Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 3 (2012)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3

ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

3-16 1666
Аннотация

Современная культура ставит человека перед выбором, касающимся фундаментальных основ его жизни: быть креативным или сойти со сцены. Цена упущенных и постоянно упускаемых вследствие стереотипности и инкапсулированности мышления возможностей неуклонно возрастает. В статье раскрываются социокультурные условия и необходимая культурная топология развития креативности и креативного потенциала Человека XXI в. Рассмотрено содержание понятия креативности, показано, как стремительно расширяется поле данного феномена в современном дискурсе. Это связано с бурным распространением по всему миру многообразных креативных практик, затрагивающих самые разные сферы и существенным образом меняющих векторы прогресса в областях экономики, бизнеса, культуры, производственных технологий, труда, занятости, социальной стратификации. Автор обращает внимание на то, что креативность все больше приобретает черты социального процесса, и на неуклонный рост численности креативного класса; выделяет две прямо противоположные стратегии, существенно влияющие на модификацию топологии социального и культурного пространства. Одна из них, используемая во всех передовых странах мира, способствует развитию креативного человеческого капитала, другая, к сожалению характерная для нашей страны, – строится на установке, что креативный человек пробьется сам. Однако для решения актуальных задач инновационного развития креативный капитал современной России количественно явно недостаточен, а следование второй стратегии грозит тем, что мы обречены оставаться страной нереализованных возможностей и будем воспроизводить ситуации, требующие все новых и новых вложений в социальное обеспечение и решение социальных проблем. Чтобы избежать такой участи, на взгляд автора статьи, нужно преодолеть три глубоко укоренившихся социальных архетипа: «образовательный предметоцентризм», «организационный абсолютизм» и «культурный остракизм». 

16-24 1521
Аннотация

Автор статьи размышляет об итогах социальных и экономических преобразований, проводившихся в России в течение двух последних десятилетий. Анализируется ситуация, которая сложилась в стране в настоящее время, психологическая атмосфера в обществе и мироощущение отдельно взятого человека, которое определяется, с одной стороны, заметно укрепившимся материальным благополучием, с другой – неудовлетворенностью жизнью, надвигающейся духовной пустотой, чувством одиночества в толпе, невозможностью самому влиять на собственную судьбу. Представлены три наиболее распространенные версии ответа на вопрос, какое общество строит Россия в XXI в.: официальное мнение, привлекательное для людей сильных, предприимчивых и амбициозных, которое заключается в том, что мы, создаем демократическое, гражданское, правовое общество, или иначе – общество потребления; обывательская точка зрения, основанная не на теоретических выкладках, а на эмоциональных ощущениях, – ничего мы не строим; и реальная позиция. В заключение статьи дана характеристика сформировавшейся отечественной экономической модели, которая, по мнению автора, основана на гибридном советско-либеральном способе хозяйствования, губительном для государства и общества, и которую, безусловно, следует менять исходя не из интересов собственников, а из интересов народного хозяйства страны. 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

25-34 1326
Аннотация

В статье приведены результаты исследования процесса освоения теоретических основ дискретной математики студентами профессионально- педагогических специальностей. Базой методологического анализа стали предмет и функции этой науки и ее роль в математическом моделировании и вычислительных процессах.

Современная дискретная математика, т. е. математика структур финитного (конечного) характера, занимает важное место в модернизации профессионального образования. Особенно велико ее значение для подготовки выпускников педагогических специальностей, которые в недалеком будущем сами будут нести ответственность за качество обучения специалистов среднего и высшего звена инженерно-технической области: сегодня во многих отраслях все чаще возникают задачи, при решении которых требуется одновременное применение как непрерывных (основанных на методах классической математики), так и дискретных моделей.

Подготовка будущих профессиональных педагогов вобласти дискретной математики должна быть нацелена на адекватное специальности освоение математического моделирования, систем компьютерной математики, компьютерных технологий. Автор акцентирует внимание на том, что фундаментальная позиция в изучении студентами дискретной математики принадлежит овладению языком доминирующих в ней алгебраических, порядковых структур и логических, алгоритмических, комбинаторных схем. Охарактеризованы основные ориентиры отбора содержания рассматриваемого обучения. Приведенные теоретические положения исследования могут быть использованы в разработке и совершенствовании учебных планов и рабочих программ обучения бакалавров и магистров профессионально-педагогических специальностей. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

35-45 1347
Аннотация

Статья посвящена проблемам протекания процесса становления субъектов в условиях образовательной среды, а также вопросам использования соответствующих психотехнологий сопровождения и оптимизации.

