Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 3 (2014)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

3-21 1995
Аннотация

В статье поднимается одна из наиболее актуальных проблем современного образования – неприятие школьными учителями новаций, число которых в последнее время в связи с активизацией процессов модернизации, обновления содержания, методов и форм обучения заметно увеличилось. Инновационное сопротивление рассматривается авторами как психологическое и педагогическое явление. Вскрываются истоки и причины отторжения нового в образовании, среди которых на первом месте обилие малоэффективных, плохо подготовленных, непродуманных, а нередко просто вредных, ложных новаций, объясняющихся не заботой о качестве образования, а экономическими соображениями или карьерной активностью некоторых чиновников. Прогнозируются возможные негативные последствия реализации некоторых новшеств, уже внедренных в практику или недавно обнародованных Министерством образования и науки РФ. Описываются различные виды инновационных барьеров, обусловленные ими формы внутреннего переживания и внешних протестов учителей. Несмотря на частично оправданный скепсис педагогов, утверждается, что стойкое игнорирование любых изменений, в том числе позитивных, отрицательно сказывается на качестве обучения, на личности и уровне профессионализма самих учителей. Предлагаются меры профилактики сопротивления прогрессивным нововведениям в образовательную практику. Излагается опыт преодоления недоверия учителей к новациям в одной из сельских школ, где удалось добиться прекрасных результатов во многом благодаря использованию психологического механизма интериоризации продуктивных новаций. Показана роль директора школы в формировании у членов педагогического коллектива инновационной мотивации и организации инновационного процесса. В заключение статьи перечисляются необходимые действия, которые обеспечат успешное продвижение инноваций в образовательную практику.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 

22-34 1339
Аннотация

В статье говорится о том, что в связи с новыми социокультурными реалиями ХХI в. назрело переосмысление содержания и функций методологической подготовки специалистов в системе высшего образования. Такой пересмотр обусловлен, прежде всего, массированным вторжением информационно-коммуникационных технологий в повседневную жизнь современного человека и его профессиональную деятельность, интенсивностью обновления знаний и отказом в связи с этим от узкой специализации обучения, а также распространением и укреплением в обществе культуры постмодернизма. Внимание автора сосредоточено прежде всего на модернизации методологической подготовки педагогов-музыкантов, в процессе осуществления которой следует учитывать наиболее общие признаки современной музыкальной среды, формирующей личность растущего человека – школьника и студента. К данным признакам относятся влияние на молодое поколение аудиопотоков, транслируемых через Интернет; технологическую простоту и доступность «потребления» музыкальной продукции; избыточность и мозаичность музыкальной информации и др. Для того чтобы музыкальная составляющая образования стала эффективным средством профилактики общественных вкусов и негативного мировосприятия и для того чтобы преодолеть проблемы музыкального образования детей и юношества, методологическая подготовка студентов музыкально-педагогических специальностей должна опираться на концепцию культуросообразного знания и сопровождаться освоением актуальных способов деятельности, таких как проектирование. Подводя итог, автор делает вывод о том, что методологическая подготовка учителей и преподавателей музыки нуждается в дальнейшем усилении ее онтологической и мировоззренческой направленности, углублении «содержания ценностного сознания» специалистов и совершенствовании их профессионального инструментария.

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 

35-48 992
Аннотация
В статье рассматривается одна из основных проблем педагогической теории и образовательной практики последних десятилетий – измерение качества подготовки учащихся и функционирования учебных заведений. Авторы справедливо отмечают, что социальные и экономические тенденции, доминирующие в современном мире, в том числе и в России, актуализируют совершенствование культуры производства и потребления знаний, а значит, и поиск новых подходов к управлению качеством образования, которое становится сегодня объектом пристального внимания сфер науки, государственного влияния, а также реального сектора экономики. Решение оценки качества напрямую связано с распознаванием подлинных (научных) и поддельных (псевдонаучных и ненаучных) вариантов диагностики, которое особенно сложно осуществить, когда дело касается латентных величин. В качестве инструмента такого разграничения и определения интегрального показателя качества предлагается метрическая система Г. Раша, представляющая собой методику конструирования, апробации и анализа диагностических материалов с помощью специальных компьютерных программ. Дан краткий теоретический обзор потенциала и достоинств метрической системы Раша, ценность которой состоит прежде всего в том, что она позволяет ответить на один из ключевых вопросов моделирования качества – относительно пригодности и полезности тех или иных показателей к проводимому исследованию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

