Фоновые факторы восприятия кризисного дистанционного обучения
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-200-224
Аннотация
Введение. Учреждения высшего образования отреагировали на пандемию COVID-19 введением кризисного дистанционного обучения. Анализ научной литературы показывает, что улучшение качества обучения не даёт устойчивого улучшения его восприятия студентами.
Цель исследования – изучение возможного влияния фоновых факторов на восприятие кризисного дистанционного обучения студентами бакалавриата, которые определяют свой уровень удовлетворенности как крайне низкий либо крайне высокий.
Методология и методика исследования. В исследовании использовались методы качественной и количественной статистики: серия глубинных полуструктурированных интервью и развернутое анкетирование случайной выборки студентов. При помощи шкалы Ликерта и качественного контент-анализа оценивался уровень удовлетворенности студентов качеством кризисного дистанционного образования за академический год и были выстроены кластеры сходства тем, упомянутых респондентами в качестве достоинств и недостатков этого периода. Сопоставление данных интервью и анкетирования позволило взвесить уровень удовлетворенности в группах респондентов с разными фоновыми условиями при помощи однофакторного дисперсионного анализа (критерий Краскелла – Уоллиса).
Результаты исследования. Была выявлена устойчивая поляризация восприятия кризисного дистанционного обучения в зависимости от фоновых факторов. Исследование позволило выделить четыре фоновых фактора, которые в значительной степени определяли уровень удовлетворенности среди студентов: курс обучения, затраты времени на передвижение в университет, условия проживания, частичная трудовая занятость.
Научная новизна. Результаты исследования доказывают, что общее восприятие студентами бакалавриата кризисного дистанционного образования в значительной степени определяется не способом организации кризисного обучения, а трудностями, с которыми студенты сталкиваются за пределами университета. Распределение уровней удовлетворенности в выборке демонстрирует, что кризисное дистанционное образование обостряет существующее экономическое неравенство среди студентов.
Практическая значимость. Администрирование высшего образования в условиях этой и следующей пандемий должно включать комплексы мер, направленных на компенсацию влияния фоновых факторов.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. ВальгерРоссия
Вальгер Олеся Алексеевна – аспирант, старший преподаватель кафедры лингвистики и теории перевода факультета иностранных языков
ResearcherID AIC-6060-2022
Scopus Author ID 57195555653
Новосибирск
И. А. Везнер
Россия
Везнер Ирина Анатольевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и теории перевода факультета иностранных языков
ResearcherID AID-2374-2022
Scopus Author ID 57195559606
Новосибирск
О. А. Склемина
Россия
Склемина Олеся Андреевна – аспирант, ассистент кафедры английского языка факультета иностранных языков
ResearcherID AIC-8042-2022
Scopus Author ID 57193693698
Новосибирск
Список литературы
1. Kristof Z. International trends of remote teaching ordered in light of the coronavirus (COVID-19) and its most popular video conferencing applications that implement communication // Central European Journal of Educational Research. 2020. Vol. 2, Iss. 2. P. 84–92. DOI: 10.37441/CEJER/2020/2/2/7917
2. Sosibo L. Redressing Inequalities while Envisioning University Student Teaching during COVID-19 Lockdown: Lessons from #RhodesMustFall and #FeesMustFall // Alternation African Scholarship Book Series (AASBS). 2020. Vol. 3. P. 162–187. DOI: 10.29086/978-0-9869936-4-0/2020/AASBS03
3. Штыхно Д. А., Константинова Л. В., Гагиев Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 5. С. 72–81. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-72-81
4. Moore J. L., Dickson-Deane C., Galyen K. E-Learning, online learning, and distance learning environments: Are they the same? // The Internet and Higher Education. 2011. Vol. 14, Iss. 2. P. 129–135. DOI: 10.1016/j.iheduc.2010.10.001
5. Harting K., Erthal M. J. History of distance learning // Information Technology, Learning, and Performance Journal. 2005. Vol. 23, Iss. 1. P. 35–44. Available from: https://search.proquest.com/openview/811993d652287eddf9b9ad2d4d4c5472/1 (date of access: 12.05.2022).
6. Biesta G. J. Beyond learning: Democratic education for a human future. Routledge. 2015. 176 p. Available from: https://www.routledge.com/Beyond-Learning-Democratic-Education-for-a-Human-Future/Biesta/p/book/9781594512346 (date of access: 12.05.2022).
7. Lentell H. Distance learning in British universities: is it possible? // Open Learning: The Journal of Open, Distance and E-Learning. 2015. Vol. 27, Iss. 1. P. 23–36. DOI: 10.1080/02680513.2012.640782
8. Lease A. J., Brown T. A. Distance learning past, present and future // International Journal of Instructional Media. 2009. Vol. 36, Iss. 4. P. 415–427. Available from: https://go.gale.com/ps/i.do?id=GALE%7CA273280251 (date of access: 12.05.2022).
9. Burgstahler S. Distance learning: Universal design, universal access // AACE Journal. 2002. Vol. 10, Iss. 1. P. 32–61. Available from: https://www.learntechlib.org/primary/p/17776 (date of access: 12.05.2022).