Показано соотношение понятий «личность» и «субъект», научно-семантическая граница между которыми пока остается достаточно размытой. В последнее время в рамках компетентностного подхода, базирующегося на положениях общепризнанной в образовании и психологии деятельностной парадигмы, происходит параллельное и весьма активное оперирование этими терминами. Поэтому выяснение специфики их генезиса является весьма своевременным и важным. Авторами сделан вывод, что субъект не тождественен личности, равно как становление субъектности не тождествено процессу личностного развития.

Посредством теоретического анализа отечественных подходов к рассмотрению феноменов субъекта и субъектности смоделированы четыре стадии процесса субъектогенеза в образовательном пространстве. На каждом этапе становления субъекта в определенных условиях необходимо использовать психотехнологии, соответствующие актуальным задачам субъектогенеза, что позволит оптимизировать процесс образования в контексте компетентностного подхода. Предложено уровневое описание названного процесса и модель его оптимизации в ходе применения адресных психотехнологий. Модель может использоваться как методологическое основание для комплексного построения и оптимизации психолого-педагогического сопровождения становления субъектов образовательной среды в условиях ее функционирования и как теоретическая основа для формирования и коррекции стратегии воспитательной работы конкретного учебного заведения. 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

46-63 1536
Аннотация

В статье на основе метода сравнительного анализа рассматривается восприятие произведений искусства различных жанров. Задача публикации – привлечь внимание к эстетическому наследию Ивана Александровича Ильина, к его духовной актологии – надежному ориентиру для всех, кто продолжает в отечественном искусстве линию А. С. Пушкина. Целью проведенного исследования стало раскрытие основных эстетических и искусствоведческих категорий, которые ввел И. А. Ильин и которые в настоящее время являются неотъемлемой частью полноценного содержания художественного образования. Конкретизируются понятия «художественный акт», «уровни художественного произведения», «художественность», «художественное воспитание». Опираясь на классические труды по эстетике выдающегося русского мыслителя, авторы делают попытку выявить основы понимания художественности. Показаны различные «слои» художественного произведения, предложены ответы на вопросы, что индуцирует художественный предмет, что представляет собой творческий акт порождения художественности и каким должно быть художественное воспитание.

Актуальность проблемы художественного воспитания связана с процессом деградации культуры, вырождением ее в техническую цивилизацию пошлости, вытеснением искусства коммерческими зрелищами. Однако благодаря искусству развивается продуктивное воображение, вне которого невозможно творчество ни в одной области. Преподаватель искусства, художник и предметный критик совместными усилиями могли бы повысить общий духовный уровень, приучить искать в искусстве не развлечения, а духовного и художественного совершенства.

Результаты аналитического исследования могут быть применены как в области теории эстетики и искусствоведения, так и в системе преподавания учебных дисциплин культурологического, эстетического и художественного профилей. 

63-73 1291
Аннотация

 Статья посвящена проблеме этико-культурологической поддержки интеллектуально-творческой деятельности. Методологической основой исследования является дифференцированное осмысление отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ ее образовательного потенциала. 

Рассмотрены особенности аристократической системы нравственных качеств человека и интеллигентности, названы их важнейшие характеристики. Новизна подхода заключается в том, что аристократическая модель системы нравственных ценностей осмыслена как личностное условие продуктивной интеллектуально-творческой деятельности. Осуществлен исторический экскурс ее формирования, сформулированы функции и специфика проявления рассматриваемого типа российской поливариантной нравственной культуры, выделены объективные и субъективные условия ее становления, обоснована органичность интеллигентности для субъектов интеллектуально-творческой деятельности.

