ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 
Введение. В последние десятилетия началась постепенная деградация подготовки по математике и физике в школах и вузах, вызвавшая существенное снижение качества профессиональной подготовки студентов в условиях коммерциализации, непрерывных реформ образования и его хаотичной цифровизации. В то же время современная математика и физика стали лидерами трансдисциплинарного тренда в естественных, инженерных и других науках цифровой эры, порождающего универсальную методологию, способную решать сложные многофакторные междисциплинарные проблемы природы и общества. В результате трансдисциплинарного тренда возникли такие научные области, как кибернетика, общая теория систем, теория катастроф, синергетика, искусственный интеллект, большие данные и др. Все эти концепции были разработаны за последние 70–80 лет на основе достижений математики и физики, породивших наиболее уникальные практические достижения современных естественных и технических наук.
Цель – исследовать трансдисциплинарную роль физико-математических дисциплин в современном естественно-научном и инженерном образовании.
Методология, методы и методики. В исследовании важную роль играл системный подход как методология анализа роли систем математических и физических наук в современном образовании. Синергетический подход стал основой исследования трансдисциплинарного тренда этих систем в исторической ретроспективе. В методологии этих подходов важную роль играли методы и методики формирования у студентов целостного научного мировоззрения, в том числе представлений о современной картине мира математики и физики. Важную роль играли также методы формирования у студентов системного мышления (с его важным качеством нелинейности), лежащего в основе решения многофакторных междисциплинарных задач их профессиональной деятельности.
Результаты. Результаты анализа трансдисциплинарной роли физико-математических дисциплин свидетельствуют о фундаментальном значении уникального потенциала этих дисциплин в естественно-научном и инженерном образовании эпохи компьютерной революции.
Научная новизна. Обосновано и охарактеризовано, какие трансдисциплинарные идеи и методы этих дисциплин выводят естественные и инженерные науки на более высокий уровень познания, тем самым способствуя повышению качества естественно-научной и инженерной подготовки студентов в вузах с использованием компьютера.
Практическая значимость. Материалы статьи имеют важное практическое значение в реализации трансдисциплинарного подхода в дидактике и методике обучения физико-математическим дисциплинам в системе естественно-научного и инженерного образования. Они будут интересны как теоретикам образования, так и преподавателям, ведущим профессиональную подготовку студентов естественно-научных и инженерных направлений, и всем, кто заинтересован в благополучном будущем системы образования.
Введение. Публикационное письмо, сформировавшись в последние два десятилетия как самостоятельная область исследований, направлено на помощь автору в подготовке публикации результатов своей научной работы. Исходя из того, что подготовка текста научной статьи является особым видом академической деятельности, исследования говорят о необходимости целенаправленного обучения потенциальных авторов дискурсивному позиционированию в рукописи. Однако в российском образовании существует острая нехватка профессиональных кадров, необходимых для институциональной организации курсов публикационного письма.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы предложить методологию организации неформальных образовательных практик, основанных на принципах самообразования и коллективности, направленных на построение в рукописи позиции автора или авторской агентности по отношению к журналу, выбранному для публикации.
Методология, методы и методики исследования. Теория деятельности является основой подходов, на которые опирается настоящая работа – ситуационное обучение, лаборатория изменений и расширенное научение.
Сравнительно-сопоставительный анализ российских и зарубежных исследований в области публикационного письма показал, что лишь один из трех типов авторской агентности, а именно, трансформирующая агентность, ориентирует автора в работе над рукописью на взаимодействие с журналом. Разработанная в статье методология формирования трансформирующей авторской агентности при подготовке научной публикации ре-концептуализирует модель лаборатории изменений для организации образовательных практик в ситуации публикационного письма. Эти практики реализуют принципы лаборатории изменений: коллективность; двойная стимуляция; разрешение диалектических противоречий путем восхождения от абстрактного к конкретному.
Результаты. Разработана методология организации трех циклов расширенного научения для формирования авторской агентности по отношению к журналу, выбранному для публикации. Первый цикл направлен на выбор журнала и выявление неявных требований к публикации в выбранном журнале. Во втором цикле рукопись последовательно дорабатывается, ориентируясь на эти требованиям. Третий цикл предполагает работу с новым журналом и/или автором, чья рукопись становится объектом расширенного научения.
Научная новизна. Статья рассматривает публикационное письмо как особый вид академической деятельности, что предполагает разработку методологии подготовки результатов научного исследования к публикации в журнале. Такая перспектива позволяет рассматривать публикацию как социальную практику, в которой трансформирующая авторская агентность выстраивается во взаимодействии с журналом как с дискурсивным сообществом.
