Агентность автора научной статьи: от грамматики языка к грамматике социального
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-44-68
Аннотация
Введение. Публикационное письмо, сформировавшись в последние два десятилетия как самостоятельная область исследований, направлено на помощь автору в подготовке публикации результатов своей научной работы. Исходя из того, что подготовка текста научной статьи является особым видом академической деятельности, исследования говорят о необходимости целенаправленного обучения потенциальных авторов дискурсивному позиционированию в рукописи. Однако в российском образовании существует острая нехватка профессиональных кадров, необходимых для институциональной организации курсов публикационного письма.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы предложить методологию организации неформальных образовательных практик, основанных на принципах самообразования и коллективности, направленных на построение в рукописи позиции автора или авторской агентности по отношению к журналу, выбранному для публикации.
Методология, методы и методики исследования. Теория деятельности является основой подходов, на которые опирается настоящая работа – ситуационное обучение, лаборатория изменений и расширенное научение.
Сравнительно-сопоставительный анализ российских и зарубежных исследований в области публикационного письма показал, что лишь один из трех типов авторской агентности, а именно, трансформирующая агентность, ориентирует автора в работе над рукописью на взаимодействие с журналом. Разработанная в статье методология формирования трансформирующей авторской агентности при подготовке научной публикации ре-концептуализирует модель лаборатории изменений для организации образовательных практик в ситуации публикационного письма. Эти практики реализуют принципы лаборатории изменений: коллективность; двойная стимуляция; разрешение диалектических противоречий путем восхождения от абстрактного к конкретному.
Результаты. Разработана методология организации трех циклов расширенного научения для формирования авторской агентности по отношению к журналу, выбранному для публикации. Первый цикл направлен на выбор журнала и выявление неявных требований к публикации в выбранном журнале. Во втором цикле рукопись последовательно дорабатывается, ориентируясь на эти требованиям. Третий цикл предполагает работу с новым журналом и/или автором, чья рукопись становится объектом расширенного научения.
Научная новизна. Статья рассматривает публикационное письмо как особый вид академической деятельности, что предполагает разработку методологии подготовки результатов научного исследования к публикации в журнале. Такая перспектива позволяет рассматривать публикацию как социальную практику, в которой трансформирующая авторская агентность выстраивается во взаимодействии с журналом как с дискурсивным сообществом.
Практическая значимость. Разработанная в статье методология подготовки рукописи к публикации может стать альтернативой институциональным курсам публикационного письма. Три цикла образовательных практик направлены на развитие публикационной компетенции авторов и повышение качества научной публикаций.
Об авторе
С. А. ШейпакРоссия
Шейпак Светлана Александровна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков филологического факультета
Scopus Author ID 36237763700
ResearcherID Z-2539-2019
Author-ID в РИНЦ 480010
Москва
Список литературы
1. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Научно-педагогические работники как социальная общность в меняющихся условиях академического развития // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 5. С. 147–180. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-5-147-180
2. Васильев И. А. Научно-исследовательская деятельность преподавателей вуза: направления, результаты, перспектива. Социологический контент [Электрон. ресурс] // Образование и наука. 2016. № 4 (133). С. 4–18. Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/issue/viewFile/45/31 (дата обращения: 02.02.2023).
3. Ротгон С. Г. Центры письма в российских университетах: цели, задачи и проблемы // Непрерывное образование: XXI век. 2019. № 1 (25). С. 1–10. DOI: 10.15393/j5.art.2019.4486
4. Squires A. Writing Centers and Academic Professionalization in the Russian Federation // Western Higher Education in Global Context. London: Lexington Books, 2018. P. 1–22. Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3116658 (date of access: 01.02.2023).
5. Bryan A., Volchenkova K. N. Practical challenges of the center of academic writing in Russia: South Ural State University experience // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2017. №. 9 (1). С. 36–41. DOI: 10.14529/ped170105
6. Li Y., Flowerdew J. Teaching English for Research Publication Purposes (ERPP): A review of language teachers’ pedagogical initiatives // English for Specific Purposes. 2020. № 59. P. 29–41. DOI: 10.1016/j.esp.2020.03.002
7. Habibie P. Writing for scholarly publication in a Canadian higher education context: A case study // Research literacies and writing pedagogies for masters and doctoral writers. Leiden: Brill, 2016. P. 51–67.
8. Uzuner S. Multilingual scholars’ participation in core/global academic communities: A literature review // Journal of English for Academic Purposes. 2008. №. 7 (4), P. 250–263. DOI: 10.1016/j.jeap.2008.10.007
9. Hyland K. Participation in publishing: The demoralizing discourse of disadvantage // Novice Writers and Scholarly Publication. London: Palgrave, 2019. P. 13–33 DOI: 10.1007/978-3-319-95333-5_2
10. Badenhorst C., Guerin C. Postgraduate research literacies and writing pedagogies // Research literacies and writing pedagogies for masters and doctoral writers. Leiden: Brill, 2016. P. 3–28. Available from: https://digital.library.adelaide.edu.au/dspace/bitstream/2440/96162/2/hdl_96162.pdf (date of access: 01.02.2023).