Авторы статьи считают, что воспроизводство интеллигентности в качестве одного из вариантов нравственной культуры России в настоящее время зависит как от собственного пути развития нашего народа, так и от перспектив прогресса мирового сообщества в целом. На современном этапе, когда постиндустриальная эпоха сменяется информационной и в общественной жизни ведущее место постепенно занимает информационное производство, всеобщим продуктом которого является знание и информация, появляются новые возможности для дальнейшей эволюции такого явления, как интеллигентность. Ее педагогический потенциал необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе. 

СОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

74-89 1301
Аннотация

Предметом статьи является поиск путей решения проблемы низкой эффективности в вузах профилактических мероприятий, связанных с интолерантным и экстремистским поведением субъектов образовательного процесса. Причины такого поведения в студенческой среде и актуализации среди молодежи национально-религиозных контекстов самоидентификации, неизбежно приводящая к обострению межличностных взаимоотношений, связаны, по мнению автора, с характерными для нашей страны в последние несколько десятилетий снижением престижности высшего образования, ростом прагматизма и формализма в отношении к его получению, фактическим нивелированием ключевых ценностей высшей школы. Для изменения сложившейся ситуации, возобновления важнейшей функции вузов – формирования интеллектуальной и профессиональной элиты, воспитания специалистов с гуманными ценностными ориентирами, социально ответственных, с активной гражданской позицией – необходимо, среди прочего, создание системы профилактики и коррекции интолерантных и экстремистских тенденций. Однако данная задача сопряжена с целым рядом серьезных проблем, которые подробно перечислены в статье.

Дано описание методики построения системы комплексной профилактики рассматриваемых негативных явлений в условиях высшего учебного заведения. Охарактеризованы конкретные этапы методики, технологии и организационные формы. Описан опыт ее осуществления в Тюменском государственном университете и приведены отдельные результаты реализации. Материалы статьи могут быть интересны и полезны организаторам воспитательно-профилактической работы вузов. 

89-99 1177
Аннотация

В статье говорится о роли социальной рекламы в распространении идей сабриентологии – науки, исследующей явления, негативно влияющие на человеческое сознание, изучающей закономерности жизнедеятельности общества, в котором трезвость является жизненно значимой нормой и ценностью граждан, а применение психоактивных веществ сведено к минимуму, безопасному для прогрессивного развития личности и общества в целом. В сабриентологии большое внимание уделяется психическим процессам, широко используются теории педагогического взаимодействия между людьми, рассматриваются социальные перспективы здоровья нации. Данная область знания может оказать существенную помощь педагогам и воспитателям в противодействии наркомании, табакокурению, токсикомании и алкоголизму. Авторы перечисляют структурные элементы сабриентологии, описывают ее педагогические направления, а также показывают возможности социальной рекламы в сфере образования, благодаря которым формируются идеалы нравственного и физического благополучия и стереотипы устойчивого, социально адекватного поведения молодежи.

Социальная реклама – актуальный и качественно новый ресурс в пропаганде здорового, трезвого образа жизни и всего того, что позволяет сохранить и возвысить сознание личности. Она выполняет информационную, коммуникативную, воспитательную, патриотическую, имиджевую функции и обладает мощным потенциалом влияния на сознание и поступки людей. Этот вид информационной деятельности, по утверждению авторов публикации, весьма перспективен и эффективен в продвижении идей сабриентологии, в утверждении в обществе моральных ценностей и норм, в проведении государственной антиалкогольной и антинаркотической политики. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

100-111 1360
Аннотация

Технология «кейс-стади» является одним из продуктивных инструментов формирования экологической компетенции обучающихся. В ее структуру успешно встраиваются многие современные интерактивные технологии, способствующие реализации компетентностного подхода. Ядро «кейс-стади» составляет проблемный метод обучения. Эта технология позволяет наиболее полно реализовать педагогическую триаду «обучение – воспитание – развитие»: предоставляет педагогу возможность создать группы учащихся с близкими интересами, способностями и возможностями, учесть психологические особенности каждого ученика, дать каждому посильное и соответствующее его интересам задание, создать условия мотивации деятельности.

