Педагогическая технология формирования профессиональной идентичности будущих учителей иностранного языка
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-80-103
Аннотация
Введение. Актуальность исследования подтверждается возросшими требованиями общества к личности специалиста, необходимостью выработки у нее внутренней уверенности в собственном профессионализме, умений выстраивать качественные профессиональные взаимодействия, реализовывать потребность самовыражения в профессии, что является показателем качественной профессиональной подготовки.
Целью исследования является научное обоснование эффективности разработанной педагогической технологии формирования профессиональной идентичности будущих учителей иностранного языка.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования вступили положения компетентностного, личностно-ориентированного, системно-деятельностного, аксиологического, антропологического подходов; принципы природосообразности, гуманизации, целостности, профессиональной целесообразности, активности и самостоятельности; концептуальные положения теории личности и ее развития в процессе воспитания и профессионального обучения. В качестве основных методов были использованы теоретический анализ литературных источников, обобщение существующих научных положений, вывод и систематизация новых знаний, опрос и наблюдение, проведение эксперимента, статистический анализ полученных данных.
Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем были выделены и сформулированы педагогические условия формирования профессиональной идентичности будущих учителей иностранного языка. Разработана и апробирована педагогическая технология, доказавшая свою эффективность в обеспечении формирования профессиональной идентичности студентов до статуса достигнутой, в развитии трех компонентов профессиональной идентичности (когнитивного, эмоционального и поведенческого) и соответствующих профессиональных и личностных качеств и навыков.
Практическая значимость. Материалы исследования могут послужить основой для дальнейших научных изысканий, быть использованы для организации процесса психологического сопровождения профессионального становления студентов, учителей иностранного языка, приступивших к своей трудовой деятельности, но испытывающих потребность в разрешении трудностей, связанных с профессиональной идентичностью. Разработанный курс по формированию профессиональной идентичности будущих учителей иностранного языка может быть включен в учебный план вуза в качестве самостоятельной дисциплины для подготовки педагогов как иностранного языка, так и других школьных предметов, использоваться в ходе студенческих педагогических практик, кураторских часов, внеклассных мероприятий по педагогическому мастерству, курсов повышения квалификации опытных учителей и преподавателей, а также в процесс работы с кризисными состояниями и профессиональным выгоранием.
Об авторах
А. А. ПалинаКазахстан
Палина Анна Андреевна – докторант кафедры теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков
Караганда
Г. К. Тлеужанова
Казахстан
Тлеужанова Гульназ Кошкимбаевна – кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета иностранных языков
Scopus Author ID 57193699082
ResearcherID F-9968-2019
Караганда
Г. Б. Саржанова
Казахстан
Саржанова Галия Байжумаевна – PhD (философия), заведующая кафедрой теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков
Scopus Author ID 57189506923
Караганда
Список литературы
1. Joseph M., Mullen E., Spake D. F. University branding: Understanding students’ choice of an educational institution // Journal of Brand Management. 2012. №. 20. P. 1–12. DOI: 10.1057/BM.2012.13.
2. Chapleo C. What defines «successful» university brands? // International Journal of Public Sector Management. 2010. № 23 (2). P. 169–183. DOI: 10.1108/09513551011022519
3. Dholakia R. R., Acciardo L. A. Branding a state university: doing it right // Journal of Marketing for Higher Education. 2014. № 24. P. 144–163. DOI: 10.1080/08841241.2014.916775
4. Erdogmus I., Ergun S. Understanding University Brand Loyalty: The Mediating Role of Attitudes towards the Department and University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol. 229. P. 141–150. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.07.123
5. Неретина Е. А., Гвоздецкая И. В., Корокошко Ю. В. Имидж и бренд вуза: взаимосвязь, особенности формирования и потенциал развития // Интеграция образования. 2015. № 1. С. 13–21. DOI: 10.15507/Inted.078.019.201501.013
6. Bagautdinova N. G., Gorelova Y. N. University Management: From Successful Corporate Culture to Effective University Branding // Procedia Economics and Finance 2015. № 26. P. 764–768. DOI: 10.1016/S2212-5671(15)00836-9
7. Яковлева Т. И., Новенькова А. З. Анализ бренда университета на примере Казанского (Приволжского) федерального университета [Электрон. ресурс] // Казанский экономический вестник. 2018. № 2 (32). С. 99–102. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36874883 (дата обращения: 10.07.2022).
8. Домнин В. Н. Идентичность бренда – ключевое понятие бренд-менеджмента [Электрон. ресурс] // Бренд-менеджмент. 2009. № 5 (48). С. 266–282. Режим доступа: https://www.ihsbm.ru/upload/article/identichnost_brenda_klyuchevoe_ponyatie_brend_menedzhmenta.pdf (дата обращения: 10.07.2022).
9. Freling T. H., Forbes L. P. An empirical analysis of the brand personality effect // Journal of Product & Brand Management. 2005. № 14 (7). P. 404–413. DOI: 10.1108/10610420510633350
10. Louis D., Lombart C. Impact of brand personality on three major relational consequences (trust, attachment, and commitment to the brand) // Journal of Product & Brand Management. 2010. № 19 (2). P. 114–130. DOI: 10.1108/10610421011033467
11. Malar L., Krohmer H., Hoyer W. D., Nyffenegger B. Emotional brand attachment and brand personality: The relative importance of the actual and the ideal self // Journal of Marketing. 2011. № 75 (4). P. 35–52. DOI: 10.1509/jmkg.75.4.35
12. Фролова О. В. Имидж как условие конкурентоспособности вуза [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 121–126. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17803254 (дата обращения: 10.07.2022).
