Социально-педагогические компетенции, необходимые преподавателям учащихся с расстройством аутистического спектра: точка зрения родителей
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-176-194
Аннотация
Введение. Расстройство аутистического спектра (РАС) является одним из широко распространенных видов расстройств во всем мире. Профессионалы в области образования, социологии и медицины постоянно изучают эффективные способы работы с людьми с РАС, потому что с ними нельзя обращаться так же, как с другими, а учителям необходимо погружать их в обычные занятия. Поэтому преподаватели должны иметь достаточную подготовку и развитые компетенции для работы с учащимися с РАС.
Цель. Это исследование направлено на изучение степени, в которой преподаватели учащихся с РАС обладают когнитивными компетенциями и навыками, необходимыми с точки зрения родителей учащихся.
Методология, методы и методики. Для анализа данных был использован количественный метод. В выборку исследования вошли 45 родителей. Используемый инструмент представляет собой контрольный список социально-педагогических компетенций, необходимых преподаватели учащихся с РАС, разработанный Mehidat и др. (2014). Он состоит из 40 пунктов, определяющих шкалу ответов для оценки представлений родителей о важности социально-педагогических компетенций, которыми должен обладать преподаватель.
Результаты. Результаты показали, что родители оценили степень владения учителями социально-педагогическими компетенциями, необходимыми преподавателям учащихся с РАС, как среднюю.
Теоретическая значимость. Настоящее исследование способствует обогащению соответствующей литературы, а также может практически помочь в определении необходимых компетенций и подчеркивании важности владения преподавателями социально-педагогическими компетенциями и навыками для работы с учащимися с РАС. Таким образом, исследование помогает методистам, руководителям и, что наиболее важно, учителям сосредоточиться на этих важных компетенциях и навыках и работать над их изучением, что в итоге может улучшить обучение детей с РАС. Поскольку исследование сосредоточено на точке зрения родителей, оно вносит значительный вклад в повышение качества образования, предоставляемого учащимся с РАС, и делает их конструктивными личностями за счет улучшения их обучения, потому что родители могут использовать эти компетенции и обеспечить наилучшие результаты и максимально эффективную обратную связь.
Практическая значимость. Существуют различные аспекты когнитивных компетенций и навыков, необходимых учителям учащихся с РАС, которые необходимо учитывать заинтересованным сторонам специального образования и политикам в этой области при рассмотрении и разработке программ подготовки и повышения квалификации для учителей учащихся с РАС. Самое главное, существует острая необходимость повышать осведомленность учителей о важности их личностного развития для повышения определенных компетенций и навыков, чтобы они могли выявлять учеников с РАС и эффективно работать с ними, чтобы улучшить их обучение.
Об авторах
М. А. СакарнехИордания
Сакарнех Мохаммад Абед – доктор наук (специальное образование), профессор факультета специального образования Университетского колледжа принцессы Рахмы
Эс-Салт
А. Х. Зиадат
Иордания
Зиадат Айед Хана – доктор наук (специальное образование), профессор факультета специального образования Университетского колледжа принцессы Рахмы
Эс-Салт
А. А. Альмакалех
Иордания
Альмакалех Ахмад Абдулхамид – доцент факультета специального образования Университетского колледжа принцессы Рахмы
Эс-Салт
М. А. Рабабах
Иордания
Рабабах Махмуд Али – PhD (прикладная лингвистика)
Эс-Салт
А. Х. Альхассан
Иордания
Альхассан Абед Альразак Хусейн – доцент
Эс-Салт
Л. А. Аль-Мухайрат
Иордания
Аль-Мухайрат Лунат Абд Аль-Наем – PhD (измерения и оценка), Министерство образования
Амман
Х. А. Аль-Рабабах
Иордания
Аль-Рабабах Хамзе Абдулкарим – старший преподаватель
Ирбид
Список литературы
1. Aysina R. M., Nesterova A. A., Suslova T. F., Khitryuk V. V. Teachers’ attitudes towards inclusive education of children with ASD: A review of Russian and foreign research. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 21 (10): 189–210. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-10-189-210 (In Russ.)
2. Kuznetsova A. A., Solovyeva N. A. Dynamics of psychological characteristics of a student-volunteer in the process of professionally-oriented volunteering activity. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2018; 20 (7): 128–146. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-128-146 (In Russ.)
