Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Образ тела и его связь с некоторыми психологическими параметрами у студентов, обучающихся на средней ступени образования в Саудовской Аравии

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-149-165

Полный текст:

Аннотация

   Введение. Восприятие образа тела подростками неразрывно связано с психологическими факторами, такими как самооценка и социальное сравнение. Вторичная стадия оказывается критическим периодом для изучения идентичности, когда образ тела играет жизненно важную роль в формировании психического благополучия и межличностных отношений.

   Цель. Настоящее исследование направлено на изучение у подростков различий и выявление связи образа тела с некоторыми психологическими переменными (удовлетворенность жизнью –
психологическая адаптация) на основании гендерного показателя (мужчины – женщины).

   Методология и методы исследования. Выборка текущего исследования состояла из 433 подростков, из них 220 студентов и 213 студенток; их возраст колебался в пределах 16–19 лет. Для достижения целей исследования автор применил описательный корреляционный подход помимо использования шкалы образа тела, удовлетворенности жизнью и шкалы психологической адаптации. После проверки стабильности и валидности инструментов они были применены к исследуемой выборке.

  Результаты выявили различия между подростками мужского и женского пола в образе тела в пользу юношей, а это означает, что юноши более удовлетворены образом своего тела, чем девушки. Кроме того, существуют различия между подростками мужского и женского пола по степени психологической адаптации в пользу юношей. Однако между подростками мужского и женского пола отсутствуют различия в степени удовлетворенности жизнью и обнаружена положительная, статистически значимая корреляция между удовлетворенностью жизнью и психологической приспособленностью. Кроме того, существует положительная, статистически значимая связь между шкалой образа тела и шкалой психологической адаптации.

   Научная новизна этого исследования заключается в его всестороннем изучении сложного взаимодействия между образом тела и различными психологическими переменными у подростков средней школы. Настоящее исследование вносит вклад в научные знания несколькими способами. Во-первых, оно дает представление о сложной взаимосвязи между образом тела и психологическими переменными среди подростков средней школы, что может помочь в будущих
исследованиях в этой области. Во-вторых, полученные результаты могут способствовать нашему пониманию того, как пол влияет на результаты психического здоровья в подростковом возрасте. В-третьих, оно подчеркивает важность решения проблем образа тела среди подростков и необходимость целевых вмешательств и систем поддержки. В целом это исследование способствует росту объема литературы о психическом здоровье подростков и предоставляет важную информацию для исследователей, педагогов и специалистов по психическому здоровью, работающих с подростками.

   Практическая значимость этого исследования заключается в его способности информировать педагогов, родителей и специалистов в области психического здоровья о важности решения проблем образа тела среди подростков. Подчеркивая различия в удовлетворенности образом тела между полами и связь между образом тела и психологическими факторами, такими как удовлетворенность жизнью и психологическая адаптация, исследование демонстрирует необходимость целенаправленных вмешательств и систем поддержки.

Об авторе

Н. А. Абу Хаммад
Университет принца Саттама бин Абдулазиза
Саудовская Аравия

Абу Хаммад Насер Аддин Ибрагим, доцент (педагогическая психология)

Педагогический колледж

Эль-Харж



Список литературы

1. Abu Hammad N. Body image and its relationship with optimism pessimism and feeling of psychological happiness among a sample of male and female adolescents at the secondary stage. Journal of Education Message [Internet]. 2017 [cited 2022 May 15]; 58 (2): 73–94. Available from: https://gesten.ksu.edu.sa/sites/gesten.ksu.edu.sa/files/4_4.pdf (In Arabic)

2. Cabras C., Mondo M. Coping strategies, optimism, and life satisfaction among first-year university students in Italy: Gender and age differences. Higher Education. 2017; 75 (4): 643–654. DOI: 10.1007/s10734-017-0161-x

3. Guo Y., Chen X. Relationship among satisfaction with life, family care degree, psychological dependency and subjective bias of senior high school student. Psychology. 2016; 7: 418–425. DOI: 10.4236/psych.2016.73044

4. Barakat F. Body image and its relationship with some psychological variables for university: Female students. Journal of Scientific Research in Arts [Internet]. 2011 [cited 2022 May 15]; 14 (3): 337–390. Available from: https://search.mandumah.com/Record/760916 (In Arabic)

5. Bardone C., Cass K., Ford J. Examining body dissatisfaction in young men within a biopsychosocial framework. Body Image. 2008; 5 (2): 183–194. DOI: 10.1016/j.bodyim.2007.12.004

6. Goldbeck L., Besier T., Herschbach P., Henrich G., Schmitz T. Life satisfaction decreases during adolescence. Quality of Life Research. 2007; 16 (6): 969–979. DOI: 10.1007/s11136-007-9205-5

7. Kim O., Kim K. Comparisons of body mass index, perception of body weight, body shape satisfaction, and self–esteem among Korean adolescents. Perceptual and Motor Skills. 2003; 97 (3_suppl): 1339–1346. DOI: 10.2466/pms.2003.97.3f.1339

8. Benjet C., Hernandez L. Gender differences in psychological well-being of Mexican early adolescents. Adolescences. 2001; 36 (141): 47–65.