Практическая значимость. Разработанная в статье методология подготовки рукописи к публикации может стать альтернативой институциональным курсам публикационного письма. Три цикла образовательных практик направлены на развитие публикационной компетенции авторов и повышение качества научной публикаций.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Введение. Современная система высшего образования за последние годы подверглась серьезной цифровой трансформации, активно внедряется электронное, смешанное, мобильное обучение. Наиболее значимым инновационным трендом является смешанное обучение, для которого характерно применение как традиционных, так и цифровых образовательных технологий, что в совокупности способствует сохранению вузовских традиций и активному применению современных информационно-коммуникативных средств в решении образовательных задач. Использование новых моделей смешанного обучения делает вузовское образование более доступным для всех категорий не только российских, но и зарубежных студентов, стимулирующим их самостоятельность и повышающим мотивацию к образованию с опорой на богатый опыт их цифровой коммуникации. В связи с этим усиливается интерес ученых и практиков к проблеме эффективного применения смешанных образовательных технологий (СОТ), подходам и методам ее изучения в вузе.
Целью настоящей работы является теоретическое обоснование методики изучения эффективности смешанных образовательных технологий, разработка и апробация соответствующего методического инструментария с последующей его проверкой на надежность и валидность.
Методология, методы и методики исследования. Исследование проблемы эффективности смешанных образовательных технологий, применяемых в вузах, предусматривает анализ зарубежной и отечественной литературы; систематизацию и обобщение используемых подходов; применение методов моделирования и математической статистики. Методология изучения эффективности СОТ представлена интеграцией процессуального, деятельностного и средового подходов в отборе и обосновании трех критериев для оценки (результативный, дидактический, ресурсный) и системы их показателей в вузовской образовательной практике, которые выступили теоретической основой разработанной методики и отобранного методического инструментария.
Результаты. В процессе исследования были сформулированы концептуальные основы и разработана методика изучения эффективности СОТ, применяемых в современном высшем образовании, определены процедурные этапы и описаны инструменты оценивания, проведены апробация и проверка методики на надежность и валидность.
Научная новизна. Концепция и методика изучения эффективности СОТ является составляющей концепции управления качеством высшего образования в условиях его цифровой трансформации и ресурсно-дидактического обеспечения. Авторская методика не только отражает современные тенденции в повышении объективности педагогического оценивания, но и пополняет его научно-методический арсенал с дополнением многоуровневой системы целей, критериев и методов определения эффективности СОТ в вузе.
Практическая значимость. Предложена новая методика для изучения эффективности СОТ в системе высшего образования. На основе полученных валидных данных и результатов апробации сделан вывод о том, что авторская методика имеет функциональную определенность, способствуя управляемости в дидактическом и ресурсном обеспечении эффективного применения разных моделей смешанного обучения. Практическое применение этой методики будет способствовать повышению качества смешанного обучения в высшей школе и вовлеченности основных субъектов вузовского образования (преподавателей и студентов) в процесс проектирования и отбора традиционных и цифровых технологий для обеспечения его эффективности.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Введение. В материале статьи на примере технического вуза проводится сравнительный анализ оценок ключевых трудностей, выявленных среди профессорско-преподавательского состава (ППС) в процессе перехода на дистанционное обучение весной 2020 и 2022 гг. при COVID-19. Делается вывод о том, какие из них являются триггерными, не теряющими актуальности в условиях повторяемости пандемии (и не только) и умении человека адаптироваться к ситуации. Предлагаются обобщенные рекомендации по компенсации влияния трудностей социально-психологического и коммуникативного характера для улучшения качества педагогической деятельности ППС, опосредованной информационно-коммуникационными технологиями.
Целью исследования является компаративный анализ оценок трудностей, определяемых человеческим фактором и влияющих на реализацию образовательного процесса преподавателем при удаленной (дистантной) работе со студентами.
Методология, методы и методики. Исследование проводилось в весенних семестрах 2020 и 2022 гг. на фоне реализации вынужденного дистанционного образовательного процесса. Использовались методы научно-теоретического анализа, синтеза, эмпирического сбора массива данных двумя поперечными исследованиями с использованием анкетирования, теста социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, теста уровня социальной фрустрированности. Респондентами в двух пулах выступили 307 преподавателей Томского политехнического университета. Обработка результатов осуществлялась методом сравнительного анализа и с использованием программы статистического пакета для общественных наук SPSS 26.0.
Результаты. Сравнительный анализ результатов в двух пулах показал, что ключевыми стали: 1) социально-психологические трудности, связанные с фрустрированностью, сложностью адаптации к дистанционной реализации образовательного процесса ввиду определенной дезориентированности и неготовности преподавателей; 2) коммуникативные трудности, связанные со сложностью удержания внимания студентов и снижением качества усвоения материалов, необходимостью владения лекторами специальными коммуникативными, отвечающими условиям удаленной работы (языковыми, предметными, дискурсивными, прагматическими, социокультурными,техническими), и надпрофессиональными компетенциями, необходимыми при работе в условиях, отличных от традиционных форм преподавания.
