Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

Полный текст:

Аннотация

Введение. В современных социальных и образовательных условиях процесс неопределенности в педагогической практике происходит стремительными темпами, что обусловлено глобализацией и цифровизацией образования, а также пандемией COVID-19. В результате появляются трансформации и новые функции у преподавателей, что не может не отразиться на их педагогических возможностях, поэтому в статье осуществлена постановка проблемы по этому вопросу.

Цель данной проблемной статьи – рассмотреть с разных точек зрения феномен неопределенности в педагогической деятельности и трансформации функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности, обусловленной цифровизацией образования.

Методология, методы и методики. Работа базировалась на методологии системного, социально-цифрового и междисциплинарного подходов к анализу теоретических источников, зарубежного и отечественного педагогического опыта в сфере неопределенностей; использованы методы анкетирования и интервьюирования преподавателей высшей школы для выявления отношения к профессиональной деятельности в условиях неопределенности.

Результаты и научная новизна. В ходе исследования установлено, что на современном этапе развития образования трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности не исследуется ни в отечественной педагогической практике, ни за рубежом в силу неразработанности теоретических положений в педагогической науке. Осуществлена постановка проблемы в сфере трансформации возможностей и функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности с позиций разных наук. Научная новизна исследования состоит в следующих разработанных положениях: 1) предложена новая трактовка понятия «профессиональные функции преподавателя», включающая профессиональную компетентность и профессиональную деятельность преподавателя в цифровой образовательной среде в рамках его предметной области в университете; 2) разработана педагогическая модель трансформации функций преподавателя в условиях цифровизации образования, включающая в себя функции обучения, воспитания, методическую функцию, а также функцию цифровой дидактики и функцию цифровой компетентности преподавателя; 3) определены факторы неопределенности, обусловленные цифровизацией образования, и их содержание, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы: технологическое управление педагогической деятельностью; педагогическая практика без эмоционального контакта между субъектами образовательного процесса; самореализация в виртуальной среде; необходимость наличия дизайн-мышления; личностный рост преподавателя в цифровой образовательной среде; трансформация функций управления собственной педагогической практикой; 4) разработана классификация неопределенностей, встречающихся в профессиональной деятельности преподавателей высшей школы, на основе двух характеристик: принадлежность к профессиональной образовательной деятельности и цифровое обеспечение педагогической практики.

Практическая значимость. Предлагаемые классификация и факторы неопределенности, оказывающие влияние на процесс трансформации функций преподавателей высшей школы, могут быть использованы в педагогической практике для определения внутренних и внешних воздействий на преподавателей в цифровой образовательной среде.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович – заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессионального развития

Екатеринбург



Т. М. Резер
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Резер Татьяна Михайловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления

Екатеринбург



Н. В. Сыманюк
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Сыманюк Нина Васильевна – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории, методологии и правового обеспечения государственного и муниципального управления

Екатеринбург



Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Лебедева Е. В., Третьякова В. С., Кайгородова А. Е., Сыченко Ю. А., Плаксина Л. Т., Хрулев Д. В., Церковникова Н. Г. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация [Электрон. ресурс]. Екатеринбург: РГППУ, 2021. 120 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/38199/1/978-5-8295-0791-6_2021.pdf (дата обращения: 19.12.2022).

2. Швейцер А. Кризис сознания: сборник работ по «философии кризиса» [Электрон. ресурс]. Москва: Алгоритм, 2009. 272 с. Режим доступа: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/social-naja_filosofija/krizis_soznanija_sbornik_rabot_po_quot_filosofii_krizisa_quot_2009/24-1-0-1643 (дата обращения: 19.12.2022).

3. Уваров А. Ю., Фрумин И. Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования [Электрон. ресурс]. Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 342 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 19.12.2022).

4. Симонова М. М. Проблемы и перспективы коммуникации в современном образовании [Электрон. ресурс] // Проблемы современного образования. 2019. No 1. С. 9–16. Режим доступа: http://pmedu.ru/index.php/ru/2019-god/nomer-1 (дата обращения: 19.12.2022).

5. Мурзина И. Я. Гуманитарное сопротивление в условиях цифровизации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, No 10. С. 90–115. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-10-90-115

6. Мартышенко С. Н. Влияние интернета на формирование коммуникационной среды современной молодежи [Электрон. ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9? No 1 (30). С. 185–189. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-in-terneta-na-formirovanie-kommunikatsionnoy-sredy-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 19.12.2022).

