерференции в условиях двуязычия заключаются не только в различиях между фонетическими и грамматическими системами двух контактирующих языков. Для определения потенциального источника межъязыкового переноса и степени взаимодействия родного и неродного языков у билингвов необходимо учитывать когнитивный, нейролингвистический и психолингвистический аспекты. Поэтому феномен регионального массового билингвизма среди татарского населения рассматривается автором статьи с позиций психолингвистического и когнитивного подходов.

В конце статьи представлена модель формирования и коррекции лексико- грамматических категорий у детей-билингвов, основанная на дифференцированном обучении дошкольников. Данная модель позволяет преодолеть односторонний взгляд на общие речевые дисфункции и на специфику формирования лексико- грамматических категорий у детей – носителей разносистемных языков. Она может быть использована для совершенствования образовательных программ в области психолингвистики этнолингвистики, онтолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, контрастивной лингвистики, теории языка и предоставляет новые возможности для разработки и углубления содержания различных учебных курсов. 

Об авторе

З. В. Поливара
Тюменский государственный университет, г. Тюмень.
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Тюменского государственного университета, Тюмень.



Список литературы

1. Ганиев Ф. А. Татарский язык: проблемы и исследования. Казань, 2000.

2. Дешериев Ю. Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия. М., 1972.

3. Курбангалиев М. Руководство по изучению татарского языка в русских школах. Казань, 1925. С. 112.

4. Поливара З. В. Современные представления о распространенности, причинах и механизмах речевых дисфункций у детей Тюменского региона. Тюмень, 2005.

5. Хайрутдинова Т. Х. Бытовая лексика татарского языка. Казань: Фикер, 2000.

6. Протасова Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников. М.: Владос, 2010.


Рецензия

Для цитирования:


Поливара З.В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ РУССКО-ТАТАРСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ. Образование и наука. 2012;(2):105-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117

For citation:


Polivara Z.V. Preschool Children Differentiation According to the Lingua- Grammatical Categories Development. The Education and science journal. 2012;(2):105-117. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117

Просмотров: 1341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)