ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ РУССКО-ТАТАРСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117
Аннотация
Совместное существование языков и культур обусловливает необходимость исследования этого явления в лингвистике и разработки специальных методик развития речи у билингвов. Особого внимания требует дошкольный возраст, поскольку в силу параллельного процесса овладения двумя языками у таких детей, согласно исследованиям А. А. Леонтьева, часто оказываются недостаточно сформированными социальные лингвистические стандарты речи окружающих.
В данной работе исследуется феномен сосуществования двух языковых систем, которые функционируют в сознании билингва и с помощью которых кодируются одни и те же предметы и явления социальной действительности. С учетом целого ряда лингвистических факторов описываются особенности языковой ин- терференции в ситуации искусственного русско-татарского двуязычия.
Причины возникновения интерференции в условиях двуязычия заключаются не только в различиях между фонетическими и грамматическими системами двух контактирующих языков. Для определения потенциального источника межъязыкового переноса и степени взаимодействия родного и неродного языков у билингвов необходимо учитывать когнитивный, нейролингвистический и психолингвистический аспекты. Поэтому феномен регионального массового билингвизма среди татарского населения рассматривается автором статьи с позиций психолингвистического и когнитивного подходов.
В конце статьи представлена модель формирования и коррекции лексико- грамматических категорий у детей-билингвов, основанная на дифференцированном обучении дошкольников. Данная модель позволяет преодолеть односторонний взгляд на общие речевые дисфункции и на специфику формирования лексико- грамматических категорий у детей – носителей разносистемных языков. Она может быть использована для совершенствования образовательных программ в области психолингвистики этнолингвистики, онтолингвистики, когнитивной лингвистики, социолингвистики, контрастивной лингвистики, теории языка и предоставляет новые возможности для разработки и углубления содержания различных учебных курсов.
Об авторе
З. В. ПоливараРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Тюменского государственного университета, Тюмень.
Список литературы
1. Ганиев Ф. А. Татарский язык: проблемы и исследования. Казань, 2000.
2. Дешериев Ю. Д. Основные аспекты исследования двуязычия и многоязычия. М., 1972.
3. Курбангалиев М. Руководство по изучению татарского языка в русских школах. Казань, 1925. С. 112.
4. Поливара З. В. Современные представления о распространенности, причинах и механизмах речевых дисфункций у детей Тюменского региона. Тюмень, 2005.
5. Хайрутдинова Т. Х. Бытовая лексика татарского языка. Казань: Фикер, 2000.
6. Протасова Е. Ю. Методика развития речи двуязычных дошкольников. М.: Владос, 2010.
Рецензия
Для цитирования:
Поливара З.В. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ В УСЛОВИЯХ РУССКО-ТАТАРСКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ. Образование и наука. 2012;(2):105-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117
For citation:
Polivara Z.V. Preschool Children Differentiation According to the Lingua- Grammatical Categories Development. The Education and science journal. 2012;(2):105-117. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-105-117