3. Furrukh J., Anjum G. Coping with autism spectrum disorder (ASD) in Pakistan: A phenomenology of mothers who have children with ASD. Cogent Psychology. 2018; 7: 1–16. DOI: 10.1080/23311908.2020.1728108
4. Nesterova A. A., Aysina R. M., Suslova T. F. A positive socialization model for children with autism spectrum disorders: comprehensive and interdisciplinary approaches. Part 2. Russian experience in social-psychological support of children with ASD and their families. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2016; 18 (3): 140–155. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-3-140-155 (In Russ.)
5. Sakarneh M. A., Sabayleh O. A., Alramamneh A. L. K. The sensory characteristics of children with autism spectrum disorder: teachers’ observation. International Journal of Early Childhood Special Education. 2019; 11 (2): 105–115. DOI: 10.20489/intjecse.670459
6. Majoko T. Practices that support the inclusion of children with autism spectrum disorder in mainstream early childhood education in Zimbabwe. SAGE Open. 2017; 7 (3): 2158244017730387. DOI: 10.1177%2F2158244017730387
7. Brock M. E., Huber H. B., Carter E. W., Juarez A. P., Warren Z. E. Statewide assessment of professional development needs related to educating students with autism spectrum disorder. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2014; 29 (2): 67–79. DOI: 10.1177/1088357614522290
8. Partlo S. Meeting learning needs of children with autism spectrum disorder in elementary education [dissertation on the Internet]. Walden Dissertations and Doctoral Studies Collection. Walden University; 2018 [cited 2022 Aug 08]. Available from: https://scholarworks.waldenu.edu/dissertations/4672
9. Adad W. The role of the family in the rehabilitation of the autistic child a descriptive study on the families of autistic children in the association of hope for children of autism – in Oum El Bouaghi city. Journal of Human Sciences [Internet]. 2017 [cited 2022 Aug 08]; 4 (1): 1047–1057. Available from: https://www.asjp.cerist.dz/en/article/24317 (In Arabic)
10. Anderson L. Schooling for pupils with autism spectrum disorder: Parents’ perspectives. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2020; 50 (12): 4356–4366. DOI: 10.1007/s10803-020-04496-2
11. Simpson R. L. Evidence-based practices and students with Autism Spectrum Disorders. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities. 2005; 20 (3): 140–149. DOI: 10.1177/10883576050200030201
12. Rice C. Prevalence of Autism Spectrum Disorders: Autism and developmental disabilities monitoring network. Centers for Disease Control and Prevention [Internet]. 2007 [cited 2022 Aug 08]; 56: 1–11. Available from: https://www.cdc.gov
13. Al-Rashid A. Some personality traits and their impact on teachers’ performance in the primary stage. The Educational Journal [Internet]. 2001 [cited 2022 Aug 08]; 15 (58): 57–68. Available from: http://pubcouncil.kuniv.edu.kw/joe/homear.aspx?id=8&Root=yes&authid=348# (In Arabic)
14. Hendricks D. Special education teachers serving students with autism: a descriptive study of the characteristics and self-reported knowledge and practices employed. Journal of Vocational Rehabilitation. 2011; 35: 37–50. DOI: 10.3233/JVR-2011-0552
15. Obeidat L. M., Momani H. I., Ammari T. T., Rababah M. A. Athletic identity and its relationship to moral values among physical education university students. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal 2022; 24 (3): 41–77. DOI: 10.17853/1994563920223-41-77
16. Salah B. M., Alhamad N. F., Melhem M. A., Sakarneh M. A., Hayajneh W. S., Rababah M. A. Kindergarten children’ possession of life skills from teachers’ viewpoints. Review of International Geographical Education Online [Internet]. 2021 [cited 2022 Aug 08]; 11 (8): 143–156. Available from: https://rigeo.org/submit-amenuscript/index.php/submission/article/download/2063/1606
17. Mehidat M., Almeqdad Q., Tashtoush R. Cognitive competencies and skills of teachers of Autistic children in Jordan. Sharjah Journal for Humanities and Social Sciences [Internet]. 2014 [cited 2022 August 8]; 11 (2): 67–104. Available from: https://www.sharjah.ac.ae/en/Research/spu/JournalHSS/Documents/V11/N2/Muhammad%20A.%20Mehidat.pdf (In Arabic)
18. Al-Dhmoore N. The educational competencies required for workers in the field of early intervention for people with special needs and their needs in the city of Amman in the Hashemite Kingdom of Jordan [unpublished master’s thesis on the Internet]. The University of Jordan, Jordan; 2006 [cited 2022 August 8]. Available from: http://hip.jopuls.org.jo/c/portal/layout?p_l_id=PUB.1010.1&p_p_id=search_WAR_fusion&p_p_action=1&p_p_state=normal&p_p_mode=view&p_p_col_id=column1&p_p_col_pos=0&p_p_col_count=2&_search_WAR_fusion_action=search (In Arabic)
19. Abu-Sukkar O. M. Employment challenges among youth with autism spectrum disorder from their parents’ perspective in Saudi Arabia. Ankara University Faculty of Educational Sciences Journal of Special Education [Inter net]. 2019 [cited 2022 Aug 08]; 20 (4): 791–814. DOI: 10.21565/ozelegitimdergisi.513419 (In Arabic)
20. Strong J. E. Preparing teachers of learners with autism spectrum disorder: Evidence-based practices and teacher self-efficacy. Unpublished PhD Thesis, Virginia Commonwealth University; 2014. DOI: 10.25772/QV9Z–7556
21. Petrova E. A., Akimova N. N., Romanova A. V., Sokolovskaya I. E. High school students’ perceptions of the modern teacher image. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2020; 22 (2): 98–120. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-98-120 (In Russ.)
