Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Система ценностей современной молодежи после пандемии COVID-19

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-172-191

Аннотация

Введение. Пандемия COVID-19, широко распространившаяся по миру в начале 2020 года, серьёзно повлияла на образовательную сферу в целом. Под влиянием пандемии меняются психология молодых людей, их ценностные ориентации, мысли о будущем, их самочувствие и поведение. Р. Инглхарт отмечает, что данный процесс неоднороден и в разных странах мира проявляется по-разному. В развитых странах с преобладанием ценностей самовыражения и секулярно-рациональных ценностей пандемия сказалась более болезненно, нежели в развивающихся странах с традиционными ценностями и ценностями выживания. В данном исследовании представлено, как пандемия сказалась на ценностях студенческой молодежи в Казахстане – стране, которая, согласно карте культурных ценностей Р. Инглхарта, занимает нейтральное положение, а также проанализировано, соотносятся ли тенденции в Казахстане с общемировыми.

Цель. Основной целью данного исследования является выявление того, как пандемия повлияла на ценностные ориентиры студенческой молодежи в Казахстане и других странах. Основная гипотеза, выведенная по аналогии с другими странами мира, заключается в утверждении, что пандемия привела к широким депрессиям среди казахстанской молодежи, пошатнув их жизненные ценности и значимость обучения.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологической базой статьи выступили исследования Р. Инглхарта и К. Вельцеля, посвященные проблематике ценностей, в том числе в условиях пандемийного кризиса. Был также использован метод опроса. Он проводился на основе сформированной выборки: 1000 студентов очных отделений вузов из 17 регионов Казахстана (трех мегаполисов и 14 областей). Использовалась анкета, содержащая 13 ключевых вопросов, касающихся ценностей молодых людей, их перспектив на будущее, страхов и тревог, качества образования.

Результаты. Результаты данного исследования и их сравнение с аналогичными опросами в других странах мира позволяют сделать вывод, что казахстанские студенты в целом переживают такие же негативные последствия пандемии, как и их сверстники из других стран. Однако в вопросах жизненных целей, образовательных ценностей, карьерных перспектив и общего благополучия казахстанские студенты проявляют большую жизнестойкость и позитивный настрой. Исходя из позиции Р. Инглхарта, это произошло из-за невысокого экономического развития страны, причисляемой, согласно его системе ценностей, к странам развивающимся, с сильным традиционным укладом и преобладанием ценностей выживания.

Научная новизна. В статье впервые сделана попытка проанализировать ценности казахстанской студенческой молодежи сквозь призму концепции Р. Инглхарта и К. Вельцеля, а также показано влияние пандемии на самочувствие, качество образования и ценностные ориентации молодежи в Казахстане и других странах мира.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы для разработки новых подходов к обучению/воспитанию студенческой молодежи с учетом влияния пандемии, ухудшения самочувствия студенческой молодежи и кризиса ценностей. Настоящее исследование вскрывает специфику данных процессов в Казахстане – одной из стран постсоветского пространства, относящихся к развивающимся, традиционным странам.

Об авторах

М. С. Ашилова
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Казахстан

Ашилова Мадина Серикбековна – PhD, доцент

Алматы



О. Я. Ким
Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана
Казахстан

Ким Ольга Яковлевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой международных коммуникаций 

Алматы



А. С. Бегалинов
Международный университет информационных технологий
Казахстан

Бегалинов Алибек Серикбекович– PhD, доцент 

Алматы 



К. К. Бегалинова
Казахский национальный университет имени аль Фараби
Казахстан

Бегалинова Калимаш Капсамаровна – доктор философских наук, профессор

 Алматы



Список литературы

1. Trinidad J. Equity, engagement, and health: School organisational issues and priorities during COVID-19. Journal of Educational Administration and History. 2021; 53 (1): 67–80. DOI: 10.1080/00220620.2020.1858764

2. Zolotov A. V., Pripuzova N. A. Reproduction of social norms in Russia. Voprosy Ekonomiki. 2020; (7): 127–141. DOI: 10.32609/0042-8736-2020-7-127-141 (In Russ.)

3. Forster C., Hawlitschek A., Hajji R. Pandemic-related stress experiences, resources and depressive moods of students at the end of the online winter semester 2020/21. Präv Gesundheitsf. 2022. DOI: 10.1007/s11553-022-00949-x

4. Inglehart R., Welzel Ch. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge: Cambridge University Press; 2005. 344 p.

5. Almakaeva A. M., Mavletova A. M. Modernization process in Russia: Can we expect the shift to emancipative values? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2018; 6: 91–112. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.05

6. Khabibulin R. K., Deyneka O. S. Post-materialist values and concerns of political stability. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija = Modern Problems of Science and Education. 2015; 1-1: 1525–1525. (In Russ.)

7. Davydov D. A. Ronald Inglehart’s concept of post-materialism in critical perspective. Nauchnyj ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural’skogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk = Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2018; 18 (3): 86–102. DOI: 10.17506/ryipl.2016.18.3.86102 (In Russ.)

