Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Вынужденное дистанционное обучение в российском техническом вузе: сравнительный анализ оценок ключевых трудностей

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-103-123

Полный текст:

Аннотация

Введение. В материале статьи на примере технического вуза проводится сравнительный анализ оценок ключевых трудностей, выявленных среди профессорско-преподавательского состава (ППС) в процессе перехода на дистанционное обучение весной 2020 и 2022 гг. при COVID-19. Делается вывод о том, какие из них являются триггерными, не теряющими актуальности в условиях повторяемости пандемии (и не только) и умении человека адаптироваться к ситуации. Предлагаются обобщенные рекомендации по компенсации влияния трудностей социально-психологического и коммуникативного характера для улучшения качества педагогической деятельности ППС, опосредованной информационно-коммуникационными технологиями.

Целью исследования является компаративный анализ оценок трудностей, определяемых человеческим фактором и влияющих на реализацию образовательного процесса преподавателем при удаленной (дистантной) работе со студентами.

Методология, методы и методики. Исследование проводилось в весенних семестрах 2020 и 2022 гг. на фоне реализации вынужденного дистанционного образовательного процесса. Использовались методы научно-теоретического анализа, синтеза, эмпирического сбора массива данных двумя поперечными исследованиями с использованием анкетирования, теста социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда, теста уровня социальной фрустрированности. Респондентами в двух пулах выступили 307 преподавателей Томского политехнического университета. Обработка результатов осуществлялась методом сравнительного анализа и с использованием программы статистического пакета для общественных наук SPSS 26.0.

Результаты. Сравнительный анализ результатов в двух пулах показал, что ключевыми стали: 1) социально-психологические трудности, связанные с фрустрированностью, сложностью адаптации к дистанционной реализации образовательного процесса ввиду определенной дезориентированности и неготовности преподавателей; 2) коммуникативные трудности, связанные со сложностью удержания внимания студентов и снижением качества усвоения материалов, необходимостью владения лекторами специальными коммуникативными, отвечающими условиям удаленной работы (языковыми, предметными, дискурсивными, прагматическими, социокультурными,техническими), и надпрофессиональными компетенциями, необходимыми при работе в условиях, отличных от традиционных форм преподавания.

Делаются выводы о том, что предпосылки успешного дистанционного обучения определяются как наличием цифровых образовательных платформ и аппаратных ресурсов для их реализации, так и кадровой социопсихологической подготовленностью ППС. В связи с этим выносятся рекомендации по организации последовательной системной работы кадровой службой вуза в части организации обучения преподавателей особенностям работы в дистанционном формате с точки зрения не только технологического (освоения навыков разработки электронных курсов, внедрения типов и видов заданий, содержащих интерактивную, групповую совместную работу, элементы геймификации, дробность материалов и их визуализацию и т. д.), но и психологического принятия ситуации, развития эмоциональной компетентности, адаптивности, социально-психологической устойчивости, а также совершенствования коммуникативной компетентности, отвечающей условиям вызовов настоящего.

Научная новизна и практическая значимость. При сравнительном анализе в динамике выявлено, что трудности социально-психологического и коммуникативного плана, не теряют значимости и влияния на преподавателя, несмотря на повторяемость ситуаций, связанных с резким переходом реализации образовательного процесса от традиционного к удаленному формату. Результаты показывают, что онлайн-преподавание требует специалистов, обладающих особыми надпрофессиональными качествами и soft skills, составляющими коммуникативную компетенцию. В связи с этим необходима комплексная работа HR-службы вуза по компенсации выявленных трудностей и выстраиванию траектории последовательной подготовки ППС к вероятному повторению ситуации с вынужденным дистантом, поскольку риск его повторения, обусловленный пандемией, изменением геополитических или иных условий, достаточно высок. Внедрение предложенных рекомендаций по выстраиванию вектора формирования готовности к удаленной работе позволит снизить негативное социально-психологическое влияние стрессоров и повысить качество реализации образовательного процесса.