11. Ivanič R. I is for interpersonal: Discoursal construction of writer identities and the teaching of writing // Linguistics and Education. 1994. № 6 (1). P. 3–15. DOI: 10.1016/0898-5898(94)90018-3
12. Dugartsyrenova V. A. Supporting genre instruction with an online academic writing tutor: Insights from novice L2 writers // Journal of English for Academic Purposes. 2020. № 44. P. 1–14. DOI: 10.1016/j.jeap.2019.100830
13. Аленькина Т. Б. Особенности развития англоязычного академического письма в России: жанровый подход [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 110–113. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1373 (дата обращения: 01.02.2023).
14. Строкова Т. А. Подготовка аспирантов к исследовательской деятельности: из опыта работы научно-педагогической школы // Образование и наука. 2018. № 10 (20). С. 9–30. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-10-9-30
15. Casanave C. P. Does writing for publication ever get easier? Some reflections from an experienced // Novice Writers and Scholarly Publication. London: Palgrave, 2019. P. 135–151. Available from: https://typeset.io/papers/does-writing-for-publication-ever-get-easier-some-3al51amoq0 (date of access: 01.02.2023).
16. Flowerdew J. Discourse community, legitimate peripheral participation, and the nonnative-English-speaking scholar // TESOL Quarterly. 2000. №. 34 (1). P. 127–150. DOI: 10.2307/3588099
17. Короткина И. Б. Английский язык для научно-публикационных целей как новое направление педагогических исследований [Электрон. ресурс] // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 4. С. 115–130. Режим доступа: https://ozp.instrao.ru/images/nomera/OZP_4_2_53_2018.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
18. Базанова Е. М., Короткина И. Б. Российский консорциум центров письма [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 50–57. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1009 (дата обращения: 01.02.2023).
19. Kempenaar L., Murray R. Analysis of writing programmes for academics: application of a transactional and systems approach // Studies in Higher Education. 2018. № 43 (12). P. 2371–2384. DOI: 10.1080/03075079.2017.1329817
20. Сорокин П. С., Вятская Ю. А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 1. С. 11–52. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-1-11-52
21. Ahearn L. M. Language and agency // Annual review of anthropology. 2001. № 30 (1). P. 109–137. DOI: 10.1146/annurev.anthro.30.1.109
22. Flowerdew L. The Academic Literacies approach to scholarly writing: a view through the lens of the ESP/Genre approach // Studies in Higher Education. 2020. № 3. С. 579–591. DOI: 10.1080/03075079.2019.1576165
23. Kwan B. S. An investigation of instruction in research publishing offered in doctoral programs: The Hong Kong case // Higher Education. 2010. № 59 (1). P. 55–68. DOI: 10.1007/s10734-009-9233-x
24. Corcoran J. N., Englander K., Muresan L.-M. (Editors). Pedagogies and policies for publishing research in English: Local initiatives supporting international scholars. London: Routledge, 2019. Available from: https://www.researchgate.net/publication/331407968_PEDAGOGIES_AND_POLICIES_FOR_PUBLISHING_RESEARCH_IN_ENGLISH_LOCAL_INITIATIVES_SUPPORTING_INTERNATIONAL_SCHOLARS (date of access: 01.02.2023).
25. Bennett K. The political and economic infrastructure of academic practice: The “semiperiphery” as a category for social and linguistic analysis // The semiperiphery of academic writing. London: Palgrave, 2015. P. 1–9. DOI: 10.1057/9781137351197_1
26. Hanauer D. I., Sheridan C. L., Englander K. Linguistic injustice in the writing of research articles in English as a second language: Data from Taiwanese and Mexican researchers // Written Communication. 2019. № 36 (1). P. 136–154. DOI: 10.1177/0741088318804821
27. Swales J. M. Envoi // Pedagogies and Policies for Publishing Research in English. London: Routledge, 2019. P. 284–290. Available from: https://www.researchgate.net/publication/331407968 (date of access: 02/02/2023).