13. Шевченко Д. А. Как создаются бренды российских университетов? // Практический маркетинг. 2020. № 9 (283). С. 30–40. DOI: 10.24411/2071-3762-2020-10044
14. Прохоров А. В. Брендинг университетов: российский опыт // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 3–4 (155–156). С. 25–30. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-25-30
15. Александровский С. В., Фоменков Д. А. Оценка индивидуальности бренда российского вуза: на примере университетов Нижнего Новгорода [Электрон. ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2017. Т. 16. № 1. С. 92–114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-individualnosti-brenda-rossiyskogo-vuza-na-primere-universitetov-nizhnego-novgoroda (дата обращения: 18.07.2022).
16. Mallya D. Brand Personality in the University Context: Developing a Multidimensional Framework. Austin: UT Austin, 2012. DOI: 2152/ETD-UT-2012-05-5532
17. Rauschnabel P. A., Krey N., Babin B. J., Ivens B. S. Brand management in higher education: The University Brand Personality Scale // Journal of Business Research. 2016. Vol. 69. № 8. P. 3077–3086. DOI: 10.1016/j.jbusres.2016.01.023
18. De Chernatony L. From Brand Vision to Brand Evaluation: The Strategic Process of Growing and Strengthening Brands 3rd edition. Oxford: Elsevier, 2010. 375 p. DOI: 10.4324/9780080966649
19. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда / пер. с англ. Е. В. Виноградовой [Электрон. ресурс]. Москва: Вершина, 2007. 448 с. Режим доступа: https://www.academia.edu/18012488/Kapferer_Brend_navsegda (дата обращения: 10.07.2022).
20. Келлер К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Электрон. ресурс]. Москва: Вильямс, 2005. 697 с. Режим доступа: https://lib.sale/menedjment-brend/strategicheskiy-brend-menedjment.html (дата обращения: 10.06.2022).
21. Перция В. М., Мамлеева Л. Анатомия бренда. Москва: Вершина, 2007. 288 с. Режим доступа: https://books.4nmv.ru/books/anatomiya_brenda_2_3643773.pdf (дата обращения: 10.07.2022).
22. Карикова А. С. Стратегия формирования бренда университета в современном образовательном пространстве // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11. № 4. С. 420–429. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-4-420-429
23. Иванова З. И., Кофанов А. В., Еленев К. С. Продвижение бренда государственного вуза: от построения модели бренда до разработки концепции маркетинговых коммуникаций [Электрон. ресурс] // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 1. С. 38–49. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15570381 (дата обращения: 15.07.2022).
24. Пашкус Н. А., Пашкус В. Ю., Соловейкина М. П., Чебыкина Л. В. Маркетинг образовательных услуг [Электрон. ресурс]. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 112 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/pashkus-na-pashkus-yuv-soloveykina-mp-chebykina-lv-marketing-obrazovatelnyh-uslug_aee54cabcc8.html (дата обращения: 15.07.2022).
25. Aaker D. A., Joachimsthaler E. Brand leadership: The next level of the brand revolution. New York: Free Press Publ., 2000. 351 p. Available from: https://vivaldigroup.com/en/books/brand-leadership/ (date of access: 18.07.2022).
26. Лобышева Т. М. Развитие имиджа образовательных услуг средствами брендинга [Электрон. ресурс] // Экономика образования. 2008. № 3. С. 58–61. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-imidzha-obrazovatelnyh-uslug-sredstvami-brendinga (дата обращения: 15.07.2022).
27. Калиева О. М., Лухменева Е. П. Особенности формирования и продвижения бренда вуза [Электрон. ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13 (149). С. 228–231. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-i-prodvizheniya-brenda-vuza (дата обращения: 15.07.2022).
28. Глазычев В. Л. Высшее образование в России. Аналитический доклад [Электрон. ресурс] // Логос. 2005. № 6 (51). С. 3–49. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27542334 (дата обращения: 15.07.2022).
29. Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики / Пер. с англ. [Электрон. ресурс] Санкт-Петербург: Стокгольм. шк. экономики в Санкт-Петербурге, 2003. 228 с. Режим доступа: https://interpipe.biz/upload/books/files/20140212121921%20Гэд%20-%204D%20брендинг.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
30. Aaker J. L. Индивидуальность бренда и ее характеристики [Электрон. ресурс] // Бренд-менеджмент. 2001. № 2. С. 12–25. Режим доступа: https://grebennikon.ru/article-ZYT3.html (дата обращения: 18.07.2022).
31. Aaker J. L. Dimensions of Brand Personality // Journal of Marketing Research. 1997. № 34, P. 347–356. DOI: 10.2307/3151897
32. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. [Электрон. ресурс] М. – СПб.: Питер, 1999. 414 с. Режим доступа: https://moodle.kstu.ru/pluginfile.php/118037/mod_resource/content/1/Ansoff_I._Novaya_korporativnaya_strategiya.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
33. Белан Е. П. Стратегия управления развитием персонала регионального педагогического университета [Электрон. ресурс] // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 1. С. 187–190. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_12226118_84092843.pdf (дата обращения: 18.07.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Палина А.А., Тлеужанова Г.К., Саржанова Г.Б. Педагогическая технология формирования профессиональной идентичности будущих учителей иностранного языка. Образование и наука. 2023;25(1):84-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-80-103
For citation:
Palina A.A., Tleuzhanova G.K., Sarzhanova G.B. Pedagogical technology of constructing professional identity of pre-service foreign language teachers. The Education and science journal. 2023;25(1):84-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-80-103