7. Rezer T. M. Historical and pedagogical analysis of the process of global digitalization of education // International Scientific and Practical Conference: Information Technologies in Education: Psychology, Pedagogy, Defectology (ITE-2021), 2021. Rostov-on-Don, 2021. No 273. Article number 12036. DOI: 10.1051/e3sconf/202127312036

8. Сайфулина К. Э., Корзунова Г. Л., Медведев В. А. [и др.] Принятие решения в условиях неопределенности: стратегии использования и исследования // Современная зарубежная психология. 2020. No 9 (2). С. 93–106. DOI: 10.17759/jmfp.2020090208

9. Болотова А. К. Человек в ситуации неопределенности [Электрон. ресурс]. Москва: ТЕИС, 2007. 278 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003815813 (дата обращения: 19.12.2022).

10. Коджаспирова Г. М. Фактор неопределенности в процессе подготовки учителя [Электрон. ресурс] // Человеческий капитал. 2021. No 1 (145). С. 13–19. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44561148 (дата обращения: 19.12.2022).

11. Асмолов А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии: научный журнал. 2017. No 4. С. 3–26. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32324593 (дата обращения: 19.12.2022).

12. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. No 3. С. 49–58. DOI: 10.26170/po20-03-05.

13. Мадера А. Г. Риск под рукой: неопределенности, прогнозирование и оценка [Электрон. ресурс]. Москва: УРСС, 2014. 448 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23624992 (дата обращения: 19.12.2022).

14. Восковская А. С., Карпова Т. А. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования [Электрон. ресурс] // Наука и образование: новое время. 2019. No 1 (30). P. 738–746. Режим доступа: https://articulus-info.ru/wp-content/uploads/2019/02/1_2019o_Voskovskaya-Karpova.pdf (дата обращения: 19.12.2022).

15. Малинина Н. С. Феномен неопределенности в представлениях современной молодежи [Электрон. ресурс] // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. No 3 (4). P. 154–165. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18872765 (дата обращения: 19.12.2022).

16. Sousa R. D., Karimova B., Gorlov S. Digitalization as a new direction in education sphere //The 1st International Conference on Business Technology for a Sustainable Environmental System (BT-SES-2020), E3S Web of Conferences. Almaty, Kazakhstan, 2020. Vol. 159. Article number 09014. DOI: 10.1051/e3sconf/202015909014

17. Kondakov A. M., Kostyleva A. A. Digital education: from school for all to school for each // RUDN Journal of Informatization in Education. 2019. No 16 (4). P. 295–307. DOI: 10.22363/2312-8631-2019-16-4-295-307

18. Warschauer M. The digital divide and social inclusion // Americas Quarterly. 2021. No 6 (2). P.131. Available from: https://americasquarterly.org/the-digital-divide-and-social-inclusion (date of access: 18.12.2022).

19. Гроссман И. Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога [Электрон. ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2011. No 17. С. 4–7. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17737083 (дата обращения: 19.12.2022).

20. Роберт И. В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование. Столица. 2019. No 3. С. 16–26. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37052429 (дата обращения: 19.12.2022).

21. Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения [Электрон. ресурс]. Москва: Перо, 2019. 72 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009954197 (дата обращения: 19.12.2022).

22. Liu Z., Lomovtseva N., Korobeynikova E. Online Learning Platforms: Reconstructing Modern Higher Education // International Journal of Emerging Technologies in Learning (IJET). 2020. No 15 (13). P. 4–21. Available from: https://www.learntechlib.org/p/217605 (date of access: 18.12.2022).

23. Woldeab D., Yawson R. M., Osafo E. A. Systematic Meta-Analytic Reviewof Thinking beyondthe Comparison of Online Versus Traditional Learning // Е-Journal of Business Education & Scholarship of Teaching. 2020. No 14 (1). P. 1–24. Available from: https://www.researchgate.net/pub-lication/342661075_A_Systematic_Meta-Analytic_Review_of_Thinking_beyond_the_Comparison_of_On-line_Versus_Traditional_Learning (date of access: 18.12.2022).

24. McLuhan E. The Genesis of Laws of Media // The Antigonish Review. 1988. No 5. P. 201–202. Available from: https://spectresofmcluhan.arts.ubc.ca/1988.htm(date of access: 18.12.2022).

25. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? [Электрон. ресурс] // Вопросы психологии. 2007. No 6. С. 3–20. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19134703 (дата обращения: 19.12.2022).

