КУЛЬТУРНАЯ ТОПОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-3-16

Полный текст:


Аннотация

Современная культура ставит человека перед выбором, касающимся фундаментальных основ его жизни: быть креативным или сойти со сцены. Цена упущенных и постоянно упускаемых вследствие стереотипности и инкапсулированности мышления возможностей неуклонно возрастает. В статье раскрываются социокультурные условия и необходимая культурная топология развития креативности и креативного потенциала Человека XXI в. Рассмотрено содержание понятия креативности, показано, как стремительно расширяется поле данного феномена в современном дискурсе. Это связано с бурным распространением по всему миру многообразных креативных практик, затрагивающих самые разные сферы и существенным образом меняющих векторы прогресса в областях экономики, бизнеса, культуры, производственных технологий, труда, занятости, социальной стратификации. Автор обращает внимание на то, что креативность все больше приобретает черты социального процесса, и на неуклонный рост численности креативного класса; выделяет две прямо противоположные стратегии, существенно влияющие на модификацию топологии социального и культурного пространства. Одна из них, используемая во всех передовых странах мира, способствует развитию креативного человеческого капитала, другая, к сожалению характерная для нашей страны, – строится на установке, что креативный человек пробьется сам. Однако для решения актуальных задач инновационного развития креативный капитал современной России количественно явно недостаточен, а следование второй стратегии грозит тем, что мы обречены оставаться страной нереализованных возможностей и будем воспроизводить ситуации, требующие все новых и новых вложений в социальное обеспечение и решение социальных проблем. Чтобы избежать такой участи, на взгляд автора статьи, нужно преодолеть три глубоко укоренившихся социальных архетипа: «образовательный предметоцентризм», «организационный абсолютизм» и «культурный остракизм». 


Об авторе

Л. М. Андрюхина
Уральское отделение Российской академии образования, г. Екатеринбург
Россия

доктор философских наук, ученый секретарь Уральского отделения Российской академии образования



Список литературы

1. Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М., 1997.

2. Нордстрем К. Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. М., 2007.

3. Пономарева А. М. Теория и методология креатива в системе коммуникационного маркетинга: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2009.

4. Фельдштейн Д. И. Психолого - педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. No 5 (73). 2010. С. 3–14.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее, М.: Классика – XXI, 2007.

6. Хомяков Д. С. Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Андрюхина Л.М. КУЛЬТУРНАЯ ТОПОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА. Образование и наука. 2012;(3):3-16. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-3-16

For citation: Andryukhina L.M. Cultural Topology of Creativity. The Education and science journal. 2012;(3):3-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-3-16

Просмотров: 707

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)