8. Sheena M., Aminath R., Raheema A. R., Hawwa S. M., Aishath Z. N. Social value orientations and public confidence in institutions: A young democracy under the imprint of COVID-19. Cosmopolitan Civil Societies: An Interdisciplinary Journal. 2021; 13 (2). DOI: 10.5130/ccs.v13.i2.7548

9. Equitable futures. Equitable Futures National Youth Poll 2020–2021 [Internet]. 2021 [cited 2022 Nov 18]. Available from: https://www.equitablefutures.org/covid19

10. Johnes H., Manze M., Ngo V., Lamberson P., Freudengberg N. The impact of the COVID-19 pandemic on college students’ health and financial stability in New York City: Findings from a population-based sample of city university of New York (CUNY) students. Journal of Urban Health-Bulletin of the New York Academy of Medicine. 2021; 98 (2): 187–196. DOI: 10.1101/2020.12.08.20246074

11. Rodriguez-Planas N. Hitting where it hurts most: COVID-19 and low-income urban college students. Economics of Education Review. 2022; 87. DOI: 10.1016/j.econedurev.2022.102233

12. Hamilton M. Coronavirus and students of higher educational institutions: England, 4 to 12 May 2021 [Internet]. 2020 [cited 2021 May 24]. Available from: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/healthandsocialcare/healthandwellbeing/bulletins/coronavirusandhighereducationstudents/england4to12may2021

13. Zhou N. Young Australians are delaying the achievement of life goals due to the pandemic and are pessimistic about the future. The Guardian [Internet]. 2020 [cited 2020 Nov 20]. Available from: https://www.theguardian.com/business/2020/nov/05/young-australians-delaying-life-goals-due-topandemic-and-feel-pessimistic-about-future

14. Jessup B., Hoang H., Podubinski T., Obamiro K., etc. I can’t go, I can’t afford it: Financial concern amongst health students undertaking rural and remote placements during COVID-19. Australian Journal of Rural Health. 2022; 30 (2): 238–255. DOI: 10.1111/ajr.12855

15. Moldes O., Dineva D., Ku L. Has the COVID-19 pandemic made us more materialistic? The effect of COVID-19 and lockdown restrictions on the endorsement of materialism. Psychology & Marketing. 2022; 9 (5): 892–905. DOI: 10.1002/mar.21627

16. Schwartz K., Exner-Kortens D., McMorris C., Makarenko E., Arnold P., Bavel M., Williams S., Canfield R. COVID-19 and student welfare: Stress and mental health during the return to school. Canadian Journal of School Psychology. 2021; 36 (2): 166–185. DOI: 10.1177/08295735211001653

17. Aslan I., Ochnik D., Cinar O. Exploring perceived stress among students in Turkey during the COVID-19 pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020; 17 (23). DOI: 10.3390/ijerph17238961

18. Alyoubi A., Halstead E., Zambelli Z., Dimitriou D. The impact of the COVID-19 pandemic on students’ mental health and sleep in Saudi Arabia. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 18 (17). DOI: 10.3390/ijerph18179344

19. Dosil-Santamaria M., Ozamiz-Etxebarria N., Idoiaga Mondragon N., Reyes-Sosa H., Santabárbara J. Emotional state of Mexican university students in the COVID-19 pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021; 19 (4). DOI: 10.3390/ijerph19042155

20. da Paixao G., Kiepek N., Ausman Ch., Beagan B., Patten S. Occupational participation, stress, anxiety and depression in workers and students from Brazilian universities during the COVID-19 pandemic. Cadernos Brasileiros De Terapia Ocupacional-Brazilian Journal of Occupational Therapy. 2022; 30. DOI: 10.1590/2526-8910

21. Liu F., Dai L., Cai Yu., Chen X., Li J., Shi L. Psychological state and its correlates of local college students in Wuhan during COVID-19 pandemic. Psychology in the Schools. 2022; 1-11. DOI: 10.1002/pits.22699

22. Ghazawy E., Ashraf A., Eman M., Doaa M., Arafa A., Mohammed Z., et al. Psychological impacts of COVID-19 pandemic on the university students in Egypt. Health Promotion International. 2021; 6 (4): 1116–1125. DOI: 10.1093/heapro/daaa147

23. Pretorius T. Depression among health care students in the time of COVID-19: The mediating role of resilience in the hopelessness-depression relationship. South African Journal of Psychology. 2021; 51 (2): 269–278. DOI: 10.1177/0081246321994452

24. Lee H., Noh Y., Seo J., Park S., Kim M., Won S. Impact of the COVID-19 pandemic on the mental health of adolescent students in Daegu, Korea. Journal of Korean Medical Science. 2021; 36 (46): 321. DOI: 10.3346/jkms.2021.36.e321