Делаются выводы о том, что предпосылки успешного дистанционного обучения определяются как наличием цифровых образовательных платформ и аппаратных ресурсов для их реализации, так и кадровой социопсихологической подготовленностью ППС. В связи с этим выносятся рекомендации по организации последовательной системной работы кадровой службой вуза в части организации обучения преподавателей особенностям работы в дистанционном формате с точки зрения не только технологического (освоения навыков разработки электронных курсов, внедрения типов и видов заданий, содержащих интерактивную, групповую совместную работу, элементы геймификации, дробность материалов и их визуализацию и т. д.), но и психологического принятия ситуации, развития эмоциональной компетентности, адаптивности, социально-психологической устойчивости, а также совершенствования коммуникативной компетентности, отвечающей условиям вызовов настоящего.
Научная новизна и практическая значимость. При сравнительном анализе в динамике выявлено, что трудности социально-психологического и коммуникативного плана, не теряют значимости и влияния на преподавателя, несмотря на повторяемость ситуаций, связанных с резким переходом реализации образовательного процесса от традиционного к удаленному формату. Результаты показывают, что онлайн-преподавание требует специалистов, обладающих особыми надпрофессиональными качествами и soft skills, составляющими коммуникативную компетенцию. В связи с этим необходима комплексная работа HR-службы вуза по компенсации выявленных трудностей и выстраиванию траектории последовательной подготовки ППС к вероятному повторению ситуации с вынужденным дистантом, поскольку риск его повторения, обусловленный пандемией, изменением геополитических или иных условий, достаточно высок. Внедрение предложенных рекомендаций по выстраиванию вектора формирования готовности к удаленной работе позволит снизить негативное социально-психологическое влияние стрессоров и повысить качество реализации образовательного процесса.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 
Введение. Формирование профессиональных планов учащейся молодежи происходит под влиянием значимых Других, состав которых в условиях изменения информационно-технологической парадигмы претерпевает серьезные трансформации, выходя за границы традиционно очерченного круга семьи, друзей, школьных учителей (наставников), и нуждается в уточнении. Недостаточно изучены направленность и интенсивность влияния значимых Других на профессиональные планы современной молодежи, обучающейся в вузах. Решение задачи кадрового возобновления научной сферы страны указывает на необходимость выявления роли значимых Других в готовности российских студентов и аспирантов к построению карьеры ученых.
Цель. В контексте данного исследования значимым Другим выступает реально существующий или вымышленный (придуманный) субъект, оказавший посредством идентификации с ним важное влияние на построение профессиональных планов молодежи, обучающейся в вузе. Перед проведением исследования были поставлены две цели: выявить значимых Других, влияющих на профессиональные планы студентов и аспирантов российских вузов, и установить характер этого воздействия; определить роль значимых Других в готовности к построению научной карьеры студентами и аспирантами.
Методология, методы и методики. Для сбора данных использовался опрос, который включал три части. В первой части собирались общие сведения о респондентах. Вторая часть включала три этапа, которые позволили выявить трех значимых Других, повлиявших на профессиональные планы респондентов, а также установить характер этого воздействия. В ходе третьей части респонденты сообщали о своей готовности к построению научной карьеры. Для первичной обработки применялся контент-анализ. Для вторичной обработки данных применялись методы описательной статистики, непараметрический критерий χ2 Пирсона, качественный анализ. В исследовании приняли участие 1026 молодых людей, средний возраст которых составил 21 год. Среди респондентов 951 студент и 75 аспирантов, обучающихся в 10 российских вузах.
Результаты. По своей направленности на профессиональные планы респондентов значимые Другие оказывают положительное, нейтральное и отрицательное влияние. Положительное воздействие резко преобладает над нейтральной и отрицательной направленностью. Свыше трети студентов и аспирантов затрудняются в определении значимых Других. В число значимых Других входят как реально жившие или ныне живущие люди, так и вымышленные (придуманные) персонажи. Реальные значимые Другие могут быть разделены на две группы: дальнего и ближнего окружения. Роль значимого Другого из дальнего окружения преобладает над влиянием представителей ближнего круга.
Научная новизна. Разработана эмпирическая модель влияющих на планирование профессионального пути значимых Других. Установлено, что респонденты, не готовые к построению научной карьеры, реже других студентов и аспирантов планируют свой профессиональный путь под влиянием значимых Других из числа ученых и первооткрывателей. Иерархические структуры значимых Других студентов и аспирантов, различающихся по готовности к построению научной карьеры, имеют разный компонентный состав, включают от пяти до семи уровней. Кроме того, следует отметить более высокий ранг ученых и первооткрывателей в качестве значимых Других в выборке будущих ученых.
