Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 25, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 

15-45 412
Аннотация

Введение. Негативная динамика сокращения общей численности детей и роста уровня их заболеваемости в мировом и федеративном пространстве обуславливают остроту решения задач по сохранению здоровья детского населения в рамках системы образования – единственной системы общественного воспитания, в которой охватывается в течение длительного времени практически все детское население. Несмотря на многочисленность исследований и многоаспектность деятельности образовательных организаций в области сохранения здоровья обучающихся, о масштабной результативности данной деятельности говорить не приходится.

Целью исследования является раскрытие концептуальных основ здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством на основе интеграции существующего опыта, его рациональной организации и управления.

Методология и методика исследования. Методологической основой построения концепции выступили процессный и системный подходы. Применение данных подходов позволило обосновать предлагаемые 1) целевые ориентиры здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций; 2) структурные преобразования внутри образовательной организации; 3) принципы процесса управления данной деятельностью и требования к нему. Опытно-поисковой базой исследования выступили 14 общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования Уральского региона с общим числом участников 7 210 чел. В исследовании применялись общенаучные методы – обобщение, сравнение, синтез, анализ, – позволившие осуществить междисциплинарный аналитический обзор проблемного поля исследования.

Оценка эффективности реализации концепции проводилась по авторской системе критериев, соответствующей структуре компонентов качества здоровьесберегающей деятельности (качество условий, качество процессов и качество результатов). Для подтверждения достоверности результатов исследования использовался t-критерий Стьюдента, для выявления зависимостей – метод корреляционного анализа (по Пирсону).

Результаты и научная новизна. В ходе исследования разрешено противоречие между потребностями общества и человека в достижении эффективности деятельности образовательных организаций по сохранению здоровья обучающихся и возможностями системы образования обеспечить реализацию данных потребностей в силу неразработанности концептуальных положений здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством. Одновременно решены вопросы организации данной деятельности и управления ею. Научной новизной исследования выступают разработанные и апробированные концептуальные положения здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в контексте теории управления качеством: 1) целевым ориентиром и результатом здоровьесберегающей деятельности служит формирование и уровень готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности; 2) в основе управления здоровьесберегающей деятельностью лежат положения теории управления качеством, заключающиеся в комплексной реализации идей процессного подхода, нашедшие отражение в авторских принципах управления здоровьесберегающей деятельностью образовательных организаций; 3) уровень организации здоровьесберегающей деятельности зависит от степени структуризации основных ее направлений и обуславливает создание за счет внутренних ресурсов образовательной организации специализированного подразделения – службы здоровья; 4) основными объектами управления здоровьесберегающей деятельностью выступают качество условий, качество процессов и качество результатов здоровьесберегающей деятельности, положенные в основу системы критериев ее комплексной оценки; 5) эффективность реализации концепции зависит от обеспечения постоянного учета потребностей основных субъектов здоровьесберегающей деятельности, постоянного ее улучшения при лидирующей роли управления, ориентации на ключевую цель – формирование готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности и включению в здоровьесберегающую деятельность всех участников образовательного процесса.

Практическая значимость. Применение идей концепции может стать основой для инновационного развития деятельности образовательных организаций в области сохранения здоровья обучающихся, определять направления решения фундаментальных и прикладных проблем настоящего вида образовательной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

46-67 529
Аннотация

Введение. Неформальное образование приобретает новый импульс в контексте построения устойчивого и высокотехнологичного общества. Статья раскрывает актуальные проблемы развития неформального образования как элемента системы lifelong learning и образования взрослых.

Цель. Целью настоящей работы является проведение аналитического обзора современных исследований, раскрывающих международный опыт изучения неформального образования, практик его применения в разных странах, а также механизмов признания его результатов.

Методология и методы. Работа базировалась на методологии сопоставительного анализа и качественного контент-анализа международных статистических и аналитических отчетов ЮНЕСКО, CEDEFOP и др., академических и эмпирических исследований. В ходе аналитического обзора были рассмотрены изменения политики в отношении развития неформального образования, международный и имеющийся в отдельных странах опыт его изучения и реализации.

Результаты. На основе принципа совмещения масштабов выделены три уровня анализа неформального образования (макроуровень/глобальный, мезоуровень/институциональный, микроуровень/личностный). На каждом из них выявлены и описаны ключевая проблематика и тренды в развитии неформального образования. Проведенное исследование дает основание полагать, что практики неформального образования приобретают институциональные формы. Уровень развития неформального образования в разных странах отличается, однако существуют общие тенденции к решению ряда схожих социальных задач за счет ресурсов неформального образования, таких как синхронизация спроса и предложения на рынке труда, социальная инклюзия разных категорий населения и др.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в том, что аналитический обзор раскрывает ресурсный потенциал неформального образования, возможности его применения для переквалификации разных социально-демографических групп населения, глобальные тренды и перспективы его развития.