22. Corkum P. V., Bryson S. E., Smith I. M., Giffen C., Hume K., Power A. Professional development needs for educators working with children with autism spectrum disorders in inclusive school environments. Exceptionality Education International. 2014; 24 (1): 33–47. DOI: 10.5206/eei.v24i1.7709
23. Varlamov A. A., Skorokhodov I. V., Skorokhodova E. Y., Shpitsberg I. L. Achievements and challenges of autism support system in Russia: A multidimensional stakeholder survey. European Journal of Contemporary Education. 2020; 9 (4): 935–947.
24. Gentles S. J., Nicholas D. B., Jack S. M., Mckibbon K. A., Szatmari P. Parent engagement in autism-related care: A qualitative grounded theory study. Health Psychology and Behavioural Medicine. 2019; 7 (1): 1–18. DOI: 10.1080/21642850.2018.1556666
25. Danaa H. M., Al-mzary M. M., Halasa W. N., Obeidat L. M., Rababah M. A., Al-Alawneh M. K. University students’ ambition levels and vocational tendencies associated with common culture. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022; 24 (6): 153–176. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-6-153-176
26. Salah B. M., Alhamad N. F., Alazzam A. A., Albadarneh M. M., Alqiam H. A., Rababah M. A. Optimism predictive ability and psychological flexibility among students during COVID-19 pandemic. Journal of Educational and Social Research. 2022; 12 (5): 197–206. DOI: 10.36941/jesr-2022-0134
27. Obeidat L. M., Momani H. I., Hayajneh W. S., Ammari T. T., Al-mzary M. M., Rababah M. A. Values system relationship to leadership behavior of practicing and non-sports-practicing university students. International Journal of Instruction. 2022; 15 (3): 869–894. DOI: 10.29333/iji.2022.15347a
28. Rababah M. A. Visitors’ linguistic etiquette [unpublished master’s thesis on the Internet]. Yarmouk University, Jordan; 2000 [cited 2022 Aug 08]. Available from: http://repository.yu.edu.jo/bit-stream/123456789/5363/1/457611.pdf
29. Garbacz S. A., McIntyre L. L., Santiago R. T. Family involvement and parent–teacher relationships for students with autism spectrum disorders. School Psychology Quarterly. 2016; 31 (4): 478–490. DOI: 10.1037/spq0000157
30. Taresh S., Ahmad N. A., Roslan S., Ma’rof A. M., Zaid S. Pre-school teacher’s knowledge, belief, identification skills, and self-efficacy in identifying autism spectrum disorder (ASD): A conceptual framework to identify children with ASD. Brain Sciences. 2020; 10 (165): 1–30. DOI: 10.3390/brainsci10030165
Рецензия
Для цитирования:
Сакарнех М.А., Зиадат А.Х., Альмакалех А.А., Рабабах М.А., Альхассан А.Х., Аль-Мухайрат Л.А., Аль-Рабабах Х.А. Социально-педагогические компетенции, необходимые преподавателям учащихся с расстройством аутистического спектра: точка зрения родителей. Образование и наука. 2023;25(5):176-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-176-194
For citation:
Sakarneh M.A., Ziadat A.H., Almakahleh A.A., Rababah M.A., Alhassan A.H., Al-Muhairat L.A., Al-Rababah H.A. Socio-educational competencies required for teachers of students with autism spectrum disorder: Parents’ perspective. The Education and science journal. 2023;25(5):176-194. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-5-176-194