Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДЧИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-118-129

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена дискурсу профессиональной институциональной коммуникации и его моделированию для обучения устных переводчиков. Целью исследования был анализ когнитивных моделей названного дискурса, предлагаемых на современном этапе развития когнитивной лингвистики. Автором сделан вывод об их парадигматико-синтагматической направленности, обозначены константные и вариативные признаки для создания дидактической модели дискурса профессионального общения.

В статье представлена основанная на системном подходе модель дискурс- анализа профессиональной коммуникации, ориентированная на анализ конкретной ситуации опосредованного общения. Полученные результаты могут быть использованы не только при обучении переводчиков, но и при подготовке специали- стов профессии «человек – человек», для которых дискурсивная компетенция является одной их ключевых. 

Об авторе

Е. Ю. Мощанская
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь.
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, лингвистики и межкультурной коммуникации Пермского национального исследовательского политехнического университета.



Список литературы

1. Бейлинсон Л. С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы (на материале коммуникативной практики логопедов): авто- реф. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. 38 с.

2. Волкова Т.А. Дипломатический дискурс в аспекте стратегичности перевода и коммуникации (на мат. английского и русского языков): дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2007.

3. Волкова Т. А. Дискурсивно - коммуникативная модель перевода. М.: Флинта: Наука, 2010. 128 с.

4. Гуреев Е. М. Динамическое моделирование в процессе обучения математике (новые принципы обучения, Средняя школа). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://lit.lib.ru/g/gureew_e_m/text_ 0050.shtml.

5. Макаров М. Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998. 200 с.

6. Мощанская Е. Ю. Ситуативный аспект дискурсивного анализа текста в УПП // Проблемы теории, практики и дидактики перевода: материалы первой междунар. науч. конф. 2007 г. Н. Новгород: ГОУ НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. 182 с. С. 65–66.

7. Мощанская Е. Ю. Дискурс в ситуации устного последовательного перевода // Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков: Устный перевод: материалы междунар. научн.-метод. конф. Пермь: Изд-во ПГТУ, 2008. С. 94–102.

8. Мощанская Е. Ю. Дидактические аспекты обучения устному переводу приветственной речи как типу дискурса // Индустрия перевода и информационное обеспечение инновационной и образовательной деятельности: материалы 3-й Междунар. научн.-практ. конф. Пермь: ГОУ ВПО «Пермский государственный технический университет», 2010. 292 с. С. 156–164.

9. Мощанская Е. Ю. Дискурсивная компетенция устного переводчика // Лингвистика, перевод, дискурс межкультурной коммуникации: материалы XIII Междунар. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 2011. С. 67–76.

10. Наглядность в обучении, связь с познавательными особенностя- ми личности. Интернет-ресурс: http://www.iro.yar.ru/resource/distant/ pedagogy/kr_nagl.html.

11. ОлешковМ.Ю.Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов): автореф. д-ра филол. наук. Н. Тагил, 2007. 42 с.

12. Серова Т. С. Смысловое восприятие и специфика упражнений в устном последовательном одностороннем переводе // Теория и практика перевода и профессиональной подготовки переводчиков: устный перевод: материалы междунар. науч.-метод. конф. Пермь, 2008.

13. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2006. 696 с.

14. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении // Новое в жизни, науке, технике. Сер. 6, Педагогика и психология. М.: Знание, 1984. 80 с.

15. Ширяева Т. А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2008. 50с.

16. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. 212 с.

17. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: учеб. пособие. М: Флинта: Наука, 2006. 136 с.


Для цитирования:


Мощанская Е.Ю. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ДИСКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДЧИКОВ. Образование и наука. 2012;(2):118-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-118-129

For citation:


Y. M.Y. Cognitive Models of Professional Communication Discourse on Teaching the Interpreters. The Education and science journal. 2012;(2):118-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-2-118-129

Просмотров: 745


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)