10. Kara M., Erdogdu F., Kokoc M., Cagiltay K. Challenges faced by adult learners in online distance education: A literature review // Open Praxis. 2019. Vol. 11, Iss. 1. P. 5–22. DOI: 10.5944/openpraxis.11.1.929
11. Howell S. L., Williams P. B., Lindsay N. K. Thirty-two trends affecting distance education: An informed foundation for strategic planning // Online Journal of Distance Learning Administration. 2003. Vol. 6, Iss. 3. P. 1–18. DOI: 10.1.1.643.3149
12. Bergdahl N., Nouri J. Covid-19 and crisis-prompted distance education in Sweden // Technology, Knowledge, and Learning. 2020. Vol. 26, Iss. 3. P. 1–17. DOI: 10.1007/s10758-020-09470-6
13. Gacs A., Goertler S., Spasova S. Planned online language education versus crisis-prompted online language teaching: Lessons for the future // Foreign Language Annals. 2020. Vol. 53, Iss. P. 380–392. DOI: 10.1111/flan.12460
14. Carrillo C., Flores M. A. COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43, Iss. 4. P. 466–487. DOI: 10.1080/02619768.2020.1821184
15. Epps A., Brown M., Nijjar B., Hyland L. Paradigms lost and gained: Stakeholder experiences of crisis distance learning during the Covid-19 pandemic // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2021. Vol. 37, Iss. 3. P. 1–16. DOI: 10.1080/21532974.2021.1929587
16. Грунт Е. В., Беляева Е. А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 45–58. DOI: 10.32744/pse.2020.5.3
17. Sari T., Nayır F. Challenges in distance education during the (Covid-19) pandemic period // Qualitative Research in Education. 2020. Vol. 9, Iss. 3. P. 328–360. DOI: 10.17583/qre.2020.5872
18. Kocoglu E., Tekdal D. Analysis of Distance Education Activities Conducted during COVID-19 Pandemic // Educational Research and Reviews. 2020. Vol. 15, Iss. 9. P. 536–543. DOI: 10.5897/ERR2020.4033
19. Ястребова Е. Б., Чигашева М. А., Евтеев С. В. Языковое образование в вузе: уроки вынужденного перехода в онлайн // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 11–40. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-11-40
20. Rizun M., Strzelecki A. Students’ acceptance of the Covid-19 impact on shifting higher education to distance learning in Poland // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, Iss. 18. P. 64–68. DOI: 10.3390/ijerph17186468
21. Asio J. M. R., Bayucca S. Spearheading education during the COVID-19 rife: Administrators’ level of digital competence and schools’ readiness on distance learning // Journal of Pedagogical Sociology and Psychology. 2021. Vol. 3, Iss. 1. P. 19–26. DOI: 10.33902/JPSP.2021364728
22. Khoury O., Al-Saideen B., Al-Sharah N., Tartory R., Ghnaim F., Dudeen H., Awwad S. Translation Online Learning during Coronavirus Lockdown: An Evaluation of Student-Centered Learning at Selected Jordanian Universities // Journal of Educational and Social Research. 2021. Vol. 11, Iss. 6. P. 196–210. DOI: 10.36941/jesr-2021-0140
23. Lee K., Fanguy M., Lu X. S., Bligh B. Student learning during COVID-19: It was not as bad as we feared // Distance Education. 2021. Vol. 42, Iss. 1. P. 164–172. DOI: 10.1080/01587919.2020.1869529
24. Doghonadze N., Dolidze T., Vasadze N. Face-to-Face, Hybrid and Online English as a Foreign Language Learning Efficiency in Higher Education (Georgian and Italian students’ views) // Journal of Education in Black Sea Region. 2021. Vol. 7, Iss. 1. P. 120–143. DOI: 10.31578/jebs.v7i1.254
25. Fuchs K. Advances in Tourism Education: A Qualitative Inquiry about Emergency Remote Teaching in Higher Education // Journal of Environmental Management and Tourism. 2021. Vol. 12, Iss. 2. P. 538–543. DOI: 10.14505//jemt.v12.2(50).23
26. Villanueva E. W., Meissner H., Walters R. W. Medical student perceptions of the learning environment, quality of life, and the school of medicine’s response to the COVID-19 pandemic: a single institution perspective // Medical Science Educator. 2021. Vol. 31, Iss. 2. P. 589–598. DOI: 10.1007/s40670-021-01223-z
27. Neuwirth L. S., Jovic S., Mukherji B. R. Reimagining higher education during and post-COVID-19: Challenges and opportunities // Journal of Adult and Continuing Education. 2021. Vol. 27, Iss. 2. P. 141–156. DOI: 10.1177/1477971420947738
28. Firat M., Bozkurt A. Variables affecting online learning readiness in an open and distance learning university // Educational Media International. 2020. Vol. 57, Iss. 2. P. 112– 127. DOI: 10.1080/09523987.2020.1786772
29. Bordoloi R., Das P., Das K. Perception towards online/blended learning at the time of Covid-19 pandemic: an academic analytics in the Indian context // Asian Association of Open Universities Journal. 2021. Vol. 16, Iss. 1. P. 41–60. DOI: 10.1108/AAOUJ-09-2020-0079
30. Клячко Т. Л., Синельников-Мурылев С. Г. Российское высшее образование и воздействие на него пандемии коронавируса // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 4. С. 9–21. DOI: 10.15826/umpa.2020.04.031
31. Li Y., Campbell H., Kulkarni D., Harpur A., Nundy M. The temporal association of introducing and lifting non-pharmaceutical interventions with the time-varying reproduction number (R) of SARS-CoV-2: a modelling study across 131 countries // The Lancet Infectious Diseases. 2021. Vol. 21, Iss. 2. P. 193–202. DOI: 10.1016/S1473-3099(20)30785-4
Рецензия
Для цитирования:
Вальгер О.А., Везнер И.А., Склемина О.А. Фоновые факторы восприятия кризисного дистанционного обучения. Образование и наука. 2023;25(1):200-224. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-200-224
For citation:
Valger O.A., Vezner I.A., Sklyomina O.A. Background factors of crisis distance learning perception. The Education and science journal. 2023;25(1):200-224. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-200-224