Практическая значимость состоит в том, что показаны механизмы признания результатов неформального образования. Выявленные тренды и лучший международный опыт можно использовать для интеграции формального и неформального образования, создания экспериментальных площадок обучения, акселерации практических мер образовательной политики.

68-97 276
Аннотация

Введение. В соответствии с Бухарестской декларацией этических ценностей и принципов высшего образования (2004) современные университеты не могут рассматриваться только как научно-технические «фабрики» в отрыве от ценностей и этических норм. В соответствии со своей миссией в обществе они должны «всячески способствовать утверждению и насаждению высочайших моральных норм».

В настоящей статье проблема подготовки будущих государственных служащих и представителей бизнес-сообщества в российских вузах актуализируется на основе анализа результатов исследования их этических установок в целях косвенной оценки эффективности антикоррупционной подготовки студентов профильных образовательных программ по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Право».

Цель данного эмпирического исследования состояла в выявлении этических установок будущих государственных служащих в сравнении с будущими предпринимателями, а также с работниками коммерческих компаний и государственных служащих.

Методология, методы и методики. Было выполнено онлайн-исследование, в котором приняли участие 874 человек. Основная тестовая выборка (134 студента) состояла из двух групп: студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Право» (70 чел.) и студенты программ бизнес-образования (64 чел.). Фоновая выборка состояла из государственных и муниципальных служащих (39,0 % от общей выборки) и работников коммерческих компаний (36,5 %), а также представителей НКО (6,8 %). В ходе сравнительного исследования с помощью опросника «Моральные представления (аморализм) – МПА-2» Е. А. Булгаковой, и шкалы «темного будущего» З. Залесского на выборках будущих чиновников и будущих представителей бизнеса была проверена гипотеза, опирающаяся на некоторые работы зарубежных авторов, которая состояла в том, что у будущих российских предпринимателей ожидалась более высокая (нежели у будущих чиновников) степень релятивизма, отвергающая универсальные моральные принципы и поддерживающая личные моральные стандарты.

Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о том, что будущие государственные служащие значимо чаще, чем будущие представители бизнес сообщества допускают оправдание присвоения чужого, обман по причине недоговоренностей, месть в рамках закона. У них показатели по шкалам цинизма, агрессивности и враждебности будущих госслужащих оказались выше, чем у студентов сферы бизнес-образования. Кроме того, у будущих государственных служащих больше неуверенности по поводу того, смогут ли они в жизни состояться, опасений в связи с возможными столкновениями с жизненными кризисами и трудностями, а также тревог и за свое будущее. Существующие программы обучения по основам профессиональной этики в высшей школе зачастую лишь укрепляют релятивистские взгляды и формируют основы для формирования девиантного поведения в будущем.

Научная новизна. Научная новизна исследования состоит в том, что выполнен теоретических анализ и проведено эмпирическое исследование этических установок у представителей двух профессиональных групп.

Практическая значимость. В рамках развития учебных программ целесообразно усилить акценты, связанные с конструктивно зрелыми этическими установками профессионалов, особенно государственных и муниципальных служащих.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

98-137 406
Аннотация

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью роли классного руководителя в международной образовательной практике. На современном этапе институт классного руководства существует на территории постсоветского пространства, в Китае, Франции и ряде других стран. В США сформировалась особая структура – деканофис, который занимается вопросами воспитания. Во многих странах существуют должности освобожденного от учебной работы воспитателя, прикрепленного к классам, а также наставника, тьютора, выполняющего функцию классного руководителя. В условиях политической напряженности деятельность классного руководителя приобретает опережающий характер, создавая основу для консолидации общества, обеспечения национальной безопасности на базе общенациональных и общечеловеческих ценностей. Классный руководитель осуществляет педагогическое сопровождение воспитательного процесса, сотрудничество со всеми участниками образовательных отношений, является ключевым звеном воспитания. От его деятельности во многом зависят личностное развитие обучающихся и эффективность воспитательной системы школы. Многозначность и многофункциональность деятельности классного руководителя требуют объективной оценки его работы. Оценка эффективности воспитательной деятельности классного руководителя является неотъемлемой частью диагностики качества воспитательной деятельности в школе. В этой связи актуализируется необходимость разработки модели оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя и возможности ее реализации в условиях образовательной организации.

