Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-15-45
Аннотация
Введение. Негативная динамика сокращения общей численности детей и роста уровня их заболеваемости в мировом и федеративном пространстве обуславливают остроту решения задач по сохранению здоровья детского населения в рамках системы образования – единственной системы общественного воспитания, в которой охватывается в течение длительного времени практически все детское население. Несмотря на многочисленность исследований и многоаспектность деятельности образовательных организаций в области сохранения здоровья обучающихся, о масштабной результативности данной деятельности говорить не приходится.
Целью исследования является раскрытие концептуальных основ здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством на основе интеграции существующего опыта, его рациональной организации и управления.
Методология и методика исследования. Методологической основой построения концепции выступили процессный и системный подходы. Применение данных подходов позволило обосновать предлагаемые 1) целевые ориентиры здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций; 2) структурные преобразования внутри образовательной организации; 3) принципы процесса управления данной деятельностью и требования к нему. Опытно-поисковой базой исследования выступили 14 общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования Уральского региона с общим числом участников 7 210 чел. В исследовании применялись общенаучные методы – обобщение, сравнение, синтез, анализ, – позволившие осуществить междисциплинарный аналитический обзор проблемного поля исследования.
Оценка эффективности реализации концепции проводилась по авторской системе критериев, соответствующей структуре компонентов качества здоровьесберегающей деятельности (качество условий, качество процессов и качество результатов). Для подтверждения достоверности результатов исследования использовался t-критерий Стьюдента, для выявления зависимостей – метод корреляционного анализа (по Пирсону).
Результаты и научная новизна. В ходе исследования разрешено противоречие между потребностями общества и человека в достижении эффективности деятельности образовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся и возможностями системы образования обеспечить реализацию данных потребностей в силу неразработанности концептуальных положений здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством. Одновременно решены вопросы организации данной деятельности и управления ею. Научной новизной исследования выступают разработанные и апробированные концептуальные положения здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством: 1) целевым ориентиром и результатом здоровьесберегающей деятельности служит формирование и уровень готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности; 2) в основе управления здоровьесберегающей деятельностью лежат положения теории управления качеством, заключающиеся в комплексной реализации идей процессного подхода, нашедшие отражение в авторских принципах управления здоровьесберегающей деятельностью образовательных организаций; 3) уровень организации здоровьесберегающей деятельности зависит от степени структуризации основных ее направлений и обуславливает создание за счет внутренних ресурсов образовательной организации специализированного подразделения – службы здоровья; 4) основными объектами управления здоровьесберегающей деятельностью выступают качество условий, качество процессов и качество результатов здоровьесберегающей деятельности, положенные в основу системы критериев ее комплексной оценки; 5) эффективность реализации концепции зависит от обеспечения постоянного учета потребностей основных субъектов здоровьесберегающей деятельности, постоянного ее улучшения при лидирующей роли управления, ориентации на ключевую цель – формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности и включению в здоровьесберегающую деятельность всех участников образовательного процесса.
Практическая значимость. Применение идей концепции может стать основой для инновационного развития деятельности образовательных организаций в области сохранения здоровья обучающихся, определять направления решения фундаментальных и прикладных проблем настоящего вида образовательной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. ФедоровРоссия
Федоров Владимир Анатольевич – доктор педагогических наук, профессор, директор научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования
Scopus Author ID 56442038600
Екатеринбург
Н. В. Третьякова
Россия
Третьякова Наталия Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования; профессор кафедры сервиса и оздоровительных технологий
Scopus Author ID 57144084900
Москва
Екатеринбург
Список литературы
1. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: понятийный аспект // Образование и наука. 2013. № 4. С. 112–132.