Об авторах

Н. А. Лукьянова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Лукьянова Наталья Александровна – доктор философских наук, доцент, профессор 

Scopus Author ID 14043682600

ResearcherID N-5955-2015

Томск



Ю. О. Охорзина
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Охорзина Юлия Олеговна – кандидат экономических наук, доцент

Scopus Author ID 57218094844

ResearcherID K-5986-2018

Томск 



Т. В. Конюхова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Россия

Конюхова Татьяна Васильевна – кандидат философских наук, доцент

Scopus Author ID 58029976200

ResearcherID J-9573-2017

Томск



О. Н. Киселев
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Киселев Олег Николаевич – доктор технических наук, доцент, профессор  


Scopus Author ID 7005690439

ResearcherID ABB-6311-2021

Томск



Список литературы

1. Tchoshanov M. A. Learning sciences perspective on engineering of distance learning. Part 2 // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 43–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-43-58

2. Almaiah M. A., Al-Khasawneh A., Althunibat A. Exploring the critical challenges and factors influencing the e-learning system usage during COVID-19 pandemic // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. P. 5261–5280. DOI: 10.1007/s10639-020-10219-y

3. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Glowatz M. COVID-19: 20 Countries’ higher education intra-period digital pedagogy responses // Journal of Applied Teaching and Learning, 2020. Vol. 3, № .1. P. 1–20. DOI: 10.37074/jalt.2020.3.1.7

4. Marasi S., Jones B., Parker J. M. Faculty satisfaction with online teaching: A comprehensive study with American faculty // Studies in Higher Education. 2022. Vol. 43, № 3. P. 513–525. DOI: 10.1080/03075079.2020.1767050

5. Лобова С. В., Понькина Е. В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 1. С. 23–35. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-23-35

6. Панферов В. Н., Безгодова С. А., Васильева С. В., Иванов А. С., Микляева А. В. Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях онлайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 127–143. DOI: 10.17759/sps.2020110108

7. Раман А., Таннималаи Р. Факторы, влияющие на поведенческое намерение использовать электронное обучение при получении высшего образования в условиях пандемии Covid-19: модель UTAUT2 // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 82–93. DOI: 10.17759/pse.2021260305

8. Батракова И. С., Глубокова Е. Н., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8–9. С. 10–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19

9. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988. 263 с.

10. Косинова Е. П. Мотивация педагогов высшего учебного заведения как фактор их социально-психологической профессиональной адаптации [Электрон. ресурс] // Управленческое консультирование. 2014. № 7 (67). С. 140–150. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-pedagogov-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-kak-faktor-ih-sotsialno-psihologicheskoyprofessionalnoy-adaptatsii/viewer (дата обращения: 28.09.2021).

11. Kuvaeva I., Achan N., Lozovskaya K. University students: Connection between representations of stress and coping strategies // Changing Societies & Personalities. 2017. № 1 (3). P. 271–283. DOI: 10.15826/csp.2017.1.3.019

12. Соколова Н. А., Руденко А. В. Факторы социально-психологической адаптации молодых педагогов [Электрон. ресурс] // Здравоохранение, образование и безопасность. 2018. № 3 (15). С. 136–142. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36665918 (дата обращения: 25.10.2020).

13. Коломацкий Д. А. Взаимосвязь социально-психологической адаптации и копинг-стратегии у педагогов [Электрон. ресурс] // Вестник Екатерининского института. 2014. № 3 (27). C. 93–97. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/2686156/d.a.kolomackij.-vzaimosvyaz._-social._no (дата обращения: 28.09.2021).

14. Sharplin E. Coping strategies for adaptation to new teacher appointments: Intervention for retention // Teaching and Teacher Education. 2011. Vol. 27, № 1. P. 136–146. DOI: 10.1016/j.tate.2010.07.010

15. Hoekstra A., Korthagen F. A. Teacher learning in a context of educational change: Informal learning versus systematically supported learning // Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 62, № 1. P. 76–92. DOI: 10.1177/0022487110382917

16. Drexler W. The networked student model for construction of personal learning environments: Balancing teacher control and student autonomy // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. Vol. 26, № 3. P. 369–385. DOI: 10.14742/ajet.1081

17. Deed C., Lesko Th. M., Lovejoy V. Teacher adaptation to personalized learning spaces // Teacher Development. 2014. Vol. 18, № 3. P. 369–383. DOI: 10.1080/13664530.2014.919345

