ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-138-157
Resumen
В статье излагается система работы по формированию методического мышления студентов-филологов. Методологической базой этой системы является процессуально-когнитивный подход, а стратегическим направлением – управление познавательным процессом на всех этапах обучения. Дана характеристика методического мышления, показаны содержание и структура, представленная набором когнитивных компонентов. Утверждается, что, обладая таким мышлением, специалистпрофессионал способен продуктивно работать с лингвистической и методической информацией (анализировать ее, преобразовывать и оптимально адаптировать в учебных целях); свободно формулировать правила использования языковых и речевых средств; осуществлять научно-методические обобщения; оперировать оценочно-диагностическими и оценочноисследовательскими средствами на основе приобретенных исследовательско-проектировочных умений. Процесс развития методического мышления у будущих учителей русского языка описывается на примере цикла семинарских занятий, для которых предлагается специальный комплекс методических задач по отработке когнитивных операций и исследовательских действий. Приводятся типы и алгоритмы составления учебных методических задач. Все эти качества, столь необходимые современному педагогу, возможно выработать на основе использования учебных методических задач, развивающих когнитивные компоненты мышления.
Referencias
1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. Москва, 1999. 322 с.
2. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. Москва, 1999. 354 с.
3. Подгорецкая Н. А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. Москва, 1980. 149 с.
4. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. Москва: Тривола, 1996. 600 с.
5. Табаченко Т. С. Методологические основы оптимизации профессиональной подготовки студентов-филологов на основе процессуально-когнитивного подхода: монография / науч. ред. Л. А. Тростенцова. Москва: Прометей, 2007. 148 с.
6. Табаченко Т. С. Реализация процессуально-когнитивного подхода в профессиональном образовании студентов-филологов // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 99–103.
7. Табаченко Т. С. Процессуально-когнитивный подход в профессиональном образовании студентов-филологов // Преподаватель XXI век. 2007. № 1. С. 32–38.
8. Табаченко Т. С. Проблемы когнитивного обучения в педагогическом образовании // Среднее профессиональное образование. 2007. № 2. С. 2–4.
9. Табаченко Т. С. Профессиональная подготовка студентов-филологов по методике преподавания русского языка на основе процессуально-когнитивного подхода: монография. Ю.-Сахалинск: Сахалинский государственный университет, 2007. 244 с.
Recensión
Para cita:
Tabachenko T.S. DEVELOPING THE METHODICAL THINKING OF PROSPECTIVE RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS. The Education and science journal. 2014;1(3):138-157. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-3-138-157