25. Jenabi E., Bashirian S., Khazaei S., Poordavood M., Heidarimoghadam R., Barati M., Shirahmadi S., et al. Rates of anxiety, depression, and stress among high school students during the COVID-19 pandemic. Current Psychiatry Research and Reviews. 2021; 17 (2): 98–104. DOI: 10.2174/2666082217666210924143126

26. Wang S., Goodman J. Mental health of HBCU college students during the COVID-19 pandemic. Journal of American College Health. 2022. DOI: 10.1080/07448481.2022.2072173

27. Son C., Hegde S., Smith A., Wang X., Sasangohar F. Effects of COVID-19 on college students’ mental health in the United States: Interview survey study. Journal of Medical Internet Research. 2020; 22 (9): e21279. DOI: 10.2196/21279

28. Charles N., Strong S., Burns L., Bullerjahn M., Serafine K. Increased mood disorder symptoms, perceived stress, and alcohol use among college students during the COVID-19 pandemic. Psychiatry Research. 2021; 296. DOI: 10.1016/j.psychres.2021.113706

29. Aristovnik A., Kerzhits D., Ravshel D., Tomazevic N., Umek L. The impact of the COVID-19 pandemic on the lives of university students: A global perspective. Sustainability. 2020; 12 (20): 8438. DOI: 10.3390/su12208438

30. Buzatu A., Cojoc C., Cotovici E., Spirache M., Trandafir R., Paun M. Students’ perception of online education in the COVID-19 pandemic framework. Romanian Statistical Review. 2020; 3: 3–14.

31. Btoush M. Online courses quality and distance education amid COVID-19 pandemic: Al-Balqa applied university-IT faculty students’ perceptions. International Journal of Knowledge and Learning. 2022; 15 (1): 1–15. DOI: 10.1504/IJKL.2022.119913

32. Clark A., Nong H., Zhu H., Zhu R. Compensating for academic loss: Online learning and student performance during the COVID-19 pandemic. China Economic Review. 2021; 68. DOI: 10.1016/j.chieco.2021.101629

33. Gupta R., Aggarwal A., Sable D., Chahar P. The Covid-19 pandemic and online education: The impact on students, parents and teachers. Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2021: 1–24. DOI: 10.1080/10911359.2021.1909518

34. Shokhin V. K., Abushenko V. L. Aksiologiya / Gumanitarnyj portal: Konczepty = Axiology / Humanitarian Portal: Concepts [Internet]. Czentr gumanitarnykh tekhnologij = Centre for Humanitarian Technologies. 2022 [cited 2022 Nov 18]. Available from: https://gtmarket.ru/concepts/6894 (In Russ.)

35. Nagoeva L. Kh. Value orientations: Concept and phenomenon. Novye tekhnologii = New Technologies [Internet]. 2011 [cited 2022 Nov 20]; 4. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (In Russ.)

36. Krendl A. Changes in stress predict worse mental health outcomes for college students than does loneliness; evidence from the COVID-19 pandemic. Journal of American College Health. 2021. DOI: 10.1080/07448481.2021.1887198

37. Chang J., Ji Ya., Li Y., Pan H., Su P. Prevalence of anxiety symptom and depressive symptom among college students during COVID-19 pandemic. A meta-analysis. Journal of Affective Disorder. 2021; 292: 242–254.

38. Duarte I., Alves A., Coelho A., Ferreira A., Cabral B., Silva B., et al. The mediating role of resilience and life satisfaction in the relationship between stress and burnout in medical students during the COVID-19 pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2022; 19 (5). DOI: 10.3390/ijerph19052822

39. Deng J., Zhou F., Hou W., Silver Z., Wong C., Chang O., et al. The prevalence of depressive symptoms, anxiety symptoms and sleep disturbance in higher education students during the COVID-19 pandemic: A systematic review and meta-analysis. Psychiatry Research. 2021; 301. DOI: 10.1016/j.psychres.2021.113863

40. Hiler T. How COVID-19 made the value of higher education a top priority. Third Way [Internet]. 2020 [cited 2020 Dec 17]. Available from: https://www.thirdway.org/memo/how-covid-19-made-higher-education-value-a-top-priority

41. Sarsembek G. E. Values of modern youth of Kazakhstan [Internet]. 2020 [cited 2022 Nov 20]. Available from: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/83471/1/978-5-7996-2997-7_2020_091.pdf (In Russ.)

42. Town S., Weber J., Nagy N. Changes in business students’ value orientations after the COVID-19 outbreak: An exploration. Business and Society Review. 2022; 127: 253–282. DOI: 10.1111/basr.12257


Рецензия

Для цитирования:


Ашилова М.С., Ким О.Я., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. Система ценностей современной молодежи после пандемии COVID-19. Образование и наука. 2023;25(7):172-191. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-172-191

For citation:


Ashilova M.S., Kim O.Ya., Begalinov A.S., Begalinova K.K. The value system of modern youth after the COVID-19 pandemic. The Education and science journal. 2023;25(7):172-191. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-7-172-191

Просмотров: 633


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)