Цель исследования – теоретико-методологическое обоснование, разработка и апробация модели оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Методология, методы и методики исследования базировались на следующих подходах: личностно-ориентированный, системно-деятельностный, интегративный, критериально-уровневый, акмеологический, компетентностный и комплексный. Использовались теоретические методы (теоретический анализ, обобщение и систематизация, моделирование), эмпирические методы (анкетирование, метод экспертных оценок). Исследование осуществлялось в 5 образовательных организациях Нижегородской области, являющихся базами практик подготовки будущих учителей и классных руководителей Мининского университета (Нижний Новгород).

Результаты. В результате была разработана и обоснована структурно-функциональная модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя как способ комплексной диагностики его профессиональной деятельности, повышения качества взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений. Модель представлена в единстве целевого, содержательного, процессуально-организационного и результативно-оценочного компонентов. Представлены результаты апробации разработанной модели.

Научная новизна заключается в разработке структурно-функциональной модели комплексно-дифференцированной оценки эффективности деятельности классного руководителя, отражающей многомерность его деятельности и включающей ценностно-целевые ориентиры, интегративную критериальную матрицу, процедуру оценки, диагностический инструментарий, траектории оценки и технологию их конструирования, механизм подсчета результатов, определяющих эффективность воспитательной деятельности классного руководителя. Спроектированная модель оценки составляет основу для разработки методики оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Практическая значимость. Спроектированная модель оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя может быть использована в практике работы образовательных организаций для разработки системы поощрения деятельности классного руководителя, сопровождения его профессионального роста, создания индивидуальных траекторий профессионального развития, аналитических заключений и экспертиз.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 

138-163 7028
Аннотация

Введение. В 2020 году вынужденная трансформация всех уровней школьного обучения, инициированная в ходе осуществления комплекса мероприятий по борьбе с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, в первые же недели выявила целый ряд проблем, так или иначе затрудняющих полноценное функционирование дистанционного формата обучения. Отсутствие у казахстанского педагогического сообщества сформированного к этому моменту методологического базиса проведения онлайн-уроков определило необходимость изучения и оптимизации форм и технологий взаимодействия с обучающимися, эффективных для использования при переходе системы национального образования на дистанционную модель.

Цель. Цель настоящего исследования заключается в определении эффективных методов дистанционного обучения информатике казахстанских школьников с точки зрения обеспечения поддержания качества знаний и успеваемости обучающихся на достаточном уровне, соответствующем результатам традиционного очного формата образования.

Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 5 педагогов и 320 обучающихся из 3 казахстанских школ. Возраст учащихся на момент проведения эксперимента – от 12 до 18 лет. Для удобства отслеживания качественных изменений уровня подготовки обучающихся в соответствии с выбранными методами дистанционного обучения информатике испытуемые были разделены на 7 групп согласно уровням образования (5–11 классы). По каждому из 320 испытуемых мы проводили три контрольных измерения качества знаний. Для определения статистической достоверности рассчитанных нами средних эталонных значений, определение которых требовалось для подтверждения результативности дальнейшего хода исследования, был проведен расчет t-критерия Стьюдента для непарных выборок по каждой из семи групп. Анализ данных, полученных на завершающем этапе эксперимента, позволил провести их сравнение с эталонными значениями, рассчитанными нами в ходе предварительного этапа описываемого исследования. Сопоставление проводилось методом определения непараметрического критерия U Манна – Уитни для независимых выборок.

Результаты. Предварительный анализ качества знаний по предмету «Информатика» у испытуемых показал в целом высокий и средний уровень усвоения учебного материала и развития предметно-практических навыков, регистрируемый по итогам обучения в очном формате. Передовой опыт составляющих нашу инициативную исследовательскую группу специалистов позволил разработать структурную схему проведения урока в условиях дистанционного формата. Уроки с использованием данной схемы проходили до окончания учебной четверти. Используя расчет U-критерия Манна – Уитни, мы установили, что полученные усредненные показатели качества обучения испытуемых информатике статистически значимо возросли (I группа: Uэмп = 6,49 (p ≤ 0,05), II группа: Uэмп = 7,46 (p ≤ 0,05), III группа: Uэмп = 6,05 (p ≤ 0,01), IV группа: Uэмп = 6,71 (p ≤ 0,05), V группа: Uэмп = 6,91 (p ≤ 0,01), VI группа: Uэмп = 6,65 (p ≤ 0,05), VII группа: Uэмп = 6,21 (p ≤ 0,05)). Несмотря на временное падение эффективности обучения информатике, зарегистрированное при переходе на дистанционный формат, к моменту окончания эксперимента удалось добиться уровней успеваемости и усвоения знаний, соответствующих таковым при очном обучении.

