ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (ТЕЗИСЫ О ТОМ, КАКОЙ БЫТЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-4-14
Аннотация
В связи с введением с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» по-прежнему актуальными являются размышления автора статьи (одного из разработчиков стандарта образования последнего поколения) о перспективах развития начальной школы, написанные еще в 2011 г. и опубликованные в журнале «Образовательная политика» № 6 (56) [2] в жанре «апрельских тезисов».
Для успешности проведения реформы образования, полноценного применения нового закона и новых стандартов требуется донести до сознания всех заинтересованных людей суть их содержания, доказать их правомерность и пользу, сформировать соответствующие установки как у учителей, так и у всего общества в целом. Смена установок в образовании, наиболее консервативной области человеческой деятельности, – труднейшая задача. Чтобы приступить к ее решению, автор выделяет «реперные точки» понимания нового поколения стандартов. Они обозначены прежде всего относительно начальной ступени образования. Акцентируется необходимость наличия у педагогов мотивации к обучению, постоянному обновлению и пополнению своих знаний, что является первым и важнейшим условием благополучного существования и развития образования в новой системе координат. Подчеркивается, что начальная школа – важнейший этап позитивной социализации личности ребенка. Она должна стать школой понимания, диалога культур, игровой и проективной дидактики, культурно-деятельностной педагогики вариативного образования, базовой ступенью проектирования универсальных учебных действий и формирования ценностной картины мира у детей.
Начальная школа призвана обучить ребенка продуктивным совместным действиям с взрослыми и продвинутыми сверстниками, помочь ему справляться с решением жизненных нестандартных задач, заложить уверенность в своих силах и возможностях. По мнению автора, первая ступень школьного образования – это зона ближайшего развития российского общества, где слова «инновационное общество», «креативное общество» должны, наконец, перестать быть декларациями, а стать делами.
Об авторе
А. Г. АсмоловРоссия
академик, доктор психологических наук, профессор, директор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии
Список литературы
1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия – к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008.
2. Асмолов А. Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (апрельские тезисы о начальной школе) // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 3–12.
3. Выготский Л. С. Аводим хоину // Новый путь. 1917. № 11–12. С. 8–10.
4. Фейгенберг И. М. Учимся всю жизнь. М.: Смысл, 2008.
5. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77–90
Рецензия
Для цитирования:
Асмолов А.Г. ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (ТЕЗИСЫ О ТОМ, КАКОЙ БЫТЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ). Образование и наука. 2013;(8):4-14. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-4-14
For citation:
Asmolov A.G. VARIATIVE EDUCATION IN THE CHANGING WORLD: SOCIO-CULTURAL PERSPECTIVE OF THE PRIMARY SCHOOL DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2013;(8):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-8-4-14