26. Bearman M., Boud D., Ajjawi R. New Directions for Assessment in a Digital World // Re-imagining University Assessment in a Digital World. 2020. No 7. P. 7–18. DOI: 10.1007/978-3-030-41956-1_2

27. Dron J., Seidel C., Litten G. Transactional distance in a blended learning environment // Research in Learning Technology. 2004. No 7. 12 (2). P. 163–174. Available from: from https://www.learn-techlib.org/p/105486 (date of access: 18.12.2022).

28. Hattie J., Clarke S. Visible Learning: Feedback. London: Routledge, 2018. 200 p. Available from: https://visible-learning.org/2018/06/visible-learning-feedback-hattie (date of access: 18.12.2022).

29. Wiggins G. Seven Keys to Effective Feedback. Feedback for Learning // Educational Leadership. 2012. No 70 (1). P. 10–16. Available from: http://www.asdn.org/wp-content/uploads/Wiggins-Seven-Keys-to-Effective-Feedback-Article.pdf (date of access: 18.12.2022).

30. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2019. No 2. P. 10–30. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/10774?mode=full (дата обращения: 19.12.2022).

31. Резер Т. М., Владыко А. В. Социально-педагогический аспект развития цифровой образовательной среды [Электрон. ресурс] // Среднее профессиональное образование. 2021. No 4 (308). С. 25–28. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46366609 (дата обращения: 19.12.2022).

32. Синякова М. Г., Шевелева И. Г. Об исследовании психологической безопасности личности сотрудника Министерства по чрезвычайным ситуациям России [Электрон. ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2020. No 2. С. 45–49. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42831230 (дата обращения: 19.12.2022).

33. Horesh D., Brown A. D. Traumatic stress in the age of COVID-19: A call to close critical gaps and adapt to new realities // Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy. 2020. No 12 (4). P. 331–335. DOI: 10.1037/tra0000592

34. Скотникова И. Г., Егорова П. И., Огаркова Ю. Л., Жиганов Л. С. Психологические особенности переживания неопределенности в условиях эпидемии COVID-19. Институт психологии Российской академии наук [Электрон. ресурс] // Социальная и экономическая психология. 2020. No 2 (18). С. 245–268. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43962560 (дата обращения: 19.12.2022).

35. Петракова А. В., Канонир Т. Н., Куликова А. А., Орел Е. А. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 // Вопросы образования. 2021. No 1. С. 93–114. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-93-114

36. Garfin D. R., Silver R. C., Holman E. A. The novel coronavirus (COVID-2019) outbreak: Amplification of public health consequences by media exposure // Health Psychology. 2020. No 39 (5). P. 355–357. DOI: 10.1037/hea0000875

37. Попов А. Б., Соловьева Т. Устойчивость положения работников в контексте пандемии COVID-19: опыт международных исследований [Электрон. ресурс] // Менеджмент. 2020. No 38 (4). С. 101–108. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44415755 (дата обращения: 19.12.2022).

38. Prime H., Wade M., Browne D.T. Risk and resilience in family well-being during the COVID-19 pandemic // American Psychologist. 2020. No 75 (5). P. 631–643. DOI: 10.1037/amp0000660

39. McKinsey & Company. Reimagining the office and work life after COVID-19. Available from: https://www.mckinsey.com/business-functions/organization/our-insights/reimagining-the-office-and-work-life-after-covid-19 (date of access: 18.12.2022).

40. Шурухина Т. Н., Довгаль Г. В., Глухих Е. В., Ключников Д. А. Анализ первых результатов перехода российского образования на дистанционные форматы обучения в период глобальной пандемии COVID-19 [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образованию. 2020. No 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30265 (дата обращения: 18.12.2022).

41. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2001. 285 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000741696 (дата обращения: 19.12.2022).

42. Копытова Н. Г. Многомерная профессиональная деятельность преподавателя: от функций до компетенций [Электрон. ресурс] // Вестник ТГУ. 2012. No 10 (114). С. 103–113. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18248577 (дата обращения: 19.12.2022).

43. Rezer Т. М. Social Values of Students in Conditions of Digitalization of Education and COVID-19// Integration of Education. 2021. No 25 (2). P. 226–243. DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243

44. Васягина Н. Н., Почтарева Е. Ю. Психологическая структура самодетерминации как личностно-профессиональной характеристики субъекта педагогической деятельности [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2018. No 7. С. 43–48. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35441394 (дата обращения: 19.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Резер Т.М., Сыманюк Н.В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы. Образование и наука. 2023;25(5):12-48. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

For citation:


Zeer E.F., Rezer T.M., Symaniuk N.V. Transformation of the capabilities of higher school teachers in conditions of uncertainty: Problem statement. The Education and science journal. 2023;25(5):12-48. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)