9. Wade S. Differences in body image and self-esteem in adolescents with and without scoliosis [dissertation]. Adler School of Professional Psychology; 2007. P. 10–45.

10. Huber I. Variables contributing to body image and peer relationships for males and females indulge environment. Sex Roles. 2006; 45 (3/4): 199–215.

11. Cardosi C. Effect of media on female adolescents’ satisfaction with their body image [unpublished doctoral dissertation]. University of Virginia; 2006. DOI: 10.18130/v34k9t

12. Davison T., McCabe M. Adolescent body image and psychosocial functioning. The Journal of Social Psychology. 2005; 146 (1): 15–30. DOI: 10.3200/socp.146.1.15-30

13. Olivardia R., Borowiecki J., Cohane G. Biceps and body image: The relationship between muscularity and self-esteem, depression, and eating disorder symptoms. Psychology of Men & Masculinity. 2002; 5 (2): 112–120.

14. Lu L. Personal and environmental causes of happiness: A longitudinal analysis. Journal of Social Psychology. 1999; 139 (1): 79–90. DOI: 10.1080/00224549909598363

15. Diener D. Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index. American Psychology. 2000; 55 (1): 34–43.

16. Reber S. A., Reber E. The Penguin dictionary of psychology. 3<sup>rd</sup> ed. London: Penguin Books; 2001. 831 p.

17. Fredrickson B. The role of positive emotions in positive psychology: The broaden-and-build theory of positive emotions. American Psychologist. 2001; 56 (3): 218–226. DOI: 10.1037/0003-066x.56.3.218

18. Klassen A., Pusic A., Scott A., Klok J., Cano S. Satisfaction and quality of life in women who undergo breast surgery: A qualitative study. BMC Women’s Health. 2009; 9 (11): 11–22. DOI: 10.1186/1472-6874-9-11

19. Harper F., Guilbault M., Tucker T., Austin T. Happiness as a goal of counseling: Cross-cultural implications. International Journal for the Advancement of Counseling. 2007; 29: 123–136. DOI: 10.1007/s10447-007-9030-0

20. Cohen R. Psychology & adjustment, values, culture, and change. Boston Allyn and Bacon, USA; 1994. 579 p.

21. Al-Khatib B., Awamleh H., Samawi F. Student’s adjustment to college life at Albalqa Applied University. American International Journal of Contemporary Research [Internet]. 2012 [cited 2022 Jul 12]; 2 (11): 7–16. Available from: http://www.aijcrnet.com/journals/Vol_2_No_11_November_2012/2.pdf

22. Hansen J., Stevic R., Warner R. Counseling: Theory and process [Internet]. 2<sup>nd</sup> ed. Boston: Allyn and Bacon; 1985 [cited 2022 May 15]. 538 p. Available from: https://www.worldcat.org/title/174372330

23. Rosen J. C., Srebnik D., Saltzberg E., Wendt S. Development of a body image avoidance questionnaire. Psychological Assessment. 1991; 3 (1): 32–37.

24. Calvete E., Jenninfer K. Perceived social support coping, and symptoms of distress in American and Spanish students. Anxiety, Stress & Coping. 2006; 19 (1): 47–65. DOI: 10.1080/10615800500472963

25. Simon L., Annie B. Social support processes: Mediators of attachment state of mind and adjustment in late adolescence. Attachment & Human Development. 2001; 3 (1): 96–120. DOI: 10.1080/14616730010024762

26. Anwar M. The relationship of body image to some personality variables in adolescents. Journal of the College of Education, Zagazig University [Internet]. 2011 [cited 2022 May 15]; 38 (2): 127–153. Available from: https://search.mandumah.com/Record/112302/Details (In Arabic)

27. Abboud H. Body image and its relationship to aggressive behavior among female students of the College of the Physical Education / University of Diyala. Childhood and Maternity Research Center [Internet]. 2009 [cited 2022 May 15]; 9 (3): 33–60. Available from: http://search.shamaa.org/PDF/Articles/IQJssd/JssdNo11Y2012/jssd_2012-n11_131-160.pdf (In Arabic)


Рецензия

Для цитирования:


Абу Хаммад Н.А. Образ тела и его связь с некоторыми психологическими параметрами у студентов, обучающихся на средней ступени образования в Саудовской Аравии. Образование и наука. 2023;25(6):149-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-149-165

For citation:


Abu Hammad N.A. Body image and its relationship to some psychological variables among students in the secondary stage of education in Saudi Arabia. The Education and science journal. 2023;25(6):149-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-6-149-165

Просмотров: 579


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)