В статье описана краткая история возникновения «кейс-стади», рассмотрены некоторые теоретические и методические аспекты ее использования в педагогическом процессе, перечислены педагогические задачи, решению которых она способствует, и преимущества по сравнению с другими существующими технологиями. Даны толкование термина «кейс» и его структура, раскрыт алгоритм работы с кейсом. Показано воспитательное значение технологии, ее направленность на общую и профессиональную социализацию учащихся. Приведены примеры ее применения на разных ступенях получения экологического образования. 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

112-122 1490
Аннотация

Статья посвящена одной из актуальных проблем отечественного языкового образования – повышению качества обучения иностранным языкам и культурам в условиях массовой общеобразовательной школы. В результате анализа действующих нормативных документов и перспектив дальнейшего развития выделены ценностные ориентиры языкового образования в области иностранных языков, которые соотносятся с уровнем достижений и опытом дореволюционного обучения. Впервые проблема рассматривается на региональном уровне, на материале одного из отдаленных от центра территорий России – Южного Зауралья.

Основными методами исследования выступили историко-логический и компаративный (сравнительный) анализ ряда аспектов дореволюционного языкового образования, отраженных в дошедших до нас информационных источниках, преимущественно в неизвестных ранее архивных документах.

Актуализация изложенного в статье историко-педагогического опыта позволит, с одной стороны, сохранить отечественные языковые традиции, с другой – реализовать на уровне регионов инновационные проекты, способствующие совершенствованию языкового образования, многоязычию и поликультурности общества. 

КОНСУЛЬТАЦИИ

123-132 1503
Аннотация

В статье говорится об интегрированном изучении тем на основе общих математических понятий; показано, как реализуются новые приемы организации усвоения знаний, с помощью которых формируется целостное отношение к содержанию и способам профессиональной деятельности.

Под интеграцией авторы публикации понимают объединение теории, навыков и практических действий на всех уровнях подготовки специалиста, синтез всех форм знаний при выполнении конкретной цели. Интегрированный подход позволяет уплотнить и сконцентрировать изучаемый материал, устранить дублирование содержания тем в различных дисциплинах инженерно-технической области. При обучении теоретическим основам конструирования ключевая роль принадлежит математике. Поэтому для более эффективного овладения инженерными умениями и обучения студентов решению прикладных задач авторами была разработана методика формирования профессиональной компетенции на основе интегративного курса «Математика и информатика».

Особое место в данной методике отводится проведению лабораторных занятий с применением информационных технологий, так как они позволяют учащимся практически освоить научно-теоретические положения изучаемого предмета, овладеть техникой экспериментирования в соответствующей отрасли, инструментализировать полученные знания, т. е. превратить их в средство решения учебно- исследовательских, а затем и реальных производственных задач – иными словами, установить связь теории с практикой. В качестве примера приводится интегративная лабораторная работа «Операции над матрицами».

Целенаправленное внедрение в учебный процесс лабораторно-компьютерного практикума значительно повышает уровень математических знаний, способствует развитию нового интегративного метода мышления и значительному росту мотивации изучения математики. 

133-144 1079
Аннотация

Предметом статьи является процесс профильного естественнонаучного обучения в школе, основной темой – взаимосвязь успеваемости учащихся по математике и уровня их включенности в творческую деятельность на занятиях по решению задач естественнонаучного содержания. Цель работы заключалась в том, чтобы показать влияние математических структур и схем на эффективность учебно-творческой деятельности учащихся классов естественнонаучного профиля в ходе их обучения математике.

В статье дана сравнительная характеристика задачного, проблемного и модельного подходов к решению математических задач, обсуждены результаты экспериментального исследования эффективности математической подготовки в соответствии с этими подходами, показаны особенности моделирования проблемных задач. Автором рассмотрены также способы стимулирования творческой активности учащихся и мотивирования их к получению новых знаний, к поиску новых математических закономерностей в проблемных ситуациях естественнонаучного содержания. Особо отмечена роль олимпиадных и нестандартных задач, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление и творческие способности.

Предложенная методика показала целесообразность включения в структуру занятий по подготовке к ЕГЭ решение олимпиадных и нестандартных (проблемных) задач. Апробация методики подтвердила, что она способствует получению высоких результатов на государственной аттестации по математике и развитию творческих способностей школьников. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)