Ценностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подход
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-77-105
Аннотация
Введение. Одной из основных задач преподавания иностранных языков для профессиональных целей является формирование профессиональной коммуникативной компетенции студентов. В этой связи в процессе обучения преподавателям вуза важно создать условия для освоения студентами способов и приемов осуществления продуктивного общения не только с позиции языка и культуры, но и их будущей профессии. Во избежание формального освоения педагогической профессии студентам педагогических специальностей важно, помимо логико-гносеологического аспекта, ориентироваться на ценностно-смысловую значимость учебной информации, глубоко понимать, а не запоминать, эмоционально «проживать» знание, наполняя его личностными смыслами. Это возможно в условиях ценностно-смысловой концептуализации осваиваемого знания, осуществляемой в процессе интерпретации и структурирования содержания обучения по образу лингвоконцепта.
Цель – обоснование содержания, методов, приемов и форм ценностно-смысловой концептуализации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам студентов педагогических специальностей.
Методология, методы и методика. В основу работы положены исследование ценностно-смысловых оснований педагогической деятельности с обращением к культурно-исторической концепции, а также феноменолого-герменевтический подход, направленный на актуализацию интерпретационного потенциала содержания обучения. Использованы методы теоретического анализа и синтеза, дедукции и индукции, сравнения, моделирования, включённого наблюдения. Эмпирическое исследование проводилось в течение одного академического года (с сентября 2020 года по июнь 2021 года) на занятиях по «Иностранному языку в профессиональной сфере (английский язык)» с участием 60 студентов, обучающихся на направлении «Педагогическое образование» Тюменского государственного университета. Для оценки результатов опытной работы использовались: тест Л. Михельсона, свободный ассоциативный эксперимент, метод экспертной оценки на основе разработанной авторами уровневой шкалы.
Результаты. Полученные в результате исследования данные подтвердили эффективность структурирования содержания обучения по образу лингвоконцепта. В ходе итогового тестирования коммуникативных и профессиональных умений и навыков большинство студентов продемонстрировали уверенное владение основами профессиональной коммуникации на английском языке. По сравнению с начальным этапом исследования профессиональная коммуникация студентов на английском языке стала более продуктивной. Высказывания отличались осмысленностью, структурированностью, привлечением дополнительного материала из других областей знания, эмоционально-ценностной окрашенностью в виде метафор, идиом, высказываний известных педагогов, прецедентных текстов, умением осуществлять импровизацию и др.
Научная новизна. Дидактически обоснована продуктивность герменевтического подхода в проектировании обучения иностранным языкам на основе структурирования учебного материала по принципу лингвоконцепта, который является опосредующим звеном между научным понятием, с одной стороны, и индивидуальным сознанием и субъективно-личностным опытом обучающихся, с другой.
Об авторах
О. А. ЖегловаРоссия
Жеглова Ольга Александровна – старший преподаватель Центра иностранных языков и коммуникативных технологий
Тюмень
А. Ф. Закирова
Россия
Закирова Альфия Фагаловна – доктор педагогических наук, профессор, и. о. заведующего академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований
Тюмень
Л. В. Шилова
Россия
Шилова Людмила Викторовна – доцент Центра иностранных языков и коммуникативных технологий
Тюмень
Список литературы
1. Позднякова О. К. Аксиологические основания профессиональной позиции педагога [Электрон. ресурс] // Инновационное развитие профессионального образования. 2017. Т. 6, No 2. С. 21–25. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskie-osnovaniya-professionalnoy-pozitsii-pedagoga/viewer (дата обращения: 10.03.2023).
2. Усанова О. Г. Речевая культура как основа профессиональной культурыпедагога [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2010. No 4 (23). С. 124–125. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-kultura-kak-osnova-profes-sionalnoy-kultury-pedagoga/viewer (дата обращения: 10.02.2023).
3. Полани М. Личностное знание: на пути к посткритической философии. Москва: Прогресс, 1985. 344 с. https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/pozitivizm/polani_mishel_lichnostnoe_znanie_na_puti_k_postkriticheskoj_filosofii_izd_1985_g/74-1-0-537 (дата обращения: 03.12. 2022).
4. Комаровский Б. Б. Русская педагогическая терминология. Москва: Просвещение, 1969. 311 с. Режим доступа: https://klex.ru/1ndu (дата обращения: 03.12. 2022).