Научная новизна. Эффективность использования выявленных и адаптированных нами подходов и методологий преподавания, которые смогли компенсировать отсутствие возможности проведения традиционных уроков в очном формате и в то же время не допустить падения уровня успеваемости и качества знаний учащихся, подтверждена собранным и проанализированным нами массивом эмпирических данных, значимость которых статистически доказана.

Практическая значимость. Полученные результаты свидетельствуют об успешности осуществленных в рамках данного исследования мероприятий, направленных на оптимизацию эффективности методов обучения казахстанских школьников информатике при переходе на режим дистанционного образования, введенный в спешном порядке в связи с пандемией.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

164-190 338
Аннотация

Введение. Исследование базисных ориентиров социокультурной идентичности современного студента как ценностно-смысловых оснований личностного развития актуально в связи с культурными и нравственными трансформациями современного общества и обусловлено практической необходимостью изменения системы воспитания в высшей школе.

Цель. Исследование направлено на выявление социокультурных характеристик, используя которые современный студент описывает себя при сопоставлении с группой, а также на определение этих групп, которые являются для него предметом идентификации.

Методология, методы и методики. Исследование построено в рамках количественного подхода к сбору и анализу полученных данных, что позволило охватить большую выборку и получить статистически надежные результаты. Теоретические методы: историографический и сравнительно-сопоставительный виды анализа (позволили сформулировать исходные положения исследования); понятийно-терминологический анализ философской, психологической, психолого-педагогической, социально-психологической литературы (применялся для описания категориального поля проблемы); систематизация и концептуализация научных идей. Эмпирические методы: анкетирование, тестирование. Методы обработки данных: методы математической статистики (описательная статистика, Т-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ).

Результаты. В работе представлены результаты эмпирического исследования социокультурной идентичности студентов. Определены основные содержательные составляющие представления современной молодежи о себе: в частности, студенты описывают себя через семейную, учебно-профессиональную, гендерную и национальную принадлежность. Установлены группы, с которыми респонденты себя идентифицируют: это семья и круг друзей. Выявлено, что социокультурная идентичность студентов имеет гендерные, возрастные различия, а также зависит от направления подготовки в вузе. Проанализирована роль представленных результатов в современном международном научном дискурсе.

Научная новизна. Концептуализировано содержание понятия социокультурной идентичности и описаны механизмы ее формирования; выделены основные составляющие в структуре социокультурной идентичности молодых людей; установлены гендерные, возрастные и образовательные различия характеристик социокультурной идентичности обучающихся вузов; выявлены доминантные группы в процессе идентификации молодого человека, имеющие высокую степень значимости.

Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования как духовно-нравственной, ценностно ориентированной основы программы воспитания в высшей школе.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

191-223 366
Аннотация

Введение. Актуальность проблемы статьи определяется необходимостью совершенствования подходов к профессиональной адаптации вузовских студентов в условиях стремительных изменений мира труда и профессий. Предметом исследования выступают различные формы профессиональной адаптации студентов.

Цель статьи – выявить формы профессиональной адаптации студентов в вузе, которые обладают наибольшим потенциалом для адаптации студентов к будущей профессии. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что одной из новых и эффективных форм профессиональной адаптации студентов в вузе может стать их проектная деятельность.

Методология, методы и методики. Основными методологическими подходами исследования являлись общностный и деятельностный. Эмпирической базой статьи выступают результаты всероссийского исследования адаптации студентов в вузах, реализованного с помощью методов онлайн-опроса, фокус-группы, полуформализованного интервью.

Основными результатами исследования являются характеристика форм профессиональной адаптации студентов в вузе, оценка ее основных фоновых факторов, а также освоения студентами норм академической среды как предиктора овладения трудовой и профессиональной этикой, проблемы внедрения проектной деятельности как новой формы адаптации к профессии. Область применения результатов исследования – практика университетского проектного обучения и разработки программ профессиональной адаптации студентов.

В заключении проектное обучение рассматривается как одна из наиболее перспективных форм профессиональной адаптации студентов, потенциал которой не используется в полной мере. Важный вывод авторов состоит в необходимости ориентации студенческих проектов на внешнего заказчика, что создает ситуацию их реального погружения в профессиональную среду.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении новых форм профессиональной адаптации студентов в вузе и обосновании их значимости.

Практическая значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ адаптации студентов и совершенствовании практик их профессиональной адаптации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)