СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ: СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-3-21

Полный текст:


Аннотация

В статье поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования – неприятие школьными учителями новаций, число которых в последнее время в связи с активизацией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось. Инновационное сопротивление рассматривается авторами как психологическое и педагогическое явление. Вскрываются истоки и причины отторжения нового в образовании, среди которых на первом месте обилие малоэффективных, плохо подготовленных, непродуманных, а нередко просто вредных, ложных новаций, объясняющихся не заботой о качестве образования, а экономическими соображениями или карьерной активностью некоторых чиновников. Прогнозируются возможные негативные последствия реализации некоторых новшеств, уже внедренных в практику или недавно обнародованных Министерством образования и науки РФ. Описываются различные виды инновационных барьеров, обусловленные ими формы внутреннего переживания и внешних протестов учителей. Несмотря на частично оправданный скепсис педагогов, утверждается, что стойкое игнорирование любых изменений, в том числе позитивных, отрицательно сказывается на качестве обучения, на личности и уровне профессионализма самих учителей. Предлагаются меры профилактики сопротивления прогрессивным нововведениям в образовательную практику. Излагается опыт преодоления недоверия учителей к новациям в одной из сельских школ, где удалось добиться прекрасных результатов во многом благодаря использованию психологического механизма интериоризации продуктивных новаций. Показана роль директора школы в формировании у членов педагогического коллектива инновационной мотивации и организации инновационного процесса. В заключение статьи перечисляются необходимые действия, которые обеспечат успешное продвижение инноваций в образовательную практику.


Об авторах

С. З. Загвязинский
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, заведующий академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета


Т. А. Строкова
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия
Кандидат педагогических наук, доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета


Список литературы

1. Айзерман Л. Время новелл // Учительская газета. 2014. 18 февр.

2. Подымов Н. А., Подымова Л. С. Барьеры на пути к инновациям (Методологические основы исследования отношений в процессе инновационной деятельности) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://education.rekom.ru/4_2002/podymows.htm.

3. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). Москва, 1989.

4. Рыбина Л. На проверку знаний стройся // Новая газета. 2014. 26 февр.

5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. Москва: Магистр, 1997.

6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва: УНЦ ДО, 2005.

7. Шакуров Р. Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Загвязинский С.З., Строкова Т.А. СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ: СУЩНОСТЬ, СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ. Образование и наука. 2014;1(3):3-21. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-3-21

For citation: Zagvyazinsky V.I., Strokova T.A. RESISTANCE TO INNOVATION: ESSENCE, PREVENTIVE MEASURES AND WAYS OUT. The Education and science journal. 2014;1(3):3-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-3-21

Просмотров: 741

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)