5. Загвязинский В. И. Педагогические основы интеграции традиционных и новых методов в развивающем обучении. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 118 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004383340 (дата обращения: 03.11. 2022).
6. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2005. No 3 (33). С. 27–39. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu/viewer (дата обращения: 10.02.2023).
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 38 с. Режим доступа: http://library.lgaki.info:404/2019/Зимняя_Ключевые_компетентности.pdf (дата обращения: 08.12.2022).
8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов [Электрон. ресурс] // Вестник института образования человека. 2011. No 1. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24069404 (дата обращения: 03.11.2022).
9. Аскольдов С. А. Концепт и слово [Электрон. ресурс] // Русская словесность о теории словесности к структуре текста. Антология. Москва: Academia, 1997. С. 267–279. Режим доступа: https://studfile.net/preview/9234979/ (дата обращения: 10.02.2023).
10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/2003-03-012-karasik-v-i-yazykovoy-krug-lichnost-kontsepty-diskurs-volgograd-peremena-2002-477-s-bibliogr-s-435476 (дата обращения: 10.02.2023 ).
11. Кубрякова Е. С. О современном понимании термина «концепт» в лингвистике и культурологии [Электрон. ресурс] // Реальность, язык и сознание: международный сборник научных трудов. Тамбов, 2002. С. 5–15. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-ponyatiya-kontsept-v-lingvisticheskoy-paradigme-znaniya-1 (дата обращения: 01.02.2023).
12. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка [Электрон. ресурс] // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52, No 1. С. 3–9. Режим доступа: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4946/ (дата обращения: 01.09.2022).
13. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. Москва: Языки славянских култур, 2007. 277 с. Режим доступа: https://fictionbook.ru/static/trials/00/18/07/00180744.a6.pdf (дата обращения: 01.09.2022).
14. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб: Питер, 2004. 384 с. Режим доступа: http://do.rsmu.ru/fileadmin/user_upload/psf/KHolodnaja_-_Kognitivnye_stili.pdf (дата обращения: 05.02.2023).
15. Маслова В. А. Лингвокультурология. Москва: Академия, 2004. 208 с. Режим доступа: https://libcats.org/book/670967 (дата обращения: 01.11.2022).
16. Василенко С. С. Концептная компетенция как цель обучения иностранному языку студентов лингвистических направлений [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. No 5. С. 151–155. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptnaya-kompetentsiya-kak-tsel-obucheniya-inostrannomu-yazyku-studentov-lingvisticheskih-napravleniy/viewer (дата обращения: 15.09.2022).
17. Литавор В. С. Педагогический концепт как системное проектирование педагогической ситуации [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование. Гуманитарный вектор. 2013. No 4 (36). С. 261–265. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-kontsept-kak-sistemnoe-kreativnoe-proektirovanie-obrazovatelnoy-situatsii (дата обращения: 15.09.2022).
18. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: современное состояние и вектор развития [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. No 3 (31). С. 16–25. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-lingvokontseptologiya-sovremennoe-sostoyanie-i-vektor-razvitiya/viewer (дата обращения: 15.03.2023).
19. Полякова Т. Н. Гуманитарная культура личности – основа и цель современного образования: монография. Санкт-Петербург: Изд-во «Союз», 2008. 114 с. Режим доступа: https://ifap.ru/library/book284.pdf (дата обращения: 01.09.2022).
20. Sabin M. How to use concept-based teaching in your classroom. Atlas. 2021 May 25. Available from: https://www.onatlas.com/blog/how-to-use-concept-based-teaching-in-your-classroom (date of access: 08.01.2022).
21. Erickson H. L., Lanning L. A. Transitioning to concept-based curriculum and instruction: How to bring content and process together. California: Corwin Press, 2014. 224 p. Available from: https://books.google.ru/books?id=r8ZmAgAAQBAJ&redir_esc=y (date of access: 08.01.2022).
22. Lanning L. A., Brown T. Concept-based literacy lessons: Designing learning to ignite understanding and transfer, Grades 4–10. California: Corwin Press, 2019. 153 p. Available from: https://books.google.ru/books?id=Qj5_DwAAQBAJ&redir_esc=y (date of access: 08.01.2022).
23. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании [Электрон. ресурс] // Филологические науки. 2001. No 1. С. 64–72. Режим доступа: http://lincon.narod.ru/lingvocult.htm (дата обращения: 15.02.2023).