28. Shchemeleva I. “There’s no discrimination, these are just the rules of the game”: Russian scholars’ perception of the research writing and publication process in English // Publications, MDPI. 2021. № 9 (1). P. 1–21. DOI: 10.3390/publications9010008
29. Zheng Y., Cao Y. Publishing research in English for Chinese multilingual scholars in languagerelated disciplines: Towards a biliteracy approach // Pedagogies and Policies for Publishing Research in English. London: Routledge, 2019. P. 161–175. DOI: 10.4324/9781315151229-10
30. Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge university press, 1991. 138 p. DOI: 10.1017/CBO9780511815355
31. Starfield S., Paltridge B. Journal editors: Gatekeepers or custodians? // Novice Writers and Scholarly Publication. London: Palgrave, 2019. P. 253–270. DOI: 10.1007/978-3-319-95333-5_14
32. Porter J. E. Intertextuality and the Discourse Community // Rhetoric Review. 1986. № 5 (1). P. 34–47. DOI: 10.1016/j.jeap.2008.10.007
33. Kwan B. S. Reading in Preparation for Writing a PhD Thesis: Case Studies of Experiences // Journal of English for Academic Purposes. 2009. № 8 (3). P. 180–191. DOI: 10.1016/j.jeap.2009.02.001
34. Шейпак С. А. Опубликовать научную статью: диалог автора и журнала // Высшее образование в России. 2021.Т. 30, № 3. С. 151–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168
35. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. New York: Cambridge University Press; 2015. Available from: https://assets.cambridge.org/97811070/74422/frontmatter/9781107074422_frontmatter.pdf (date of access: 01.02.2023).
36. Дэниэлс Г. Применение теории деятельности в условиях межведомственного взаимодействия // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12, № 3. С. 15–26. DOI: 10.17759/chp.2016120302
37. Virkkunen J., Newnham D. S. The Change Laboratory: A tool for collaborative development of work and education. Rotterdam; Springer Science & Business Media, 2013. Available from: https://link.springer.com/book/10.1007/978-94-6209-326-3 (date of access: 01.02.2023).
38. Brevik L. M., Gudmundsdottir G. B., Lund A., Strømme Aanesland T. Transformative agency in teacher education: Fostering professional digital competence // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2019. № 86. P. 1–15. DOI: 10.1016/j.tate.2019.07.005
39. Martínez-Álvarez P., López-Velásquez A., Kajamaa A. Preparing Educators for Inclusive Bilingual Education: A Boundary Crossing Laboratory Between Professional Groups // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 3. С. 125–134. DOI: 10.17759/chp.2021170316
40. Rivera Maulucci M. S., Brotman J. S., Fain S. S. Fostering structurally transformative teacher agency through science professional development // Journal of Research in Science Teaching. 2015. № 52 (4). P. 545–559. DOI: 10.1002/tea.21222
41. Engeström Y. Ascending from the Abstract to the Concrete as a Principle of Expansive Learning // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 5. С. 31–43. DOI: 10.17759/pse.2020250503
42. Engeström Y., Nuttall J., Hopwood N. Transformative agency by double stimulation: Advances in theory and framework // Pedagogy, Culture & Society. 2022. Vol. 30, № 1. P. 1–7. DOI: 10.1080/14681366.2020.1805499
43. Haapasaari A., Engeström Y., Kerosuo H. The emergence of learners’ transformative agency in a Change Laboratory intervention // Journal of education and work. 2016. Vol. 29, № 2. P. 232–262. DOI: 10.1080/13639080.2014.900168
44. Li M., Garcia Mayo P. Participation and interaction in wiki-based collaborative writing: An activity theory perspective // Working collaboratively in second/foreign language learning. Boston/ Berlin: De Gruyter Mouton, 2021. P. 227–248. DOI: 10.1515/9781501511318-010
45. Li M., Kim D. One wiki, two groups: Dynamic interactions across ESL collaborative writing tasks // Journal of second language writing. 2016. № 31. P. 25–42. DOI: 10.1016/j.jslw.2016.01.002
46. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва: Национальное образование, 2019. 368 с.
47. Роботова А. С. Невидимая лаборатория труда преподавателя высшей школы [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 28–34. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3661 (дата обращения: 01.02.2023).
48. Зырянов В. В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. T. 28, № 10. С. 25–37. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37
49. Долженко Р. А., Лобова С. В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, №. 2. С. 83−96. DOI: 10.15826/umpa.2018.02.019
50. Ефимова Г. З., Сорокин А. Н., Грибовский М. В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. C. 202–230. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-202-230
51. Popova N., Moiseenko Y., Beavitt T. Conformity in Modern Science: An Engine of Societal Transformation // Changing Societies & Personalities. 2017. № 1 (3). P. 237–258. DOI:10.15826/csp.2017.1.3.017
52. Кулешова А. В., Подвойский Д. Г. Парадоксы публикационной активности в поле современной российской науки: генезис, диагноз, тренды // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 4 (146). C. 169–210. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.10
Рецензия
Для цитирования:
Шейпак С.А. Агентность автора научной статьи: от грамматики языка к грамматике социального. Образование и наука. 2023;25(7):44-68. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-44-68
For citation:
Sheypak S.A. Author’s agency in a research article: From the grammar of language to the grammar of communication. The Education and science journal. 2023;25(7):44-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-44-68