49-62 1207
Аннотация

В статье поднимается одна из наиболее обсуждаемых проблем современного общества – недостаточное соответствие всех уровней профессионального образования потребностям рынка труда. Сегодня выпускник профессионального учебного учреждения должен не только иметь знания и уметь сознательно и самостоятельно применять их на рабочем месте, но и быть готов по мере необходимости пополнять и обновлять уже усвоенную информацию, устанавливать нужные связи и контакты, обладать мобильностью, представлять собой сформированную личность, способную решать исследовательские, проектные, организационные задачи, в том числе нестандартные, не имеющие прежде аналогов. Справиться с этой сложной задачей авторы предлагают путем внедрения в образовательный процесс дуальной системы, при которой изучение теории осуществляется вкупе с практической компонентой: овладение избранной специальностью происходит одновременно на двух площадках – в учебном заведении и на обучающем предприятии. Данная модель является наиболее эффективным и результативным методом организации обучения, так как раскрывает и активизирует социальный и профессиональный потенциал каждого учащегося и благодаря партнерскому взаимодействию двух самостоятельных в организационном и правовом отношениях сфер позволяет обеспечить успешную профессиональную и социальную адаптацию будущих специалистов. Представлен опыт Первоуральского металлургического колледжа по использованию дуальной модели в подготовке квалифицированных и конкурентоспособных выпускников.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

63-78 936
Аннотация

Публикация посвящена проблемам современного художественного образования. Цель предпринятой исследовательской работы – выявить на основе теоретического анализа и обобщения тесную связь феноменов сокровенного и художественного в произведении искусства. Раскрывается ценностная природа сокровенного, которое по своем содержанию аксиологично и акмеологично. Оно является откровение о самом заветном, главном в человеческой жизни и побуждает личность к созданию объективно лучших творений. Актуализация сокровенного в художественном образовании обусловлена необходимостью формирования у молодежи высших духовны ценностей, попрание которых приводит к эрозии идентичности и самосознания, утрате смысла и цели жизни, угасанию интереса к чему-либо. По мнению авторов, в условиях разгула асоциальной гедонистики воспитание нравственно-эстетического отношения к окружающим реалия становится актуальным как никогда. Оно обеспечивает своего рода иммунитет от духовного разложения, так как блокирует проникновение в сознание многообразной пошлости, сорняки которой буйно расцвел в современном обществе, в том числе в художественной сфере. Категория сокровенного, в силу того что она тесно связана с духовным уровнем самосознания общества, должна стать предметом пристального внимания в художественном образовании при разработке и реализации учебных программ и планов воспитательной работы.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ 

79-92 1701
Аннотация

Цель статьи – показать перспективность межкультурного общения как педагогического средства воспитания поликультурности и поделиться практическим опытом организации диалога культур в курсе изучения иностранного языка в вузе. Анализируются существующие определения межкультурного диалога и рассматриваются его особенности. Автор понимает такой диалог как коммуникативно-риторическую конфликтную ситуацию «столкновения» двух или более культур, благодаря которой запускается механизм смыслообразования, способствующего взаимопониманию и взаимному обогащению общающихся субъектов, имеющих устойчивую культурную идентификацию. Развитие данной ситуации и ее рефлексия приводят в конечном счете к формированию у обучающихся активной жизненной позиции, готовности к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия при сохранении собственной этнической культурной принадлежности, эмпатии, появлению умения достойно представлять родную культуру. Предлагается трехэтапная модель построения межкультурного диалога на занятиях, задачей которых является воспитание поликультурной личности. В качестве примера описано одно из практических занятий со студентами третьего курса Тюменского государственного университета специальности «Теория и методика преподавания английского языка». Статья адресована преподавателям иностранного языка, методистам, практикующим и будущим педагогам.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

92-106 1041
Аннотация

В работе обосновывается необходимость поиска новых эффективных педагогических инструментов и технологий, обеспечивающих духовно-нравственное воспитание молодежи в вузах, без которого невозможно формирование новой технической элиты. В качестве одного из возможных вариантов осуществления такого воспитания предлагается развитие массового олимпиадного движения студентов, активно вовлекающее их в общественно-полезное творчество. Если на ступенях общего и среднего профессионального образования олимпиадное движение давно приобрело четкие формы и имеет весьма конкретные, ясные цели, то в высшей школе и организация, и целевая заданность олимпиадных мероприятий пока далеки от идеала. Автор подчеркивает разницу между регулярными олимпиадными циклами, последовательно формирующими творческие компетенции учащихся, и организацией разрозненных, проводимых от случая к случаю конкурсов и соревнований, где стремление к достижению призового места очень часто превалирует над познавательной мотивацией. Чтобы олимпиады стали одной из ведущих форм подготовки будущих специалистов, нужны меры по органичному включению их в учебную, научную и воспитательную деятельность вузов, строгая регламентация их проведения и обязательное участие в них каждого высшего учреждения. Рассмотрены процесс и составляющие олимпиадного движения как одного из видов обучения в вузе; кратко описана специальная педагогическая технология организации такого движения, при проектировании которой использовались компетентностный и деятельностный методологические подходы. Показано, что в данной и подобных технологиях должны быть тщательно сбалансированы совместная познавательная деятельность и эффект соперничества в учебном процессе. Материалы публикации могут быть использованы для совершенствования воспитательного процесса и творческой подготовки студентов в технических вузах страны.