Практическая значимость. Полученные результаты, углубляющие понимание механизма профессиональной идентификации и принятия карьерных решений, могут быть использованы в практике профессиональной ориентации и карьерного консультирования молодежи. Поскольку большинство студентов и аспирантов при построении профессиональных планов испытывают трудности или идентифицируют себя с вымышленными персонажами, деятелями искусства и массмедиа, то правильный выбор содержания и каналов профпропаганды может обеспечить привлечение молодежи в вузы на социально значимые для страны направления подготовки .
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 
Введение. Это исследование было проведено с целью выявления факторов, влияющих на удовлетворенность пользователей, чтобы определить качество веб-сайта, обеспечивающего качество образования в профессионально-технических учебных заведениях, и выработать наилучшие рекомендации по улучшению этой онлайн-системы.
Цель. Это исследование направлено на анализ качества веб-сайта по обеспечению качества образования в профессионально-технических учебных заведениях, который влияет на удовлетворенность пользователей с использованием модели WebQual.
Методология и методы исследования. В этом исследовании использовалось моделирование структурных уравнений – частичный метод наименьших квадратов (PLS-SEM). Был применен метод целевой выборки для определения респондентов из операторов или пользователей веб-сайта из 36 профессиональных школ в провинции Джокьякарта, Индонезия.
Результаты. На основе результатов анализа было установлено, что фактор качества взаимодействия с сервисом существенно повлиял на качество электронных услуг на веб-сайте для обеспечения качества образования в профессионально-техническом учебном заведении, что затем непосредственно сказалось на удовлетворенности пользователей веб-сайта.
Практическая значимость. В исследовании приводятся рекомендации для разработки и оптимизации веб-сайтов, обеспечивающих качество образования в профессионально-технических учебных заведениях. Это исследование также может быть полезным для школ в плане облегчения отчетности о результатах деятельности через веб-сайты обеспечения качества образования.
Введение. Пандемия COVID-19, широко распространившаяся по миру в начале 2020 года, серьёзно повлияла на образовательную сферу в целом. Под влиянием пандемии меняются психология молодых людей, их ценностные ориентации, мысли о будущем, их самочувствие и поведение. Р. Инглхарт отмечает, что данный процесс неоднороден и в разных странах мира проявляется по-разному. В развитых странах с преобладанием ценностей самовыражения и секулярно-рациональных ценностей пандемия сказалась более болезненно, нежели в развивающихся странах с традиционными ценностями и ценностями выживания. В данном исследовании представлено, как пандемия сказалась на ценностях студенческой молодежи в Казахстане – стране, которая, согласно карте культурных ценностей Р. Инглхарта, занимает нейтральное положение, а также проанализировано, соотносятся ли тенденции в Казахстане с общемировыми.
Цель. Основной целью данного исследования является выявление того, как пандемия повлияла на ценностные ориентиры студенческой молодежи в Казахстане и других странах. Основная гипотеза, выведенная по аналогии с другими странами мира, заключается в утверждении, что пандемия привела к широким депрессиям среди казахстанской молодежи, пошатнув их жизненные ценности и значимость обучения.
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической базой статьи выступили исследования Р. Инглхарта и К. Вельцеля, посвященные проблематике ценностей, в том числе в условиях пандемийного кризиса. Был также использован метод опроса. Он проводился на основе сформированной выборки: 1000 студентов очных отделений вузов из 17 регионов Казахстана (трех мегаполисов и 14 областей). Использовалась анкета, содержащая 13 ключевых вопросов, касающихся ценностей молодых людей, их перспектив на будущее, страхов и тревог, качества образования.
Результаты. Результаты данного исследования и их сравнение с аналогичными опросами в других странах мира позволяют сделать вывод, что казахстанские студенты в целом переживают такие же негативные последствия пандемии, как и их сверстники из других стран. Однако в вопросах жизненных целей, образовательных ценностей, карьерных перспектив и общего благополучия казахстанские студенты проявляют большую жизнестойкость и позитивный настрой. Исходя из позиции Р. Инглхарта, это произошло из-за невысокого экономического развития страны, причисляемой, согласно его системе ценностей, к странам развивающимся, с сильным традиционным укладом и преобладанием ценностей выживания.
Научная новизна. В статье впервые сделана попытка проанализировать ценности казахстанской студенческой молодежи сквозь призму концепции Р. Инглхарта и К. Вельцеля, а также показано влияние пандемии на самочувствие, качество образования и ценностные ориентации молодежи в Казахстане и других странах мира.
Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы для разработки новых подходов к обучению/воспитанию студенческой молодежи с учетом влияния пандемии, ухудшения самочувствия студенческой молодежи и кризиса ценностей. Настоящее исследование вскрывает специфику данных процессов в Казахстане – одной из стран постсоветского пространства, относящихся к развивающимся, традиционным странам.
ISSN 2310-5828 (Online)