2. Ross D. A., Plummer M. L., Montgomery P., Kohl K., Siegfried N., Saewyc E., Baltag V. World Health Organization Recommends Comprehensive School Health Services and Provides a Menu of Interventions // Journal of Adolescent Health, 2021. Vol. 69, Iss. 2. P. 195–196. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2021.04.036
3. Третьякова Н. В. К вопросу о выявлении факторов риска для здоровья детей и подростков в общеобразовательных учреждениях [Электрон. ресурс] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2012. № 3 (85). С. 172–177. Режим доступа: https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/4231 (дата обращения: 03.07.2022).
4. Николаев Е. Л., Лазарева Е. Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских методов [Электрон. ресурс] // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. № 9. С. 18–32. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-sootnoshenie-sovremennyh-issledovatelskih-podhodov (дата обращения: 03.07.2022).
5. Курзанов А. Н. Функциональные резервы организма в ракурсе клинической физиологии [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 290. Режим доступа:: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20456 (дата обращения: 03.07.2022).
6. Boen C. E., Kozlowski K., Tyson K. D. “Toxic” schools? How school exposures during adolescence influence trajectories of health through young adulthood // SSM – Population Health. 2020. Vol. 11. Article number 100623. DOI: 10.1016/j.ssmph.2020.100623
7. Denny S. J., Robinson E. M., Utter J., Fleming T. M., Grant S., Milfont T. L., Crengle S., Ameratunga S. N., Clark T. Do Schools Influence Student Risk-taking Behaviors and Emotional Health Symptoms? // Journal of Adolescent Health. 2011. Vol. 48, Iss. 3. P. 259–267. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2010.06.020
8. Demissie Z., Brener N. Mental health and social services in schools: Variations by school characteristics – United States, 2014 // Mental Health & Prevention. 2017. Vol. 5. P. 5–11. DOI: 10.1016/j.mhp.2016.11.002
9. Leurent B., Dodd M., Allen E., Viner R., Scott S., Bonell C. Is positive school climate associated with better adolescent mental health? Longitudinal study of young people in England // SSM – Mental Health. 2021. Vol. 1. Article number 100033. DOI: 10.1016/j.ssmmh.2021.100033
10. Dendup T., Putra I G. N. E., Dorji T., Tobgay T., Dorji G., Phuntsho S., Tshering P. Correlates of sedentary behaviour among Bhutanese adolescents: Findings from the 2016 Global School-based health survey // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. Article number 105520. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105520
11. Cohen J. F. W., Scott M., Sutton M., Cueva K., Shonkoff E. T., Goldman R. E., Margolis D. N., Potempa A. E., Fink K., Gustus S., Stock M. A Mixed-Methods Evaluation of a School Wellness Initiative: An Examination of Longer Lunch Periods and More Physical Activity Opportunities // Journal of the Academy of Nutrition and Dietetics, 2021. Vol. 121, Iss. 10. P. 1961–1974. DOI: 10.1016/j.jand.2021.03.010
12. An F., Liu J., Lu W., Jareemit D. A review of the effect of traffic-related air pollution around schools on student health and its mitigation // Journal of Transport & Health. 2021. Vol. 23. Article number 101249. DOI: 10.1016/j.jth.2021.101249
13. Chen S., Guo C., Huang X. Air Pollution, Student Health, and School Absences: Evidence from China // Journal of Environmental Economics and Management. 2018. Vol. 92. P. 465–497. DOI: 10.1016/j.jeem.2018.10.002
14. Samdal O. School Health Promotion // In: International Encyclopedia of Public Health (Second Edition). Academic Press, 2017. P. 439–446. DOI: 10.1016/B978-0-12-803678-5.00396-9
15. Morin A. H. Promoting positive social classroom environments to enhance students’ mental health? Effectiveness of a school-based programme in Norway // International Journal of Educational Research. 2022. Vol. 113. Article number 101966. DOI: 10.1016/j.ijer.2022.101966
16. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Quality management of educational institutions in protecting students’ health: conceptual and structural-functional innovations // Scientific Bulletin of National Mining University. 2015. Vol. 6, № 150. P. 134–143. Available from: http://nvngu.in.ua/index.php/ru/glavnaya/1169-ruscat/arkhiv-zhurnala/2015/soderzhanie-6-2015/ekonomika-i-upravlenie/3286-upravlenie-kachestvom-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-obrazovatelnykh-organizatsij-kontseptualnye-i-strukturno-funktsionalnye-innovatsii (date of access: 29.07.2022).