ДИСКУССИИ 

107-123 1224
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы функционирования и развития современного образования, которые неразрывно связаны с состоянием общества. Показано, что социальные и экономические тенденции в современном мире настоятельно требуют формирования и максимального раскрытия творческих возможностей человека. Однако креативный потенциал, активизация которого декларируется как основная цель образования, начинает работать, по мнению автора, не на созидание и благополучие общества, а на осуществление эгоистической политики мировых монополий и корпораций, что усугубляет глобальный кризис. На основе глубокой исторической ретроспективы критикуется прагматизм образовательной сферы. Утверждается, что в ситуации цивилизационного кризиса прагматическая ориентация образования, его самоотстраненность от культивирования способностей обнаруживать целостную и локализованную динамику человеческого сообщества, ее опасные тенденции становятся причиной слабости сил, противостоящих разрушительным явлениям, и угрозой для жизни на земле. Сегодня образовательные системы сосредоточены на формировании прежде всего рассудка, но не разума, что неизбежно ведет к поверхностному пониманию проблем, ослабляет аналитический потенциал личности и не годится для стратегических решений. Специалисты, сконцентрированные на рассудке, пусть даже сформированном в элитном образовательном пространстве, принципиально не способны найти выход из мирового кризиса. Образование должно обеспечивать более высокое и надежное постижение сущности, взращивать способности разума, приближенного к требованиям «абсолютного духа», о котором говорили Конфуций, Платон, Кант и Гегель. Основной целью работы является обоснование цивилизационной парадигмы образования, которая опирается на фундаментальные идеи гегельянства о познающем мышлении и в которой рассудочности противопоставлена разумность. В качестве наиболее адекватного инструмента реализации образования такого типа предлагаются технологии игрового моделирования, совмещающие достоинства развития философского, научного и методологического мышления.

123-137 1098
Аннотация

. В статье говорится об острой потребности в прорывных человекоцентричных проектах обновления образования. Развивается тема, поднятая в работе Ю. В. Ларина «Образование в поисках принципа сообразности»2, где в качестве ведущего принципа педагогики постнеклассического этапа выдвигается культуросообразность. Автор, в целом соглашаясь с Лариным, что именно культура есть креативная основа подготовки юного поколения к жизни, подробно анализирует смысловое наполнение этого ключевого понятия. Показано, что культура не может иметь ценностно-нейтральных, тем более деструктивных коннотаций, иначе она превращается в паракультуру. Подробно раскрывается ценностная природа культуры, которая представлена как мир эталонов-образцов человеческой субъективности и главным критерием в которой выступает совершенство. Транслируя эталоны-образцы культурного наследия, педагог развивает у своих воспитанников всеобщие по значению общекультурные способности, которые организуют все особенные (индивидуальные) проявления человека как личности, специалиста и гражданина. Обосновывается, что решение социально-экономических и политических проблем, обновление общественных институтов и сферы производства невозможно без культивирования и развития универсальности человека, целостности его продуктивно-творческих сил. Автор убежден: как невозможно разграничивать воспитание и обучение, так нельзя разъединять в образовательном процессе формирование общекультурных и профессиональных способностей; в противном случае первые делаются пустыми, а вторые – ценностно слепыми и безвдохновенными. В заключение статьи приводится критика заимствований отечественным образованием по преимуществу худших зарубежных образцов и стандартов, описываются негативные последствия реализации Болонского процесса.

КОНСУЛЬТАЦИИ 

138-157 941
Аннотация

В статье излагается система работы по формированию методического мышления студентов-филологов. Методологической базой этой системы является процессуально-когнитивный подход, а стратегическим направлением – управление познавательным процессом на всех этапах обучения. Дана характеристика методического мышления, показаны содержание и структура, представленная набором когнитивных компонентов. Утверждается, что, обладая таким мышлением, специалистпрофессионал способен продуктивно работать с лингвистической и методической информацией (анализировать ее, преобразовывать и оптимально адаптировать в учебных целях); свободно формулировать правила использования языковых и речевых средств; осуществлять научно-методические обобщения; оперировать оценочно-диагностическими и оценочноисследовательскими средствами на основе приобретенных исследовательско-проектировочных умений. Процесс развития методического мышления у будущих учителей русского языка описывается на примере цикла семинарских занятий, для которых предлагается специальный комплекс методических задач по отработке когнитивных операций и исследовательских действий. Приводятся типы и алгоритмы составления учебных методических задач. Все эти качества, столь необходимые современному педагогу, возможно выработать на основе использования учебных методических задач, развивающих когнитивные компоненты мышления.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)