24. McCoy J., Ketterlin-Geller L. Rethinking instructional delivery for diverse student populations: Serving all learners with concept-based instruction // Intervention in school and clinic. Available from: http://www.ibmidatlantic.org/McCoy.pdf (date of access: 10.09.2022) DOI: 10.1177/10534512040400020401
25. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг... Концепция педагогической герменевтики: Монография. Москва: ВЛАДОС, 2011. 271 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20239170 (дата обращения: 15.02.2023).
26. Brussow J. A., Roberts K., Scaruto M., Sommer S., Mills C. Concept-based curricula: A national study of critical concepts // Nurse Education. 2019. No 44 (1). P. 15–19. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29474344/ (date of access: 10.09.2022) DOI: 10.1097/NNE.0000000000000515
27. Sibulkin J. Analysis on content-based instruction methods influencing student outcomes in higher education // Open Journal of Social Sciences. 2018. Vol. 6, No 11. Available from: https://www.researchgate.net/publication/328994801_Analysis_on_Content-Based_Instruction_Methods_Influenc-ing_Student_Outcomes_in_Higher_Education (date of access: 10.09.2022). DOI: 10.4236/jss.2018.611013
28. Marschal C., French R. Concept-based inquiry in action: Strategies to promote transferable understanding (Corwin teaching essentials). 2018. 368 p. Available from: https://www.amazon.com/Concept-Based-Inquiry-Action-Transferable-Understanding/dp/150639129X (date of access: 08.01.2022).
29. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2001, 152 с. Режим доступа: https://library.utmn.ru/dl/PPS/Zakirova_139-Osnov_ped_germenevtiki-2011.pdf/view (дата обращения: 10.02.2022).
30. Закирова А. Ф., Володина Е. Н. Исследование тенденций и перспектив модернизации образования: герменевтический подход [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2018. Т. 20, No 9. С. 9–34. Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/1033 (дата обращения: 10.11.2022) DOI: 10.17853/1994-5639-2018-9-9-34
31. Мамардашвили М. К. Форма превращенная [Электрон. ресурс] // Философская энциклопедия: В 5 т. Москва, 1970. Т. 5. 388 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/forma-prevraschyonnaya-kak-universalnaya-kategoriya-dialektiki (дата обращения: 10.11.2022).
32. Henriksson C. Hermeneutic Phenomenology in Education. Sense Publishers: Rotterdam, 2012. 222 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/281041738_Hermeneutic_Phenomenology_in_Education (date of access: 13.03.2023). DOI: 10.1007/978-94-6091-834-6
33. University of Verona. Philosophy of Education (2017/2018).Available from: https://www.corsi.univr.it/?ent=cs&aa=2017%2F2018&codiceCs=W23&codins=10072&discr=&discrCd=&id=360&menu=-Studiare&tab=Insegnamenti (date of access 13.02.2023).
34. Буш Г. Я. Проблемы интеграции научного знания: Теоретико-методологический аспект. Рига: «Зинатне», 1988. 193 с. Режим доступа: https://lib-bkm.ru/14803 (дата обращения: 01.09.2020).
35. Michelson’s Communication Skills Test. Available from: https://en.free-testi.com/testy_na_kommunikativnye_umeniya/1003735/ (date of access: 20.08.2020).
36. Deese J. On the prediction of occurrence of particular verbal intrusions in immediate recall //Journal of Experimental Psychology. 1959. No 58 (1). P. 17–22. DOI: 10.1037/h0046671
37. Osgood C. E. Representational model and relevant research methods // Trends in Content Analysis. Illinois Press, Urbana, 1959. P. 33–88. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/The-representational-model-and-relevant-research-Osgood/5e05823c3c19a25dc06972142718858dd282febe (date of access: 08.01.2021).
38. The Learning Center University of North Carolina at Chapel Hill. Available from: https://learningcenter.unc.edu/tips-and-tools/using-concept-maps/ (date of access: 20.08.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Жеглова О.А., Закирова А.Ф., Шилова Л.В. Ценностно-смысловая концептуализация учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в вузе: герменевтический подход. Образование и наука. 2023;25(5):77-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-77-105
For citation:
Zheglova O.A., Zakirova A.F., Shilova L.V. Value-meaningful conceptualisation of educational material in the process of foreign language teaching at the university: A hermeneutic approach. The Education and science journal. 2023;25(5):77-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-77-105