17. García-Fernández M., Claver-Cortés E., Tarí J. J. Relationships between quality management, innovation and performance: A literature systematic review // European Research on Management and Business Economics. 2022. Vol. 28, Iss. 1. Article number 100172. DOI: 10.1016/j.iedeen.2021.100172
18. Rungtusanatham M., Forza C., Filippini R., Anderson J. A replication study of a theory of quality management underlying the Deming management method: insights from an Italian context // Journal of Operations Management. 1998. Vol. 17, Iss. 1. P. 77–95. DOI: 10.1016/S0272-6963(98)00032-1
19. Cao X., Prakash A. Growing exports by signaling product quality: Trade competition and the cross-national diffusion of ISO 9000 quality standards // Policy analysis and management. 2011. Vol. 30, Iss. 1. P. 111–135. DOI: 10.1002/pam.20546
20. Blind K., Mangelsdorf A., Pohlisch J. The effects of cooperation in accreditation on international trade: Empirical evidence on ISO 9000 certifications // International Journal of Production Economics. 2018. Vol. 198. P. 50–59. DOI: 10.1016/j.ijpe.2018.01.033
21. Панасюк В. П. Управление образованием и образовательными системами: состояние, тенденции, проблемы и перспективы // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 2. С. 72–88. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-2-72-88
22. Федоров В. А., Кубрушко П. Ф., Дубицкий В. В., Феоктистов А. В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 7. С. 11–44. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-11-44
23. Лисичкина Ю. С. Процессный подход как инструмент управления качеством образовательной деятельности [Электрон. ресурс] // Инновации и инвестиции. 2017. № 4. С. 82–86. Режим доступа: http://innovazia.ru/upload/iblock/f69/%E2%84%964%202017.pdf (дата обращения: 29.07.2022).
24. Чекалдин А. М. Разработка и сертификация системы менеджмента качества на основе процессного подхода к управлению [Электрон. ресурс] // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). Article number 27. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30022785_51717507.PDF (дата обращения: 29.07.2022).
25. Green J. G., McLaughlin K. A., Alegría M., Bettini E., Gruber M., Hoagwood K., Tai L. L., Sampson N., Zaslavsky A. M., Xuan Z., Kessler R. C. Associations of Sociodemographic Factors and Psychiatric Disorders With Type of School-Based Mental Health Services Received by Youth // Journal of Adolescent Health, 2020. Vol. 67, Iss. 3. P. 392–400. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2020.02.016
26. Paschall M. J., Bersamin M. School-based mental health services, suicide risk and substance use among at-risk adolescents in Oregon // Preventive Medicine. 2018. Vol. 106. P. 209–215. DOI: 10.1016/j.ypmed.2017.11.004
27. Rizk H. I., Abdel-Razik M. S. M., Elsayad A. S., Elhabashi E. M. School health services in Egypt: Critical analysis // Children and Youth Services Review, 2020. Vol. 119. Article number 105609. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105609
28. Paschall M. J., Bersamin M., Finan L. J., Zhang L. School-based health services and educational attainment: Findings from a national longitudinal study // Preventive Medicine. 2019. Vol. 121. P. 74–78. DOI: 10.1016/j.ypmed.2019.02.019
29. Айзман Р. И., Новикова И. И., Пушкарева Е. А. Методологическое обоснование возможности участия педагогов в реализации проекта школьной медицины // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 141–159. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.08
Рецензия
Для цитирования:
Федоров В.А., Третьякова Н.В. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством. Образование и наука. 2023;25(2):15-45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-15-45
For citation:
Fedorov V.A., Tretyakova N.V. Conceptual framework for health-preserving activities in educational organisations within the context of quality management. The Education and science journal. 2023;25(2):15-45. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-2-15-45