18. Larsen T. J., Sørebø A. M., Sørebø Ø. The role of task-technology fit as users’ motivation to continue information system use // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25, № 3. P. 778–784. DOI: 10.1016/j.chb.2009.02.006

19. Sørebø Ø., Halvari H., Gulli V. F., Kristiansen R. The role of self-determination theory in explaining teachers’ motivation to continue to use e-learning technology // Computers & Education. 2009. Vol. 53. № 4. P. 1177–1187. DOI: 10.1016/j.compedu.2009.06.001

20. Bøe T., Sandvik K., Gulbrandsen B. Continued use of e-learning technology in higher education: A managerial perspective // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46, № 12. P. 2664–2679. DOI: 10.1080/03075079.2020.1754781

21. Hung M. C., Chang I. C., Hwang H. G. Exploring academic teachers’ continuance toward the webbased learning system: The role of causal attributions // Computers & Education. 2011. Vol. 57, № 2. P. 1530–1543. DOI: 10.1016/j.compedu.2011.02.001

22. Тищенко В. А. Барьеры общения в электронной коммуникации [Электрон. ресурс] // Educational Technology & Society. 2008. № 11 (2). С. 366–377. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bariery-obscheniya-v-elektronnoy-kommunikatsii (дата обращения: 28.09.2021).

23. Пробин П. С. Проблемы формирования образовательных коммуникаций в высшей школе посредством дистанционных платформ обучения [Электрон. ресурс] // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. № 4 (21). С. 20–24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32324692 (дата обращения: 28.09.2021).

24. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. Ч. 1. М.: ВЛАДОС, 1995. 543 с.

25. Сторожева С. П., Струкова Е. Г., Шилин Р. Д. Коммуникационные практики сохранения контингента студентов в системе дистанционного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 10, № 4. С. 4190–4201. DOI: 10.20.913/2618.7515.2020.4.03

26. Баранов А. Ю., Малкова Т. В. Проблемы педагогического общения в условиях дистанционного обучения [Электрон. ресурс] // Вопросы педагогики. 2020. № 6-2. С. 38–40. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43061006 (дата обращения: 28.09.2021).

27. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Беребин М. А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и её практическое применение. Методические рекомендации. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. 2004. 28 c.

28. Курилова А. 82 % преподавателей говорят о позитивном влиянии онлайн-образования [Электрон. ресурс] // Ведомости. 2022. 31 января. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/01/31/907180-onlain-obrazovaniya (дата обращения: 31.01.2022).

29. Кораблина М. В., Бабушкина О. Н. Актуализация дистанционной коммуникации в вузе: проблемы и перспективы развития [Электрон. ресурс] // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 7. С. 169–173. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38154 (дата обращения: 21.10.2021).

30. Белякова И. Е., Кечерукова М. А., Мурзина Ю. С. Креативность и эмоциональное благополучие студентов в период вынужденного дистанционного обучения: взаимосвязь явлений // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 8. С. 138–169. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-138-169

31. Фукс К., Каррила С. Удовлетворенность дистанционным обучением в вузах Таиланда // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 206–224. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-206-224

32. Жанбурбаева А. М., Брейтигам Э. К. Учебно-исследовательская деятельность учащихся: создание эффективных педагогических условий в период пандемии // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 8. С. 33–63. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-8-33-63

33. Куликова С. С., Яковлева О. В. Педагогическое управление в цифровой образовательной среде: вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 48–83. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-2-48-83

34. Kibirige I. Short Learning Programmes for Skills Development Beyond COVID-19 // Changing Societies & Personalities. 2022. № 6 (3). P. 504–523. DOI:10.15826/csp.2022.6.3.187


Рецензия

Для цитирования:


Лукьянова Н.А., Охорзина Ю.О., Конюхова Т.В., Киселев О.Н. Вынужденное дистанционное обучение в российском техническом вузе: сравнительный анализ оценок ключевых трудностей. Образование и наука. 2023;25(7):103-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-103-123

For citation:


Lukianova N.A., Okhorzina J.O., Konyukhova T.V., Kiselev O.N. Forced distance learning at a Russian technical university: A comparative analysis of key challenges assessment. The Education and science journal. 2023;25(7):103-123. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-103-123

Просмотров: 46


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)